Развитие музыкальности детей посредством фольклора в детском саду

152

Мы живём в интересное и непростое время, когда на многие вещи начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую оче­редь это относится к нашему прошлому.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общеобразователь­ная программа дошкольного образования включа­ет в себя региональный компонент . Он отражает специфику национальной культуры, позволяет приобщать детей к истории, культуре, природе родного края.

Обратиться к истокам поможет фольклор в детском саду , ведь в его содержании - жизнь народа, человеческий опыт, духовный мир русского человека.


Фольклор в детском саду (в переводе с английского «народная мудрость», «народное знание») - народное художественное творчество: песни, сказки, легенды, драматические произведения, а также произведения изобразительного и декоратив­но-прикладного искусства.


К музыкальному фольклору в детском саду относятся во­кальные жанры (песни, былины, плачи) и инструментальные жанры (наигрыши, танцевальные, па­стушьи сигналы и т. д.). Из глубины веков до нас дошли и сохранились многие наигрыши и песни. Причина их долговечности - сама природа творчества. Отличительная черта - близость к народу, не зря фольклор называют устным народным творчеством.  Музыка сопровождала человека с древнейших времен, была для него элементарной необходимостью. 

Народная музыка формировалась не только для прослушивания, она жила в действии: в обряде, шествии, трудовой деятельности. Именно поэтому музыкальное начало в народном творчестве не отделялось от танца, жестов, движения, возгласов, мимики. Этой спецификой на­родной культуры и объясняется удивительная жанровая многоликость инструмен­тального и песенного фольклора.

А.М. Горький писал: «Ребёнок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологи­чески законно. Он хочет играть, он играет всем и по­знаёт окружающий его мир прежде всего и легче всего в игре, с игрой». Этим требованием забав пре­допределено игровое начало всех жанров фольклора в детском саду.


Термин «детский фольклор» был введён в нашей стране в научный обиход в начале XX в. В это время десятки этногра­фов, фольклористов, педагогов, литераторов систематически собирали и изучали детское творчество.


Разновидности фольклора в детском саду 

Исследователи фольклора в детском саду Виноградо­ва Г.С., Капица О.И., Науменко Г.М. все его образ­цы классифицировали на 3 раздела:

  1. Календарный. 
  2. Потешный. 
  3. Игровой. 

Календарный фольклор в детском саду. Сюда входят произведения, связанные с календарными датами, природой или же произве­дения, имеющие сезонный характер. Заметную его долю составляют веснянки, колядки, егорьевские песни, взятые у взрослых, а также собственно календарный детский фольклор - присказки птицам, насекомым, животным, заклинания явлениям природы. Эта область народного творчества одна из самых поэтических.  Она приучает воспитанников замечать поэзию окружающей природы в любое время года.

Потешный фольклор в детском саду. Это небылицы, прибаутки, дразнилки, имеющие самостоятельное значение, не связанное с играми. Назначение - раззабавить, рассмешить, развеселить ровесников. 

Небылицы - особенный вид песен, основанный на вымысле, со смещением реальных связей и отношений (медведь по полю летит, мужик пашет на свинье...). Воспитанников в небылицах привлекают юмористические положения, в которых оказываются герои. 

Дразнилки - это модель проявления юмора и детской сатиры. В них очень точно подмечается какой-либо недостаток, порок либо слабость человека. Каждая дразнилка содержит заряд необыкновенной эмоциональной силы. 

Прибаутки - фольклор в детском саду в виде коротких смешных песенок. 

Прибаутки, небылицы, дразнилки отвечают завышенной тяге детей к рифмам, нередко они сами создают простейшие рифмованные драз­нилки, нелепицы, что развивает фантазию воспитанников, пробужда­ет интерес к новым словообразованиям.

Игровой фольклор в детском саду. Занима­ет ведущее место в творчестве воспитанников. Трудно представить себе детей, не любящих различные игры.  Врач-педиатр и педагог Е.А. Покровский писал: «Ребёнок, лишён­ный элементарных знаний, которые даёт ему игра, не смог бы ничему научиться в школе и был бы без­надёжно оторван от своего естественного и соци­ального окружения».

Исследователь Науменко Г.М.1 разделил игры на три основные группы: драматические, спортив­ные, хороводные.

Основой драматических игр является воплоще­ние художественного образа в драматическом дей­ствии, т. е. в синтезе диалога, музыкального припева и движения. В них формируются зачатки театрали­зованного драматического действа.

Спецификой спортивных игр игрового фольклора в детском саду является спортив­ное состязание, их цель - победа, улучшение тех или иных спортивных умений. Часто в них исполняются игровые при­певы.

В хороводных играх разрабатываются хореогра­фические, плясовые моменты. По характеру движе­ния игры делятся на круговые, некруговые, хоро­водные и шествия.

Большое место в играх детей занимают считалки.

Если проанализировать фольклор в детском саду, записанный от современных детей, можно увидеть, что всё реже встречаются игры с элементами театрализации, сю­жетно связанные с древним земледелием и домашним скотом, некоторые игры за счет упрощения превра­щаются в спортивные. Большой популярностью у сельских и городских детей пользуются игры с мя­чом и скакалкой.

У нас приобщение воспитанников к фольклору в детском саду осуществля­ется через непосредственно образовательную дея­тельность, работу кружков, через праздники и развлечения.

Опыт работы помог конкретизировать следую­щие задачи:

  1. Развивать активное восприятие музыки по­средством музыкального фольклора в детском саду.
  2. Развивать специальные музыкальные способ­ности (чувство ритма, ладовое чувство, музы­кально-слуховые представления).
  3. Формировать исполнительские навыки в об­ласти пения, движения, музицирования.
  4. Развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей.

Интерес и любовь к фольклору в детском саду нуж­но воспитывать, поэтому в работе с дошкольниками исполь­зуются следующие методы:

  1. Исполнение и разучивание произведений рус­ского фольклора.
  2. Слушание народной музыки.
  3. Чтение книг и сказок как путь накопления зна­ний о народном творчестве.
  4. Пение различных упражнений, песенок-попевок, способствующих созданию активной творческой атмосферы.
  5. Музыкально-игровые моменты и ритмические движения как эмоционально увлекательный приём.

Отбирая репертуар для фольклора в детском саду, мы опираемся на следующие принципы:

  1. Художественная ценность.
  2. Доступность по эмоционально-образному со­держанию.
  3. Доступность для воспроизведения детьми.

Народная музыка всегда должна быть яркой, об­разной, предельно приближённой к переживаниям и интересам ребёнка, чтобы обогащать его познава­тельно и эмоционально.

Воспитанники приобщаются к фольклору в детском саду в процессе раз­личных видов деятельности:

  • восприятия и исполнительства;
  • игр;
  • музыкально-образовательной деятельности.

Рассмотрим значение фольклора в детском саду в развитии му­зыкальности детей. А что такое музыкальность? Музыкальность - это комплекс способностей. Основные три из них:

  • ладовое чувство;
  • музыкально-слуховые представления;
  • чувство ритма.

Используемые в работе с детьми заклички, игро­вые напевы, колыбельные песни, построенные на многократном повторе секундовых, терцовых и квартовых интервалов, подготавливают детей к исполнению более сложных по музыкальному язы­ку мелодий, это развивает у дошкольников музыкально-слуховые представления и ладовое чувство. Также это укрепляет физическое здоровье - лёгкие и голосовой аппарат, т. к. большинство закличек, дразнилок поётся полным голосом, на грудном ре­зонировании, как можно громче.

Большой интерес вызывают игры, как элемент фольклора в детском саду, которые и явля­ются ведущим видом деятельности у дошкольников. Русские народные игры в детском саду часто проводят с пением. Оно их украшает, способствует быстрому запоминанию, придаёт ритмическую сла­женность. В играх, сопровождаемых напевом, перед детьми ставятся несколько задач: ходить или бегать, следить за ходом игры, да ещё при этом петь. Вот здесь-то и вырабатываются ловкость и смекалка, ар­тистические качества, умение общаться между со­бой, снимается эмоциональная зажатость, стесне­ние. Появляется азартное настроение, что даёт пол­ную свободу мышцам, в т. ч. и голосовому аппарату. Звукообразование происходит естественным обра­зом. Через эмоциональную память, голосовые, мы­шечные ощущения приобретается навык певческой свободы. Попевки в игре могут сопровождаться движениями, ритмическими акцентами, хлопками в ладоши, что помогает развивать у детей чувство ритма.

Таким образом, можно сделать вывод, что фольклор в детском саду играет чрезвычайно важную роль в развитии музыкальности детей.

Работу по разви­тию музыкальности у дошкольников посредством фольклора в детском саду было бы трудно осуществить без тесного взаи­модействия специалистов и педагогов, ведущих непосредственную работу с воспитанниками. Также большое значение играет предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении. Для детей создана «Гор­ница», обогащённая предметами русского быта. Дети знакомятся с народно-прикладным искус­ством, с вышивками; с дымковской, городецкой, хохломской росписью; с народными инструмента­ми, костюмами.

Праздники фольклора в детском саду 

Особенно ценными для музыкального развития воспитанников являются праздники фольклора в детском саду, которые закрепляют и углубляют музыкальные впечатления, полученные в непосредственно образовательной деятельности, духовно обогащают детей, развивают основы музыкальной культуры.

Традицией стало проведение та­ких праздников фольклора в детском саду, как: «Осенина», «Рождество», «Масленица», «Троица».

Праздники - это не только своеобразный итог проведённой с детьми работы по усвоению фоль­клорного материала, но и мощный фактор поло­жительного воздействия на эмоциональную сфе­ру ребёнка2. Праздники фольклора в детском саду  - возмож­ность для детей проявить свои музыкальные и творческие способности в любом виде деятель­ности без лишних физических и психологических нагрузок.


1 Науменко Г.М. Русское народное творчество. М.: «Советский композитор», 1988.

Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и в школе. Песни, игры, загадки, театрализованные представления в авторской записи, нотной расшифровке и редакции. М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2000. – Примеч. авт.

2 См. исследования: Бударина Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. СПб.,1998.

Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка. М.: Просвещение, 1988.

КольцовМ.И. Русский фольклор на музыкальных занятиях, утренниках // Дошкольное воспитание. 1993. № 5.

Картушина М.Ю. Русские народные праздники в детском саду. М., 2006.

Мерзлякова С.И. Фольклор - музыка - театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками : Программно-метод. пособ. / Под ред. С.И. Мерзляковой. М.: «ВЛАДОС», 1999.

Орлова А.В. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду: Конспекты занятий и сценарии праздников. Владимир: Владимирский областной институт усовершенствования учителей, 1995.

Орехова Н.А. Методика работы с детским фольклорным ансамблем. М.: ООО «Полиарт», 2002.

Радынова О.П. Баюшки-баю: Слушаем и поём колыбельные песни. М.: «ВЛАДОС», 1995. - Примеч. авт.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник музыкального руководителя»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль