Детское творчество в группе ДОУ

326

Данилова Н.П., 
старший воспитатель МАДОУ «Детский сад № 3» г. Энгельса Саратовской области

Грыленко С.Г., 
воспитатель высшей категории МАДОУ «Детский сад № 3» г. Энгельса Саратовской области

Индивидуальность дошкольника проявляется в художественном творчестве. В рисунках, поделках, лепке, аппликации, конструировании дети выражают свой характер, настроение, восприятие окружающего мира. Организация в группе соответствующей развивающей предметно-пространственной среды помогает раскрыть творческий потенциал каждого ребенка в полной мере. 

Детское творчество в группе ДОУ

Реализация основной образовательной программы дошкольного образования предусматривает согласно ФГОС ДО создание условий, открывающих возможности:

  • для позитивной социализации ребенка;
  • его личностного развития;
  • развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
  • создания развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Индивидуальность личности в полной мере проявляется в художественном творчестве, посредством которого каждый ребенок выражает себя и реализует свои способности.

Детское творчество в группе

Художественное творчество в дошкольной образовательной организации является частью воспитательно-образовательной работы с детьми и несет на себе нагрузку решения задач в первую очередь образовательной области «художественно-эстетическое развитие». Важную роль при этом играет развивающая предметно-пространственная образовательная среда: центры развития детского творчества, творческие мастерские, уголки изобразительной деятельности.

Качественной реализации задач образовательной области «художественно-эстетическое развитие» в частности способствует создание в группах ДОО центров развития детского творчества.

Чтобы данные центры способствовали творческой активности воспитанников, развитию у них самостоятельной творческой деятельности, важно соблюдать определенные условия их оформления.

Так, центр развития детского творчества эстетически оформляется, размещается в доступном для детей месте с возможностью для его передвижения.

С учетом возрастных особенностей воспитанников конкретной группы подбираются разнообразные изобразительные материалы, а также:

  • материалы для лепки, аппликации;
  • развития цветовосприятия (палитры, стаканчики для получения цветной воды, цветные пленки, стеклышки, дидактические игры и т. д.);
  • композиционных умений (учебно-дидактический материал, дидактические игры);
  • формирования графических навыков (линейки, трафареты, линейки-спирографы для разных видов штриховки, дидактические игры и т. д.);
  • навыков использования различных техник изобразительного искусства, в т. ч. нетрадиционных (образцы, алгоритмы выполнения действия (схемы последовательности изображения)).
  • Детское творчество в группе ДОУ
  • Детское творчество в группе ДОУ

Содержание детского творчества в группе

Содержание самостоятельной изобразительной деятельности детей делают богаче: восковые, акварельные, пастельные мелки, гелевые ручки, маркеры, тушь, угольные, простые и цветные карандаши, фломастеры, ластики, точилки, акварельные краски, кисти разных размеров и жесткости, банки для воды, подставки под кисти.

В старших группах создаются уголки художественного ручного труда, где размещают образцы тканей, швов, пяльцы, цветные нитки и т. д.

Для ознакомления дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством используют учебно-дидактический материал, дидактические игры. Предметы народного декоративно-прикладного искусства не ставят вперемешку. Если в ходе непрерывной образовательной деятельности дети знакомятся с дымковским промыслом, то в центр развития детского творчества помещают соответствующие предметы и иллюстрации.

В подготовительных группах допускается расположение предметов двух промыслов — уже знакомого детям и нового. Если в группе собрана большая коллекция предметов декоративно-прикладного искусства, то создается музей народного творчества.

Для ознакомления детей с видами изобразительного искусства (живописью, декоративно-прикладным искусством и т. д.), жанрами живописи (пейзаж, портрет, натюрморт, бытовой жанр, батальная живопись) используются альбомы, иллюстрации, наборы открыток, репродукции, дидактические игры.

Альбомы выставляются на подставки для книг в развернутом виде — так они привлекут внимание дошкольников. Не рекомендуется выставлять все альбомы, лучше подбирать их в зависимости от изучаемой темы, праздника и т. п.

Детское творчество в группе ДОУ

Детское творчество в группе ДОУ

Атрибуты детского творчества в группе

В центре развития детского творчества должны быть игровые атрибуты и игровой персонаж (особенно в младших и средних группах), например: девочка-кисточка, братцы-карандаши, шапка художника, цветик-семицветики т. д.

Разнообразить формы организации самостоятельной изобразительной деятельности детей в центре развития детского творчества позволяют столы различной конструкции, мольберты, навесные доски. Помните, что свет на рабочую поверхность должен падать слева.

Один из основных показателей хорошо организованного пространства — наличие выставки детского творчества. Но это непросто рисунки, выставленные для родителей в коридоре, а освещенное место в группе, где дети самостоятельно размещают свои работы. Детские работы оформляются в рамки, на неоформленную стену рисунки не вывешиваются.

Необходимый элемент современного центра развития детского творчества — технические средства обучения: аудио- и видеоаппаратура, электронные занятия на компакт-дисках.

Организация развития детского творчества в группах

В каждой группе ДОО создается свой центр развития детского творчества с учетом возрастных особенностей воспитанников и реализуемой образовательной программы дошкольного образования.

Содержание центров развития детского творчества необходимо периодически обновлять в соответствии с современными требованиями, а также на основе изучения передового педагогического опыта по художественно-эстетическому развитию детей.

Решая задачи качественной реализации образовательной области «художественно-эстетическое развитие», творческая группа педагогов МАДОУ «Детский сад № 3» г. Энгельса Саратовской области организует смотр-конкурс на лучший центр развития детского творчества в группе ДОО.

Мероприятие проводится в соответствии с положением, которое определяет цели и задачи, условия и сроки его проведения, состав жюри (приложение 1).

Результаты оценки центров развития детского творчества в группах по разработанным творческой группой критериям фиксируются в соответствующем протоколе (приложение 2).

Ориентироваться в многообразии оборудования и материалов для оформления центров педагогам помогает подготовленная старшим воспитателем памятка «Развивающая предметно-пространственная среда для организации изобразительной деятельности в разных возрастных группах (приложение 3).

Данная работа способствует повышению уровня компетентности воспитателей в вопросах создания центров развития детского творчества, созданию в группах условий, максимально соответствующих формированию творческой активности и художественно-эстетическому развитию дошкольников.

Приложение 1

Положение о смотре-конкурсе на лучший центр развития детского творчества в группе ДОО

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение разработано в целях систематизации работы по художественно-эстетическому развитию воспитанников и созданию соответствующих условий в _________________________________________________________________ (далее – ДОО). 
            (название дошкольной образовательной организации)

1.2. Положение определяет порядок и условия организации смотра-конкурса на лучший центр развития детского творчества в группах ДОО (далее — смотр-конкурс).

1.3. Смотр-конкурс проводится в соответствии с годовой задачей ДОО на 20 __ — 20 __ учебный год — «формирование социально-нравственного аспекта личности ребенка посредством художественно-эстетического развития».

2. Цели и задачи смотра-конкурса

2.1. Цель проведения смотра-конкурса — создание в группах условий, позволяющих развивать детское творчество в соответствии с интересами и способностями каждого ребенка.

2.2. Основные задачи смотра-конкурса:

  • обновление, дополнение содержания центров развития детского творчества в группах с учетом возрастных особенностей воспитанников;
  • развитие творчества, инициативы и профессиональной активности педагогов;
  • выявление и распространение лучшего педагогического опыта по художественно-эстетическому развитию детей.

3. Сроки проведения смотра-конкурса

3.1. Смотр-конкурс проводится с «__» _______ 20 ___ г. по «__» _______ 20 ___ г.

3.2. Подведение итогов состоится «__» _______ 20 ___ г.

4. Участники смотра-конкурса

В смотре-конкурсе участвуют педагоги всех возрастных групп ДОО.

5. Жюри смотра-конкурса

5.1. Для проведения смотра-конкурса из числа высококвалифицированных педагогов создается творческая группа в количестве 5 человек, куда входят:

  • заведующий ДОО;
  • старший воспитатель;
  • педагог-психолог;
  • руководитель изостудии;
  • музыкальный руководитель.

5.2. Творческая группа разрабатывает критерии оценки центров развития детского творчества в группах ДОО. В качестве членов жюри педагоги проводят их экспертную оценку и подводят итоги смотра-конкурса.

6. Критерии оценки

6.1. Критериями оценки центров развития детского творчества в группах ДОО являются:

  • соответствие содержания центра возрасту детей данной группы;
  • оформление центра (эстетичность, творческий подход к оформлению, участие детей в оформлении);
  • расположение зоны изобразительного творчества (доступность, подвижность);
  • разнообразие изобразительных материалов (не менее 5 наименований);
  • наличие материалов:
  • для лепки, аппликации;
  • развития цветовосприятия (не менее 3 пособий);
  • развития графических навыков (не менее 3 пособий);
  • развития воображения и фантазии (не менее 3 пособий);
  • знакомства с разными видами искусства (не менее 3 пособий);
  • знакомства с народным декоративно-прикладным искусством (не менее 3 пособий);
  • наличие материалов и оборудования инновационного характера (штампы, трубочки для кляксографии, спирографы) (не менее 3 пособий);
  • наличие оборудования для ручного труда (в старших группах);
  • наличие правильно оформленной выставки детских работ в группе;
  • наличие игрового персонажа.

6.2. За каждый выполненный пункт присваивается 1 балл.

6.3. Все баллы суммируются в отдельной графе «Итоговая оценка» протокола смотра-конкурса на лучший центр развития детского творчества в группе ДОО.

7. Подведение итогов смотра-конкурса

7.1. Набравшие наибольшее количество баллов участники смотра-конкурса становятся победителями и награждаются дипломами.

7.2. Награждение победителей смотра-конкурса состоится на заседании педагогического совета.

7.3. По итогам проведения смотра-конкурса оформляется фотоотчет, который размещается на сайте ДОО.

Приложение 2

Протокол смотра-конкурса на лучший центр развития детского творчества в группе ДОО

Возрастная группа ____________________________________________________________________________________

Ф. И. О. воспитателя ___________________________________________________________________________________

Критерий

Оценка
(от 1 до 12 баллов)

Соответствие содержания центра развития детского творчества возрасту детей данной группы

Оформление центра развития детского творчества:
• эстетическое оформление;
• творческий подход к оформлению;
• участие детей в оформлении

Расположение зоны изобразительного творчества:
• доступность;
• подвижность

Разнообразие изобразительных материалов (не менее 5 наименований)

Наличие материалов для лепки, аппликации

Наличие материалов для развития цветовосприятия (не менее 3 пособий)

Наличие материалов для развития графических навыков (не менее 3 пособий)

Наличие материалов для развития воображения и фантазии (не менее 3 пособий)

Наличие материалов для знакомства с разными видами искусства (не менее 3 пособий)

Наличие материалов для знакомства с народным декоративно-прикладным искусством (не менее 3 пособий)

Наличие материалов и оборудования инновационного характера (штампов, трубочек для кляксографии, спирографов) (не менее 3 пособий)

Наличие правильно оформленной выставки детских работ в группе

Наличие оборудования для ручного труда (в старших группах)

Наличие игрового персонажа

Итоговая оценка

Ф. И. О. членов жюри ______________________________________________________________________________________

Приложение 3

Памятка «Развивающая предметно-пространственная среда
для организации изобразительной деятельности
в разных возрастных группах»1

Возрастная группа

Оборудование и материалы для развития творческой деятельности детей

Количество на группу (шт.)

Оборудование и материалы для приобщения детей к истокам русской народной культуры

1-я младшая

Фланелеграф

1

Изделия мастеров народных промыслов: народные игрушки - дымковская, богородская, матрешка, ванька-встанька, городецкая резная игрушка и др.

Доска для рисования

1

Стенд для демонстрации иллюстративного материала

1

Набор цветных карандашей (6 цветов)

3–4

Набор фломастеров (6 цветов)

3–4

Бумага для рисования

По количеству детей

Наборы штампов из пенорезины разной конфигурации

3–4

Иллюстрации художников (Е. Рачев, В. Сутеев) к произведениям детской литературы

Не менее 5

Крупногабаритный напольный конструктор (из дерева, полимерных материалов)

1

Набор игрушек (домашние и дикие животные, матрешки, машины и др.), сомасштабный строительному материалу

По одному

2-я младшая

Доска для рисования

1

Изделия мастеров народных промыслов: народные игрушки - дымковская, филимоновская, богородская, матрешка, ванька-встанька, городецкая резная игрушка и др.

Фланелеграф

1

Стенд для демонстрации иллюстративного материала

1

Набор цветных карандашей (12 цветов)

5–6

Набор фломастеров (12 цветов)

5–6

Набор гуаши (12 цветов)

5–6

Кисти круглые № 10–14

5–6

Бумага для рисования

По количеству детей

Наборы штампов из пенорезины разной конфигурации

5–6

Пластилин

5–6

Печатки для нанесения узоров

10

Доски

5–6

Иллюстрации художников (Е. Рачев, Е. Лебедев, В. Сутеев) к произведениям детской литературы

Не менее 5

Крупногабаритные деревянные напольные конструкторы

1–2

Комплект больших мягких модулей

1

Набор мелкого строительного материала, имеющего основные детали (кубики, кирпичики, призмы, короткие и длинные пластины, от 62 до 83 элементов)

По количеству детей

Средняя

Доска для рисования

1

Изделия мастеров народных промыслов: народные игрушки - дымковская, филимоновская, богородская, матрешка, ванька-встанька, городецкая резная игрушка и др.

Фланелеграф

1

Стенд для демонстрации иллюстративного материала

1

Мольберт (односторонний или двусторонний)

1–2

Цветной мел (6–12 цветов)

5–6

Набор цветных карандашей (24 цвета)

5–6

Набор фломастеров (12 цветов)

5–6

Набор шариковых ручек (6 цветов)

5–6

Цветные восковые мелки (12 цветов)

2–3

Набор гуаши (12 цветов)

3–4

Белила

2

Палитры

5–6

Кисти круглые № 4–8

5–6

Бумага для рисования (разной геометрической формы и размера)

По количеству детей

Трафареты

5–6

Альбомы для раскрашивания

3–4

Кисти щетинные

5–6

Наборы бумаги: цветной, бархатной, гофрированной, самоклеющейся, фольги, картона и т. п.

По 2

Ножницы с закругленными концами

5–6

Пластины для смазывания фигуры клеем

5–6

Пластилин

3–4

Доски

5–6

Печатки

10

Стеки разной формы

5–6

Репродукции картин, скульптуры малых форм, изображения архитектурных сооружений

По 1

Крупногабаритные деревянные напольные конструкторы

1

Комплект больших мягких модулей

1

Наборы игрушек (транспорт, строительные машины, фигурки животных, людей и т. п.)

По 1

Конструкторы из серии «Лего» (не менее 100 деталей)

1

Набор мелкого строительного материала, имеющего основные детали (кубики, кирпичики, призмы, короткие и длинные пластины, от 62 до 83 элементов)

По количеству детей

Старшая

Доска для рисования

1

Изделия мастеров народных промыслов: народные игрушки - дымковская, филимоновская, богородская, матрешка, ванька-встанька, городецкая резная игрушка, хохломские изделия и др.

Фланелеграф

1

Стенд для демонстрации иллюстративного материала

1

Мольберт (односторонний или двусторонний)

1–2

Цветной мел (6–12 цветов)

5–6

Графитный карандаш (2 М — 3 М)

5–6

Угольный карандаш

5–6

Сангина (материал для рисования в виде палочек)

5–6

Пастель (24 цвета)

1

Акварель (12 цветов)

5–6

Набор цветных карандашей (24 цвета)

5–6

Набор фломастеров (12 цветов)

5–6

Набор шариковых ручек (6 цветов)

5–6

Цветные восковые мелки (12 цветов)

5–6

Набор гуаши (12 цветов)

5–6

Белила

5–6

Палитры

5–6

Кисти круглые № 3–5

5–6

Бумага для рисования (разной геометрической формы, размера, цвета)

По количеству детей

Трафареты

Не менее 5

Альбомы для раскрашивания

По количеству детей

Кисти щетинные

5–6

Наборы бумаги: цветной, бархатной, гофрированной, самоклеющейся, фольги, картона и т. п.

По 2–3

Ножницы с закругленными концами

5–6

Пластины для смазывания фигур клеем

5–6

Пластилин

5–6

Доски для лепки

5–6

Штампы разных видов

5–6

Стеки разной формы

5–6

Репродукции картин, скульптуры малых форм, изображения архитектурных сооружений, фарфоровые и керамические изделия

По 1–2

Тематические подборки картинок

Не менее 10

Развивающие игры

Не менее 5

Различные модели, помогающие организовать творческую деятельность

Не менее 10

Крупногабаритные деревянные напольные конструкторы

1

Комплект больших мягких модулей

1

Наборы игрушек (транспорт и строительные машины, фигурки животных, людей и т. п.)

По 1

Конструкторы из серии «Лего» (100–150 деталей)

1

Набор мелкого строительного материала, имеющего основные детали (кубики, кирпичики, призмы, короткие и длинные пластины, от 62 до 83 элементов)

По количеству детей

Подготовительная

Доска для рисования

1

Изделия мастеров народных промыслов: народные игрушки - дымковская, филимоновская, богородская, матрешка, ванька-встанька, городецкая резная игрушка, хохломские изделия и др.

Фланелеграф

1

Стенд для демонстрации иллюстративного материала

1

Мольберт (односторонний или двусторонний)

1–2

Цветной мел (6–12 цветов)

5–6

Графитный карандаш (2 М — 3 М)

5–6

Угольный карандаш

5–6

Сангина

5–6

Пастель (24 цвета)

5–6

Акварель (12 цветов)

5–6

Набор цветных карандашей (24 цвета)

5–6

Набор фломастеров (12 цветов)

5–6

Набор шариковых ручек (6 цветов)

5–6

Цветные восковые мелки (12 цветов)

5–6

Набор гуаши (12 цветов)

3–4

Белила

3

Палитры

5–6

Кисти круглые № 3–5

5–6

Бумага для рисования (разной геометрической формы, размера, цвета)

По количеству детей

Трафареты

5–6

Альбомы для раскрашивания

5–6

Кисти щетинные

5–6

Наборы бумаги: цветной, бархатной, гофрированной, самоклеющейся, фольги, картона и т. п.

По 2–3

Ножницы с закругленными концами

5–6

Пластины для смазывания фигур клеем

5–6

Пластилин

5–6

Доски

5–6

Штампы

Не менее 10

Стеки разной формы

5–6

Репродукции картин, книжная графика, скульптуры малых форм, изображения архитектурных сооружений, фарфоровые и керамические изделия

По 2

Тематические подборки картинок, фотографий, слайдов

Не менее 10

Развивающие игры

Не менее 10

Различные модели, помогающие организовать творческую деятельность

3–4

Крупногабаритные деревянные напольные конструкторы

1

Комплект больших мягких модулей

1

Наборы игрушек (транспорт и строительные машины, фигурки животных, людей и т. п.)

По 1

Конструкторы из серии «Лего» (не менее 100 деталей)

1

Набор мелкого строительного материала, имеющего основные детали (кубики, кирпичики, призмы, короткие и длинные пластины, от 62 до 83 элементов)

По количеству детей



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль