Детско-родительский проект в городе

623

Прохорова О.А., 
воспитатель дошкольного отделения ГБОУ «Школа № 1874» г. Москвы

Как вовлечь родителей в образовательную деятельность ДОО? Как научить их интересно проводить время с ребенком? Для педагогов эти вопросы сегодня особенно актуальны. Автор статьи нашел на них ответы и делится опытом эффективного взаимодействия с родителями. Под его руководством они разрабатывают тематические детско-родительские проекты, превращая прогулки с детьми по родному городу в познавательное путешествие.

В дошкольном отделении ГБОУ «Школа № 1874» г. Москвы на протяжении нескольких лет ведется работа по ознакомлению воспитанников и родителей с историей развития родного города и его достопримечательностями в рамках детско-родительских проектов.

Авторы проектов — родители. На заседаниях семейной гостиной воспитатель помогает им разработать план предстоящей деятельности, обсуждает особенности каждого проекта. Вместе они ищут интересные пути их реализации.

Каждый из проектов имеет свои задачи в зависимости от темы. При этом все они направлены на достижение общих целей:

  • вовлечь семьи воспитанников в образовательную деятельность ДОО;
  • создать условия для продуктивного общения родителей и детей в ходе экскурсий по городу;
  • расширить и закрепить знания дошкольников о столице нашей Родины;
  • познакомить с историей возникновения и развития города — Москвой деревянной, белокаменной, краснокаменной;
  • сформировать понятие о Родине как месте, где человек родился и живет;
  • воспитать уважение к родному городу, чувство гордости за то, что они являются жителями столицы;
  • сформировать понимание того, что все в Москве создавалось веками, трудом и талантом жителей.

Итог проектной деятельности — презентация, которая предусматривает рассказ ребенка о проекте (с декламированием стихов о Москве) и заключительное мнение родителей о его важности, достижении поставленных целей и полученных впечатлениях. Педагог проводит анализ совместной деятельности родителей и детей. По результатам выступлений они получают грамоты и подарки.

С момента начала этой работы были реализованы проекты, которые отразили различные аспекты жизни горожан — отдых, занятия спортом, культурный досуг и т. д. Остановимся подробнее на некоторых из них.

Детско-родительский проект «Отдых и развлечения в Москве»

Совместные прогулки, поездки в лес, на рыбалку, пикник, посещение зоопарка — самые яркие и дорогие воспоминания из детства. Где и как можно отдохнуть всей семьей сегодня в условиях современного города, помог выяснить проект «Отдых и развлечения в Москве» (авторы — семья Ломтевых).

Его задачи — закрепить знания ребенка о зонах отдыха в Москве, рассказать о труде людей, создавших множество интересных мест.

Участники проекта выяснили, что отдых в городе может быть разным: прогулки в парке, катание на аттракционах, посещение музеев, просмотр мультфильмов, чтение книг, разнообразные игры во дворе дома и т. д.

Рассказывая о данном проекте, воспитанник отметил, что любит отдыхать в Москве, но давно мечтал о необычной детской площадке. Поэтому решил создать вместе с родителями игрушечный дворик из дерева. Папа смастерил деревянные качели, карусели, скамеечки, а мама с ребенком сделали из цветных ниток человечков.

Родители пришли к выводу, что совместный с ребенком отдых способствует установлению доверительного общения, формирует гармоничные взаимоотношения в семье.

Детско-родительский проект «Мой Северо-Западный округ»

В старшем дошкольном возрасте ребенок должен знать, в каком городе, районе, округе он живет, и уметь рассказать о его достопримечательностях. Этому был посвящен проект «Мой Северо-Западный округ» (авторы — семья Ян).

Его задача — познакомить ребенка с ближайшим социальным окружением, достопримечательностями и интересными местами округа, в котором он живет.

Презентуя проект, участники рассказали, что Москва разделена на округа. В их родном округе — Северо-Западном — большинство улиц названы в честь героев Великой Отечественной войны:

  • улица Маршала Новикова;
  • улица Маршала Василевского;
  • бульвар Генерала Карбышева;
  • улица Маршала Тухачевского;
  • улица Генерала Глаголева;
  • проспект Маршала Жукова.

Район славится уникальным тоннелем под Москвой-рекой и оригинальным вантовым мостом с красивым названием «Живописный».

Нарисовать этот мост — одно из заданий для дошкольника в рамках проекта. Какие изобразительные средства для этого выбрать ребенок решал сам. Родители предложили ему сравнить свойства гуаши и масляной краски. Оказалось, что краски гуще, ярче, сохнут дольше, чем гуашь. Когда краска высыхает, изображение становится твердым. Поэтому для рисования вантового Живописного моста ребенок выбрал масляные краски. Получилась красивая картина, которую авторы проекта подарили на память детскому саду.

По мнению родителей, работа над этим проектом помогла семье лучше узнать родной округ, воспитать у ребенка любовь к тому месту, где он родился и живет.

Детско-родительский проект «Москва театральная»

Москва — огромный культурный центр. Посещение театров, музеев, выставок помогает развивать у детей творческие способности. Эта тема была отражена в проекте «Москва театральная» (авторы — семья Коломейцевых).

Его задачи — расширить представления ребенка о театре и его видах, сформировать интерес к этому виду искусства.

На презентации проекта дошкольник рассказал, что в Москве много театров — музыкальных, кукольных и других. Вместе с родителями он посетил интересные спектакли. Особенно запомнились балет «Чипполино» в Большом театре, спектакли «Золушка» и «Маугли» в театре «Московская оперетта», «Красная Шапочка» в театре под руководством Г. Чихачева, а также представление в цирке танцующих фонтанов «Аквамарин», выступления артистов цирка на Цветном бульваре и ансамбля танца Игоря Моисеева.

Под впечатлением от увиденного ребенок решил создать собственный домашний театр. Родители помогли ему в воплощении идеи. Они изготовили куклы бибабо, изображающие героев сказок, и украсили их перьями, кусочками меха, красивыми лоскутками. Для украшения кукол они использовали разные клеи. Для дошкольника стало открытием, что существуют специальные клеи для меха и ткани.

По мнению родителей, в процессе реализации проекта ребенок стал проявлять живой интерес к театру и культурной жизни столицы. Создавая персонажей сказок, они проводили много времени вместе, что сблизило членов семьи. Теперь по вечерам и в выходные дни они показывают домашние спектакли своим гостям.

Детско-родительский проект «Москва спортивная»

Жители Москвы любят спорт, поэтому в столице много спортивных объектов для детей и взрослых. В ритме спортивной жизни города был создан проект «Москва спортивная» (авторы — семья Комчихиных).

Его задачи — сформировать у ребенка представление о здоровом образе жизни, расширить знания о спортивных объектах Москвы, воспитать любовь к спорту посредством посещения спортивных мероприятий в городе.

Дошкольник — участник данного проекта — любит заниматься спортом, особенно плаванием. После наблюдения за соревнованиями парусников в Строгинской пойме он решил смастерить собственные парусники из дерева. Водоемом стала пластмассовая крышка, на дно которой положили камешки и ракушки.

Родители рассказали ребенку, что древесина бывает разной: дубовой, сосновой, березовой. Путем несложного эксперимента он выяснил, что дольше всех намокает дубовая дощечка. Поэтому вместе с папой смастерил лодочки из дубовой древесины. Затем они покрыли кораблики водным лаком.

Когда парусники опустили на воду, два из них заваливались на бок. Выявили причину: парусную мачту надо крепить ровно посередине палубы. Так методом проб и ошибок дошкольник научился делать выводы, открывать для себя что-то новое.

Подводя итог данному проекту, родители отметили, что занятия спортом помогают ребенку расти крепким, здоровым, делают его жизнь насыщенной, а совместная деятельность (катание на велосипедах, плавание, изготовление парусников) вызывает интерес к окружающему миру.

Детско-родительский проект «Город будущего»

В Москве большое разнообразие зданий, отличающихся по архитектуре. Но как же Москва будет выглядеть в будущем? Ответ на этот вопрос позволил найти проект «Город будущего» (авторы — семья Бояркиных).

Его задачи — закрепить знания ребенка о достопримечательностях Москвы, познакомить с современными видами архитектуры, вызвать чувство восхищения красотой родного города и сформировать желание сделать его еще краше.

Представляя проект, участники рассказали о посещении разных мест с целью создания архитектурного образа города будущего. По их замыслу, именно такой будет Москва: люди построят высокие дома с зеркальными окнами и будут жить в них долго и счастливо.

Ребенок высказал желание стать архитектором и построить в городе много красивых домов.

В процессе наблюдения дошкольник сделал вывод, что дома в городе строят из разных материалов — дерева, кирпича, блоков, панелей, стекла, бетона. Они выглядят по-разному: есть низкие, высокие, длинные. Но все сооружения созданы трудом многих людей, который надо ценить.

Чтобы познакомить ребенка с домами, построенными в разные эпохи, родители путешествовали с ним по центру и окраинам города. По мнению взрослых, такие прогулки формируют интерес к родному городу, осознание того, что он очень большой и красивый.

Детско-родительский проект «Кремль — сердце Москвы»

Одной из главных достопримечательностей столицы был посвящен проект «Кремль — сердце Москвы» (авторы — семья Аксеновых).

Его задачи — познакомить ребенка с историей Москвы, рассказать о строительстве Кремля, его значении в жизни города.

В рамках проекта родители организовали экскурсию на Красную площадь и в Кремль. Рассказали детям, что в древние времена Кремль был деревянным, потом белокаменным, а сейчас из красного кирпича. За кремлевской стеной находятся памятники Царь-пушка и Царь-колокол.

Дети высказали желание построить похожие сооружения. Вместе со взрослыми они соорудили деревянный кремль, кремль из белого камня и кремль из красных кирпичиков, слепили колокол и пушку из глины.

Дошкольники узнали, что деревянный Кремль в Москве простоял недолго, потому что дерево — непрочный материал: со временем он становится трухлявым, может сгореть. Кремль из белого камня простоял сто лет и разрушился. В ходе небольшого эксперимента они сравнили, что прочнее: белый камень или красный кирпич? От слабого удара белый камень рассыпался на кусочки, а красный кирпич остался целым. Таким образом, дети сами сделали вывод, почему Кремль из красного кирпича стоит до сих пор.

Чтобы расширить кругозор детей, родители проводили с ними познавательные беседы и увлекательные занятия (например, изготовление макета стены или башни Московского кремля).

Каких результатов удалось достичь благодаря детско-родительским проектам

В ходе совместной проектной деятельности дошкольники узнали много интересного о Москве. Они стали гордиться тем, что живут в таком большом красивом городе, где много музеев, театров, выставок и замечательных мест для прогулок.

Совместные прогулки способствовали развитию у дошкольников связной речи и коммуникативных навыков.

Презентуя проекты, дети и родители показали, как они любят город, в котором живут, как много знают о нем.

Некоторые проекты были выдвинуты для участия в различных конкурсах. Так, на городском фестивале «Я покажу тебе Москву» был представлен проект «Прогулка по набережной Москвы-реки», ставший победителем в номинации «Зеленые уголки Москвы».

В рамках его реализации родители совместно с педагогом разработали образовательный маршрут прогулки с детьми. Описание этого маршрута представлено в приложении.

Наша страна славится не только Москвой и ее достопримечательностями. Каждый уголок России имеет свою историю, хранит память о предках. Поэтому реализовать такие проекты могут педагоги ДОО любого города или поселка.

Приложение

Образовательный маршрут «Прогулка по набережной
Москвы-реки» для дошкольников и их родителей

Цель: познакомить детей с достопримечательностями города Москвы, округа, в котором они живут.

Задачи:

  • воспитать чувство гордости за родной город (район), бережное отношение к нему и окружающей среде;
  • сформировать интерес к достопримечательностям;
  • развить коммуникативные компетенции в совместной деятельности со взрослыми;
  • познакомить с правилами безопасного и культурного поведения в городе.

Предварительная работа:

  • провести беседу о предстоящем маршруте;
  • оформить карту маршрута;
  • подобрать необходимое оборудование.

Оборудование: карта маршрута; листы бумаги формата А4; папка-планшет с зажимом; небольшие контейнеры для сбора камней; бинокль; цветные карандаши; формочки для лепки из песка; велосипед для катания на спортивной площадке с мини-треками.

Время проведения прогулки: 1 ч (без учета дороги до пункта начала маршрута).

Возрастная категория детей: 5–7 лет.

Пункт начала маршрута: набережная Москвы-реки.

Примечание. Участникам прогулки предлагаются подробные рекомендации, как добраться до пункта начала маршрута на общественном, личном транспорте и пешком.

Остановки на маршруте: Канал имени Москвы, шлюз № 8 в СЗАО, ЖК «Алые Паруса», причал, Строгинский мост, песчаная насыпь, Живописный мост.

Правила безопасности при прохождении образовательного маршрута:

  • нельзя заходить за ограждаемые охраняемые зоны;
  • подходить к набережной можно только в сопровождении взрослого;
  • запрещается бросать в воду разные предметы.

Содержание образовательного маршрута:

Информационно-познавательная часть

Прогулка начинается с мостика на набережной. Это удобное место для наблюдений и осмотра окрестностей. На Канале имени Москвы устроены 11 шлюзов. Они имеют одинаковые размеры и различаются только в некоторых деталях. Их камеры наполняются, когда приподнимаются верхние ворота. Электромоторы приводят в действие все механизмы и затворы. Управление ими осуществляется централизованно с помощью одного пульта.

Рекомендуемые мероприятия:

  • Предложите ребенку внимательно рассмотреть и определить, что за сооружение виднеется за шлюзом — транспортный мост (Строгинский).
  • Будьте внимательны: в любой момент по нему может проехать поезд! Поинтересуйтесь, какого цвета поезд и успел ли ребенок сосчитать вагоны.
  • Предложите ребенку выполнить задания.

Задания на рабочих листах

Лист № 1: дорисовать ворота шлюза, учитывая их реальный цвет.

Лист № 2: раскрасить и вырезать якоря, затем наклеить их на башню управления шлюзами.

Лист № 3: придумать и нарисовать свою почтовую марку.

Лист № 4: придумать и изобразить свой вариант орнамента ограждения.

Информационно-познавательная часть

Здания жилого комплекса «Алые Паруса» представляют собой современную архитектуру. Здесь есть двухуровневая пешеходная набережная с каскадными фонтанами, ротондой, причалом для яхт и действующим маяком.

На территории комплекса находится аквапарк, боулинг, два взрослых и один детский теннисные корты, футбольное поле и беговая дорожка. Особенностью комплекса является система надземных галерей-переходов между зданиями: в любой корпус можно попасть, не выходя на улицу.

Задания на рабочих листах

Лист № 5: сделать аппликацию «Кораблик».

Лист № 6: закрасить опоры моста розовым цветом.

Лист № 7: поиграть в игру «Третий лишний» (два ряда картинок с изображениями: «дельфина», «рака», «карася»; «щуки», «акулы», «окуня»).

Информационно-познавательная часть

Интересный объект на данном маршруте — вантовый Живописный мост. Особенностью его является сама конструкция: ванты перекинуты с одного берега реки на другой, и в верхней части арки построена смотровая площадка. Ванты — это тросы, свисающие с цепи и поддерживающие полотно сооружения.

Рекомендуемые мероприятия:

  • Встаньте лицом к реке. Слева, вдалеке, вы увидите мост необычной конструкции. Поинтересуйтесь у ребенка, что необычного в нем.
  • Обратите внимание ребенка на карту и предложите определить, какой мост — Строгинский или Живописный — ближе к вашему местоположению. Попробуйте сравнить мосты и найти сходства и отличия.
  • На спортивной площадке (роллердроме) можно покататься или попробовать свои силы на склоне для начинающих, если ребенок делает это впервые.
  • Подойдите ближе к воде. Обратите внимание ребенка на то, что около воды песок мокрый, тяжелый, из него можно лепить. Дальше от берега песок рассыпчатый.
  • Предложите ребенку поискать в песке камни. Соберите их в контейнеры и сравните. Какие они? Найдите на земле деревянную палочку. Бросьте в воду камень и палочку. Что легче: камень, деревянная палочка или бумажный кораблик?
  • Поинтересуйтесь у ребенка: какие еще предметы могут плавать?
  • Обратите внимание на следы на песке и предложите определить, кто их оставил и что отпечаталось. Используйте специальные формочки и создайте вместе с ребенком свои необычные следы.
  • Обратите внимание ребенка на то, что на протяжении всего маршрута встречаются различные типы набережных: заросшие травой, бетонированные и песчаные.

Задания на рабочих листах

Лист № 8: сложить из бумаги кораблик.

Лист № 9: дорисовать вантовый мост.

Лист № 10: решить кроссворд.

Детско-родительский проект в городе

По горизонтали:

  1. Как называется город, в котором ты живешь?
  2. С чем ты проводил опыты?
  3. Что помогает кораблям ориентироваться на реке?
  4. Что буксирует баржу?
  5. Ворота на реке — это?
  6. На чем можно покататься на реке?
  7. Как называется спортивная лодка с веслами?
  8. Как называется берег вдоль реки?
  9. Где ты живешь?

По вертикали:

  1. Северо-Западный…?
  2. Время, проведенное на улице, — ?
  3. Вантовый или Строгинский…?
  4. Из чего ты собрал коллекцию?
  5. Как называется транспорт для перевозки груза?
  6. Как называется специальное место, где можно плавать?
  7. Что стоит у причала жилого комплекса «Алые Паруса»?
  8. Что протекает под Строгинским мостом?

Ответы

По горизонтали: 1. Москва. 2. Песок. 3. Маяк. 4. Буксир. 5. Шлюз. 6. Катер. 7. Скиф. 8. Набережная. 9. Город. 

По вертикали: 1. Округ. 2. Прогулка. 3. Мост. 4. Камни. 5. Баржа. 6. Бассейн. 7. Яхта. 8. Река.

Завершение образовательного маршрута

В конце маршрута взрослый проводит с ребенком беседу о том, что он увидел и узнал во время прогулки. Для того чтобы закрепить названия достопримечательностей, они вместе их перечисляют.

Рабочие листы с выполненными заданиями ребенок может принести в детский сад и рассказать о своем путешествии другим воспитанникам группы.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль