Познавательно-исследовательская деятельность с детьми «Я вулканам командир!»

305

Арсенина Е.Н., 
детский писатель, художник, музыкант, сценарист, организатор музыкальных и литературных занятий с детьми, автор методических книг и пособий, г. Саратов

Гуськова Т.Г., 
старший воспитатель высшей квалификационной категории МДОУ «Детский сад № 53 “Полянка”» г. Саратова

Афонина И.В., 
воспитатель МДОУ «Детский сад № 53 “Полянка”» г. Саратова

Иванова Н.В., 
детский писатель, автор художественных и познавательных книг для детей, лауреат литературных конкурсов, обладатель медали «За высокий уровень литературного мастерства», знака из серебра «Серебряное перо Руси», г. Москва

Один из основных принципов дошкольного образования — формирование познавательных интересов и действий ребенка в различных видах деятельности. Познавательно-исследовательская деятельность с детьми предполагает, кроме прочего, формирование у детей первичных представлений об объектах окружающего мира, планете Земля и особенностях ее природы. Сделать этот процесс увлекательным и интересным поможет предлагаемый цикл занятий, в ходе которых дошкольники познакомятся с рельефом нашей планеты, узнают о некоторых элементарных химических процессах, создадут модели гор и вулканов и даже вызовут вулканическое извержение.

Познавательно-исследовательская деятельность с детьми: изучение вулканов

Россия — самая большая страна мира, и каких чудес в ней только нет! Глубочайшее на планете озеро Байкал, обширное арктическое побережье, самая полноводная река Обь, необъятные просторы Сибири. А на Дальнем Востоке много действующих и потухших вулканов, особенно на полуострове Камчатка и Курильских островах.

Извержение вулкана — грозное и удивительное природное явление. Вулканы и их бурная активность в разные века так потрясали воображение людей, что часто находили отражение в эпосе и искусстве. Само слово происходит от имени древнеримского бога огня Вулкана. Прообразом сказочного или былинного огнедышащего Змея Горыныча некоторые ученые тоже считают вулканы. Ведь слова «Горыныч» и «гора» созвучны, и трехголового дракона можно считать «сыном горы». Вот и в сказке уральского писателя Евгения Пермяка «Как Огонь Воду замуж взял» действуют «с жениховой стороны огневая родня: тетка Молния да двоюродный брат Вулкан». Иногда мощным и опасным вулканам даже даются нежные имена, как вулкану Тятя на острове Кунашир Большой Курильской гряды.

Конечно, каждому хочется увидеть настоящий действующий или хотя бы потухший вулкан. Однако добраться до Камчатки и Курил нелегко. Но «покорить» вулканы можно и в дошкольной образовательной организации.

Познавательно-исследовательская деятельность с детьми: геологические занятия

Для этого с воспитанниками старшей группы ДОО можно провести цикл интересных, развивающих, познавательных занятий с элементами экспериментирования, основанных на интеграции различных видов детской деятельности (в частности, игровой, познавательно-исследовательской, изобразительной).

Задачи познавательных занятий:

  • формирование у детей представлений об окружающем мире;
  • стимулирование стремления к познанию нового;
  • расширение знаний о геологическом прошлом и настоящем Земли, простейших химических процессах;
  • обогащение словарного запаса («вулкан», «жерло», «лава», «вулканическая порода», «геологическая платформа»);
  • активизация употребления в речи терминов («наука», «геология», «география», «химия», «астрономия», «экспедиция», «эксперимент»).

Подобные занятия лучше организовывать поэтапно, раз в неделю. Первым этапом познавательно-исследовательской деятельности является «геологическая разведка», которую можно провести и в группе детского сада, и на его территории.

Для установки вулкана и его окрестностей понадобится надежная «геологическая платформа». Воспитатель предлагает детямнайти «геологическую платформу» и «вулканическую породу» — материалы для «ручного вулкана». Для этой цели подойдет плотный картон или кусок прямоугольной фанеры.

Познавательно-исследовательская деятельность с детьми: создаем свой вулкан

Платформу следует украсить окружающим вулкан ландшафтом, рельефом. Их можно нарисовать, выполнить в технике плоской и объемной аппликации или вылепить из пластилина. Предложите воспитанникам проявить фантазию, изобразив около вулкана, например, озеро или реку, поле или лес, степь, пустыню или еще несколько сопок и гор. Или даже сотворить Антарктиду в снежно-ледяных, бело-голубых тонах, ведь там тоже есть действующие и потухшие вулканы.

Вокруг вулкана может быть и марсианский ландшафт, потому что высочайшая вершина вулканического происхождения на планетах Солнечной системы — гора Олимп на Марсе. Она выше двадцати одного километра; это почти два с половиной земных Эвереста, поставленных друг на друга.

Для развития познавательного интереса и расширения кругозора направьте фантазию дошкольников в разные русла. Пусть они создадут отличающиеся друг от друга вулканы — разных природных зон и материков Земли и даже некоторых планет. Для этого следует провести предварительную работу по знакомству детей с геологическим прошлым и настоящим планет Солнечной системы.

Чтобы найти «геологическую платформу» на улице, предложите детям (при соответствующих погодных условиях) отправиться в «научную экспедицию» — на территорию детского сада. Там вулканы можно установить прямо в песочнице и сделать их из влажного песка и глины, формируя и уплотняя по срезанному горлышку пластиковой бутылки.

Преимущества проведения познавательно-исследовательской деятельности по данной теме на открытом пространстве очевидны: дети и взрослые не будут ощущать дискомфорта от того, что можно испачкаться строительными материалами, что-то разбить или разлить; да и сами результаты извержений принесут меньший урон, ведь «лава» попадет в песочницу или на землю.

В домашних условиях и в группе детского сада тоже можно создать подходящие условия для проведения эксперимента, чтобы не сковывать действия юных исследователей. Например, установить платформу с вулканом в большую тарелку, на поднос, тогда останутся относительно чистыми рабочий стол, клеенка и пол.

Познавательно-исследовательская деятельность с детьми: второй этап создания вулкана

Второй этап познавательно-исследовательской деятельности — выбор «вулканической породы». В помещении лучший материал для сооружения «ручной горы» — это верный и универсальный пластилин-«властелин».

Для создания вулкана подойдет пластилин всех существующих цветов и их сочетаний, потому что потеки застывшей вулканической лавы на склонах вулканов могут быть разных оттенков — коричневых, зеленых, синих, голубых, черных, белых, фиолетовых и т. д. Тем более разнообразие цветных вулканов станет настоящим украшением группы.

Вулканы следует возводить высотой не больше двух спичечных коробков и примерно с таким же диаметром основания. Вокруг вулканов и по их сторонам можно закрепить с помощью пластилина крошки цветных мелков, кусочки белой и цветной мозаики. Такие детали символизируют самоцветы и камни вулканического происхождения — гранит, порфир, базальт, обсидиан и даже россыпи алмазов! Вблизи горы можно насыпать немного чистого сухого песка или разместить мелкие камешки, а из обломков грифелей простых и черных карандашей изобразить на склонах темно-серый вулканический пепел.

Познавательно-исследовательская деятельность с детьми: третий этап

Третий этап — изготовление жерла вулкана — центрального канала, который идет из глубины горы, от источника расплавленной магмы наверх, к кратеру вулкана. Чтобы получить достаточно активное извержение, жерло необходимо сделать узким и высоким. Подойдут длинные цилиндрические или конические колпачки или пластиковые корпусы использованных фломастеров. Важно, чтобы у них было только одно отверстие наверху (будущий кратер) без дырочек по бокам или снизу. Иначе извержение ослабится, растекаясь в разные стороны.

Покажите детям, как поместить жерло внутрь пластилиновый горы, по ее центру, осторожно вдавливая, оставляя сверху невысокий выступ — кратер. Проконтролируйте, как дошкольники выполняют эти действия.

Можно использовать и другой способ: изначально создавать вулкан вокруг жерла. Для этого необходимо взять небольшую пластиковую или стеклянную бутылочку и облеплять ее пластилином, постепенно наращивая гору.

Познавательно-исследовательская деятельность с детьми: четвертый этап

Далее переходим к самому интересному, четвертому этапу познавательно-исследовательской деятельности — «извержению вулкана». Дошкольники уже знают из предыдущих бесед с воспитателем, что при извержении появляется лава. Лава переводится с латинского как «обвал», «падение». Близким к нему по происхождению является слово «лавина».

Детям будет интересно создать бурный поток из кратера вулкана на его склоны. В школьной химической лаборатории для этого можно было бы эффектно использовать реакцию раствора соды с уксусом. Но в ДОО и дома лучше избегать растворов уксуса, которые при неосторожной работе вызывают ожоги. К тому же запах уксуса воспитанникам может не понравиться. Поэтому на занятиях с детьми дошкольного возраста лучше использовать для реакции с содой безопасный порошок пищевой лимонной кислоты. Смесь соды и лимонной кислоты широко применяется при изготовлении домашней шипучки или газировки (с добавлением варенья, сиропа).

Для создания «вулканической лавы» смешиваются сухие порошки соды и лимонной кислоты примерно в соотношении пять к четырем, т. е. соды необходимо взять чуть больше. Жерло вулкана до извержения обязательно должно быть сухим. Маленькой ложечкой (из набора игрушечной посуды) или через тонкую воронку нужно аккуратно засыпать в жерло вулкана готовую смесь порошков и осторожно утрамбовать ее пластмассовой палочкой или зубочисткой.

Затем добавить простую воду. Для удобства ее можно предварительно перелить в маленькую баночку (в этом случае понадобится пипетка или тонкая воронка для заливки в отверстие горы) или игрушечный чайник (также из набора игрушечной посуды) с тонким носиком.

Для более яркого и эффектного извержения вода подкрашивается акварельными красками в разные цвета и оттенки. Можно использовать также пищевой краситель или добавить в жерло несколько капель зеленки. Каждый юный вулканолог получит «извержение» своего оттенка, выбрав акварельные краски для смешения с водой.

Чем теплее вода, тем более сильным будет извержение. Для создания самого «бурного» вулкана можно использовать немного жидкости для мытья посуды. Но при этом помните: активное извержение закончится быстро, а спокойное будет продолжаться длительное время. Не забудьте сфотографировать с детьми свои вулканы — ведь у вас получатся картины, близкие к настоящему извержению!

Известно, что вулканические газы состоят главным образом из водяного пара (от 50 до 85%), а второе место в их составе занимает углекислый газ (более 10%). Пена, которая получается при извержении пластилинового вулкана, образуется в результате реакции растворов соды и лимонной кислоты.

В процессе создания «извержения» следует рассказать дошкольникам в доступной форме, как и за счет чего происходит этот процесс. Выделяющиеся пузырьки состоят из углекислого газа. Он шипит, булькает, пузырьки то увеличиваются, то сдуваются, более мелкие объединяются в крупные пузыри. Поэтому сделанные дошкольниками «ручные» вулканы — младшие дальние родственники таких настоящих огромных вулканов, как Шевелуч на Камчатке или вулкан Менделеева на острове Кунашир (из гряды Курильских островов).

В процессе занятия воспитателю следует объяснить детям, что образующегося углекислого газа бояться не надо. Он — химическое соединение углерода и кислорода. Углерод — химический элемент, который обязательно входит в состав всех живых организмов. А в виде простого вещества углерод может существовать в нескольких видах — это алмаз, уголь, графит.

Познавательно-исследовательская деятельность с детьми: изучаем кислород

Можно закрепить и расширить знания детей и о кислороде — единственном газе в составе воздуха, который поддерживает дыхание и горение. Кислород нам дарят зеленые растения, выбрасывая его в атмосферу в процессе фотосинтеза. А углекислый газ содержится в воздухе, который мы выдыхаем. Он не поддерживает дыхания и горения, поэтому нужно чаще проветривать помещение и побольше находиться на свежем воздухе.

Но пузырьки углекислого газа, которые получаются при извержении «вулканчиков», совсем не страшные. Такие же пузырьки находятся в газированной воде. А еще твердой углекислотой (ее также называют «сухой лед») охлаждают мороженое.

Дошкольникам старшей группы можно рассказать об озоне — разновидности кислорода. В атмосфере Земли озон находится в ее верхних слоях. Озоновые дыры — опасное явление в атмосфере, они могут появляться из-за вредных выбросов различных производств.

Закрепить полученные знания поможет чтение стихов и разгадывание загадок о химических элементах — кислороде, углероде и их соединении — углекислом газе.

Созданные детьми вулканы могут образовать в группе ДОО горную вулканическую гряду, если поставить картонки или фанерки с поделками в ряд. В конце цикла занятий предложите дошкольникам нарисовать свой извергающийся вулкан.

Стоит отметить, что «ручные» вулканы постоянно действующие. После «извержения» поделку нужно высушить — и к следующему занятию она готова к новым выбросам лавы. Со временем гора обрастет потеками застывшей лавы и вулканическим пеплом: подскажите детям, что в зависимости от настроения и фантазии можно прилеплять по бокам и вокруг вулкана дополнительные обломки грифелей, сухой песочек или мелкие камешки. Тогда комнатный «Везувий» будет действовать и изменяться как настоящий.

Познавательно-исследовательская деятельность с детьми: домашний сладкий вулкан

Воспитатель может предложить детям повторить эксперимент в домашних условиях, приготовив вместе с мамой или бабушкой вкусный сладкий «вулкан». Для этого нужно попросить взрослых испечь кекс или торт конической формы и сделать в нем по центру неглубокое жерло. Дальше проводится работа, аналогичная созданию пластилинового вулкана, но вместо акварельной краски к смеси растворов лимонной кислоты и пищевой соды добавляется варенье или сироп. А саму лимонную кислоту можно заменить свежевыжатым лимонным соком. Как правило, после «извержения вулкана» остатки «Везувия», «Фудзиямы» или «Ключевской Сопки» съедаются детьми с большим аппетитом.

Материалы и инструменты для создания «ручного» вулкана просты и доступны в любой ДОО или семье, а польза от такой познавательно-исследовательской деятельности большая. Дети не просто эмоционально реагируют на «извержение». Процесс создания вулкана формирует у них интерес к таким наукам, как геология, химия, физика и даже астрономия.

Результаты проведенных познавательных занятий появятся незамедлительно.  Действующие «ручные» вулканы вызывают неподдельный интерес у дошкольников, педагогов и родителей.

В МДОУ «Детский сад № 53 „Полянка“» г. Саратова благодаря поддержке и энтузиазму старшего воспитателя было принято решение адаптировать данный материал в ходе дальнейшей практической деятельности и создать в ДОО научно-исследовательскую лабораторию. Для этого было выделено отдельное помещение. К работе активно подключились родители воспитанников. Дети с восторгом участвовали в организованной деятельности и с удовольствием облачались в одежду ученого — белый халатик и шапочку.

Надеемся, что представленный опыт проведения подобных познавательных занятий с элементами экспериментирования будет интересен другим педагогическим коллективам ДОО.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль