Развитие любознательности детей. Проект «Кладовая полезных штучек»

508

Илюхина Ю.В., 
доцент кафедры развития ребенка младшего возраста ГБОУ «Институт развития образования» Краснодарского края

Нещеретова Т.А., 
старший воспитатель МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 2» г. Усть-Лабинска Краснодарского края

Невмержицкая А.А., 
воспитатель МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 2» г. Усть-Лабинска Краснодарского края, победитель краевого конкурса «Воспитатель года Кубани» (2015 г.), участник VI Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России» (2015 г.)

С течением времени в детском саду накапливается большое количество потерявших актуальность игровых материалов, поделок, разных предметов, с которыми дошкольники перестали играть. В рамках проектной деятельности по созданию тематических мини-музеев педагоги могут упорядочить их расположение в группе, открыть эти предметы для детей и их родителей с новой стороны, использовать как средство развития любознательности детей, самостоятельности, воображения, системного мышления.

Современному обществу нужны образованные люди, обладающие системным мышлением, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Поэтому задача родителей и педагогов — воспитать детей активными, думающими личностями, способными на творческий подход к любому делу.

Развитие любознательности детей при помощи проектов

Как стимулировать природную потребность ребенка в новизне? Как развить у него способность искать новое? Как научить видеть проблемы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, выдвигать гипотезы, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения, правильно излагать и отстаивать свои идеи? Эти вопросы актуальны для современной образовательной практики.

Исследования педагогов и психологов показывают, что эффективность интеллектуального развития детей дошкольного возраста зависит не только от того, как организован процесс обучения, передача им знаний, но и от обратной связи — от позиции самого ребенка, его активности.

Развитие любознательности детей: нормативная основа

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв.приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее — ФГОС ДО), ориентируют педагогов на развитие у детей самостоятельной познавательной активности. Использование технологии проектной деятельности поможет эффективному решению данной задачи.

Педагоги МАДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 2» г. Усть-Лабинска организуют деятельность воспитанников по ознакомлению с окружающим миром в форме партнерского взаимодействия со взрослыми, развертывающегося как исследование вещей и явлений, доступное и привлекательное для детей.

Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством разных видов детской деятельности предполагает решение следующих задач:

  • поддержка детской инициативы, любознательности и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, познавательно-исследовательской, изобразительной, двигательной и др.);
  • гибкое проектирование развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей ситуацию выбора;
  • модификация и интеграция современных педагогических технологий (технологии моделирования, развивающих технологий, экспериментирования, ИК-технологий, ТРИЗ, РТВ);
  • социализация воспитанников посредством формирования у них системно-смыслового мышления («Не почему, а зачем?»);
  • разработка новых механизмов взаимодействия с родителями в процессе совместной проектно-исследовательской деятельности;
  • создание тематических мини-музеев в результате проектно-исследовательской деятельности.

Для решения этих задач в ДОО был разработан долгосрочный проект «Кладовая полезных штучек»(далее — проект), представленный четырьмя мини-проектами, тематика которых определялась интересами детей.

Задачи и методическое содержание проекта по развитию любознательности детей

Идея проекта возникла, когда в ДОО скопилось большое количество разнообразных предметов, которые часто пылились на полках в связи с их невостребованностью. Необходимо было произвести «ребрендинг», превратив ненужные вещи в «Кладовую полезных штучек», в которой появилась бы возможность сочинять, фантазировать, открывать мир. В течение года дошкольники исследовали объекты по следующим темам: «Птицы», «Музыкальные инструменты», «Посуда», «Время».

Результатом проектной деятельности стало создание тематических мини-музеев — «Кладовых полезных штучек», которые знакомили дошкольников с окружающим миром.

Организуя различные виды детской деятельности в рамках данного проекта, педагоги решали следующие задачи:

  • развитие у детей любознательности, самостоятельности;
  • формирование умения задавать вопросы взрослым и сверстникам, устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно объяснять явления природы и поступки людей;
  • развитие навыков наблюдательности, способности экспериментировать, принимать решения с опорой на свои знания и умения.

Успех выполнения любого проекта во многом зависит от того, как воспитатель сможет заинтересовать дошкольников. Чтобы привлечь внимание детей к «Кладовой полезных штучек», педагог проводил с ними беседу о том, как и где ее организовать. Было принято совместное решение, что «кладовую» лучше всего поместить около магнитной доски и полок. Чтобы зайти в нее, нужно открыть дверь, а за ней детей ждет удивительный мир вещей и событий, с которыми они связаны. Игровым маркером, обозначающим эту дверь, стала ширма с изображением «кладовой» снаружи и внутри.

Чтобы у дошкольников была возможность проводить в «кладовой» сюжетно-ролевые игры, необходимо было поселить в ней главного обитателя, т. е. ввести в проект игровой персонаж.

Так, дети совместно с воспитателем решили, что лучше всего на роль хранителя «кладовой» подходит домовенок Кузя, потому что он добрый, любознательный, а самое главное, сможет оберегать «полезные штучки» не только днем, но и ночью, когда все воспитанники расходятся по домам. А еще Кузя понимает язык растений, птиц и зверей, потому что он долгое время жил в лесу.

Для подбора и размещения экспонатов в «Кладовой полезных штучек» использовался метод системного подхода, который активно применяется в программах ТРИЗ и РТВ и подробно описан А.М. Страунинг1.

Адаптированная ею таблица «Системный оператор» для педагогов, была модифицирована для детей старшего дошкольного возраста: изменены названия ячеек и добавлены символы. Таблица стала своеобразным путеводителем по «кладовой».

Первая «кладовая» была посвящена птицам. В приложении представлена реализация мини-проекта «Птицы» как части долгосрочного проекта «Кладовая полезных штучек» с помощью модифицированной таблицы «Системный оператор».

Проектно-исследовательская деятельность детей, педагогов и родителей по созданию «кладовой» проходила в трех направлениях:

  • в рамках непрерывной образовательной деятельности, которая организуется в форме занятий, целевых прогулок, экскурсий;
  • в ходе режимных моментов как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников;
  • в ходе культурно-досуговой деятельности.

Окружающую природу ребенок лучше познает путем сравнения, выделяя в предмете новые качества, свойства, отличные от обычных, уже знакомых. Поэтому в основе проблемного обучения лежат вопросы и задания, которые воспитатель предлагает детям. Вопросы для сравнения ставятся так, чтобы дошкольники последовательно выделяли сначала признаки различия, потом признаки сходства. Среди проблемных вопросов особое место занимают те, которые побуждают вскрыть противоречие между сложившимся опытом и вновь полученными знаниями.

В процессе исследования воспитатель может иногда «ошибиться», чтобы дети сами заметили ошибку и поправили его. При этом важно воспитывать у дошкольников интерес к чужому мнению. Не следует забывать и о шутке: она активизирует мысль, озадачивает детей. Неожиданные занимательные приемы побуждают их к размышлению.

Развивая исследовательские способности дошкольников, необходимо обучать их специальным знаниям, умениям и навыкам проектной деятельности. К ним относятся: видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, делать умозаключения и выводы, доказывать и защищать свои идеи.

Например, чтобы научить ребенка задавать вопросы, можно поставить на стол какой-либо предмет и предложить расспросить о нем, придумать вопросы от лица сказочного героя. А научить ребенка выдвигать гипотезы получится, если сначала предложить ему объяснить явления не только реальными, но и фантастическими причинами. Например: придумать пять сказочных объяснений тому, почему поют птицы (дают концерт, их заколдовала сказочная фея, они так предсказывают погоду и т. д.). Затем попросить подобрать правдоподобные объяснения этому явлению. В ходе данного упражнения дети осваивают «словарь гипотез». Гипотезы обычно начинаются с фраз «может быть», «предположим», «допустим», «возможно».

Чтобы дошкольники научились видеть проблемы, можно поиграть с ними в словесные игры: «Посмотри на мир чужими глазами», «Составь рассказ от имени другого персонажа», «Составь рассказ, используя данную концовку», «Придумай нетрадиционный способ использования заданного предмета», «Назови как можно больше признаков предмета», «Придумай и нарисуй как можно больше сюжетов на одну и ту же тему». Данные упражнения способствуют развитию системного видения мира, интеллектуальных и творческих способностей.

Для мини-музея можно изготовить целый набор хорошо знакомых и любимых игр: «Четвертый лишний», «Найди пять отличий», «Разрезные картинки», «Угадай, что в мешочке», «Лабиринт», «Чья тень?».

В настоящих музеях трогать руками большинство экспонатов нельзя, а в «Кладовой полезных штучек» не только можно, но и нужно. Но при одном условии: если следовать совместно разработанным детьми и воспитателем правилам. Например:

  • Можно играть со всеми предметами, но по-разному.
  • Эти вещи можно трогать руками.
  • Эти вещи можно только рассматривать.
  • Эти вещи можно нюхать.
  • Попроси взрослого помочь (только для совместных со взрослыми игр).

Заключительный этап работы над мини-проектом — представление и применение «кладовой». Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие — понимание — осмысливание — закрепление — применение. Главная особенность работы с «кладовой»: все собранные объекты активно включаются в детскую деятельность как в процессе создания, так и по ее окончании.

Работа над данным проектом предполагает не только качество и количество получаемой детьми информации. Важно пробуждать у дошкольников творческую активность. Поэтому необходимо продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями «кладовой». Это могут быть:

  • разнообразные игры музейного содержания: игры-развлечения, игры-путешествия, игры-упражнения, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений;
  • изготовление технологических карт опытов и экспериментов;
  • изобразительная деятельность, аппликация, создание коллажей, схем, моделей;
  • выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку, сочинить сказку и т. д.).

Персонажи проекта по развитию любознательности детей

Игровой персонаж, домовенок Кузя, включается в организацию образовательного процесса на базе собранного материала. Для активизации внимания детей воспитатель предлагает помочь ему отгадать загадку, ребус, навести порядок, провести опыт, ответить на вопрос и т. д.

С целью закрепления использования метода «Системный оператор» при исследовании предмета и объекта воспитатель просит дошкольников навести порядок в «Кладовой полезных штучек», который был нарушен в отсутствие домовенка.

Так, с опорой на таблицу «Системный оператор» дети располагали «полезные штучки» на полочки «кладовой», объясняя свой выбор. Данный подход закрепляет умение раскрывать структуру элементов объекта, его внутренние и внешние связи, сводящие все знания об объекте в единое целое.

Собранный материал позволил использовать такие формы работы, как:

  • экскурсия по «кладовой», проводимая детьми для родителей и воспитанников детского сада;
  • интервью для газеты ДОО об интересных мероприятиях в «кладовой»;
  • оформление путеводителя по «кладовой»;
  • запись видеоэкскурсии по «кладовой».

Имея такое методическое сопровождение, данный познавательный материал может быть использован педагогами не только одного детского сада, но и другими ДОО города (района).

Взаимодействие с родителями в рамках реализации проекта по развитию любознательности детей

Проектная деятельность в детском саду, во-первых, создает благоприятные условия для эффективного взаимодействия с родителями ДОО, которые являются не только социальными заказчиками, но и непосредственными участниками образовательного процесса; а во-вторых, способствует установлению долговременных, постоянных связей с ближайшими социальными партнерами.

ФГОС ДО инициирует на поиск новых механизмов взаимодействия с родителями с целью непосредственного включения их в образовательный процесс. Если раньше родители позиционировались как внешние социальные партнеры, то в настоящее время — это внутренние партнеры, которые выступают инициаторами тем проектов, принимают активное участие в их разработке, реализации, коррекции и контроле.

Так, с целью определения информационного запроса от родителей для выбора новой темы проекта педагоги использовали урны для голосования, вели рубрику «Ваше мнение» на сайте детского сада.

Участие происходило как в форме прямого включения родителей в проект, так и посредством выполнения «домашних заданий». С помощью листов обратной связи и рубрики «Портфель достижений» на сайте ДОО родители активно участвовали в подведении итогов реализации проекта.

Модель взаимодействия с родителями воспитанников в рамках реализации проекта «Кладовая полезных штучек» представлена на схеме.

Развитие любознательности детей. Проект «Кладовая полезных штучек»

Инициаторами долговременного образовательного партнерства также становились представители внешних социальных институтов. Данное взаимодействие реализовывалось в различных видах детской деятельности и в образовательном пространстве ДОО, и за его пределами. Разработанный план сетевого взаимодействия позволил оптимально использовать образовательные возможности внешнего партнера в соответствии с темой проекта.

Таким образом, участников проекта «Кладовая полезных штучек» можно условно разделить на две группы:

  • партнеры внутренней среды (педагоги, родители, дети);
  • партнеры внешней среды (библиотека, музей, СОШ № 2, спортивная школа, музыкальная школа, станция юннатов, детские сады города).

Итоги проекта по развитию любознательности детей

Каковы итоги и оценочные параметры долгосрочного проекта «Кладовая полезных штучек»? Во-первых, любая деятельность зависит от отношения к ней субъекта. Поэтому педагогам важно было определить отношение детей к проектно-исследовательской деятельности, степень проявления интереса к ней и активности. Во-вторых, следует оценивать не достигнутый результат, а его процесс, то, как думает, рассуждает ребенок.

Необходимо отметить, что выделенные умения являются качественными показателями. Поэтому показатели сформированности проектно-исследовательской деятельности необходимо сопоставлять как на внешнем, так и на внутреннем уровнях: какие наблюдаются качественные изменения в структуре личности ребенка и как они проявляются в его взаимодействии с окружающим.

В КАЧЕСТВЕ
ПОКАЗАТЕЛЕЙ 
СФОРМИРОВАННОСТИ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
А.И. САВЕНКОВ 
ВЫДЕЛЯЕТ СЛЕДУЮЩИЕ
УМЕНИЯ2:

• видеть проблему;
• формулировать и задавать вопросы;
• выдвигать гипотезы;
• делать выводы и умозаключения;
• доказывать и защищать свои идеи;
• самостоятельно действовать на этапах исследования.

Критерии сформированности исследовательской деятельности:
• самостоятельность;
• полнота и логичность ответа;
• правильность выводов и формулировок.

Так, по результатам итоговой педагогической диагностики была выявлена положительная динамика уровня развития познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста. Воспитанники владеют основными культурными способами деятельности, проявляют инициативу и самостоятельность в игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и т. д.; способны выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности. Дошкольники стали более любознательны, задают вопросы взрослым и сверстникам, интересуются причинно-следственными связями, пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонны наблюдать, экспериментировать. Они стараются принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения.

В процессе проектной деятельности возникло единое развивающее пространство «дети — педагоги — родители». Но самое главное, дети полноценно и радостно проживают каждый день в детском саду, совершая большие и малые «открытия». О них они с удовольствием рассказывают родителям, проводят аналогичные и более сложные опыты дома, учатся ставить проблемы, выдвигать гипотезы, самостоятельно решать задачи.

Предложенная форма работы открывает возможность для реализации развивающих задач с учетом возрастных особенностей детей, создает пространство гибкого проектирования образовательного процесса под детские интересы. Воспитанники выступают как особого рода «проектировщики» не впрямую, а через свой отклик на образовательную среду, что используется воспитателем для ее преобразования и дополнения. Преимущества данной модели видятся в том, что баланс взрослой и детской инициативы достигается не за счет жесткого разделения сфер господства взрослого и свободы ребенка, а за счет гибкого проектирования партнерской деятельности, где обе стороны выступают как центральные фигуры образовательного процесса.

Приложение

Реализация мини-проекта «Птицы» с помощью модифицированной таблицы «Системный оператор»

Подготовительный этап

Для вовлечения в проектную деятельность на этом этапе родителям детей предлагаются информационные листы о проекте, оформляется видеоприглашение. Далее родители выступают в роли активных участников совместной с детьми проектной деятельности на каждом из ее этапов.

Чтобы привлечь внимание дошкольников и заинтересовать их новым проектом, воспитатель проводит беседу. В мини-проекте «Птицы» ориентиром и вектором проектно-исследовательской деятельности (в соответствии с методом системного оператора) является «Переписка с птицами». Этот прием очень нравится дошкольникам.

Введение в проблему

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Пишут вам птицы. Мы каждый день за вами наблюдаем и очень много о вас знаем: ваши имена, одежду, любимые игры, голоса. А что вы знаете о нас? Если вы за нами понаблюдаете, то узнаете много интересного. И мы подружимся.

Оценка знаний детей о птицах

С помощью «метода трех вопросов» педагог уточняет знания воспитанников о птицах, а также выясняет, что еще они хотели бы узнать о пернатых:

  • Что мы знаем (о птицах)?
  • Что мы хотим знать (о птицах)?
  • Как об этом (о птицах) узнать?
Исследовательский этап

Сбор материалов и предметов по теме мини-проекта

Дошкольники приносят в «Кладовую полезных штучек» картинки и фигурки с изображением птиц, книги о птицах. Постепенно собираются различные предметы, которые знакомят с жизнью пернатых. Возникает проблема: где их расположить, чтобы было удобно рассматривать. Принимается совместное решение, что картинки с изображением птиц лучше поместить на магнитную доску, а объемные игровые макеты, модели, маркеры — на полку. Таким образом, визуально определяется центральная ячейка модифицированной таблицы «Системный оператор», объект исследования — птицы.

Работа с модифицированной таблицей «Системный оператор» (1-й этап)

Рассматриваемый объект условно помещается в центр модифицированной таблицы «Системный оператор», состоящей из девяти ячеек (3×3).

Развитие любознательности детей. Проект «Кладовая полезных штучек»

Модифицированная таблица «Системный оператор»

Этот объект (система) в ячейке № 1 обозначается кружком со знаком вопроса. В данном случае — птицы. Любой объект (система) не существует сам по себе, он всегда является частью чего-то или находится в каком-то специальном месте. В ячейке № 2 (надсистема) представлен маленький кружок в большом и вопрос «Частью чего является?» (Птицы — часть обитателей планеты Земля). В «кладовой» можно разместить макеты или картинки мест обитаний птиц, их домики.

Воспитатель читает дошкольникам следующее письмо от птиц с просьбой сделать для них домики. Дети рассматривают картинки и узнают, где живут птицы. Но здесь важно не только узнать, какие это домики, но и изготовить их. Решить эту проблему помогают родители воспитанников, и в «кладовой» возникает целая экспозиция, знакомящая со средой обитания птиц.

Объект (система) зачастую неоднороден: он состоит из частей, деталей. В ячейке № 3 представлен круг, разделенный на сектора, и вопрос «Из чего состоит?». В «кладовой» можно подробно рассмотреть строение птиц (клюв, перья, лапы, крылья, яйца), собрать коллекции.

Затем воспитатель вновь получает от птиц письмо — на этот раз с сюрпризом: внутри конверта находятся «Кольца Луллия».

Игра «Кольца Луллия»

Игровая задача — подобрать для птиц корм. Оказалось, что все птицы питаются по-разному. Дети проводят исследование особенностей строения птиц и приходят к выводу, что мир пернатых очень разнообразен: они бывают большие, маленькие, водоплавающие, летающие, прыгающие, хищники и т. д.

Для игры «Кольца Луллия» дошкольники совместно с родителями изготавливают диски, подбирают и наклеивают картинки, чтобы потом соединить их по логическим парам: клюв — еда, голова — хвост, голова — лапы, птица — домик.

Коллекционирование

Наполнить «кладовую» помогает коллекционирование. Воспитатель и дети обсуждают собираемый материал (перья, яйца), находят сходства и различия, обсуждают возможные основания для их группировки. Затем материал размещается так, чтобы его было удобно рассмотреть, потрогать руками. Так дошкольники узнают об особенностях строения объекта.

Примечание. Организуя образовательную деятельность дошкольников по знакомству с птицами в рамках «Кладовой полезных штучек», можно привлечь их внимание материалом интригующего или демонстрационного характера. При этом исследовательскую деятельность лучше проводить в ситуации свободного размещения детей и взрослого вокруг предмета исследования.

Самостоятельное исследование

Структура детского исследования, так же как и исследование, проводимое взрослым ученым, включает следующие этапы:

  • выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
  • выдвижение гипотезы;
  • поиск и предложение возможных вариантов решения;
  • сбор материала;
  • обобщение полученных данных.

Детям предоставляется возможность поэкспериментировать самим. Обсуждая их действия, воспитатель может несколько раз поменять условия опыта. Результатом экспериментов становится обнаружение причинно-следственных связей.

Так, знакомясь с разнообразием птичьего мира, дети обратили внимание, что не все птицы плавают. Так была выделена и поставлена проблема исследования: «Почему не все птицы плавают?». Совместными усилиями дошкольники и воспитатель выдвинули гипотезы исследования: они имеют разное строение; птицы по-разному питаются; у птиц разные перья. Затем был составлен план исследований: понаблюдать за птицами, изучить энциклопедию, провести опыты с перьями водоплавающих птиц. В ходе наблюдений выяснилось, что водоплавающие птицы питаются не только мошками, но и ряской, мелкой рыбой, водоплавающими насекомыми, лягушками. В результате в группе появился тематический альбом «Фотопутешествие по водоемам нашего края», который помогли собрать родители, увлекающиеся рыбалкой и туризмом. Так была подмечена одна из особенностей водоплавающих птиц.

С перьями птиц дети также провели ряд опытов: «Как с гуся вода», «Разноцветные перышки», «Какое перышко легче?», «Каким перышком можно писать?». Были установлены причинно-следственные связи и сделаны выводы. Чтобы дошкольники могли экспериментировать самостоятельно, педагоги разработали технологические карты проведения опытов. В результате лаборатория «кладовой» постоянно пополнялась все новыми материалами для экспериментов, находящимися в доступном для детей месте.

Примечание. После экспериментирования наборы для проведения опытов остаются в кладовой для наблюдений и экспериментов, проводимых другими детьми.

Таким образом, складывается центральный столбец таблицы (№ 1–3), что позволяет получить некоторые сведения об интересующем объекте.

Работа с модифицированной таблицей «Системный оператор» (2-й этап)

Далее анализируется центральная горизонталь, которая является своеобразной временной лентой. Инициируя дальнейшую исследовательскую деятельность по собиранию полезных вещей в «кладовую» по теме «Птицы», воспитатель вновь предлагает рассмотреть таблицу «Системный оператор» и подумать, что обозначают символы: кружок со стрелкой влево и кружок со стрелкой вправо.

Так «кладовая» наполняется предметами, которые являются прошлым и будущим птиц. В прошлом птицы были яйцами, птенцами, а в будущем могут стать продуктами питания, элементами одежды, головных уборов, использоваться в изготовлении предметов быта, воплощаться в произведениях искусства: картинах, музыке, хореографии.

Ячейка № 4 рассказывает о том, чем являлся объект в прошлом. В данном случае: «Чем была птица до того, как стала птицей?» В ячейке представлен кружок, от которого идет стрелка влево и вопрос «Чем было раньше?». В данном случае это яйцо. В «кладовой» можно разместить коллекцию яиц, макет яйца, соответствующие игры.

Будущее системы рассматривается в ячейке № 5: что произойдет с этим объектом? В ячейке представлен кружок, от которого идет стрелка вправо и вопрос «Чем будет?». В «кладовой» можно разместить предметы и объекты, которые познакомят посетителей с ролью птиц в жизни человека: использованием перьев, изготовлением продуктов питания, а также картины с изображением птиц и книги.

Ячейка № 6 — надсистема в прошлом. Она обозначается маленьким кругом в большом, от большого идет стрелка влево и вопрос «Чем было раньше?». Исследуя птиц, педагог и дети могут рассмотреть, какой была среда их обитания на земле в прошлом.

Ячейка № 8 — надсистема в будущем. Она обозначается маленьким кругом в большом, от которого идет стрелка вправо. В данном случае можно рассмотреть, как изменится среда обитания птиц в будущем: экологические изменения на планете.

Ячейка № 7 — это антисистема (круг со знаком «-»): враги нашего объекта (человек, хищники, холодная зима, плохая погода).

Ячейка № 9 — это сосистема (круг со знаком «+»): друзья объекта (человек, домики, солнышко, подсолнечник).

Подбирая экспонаты в соответствии с ячейкой № 9 (сосистема — друзья), воспитатель активизирует внимание дошкольников еще одним письмом:

Воспитатель: «Ребята, пишут вам птицы, живущие на вашей площадке. Мы часто наблюдаем, как вы играете. Мы и сами любим поиграть. Но сейчас зима, и нам надо экономить силы. Зимой не до веселья! А вы не забывайте о нас. Выходите на прогулку, мы вам будем очень рады!»

Перед детьми возникает проблема: выяснить, какие трудности испытывают птицы зимой и чем им можно помочь. В ходе наблюдений и изучения познавательной литературы выясняется, что самую большую опасность для птиц представляет недостаток корма. От холода их спасают перья, а найти корм зимой бывает очень трудно. Дети при помощи воспитателя придумывают план по спасению птиц зимой:

  • узнать, чем питаются птицы;
  • разработать проект кормушки из пластиковой бутылки;
  • изготовить и развесить кормушки;
  • разнести по другим группам детского сада информационные листовки с призывом «Покормите птиц зимой!»;
  • провести фотонаблюдение «Зимние приключения пернатых».

В результате проектно-исследовательской деятельности в «кладовой» появляются готовые кормушки для птиц, а также заготовки для их самостоятельного изготовления; фотоальбом на тему «Зимующие птицы», дидактическая игра «Кто чем питается?». Чтобы привлечь внимание к проблеме сохранения птиц на земле, дети и родители готовят театрализованное представление «Приключения воробьишки».

Таким образом, дошкольники приходят к выводу, что они являются друзьями птиц. Поэтому в «кладовой» появляются картинки, фотографии, иллюстрации из книг, схемы-подсказки, которые рассказывают, как нужно заботиться о пернатых. Но в природе у птиц и много врагов. Поэтому в «кладовой» появляются следующие экспонаты: картинки зимы, сильного ветра, жаркого солнца, охотника с ружьем, хищников.

Презентационный этап

На данном этапе проводятся следующие мероприятия:

  • отбор познавательного материала из «Кладовой полезных штучек» для ознакомления с ним детей из других детских садов;
  • выставка экспозиции «Кладовой полезных штучек» в краеведческом музее города;
  • создание видеоэкскурсии по «Кладовой полезных штучек»;
  • проведение экскурсий для детей детского сада;
  • выставка книжек-самоделок;
  • выпуск буклетов, газет о «Кладовой полезных штучек»;
  • выставка детско-родительских творческих рисунков и поделок;
  • детско-родительское театрализованное представление по авторской сказке «Птичий спор».

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль