Работа с именем в психологическом тренинге в ДОУ

311

О.В. Хухлаева, д-р пед. наук, канд. психол. наук, профессор факультета социальной психологии
ГБОУ ВПО МГППУ

Какое слово мы слышим в жизни чаще всего? С чего начинается отделение себя от других? Имя — это отличительный признак одного человека от другого. Вхождение в историю, закрепление в ней своего места, своей реальности всегда обозначалось как «создание себе имени». Поэтому не случайно один из важных этапов проведения психологического тренинга в ДОУ посвящен работе с именем. Благодаря ему участник заявляет о себе, настраивается на работу, на общение с другими. Существуют разные варианты работы с именем в рамках психологического тренинга в ДОУ. Рассмотрим некоторые.

Психологический тренинг в ДОУ: сакральное значение имени в культуре разных народов

Имя это не просто набор звуков, оно отождествляется с человеком, через него человек осознает сам себя и общается с окружающими. 

«Помните, что для человека звук его имени является самым сладким и самым важным звуком в человеческой речи».

Д. Карнеги

Особую роль в психологическом тренинге играют упражнения с именем. И это понятно, ведь во все времена у разных народов существовало особое отношение к имени. Считалось, что оно во многом определяет жизнь человека.

Раньше практически у всех народов наречение ребенка именем сопровождалось определенным обрядом.

К примеру, башкиры считали имя духовной сутью человека, поэтому сразу давали его ребенку, хотя бы на время. Приняв новорожденного, повитуха тут же обвязывала его запястье какой-нибудь ниточкой и, заворачивая младенца в пеленки, нарекала его именем. Так, сразу при рождении ребенок получал йургэк исеме — пеленочное имя, а постоянное — позже, только после прочтения муллой особой молитвы.

Осетины давали ребенку имя через одну-две недели после рождения или в день укладывания его в колыбель. Право нарекать младенца имели соседи, односельчане, родственники, при этом особо уважаемые люди пользовались преимуществом.

Достаточно распространенным был обычай менять имя несколько раз в течение жизни, особенно если ребенок часто болел. Например, у болгар такой обычай назывался «продажа ребенка». К инсценировке продажи прибегали, если в семье умирали новорожденные дети. Детей «продавали» в ту семью, где они бы «хорошо росли», то есть не болели. Мать вручала ребенка другой женщине через окно, получив за него символическую плату. Взяв младенца на руки, приемная мать обходила с ним дом, а затем входила внутрь. Здесь она вручала ребенка матери, называя его другим именем.

У татар в доме, где родился ребенок, спустя несколько дней устраивали обряд исем кушу (имянаречения), на который приглашали муллу и гостей — мужчин из числа родственников и знакомых семейства. Мулла открывал обряд традиционной молитвой, затем ему подносили на подушке ребенка, и он обращался к Всевышнему, призывая его принять новорожденного под свое покровительство. После этого мулла нашептывал младенцу на ухо азан (призыв к молитве для правоверных мусульман) и произносил его имя.

Такое сакральное отношение к имени в разных культурах не случайно: имя — это первое слово, которое ребенок слышит и через которое чувствует отношение к себе окружающего мира. Имя используется в общении. Неполное принятие себя приводит к неудовлетворенности своим именем, желанию изменить или полностью сменить его.

Психологический тренинг в ДОУ: упражнения с именем

Представление участников группы друг другу, введение ими своего имени — неотъемлемая процедура любого психологического тренинга в ДОУ. Процедура знакомства способствует созданию благоприятного психологического климата, атмосферы безопасности, снижению уровня психологической защиты участников.

При проведении упражнений с именем желательно не упускать два момента:
1) участник произносит свое имя в той форме, в какой он хочет его слышать;
2) после представления участника группа хором произносит его имя — за счет этого каждый из присутствующих получает возможность побыть в центре всеобщего внимания, осознать, что он важен для других. Это способствует повышению самооценки, формированию теплого отношения к остальным участникам мероприятия.

Такие упражнения сплачивают группу, повышают ее энергетику. Обычно они используются не в целях знакомства, хотя их можно проводить и в незнакомой группе. Их часто предлагают выполнить на начальном этапе тренинга, но это необязательно.

Принципиальным моментом является работа с реальным именем человека, полным или сокращенным — в зависимости от того, как он ощущает себя в данный момент. Использование вымышленного имени интерпретируется как неприятие собственного либо как стремление закрыться от группы.

Приведем примеры упражнений. Большинство из них пригодно к работе с детьми, начиная с младшего школьного возраста, и взрослыми — педагогами и родителями.

Психологический тренинг в ДОУ: «Имя-звук»

Для этого упражнения необходима детская звуковая игрушка или звуковая книжка, нажимая на кнопки которой можно услышать разные звуки (животных, птиц, транспортных средств и проч.).

Каждый участник называет свое имя и нажимает одну из кнопок, группа громко хором повторяет его имя и вызванный им звук.

 Психологический тренинг в ДОУ: «Имя — громко, тихо»

Группа по очереди называет имя каждого участника мероприятия. Перед этим человек, чье имя прозвучало, либо поднимает высоко руку, либо держит ее перед грудью, либо опускает вниз. В первом случае группа произносит его имя громко, во втором — обычно, в третьем — тихо.

Психологический тренинг в ДОУ: «Имя — не договариваясь»

Упражнение проводится в группе численностью не более 12 человек.

Участники, не договариваясь, должны хором произнести имена всех присутствующих. Если одновременно звучат два имени или более, все начинается сначала. Как правило, после нескольких попыток группа определяет порядок называния (например, по алфавиту) и выполняет задание.

Психологический тренинг в ДОУ: «Имя-звезда»

Один из участников называет свое имя. Остальные придумывают, что можно назвать этим именем (звезду, марку печенья, море, туристическую фирму и т. д.). Участник выбирает одно или несколько предложений. После этого группа хором произносит сочетание имени и того, что им названо, например: звезда Полина или гора Михаил.

Психологический тренинг в ДОУ: «Имя-качество»

Один из участников называет свое имя. Остальные придумывают качества, которые начинаются на первую букву имени. Участник выбирает то, которое ему больше нравится. После этого группа хором произносит сочетание качества и имени, например: Полина пленительная, Ваня вдумчивый и т. п. Если группа идет дальше называния качеств (например, к имени Ольга добавляет «окруженная внуками»), стоит позволить ей это.

Психологический тренинг в ДОУ: «Предпоследняя буква — ресурс»

Ведущий говорит, что не все люди достаточно хорошо знают свои ресурсы, и предлагает прямо сейчас поискать их, используя для этого предпоследнюю букву имени. В центре внимания обычно оказываются первая или последняя буквы, но именно незаметная предпоследняя таит в себе знание о ресурсе человека.

Далее один из участников называет свое имя. Остальные придумывают его ресурсы, которые начинаются на предпоследнюю букву имени. Участник выбирает тот ресурс, что ему больше нравится. После этого группа хором произносит сочетание качества и ресурса, например: сила Василисы, искренность Евгения, ласковость Оли.

Психологический тренинг в ДОУ: «Имя-ассоциация»

Один из участников называет свое имя. Остальные придумывают и называют то, с чем оно у них ассоциируется: картины природы, музыкальные инструменты, транспортные средства, животные и т. д. Например, имя «Ольга» может ассоциироваться с горным озером, ромашкой, дроздом, велосипедом…

Когда все желающие назовут свои ассоциации, участник тренинга говорит группе, какие из них ему больше понравились.

Аналогичная работа проводится с каждым участником мероприятия.

Психологический тренинг в ДОУ: «Ласковое имя»

Выбирается водящий. Остальным участникам нужно представить, что он — дошкольник, а они — любящие его взрослые, и назвать его ласково. Затем водящий сообщает, какие ласковые имена ему понравились.

Водящими должны побывать все члены группы.

Психологический тренинг в ДОУ: «Имя-движение»

Водящий называет свое имя и показывает движение, которое у него с ним ассоциируется. Группа хором произносит это имя и показывает движение.

Психологический тренинг в ДОУ: «Рисунок имени»

Участникам занятия раздают листы бумаги и карандаши. Задача — придумать и изобразить символ своего имени. Затем они по очереди показывают свои работы группе, члены которой сообщают, какие мысли и чувства вызывает у них тот или иной рисунок.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник педагога-психолога. Детский сад»

    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      Школа Менеджера образования




      © МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
      Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
      • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
      • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль