Психическое развитие дошкольников: проведение нейропсихологической диагностики

157

В отечественном образовании наряду с сохранением луч­ших российских традиций идет поиск новых форм и ме­тодов работы. Это в полной мере относится и к системе дошкольного воспитания. Сегодня все чаще в работе с детьми используется нейропсихологический подход, который позволяет наилучшим образом интегрировать ин­дивидуально-психологические особенности ребенка, обуслов­ленные действующими механизмами созревания его мозговых структур, с социальными требованиями (Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева, Ж.М. Глозман, А.Ю. Потанина, А.Е. Соболева).

Ценность данного подхода возрастает в связи с насущной проблемой современного образования, а именно - ростом количе­ства дошкольников с различными отклонениями в развитии.


Нейропсихологический подход опирается на знание того, какие именно составляющие психики, входящие в психические действия, связаны с работой определенных зон мозга.


При этом речь идет не столь­ко о росте грубых дефектов психики, сколько о фиксации варианта психического развития дошкольников в пределах нижних нормативных границ. Так, своевременно не развиваемые дефицитарные психические функции контроля, программирования, анализа и переработки сен­сорной информации, речевого кодирования и др. негативным обра­зом сказываются на последующих этапах обучения в школе, приводят к социальной дезадаптации. К социальной дезадаптации специалисты относят: неумение младшего школьника соотносить свои потребности с социальными нормами и правилами, низкие темпы обучения, несформированные коммуникативные навыки, не­достаточный уровень саморегуляции (Л.М. Шипицына).

Самые высокие темпы в физическом, речевом, социальном и эмоциональном развитии личности отмечаются до шести­-семилетнего возраста, что во многом обусловлено интенсивным

формированием мозга в этот период.


Качественный анализ сильных и слабых звеньев мозговой организации дошкольника позволяет предупреждать риск возможных трудностей при последующем обучении ребенка в школе


Но различные структуры мозга и их вза­имодействие по-разному влияют на складывающиеся психические процес­сы и функции, которые развиваются по своим законам, в своих временных про­межутках и достигают полного становления в разном возрасте. Неравномерность психического развития дошкольников и каждой психической функции, ее сложные взаимосвязи с другими функциями определяет во мно­гом структурные и динамические особенности психической орга­низации каждого конкретного ребенка. Только качественный ана­лиз сильных и слабых звеньев мозговой организации дошкольника, их анализ в связи с особенностями функционирования моторики, восприятия, внимания, памяти и мышления позволяют осущест­влять весь воспитательный и образовательный процесс научно­обоснованным способом, предупреждать риск возможных трудно­стей при последующем обучении в школе.

Цель психолого-педагогической работы в рамках нейропсихоло­гического подхода - создание системы мер по обнаружению и раз­витию дефицитарных психических функций у дошкольников для снижения риска появления у них трудностей при об­учении в школе.

Для реализации данной цели на базе МБДОУ детский сад № 34 г. Ставрополя в 2012-2013 гг. осуществлялся совместный проект комплексной программы по нейропсихологической диагностике и коррекции при участии специалистов ДОУ и ученых Ставрополь­ского государственного педагогического института. Проект включал в себя следующие направления:

  1. Проведение нейропсихологической диагностики с детьми старшей группы и подготовительной логопедической группы.
  2. Осуществление коррекционно-развивающих мероприятий.
  3. Проведение семинаров и консультаций с родителями.

Структура и этапы нейропсихологического обследования психического развития дошкольников

При построении схемы обследования мы стремились к тому, что­бы, с одной стороны, методика была чувствительной к обнаруже­нию функциональных дефицитов, а с другой стороны, вся процеду­ра была компактной и не занимала много времени.


Нейропсихологическая диагностика проводилась кандидатом психологических наук М.И. Мельниковой в период с ноября 2012 г. по март 2013 г.


Общее время, затрачиваемое на те­стирование одного ребенка, составля­ло 50 мин (проходило за одну встречу). При написании заключения по итогам обследования учитывались не только результаты по отдельным тестам, но и данные наблюдения, осу­ществляемые педагогом-психологом детского сада за поведенче­скими и социальными особенностями конкретного ребенка. Совокупность использованных методик и данных наблюдения педагога-психолога позволяли осуществить комплексное ней­ропсихологическое обследование дошкольника, выявить проблемы нейропсихологического развития у дошкольников и сохранные функции (соответствующие возрастным нормам психического развития дошкольников), а также обнаружить дефицитарные психические функ­ции.

В нейропсихологическом обследовании использовались тесто­вые задания, адаптированные применительно к детскому возрасту (Ж.М. Глозман и др., 2008). В схему обследования были включены те­сты на определение особенностей умственной работоспособности, межполушарной организации функций, пространствен­ной организации движений, произвольной регуляции, зрительного и слухового восприятия, мнестических и интеллектуальных про­цессов. Полученные результаты оценивались в баллах по критери­ям, предложенным Ж.М. Глозман.

Всего было обследовано 27 человек в возрасте от 5 до 7 лет.

Обследование начиналось с предварительной беседы с ре­бенком для определения эмоционального фона его настроения, общей ориентации и готовности участвовать в тестировании.

В беседе задавались следующие вопросы: как тебя зовут? как зовут твоих родителей? где ты живешь? какое сейчас время го­да?

Далее следовали тестовые задания на определение ведущего полушария (правого или левого), устанавливалась легкость/трудность межполушарного взаимодействия. Ребенка просили пока­зать, какой рукой он ест, причесывается, рисует, как он перекре­щивает пальцы, руки и др. Для изучения моторных функций использовались пробы «кулак - ребро», «кулак - ладонь». Экспе­риментатор показывал серию движений и просил повторить: сначала совместно с психологом, затем само­стоятельно.


Простой вариант пробы на динамический праксис «кулак – ребро – ладонь»: кист руки, лежащей на столе, сжимается в вертикальный кулак, ставится на ребро, потом ложится на стол ладонью вниз.


После успешного выполне­ния движений одной рукой дошкольника просили сделать ту же программу дру­гой рукой.

Для изучения зрительного восприятия были пред­ставлены для опознания 12 реальных предметных изображения (пальто, мяч, фуражка, настольная лампа и др.). Затем показывались «наложенные» изображения (ведро - лист; кошка - белка - попу­гай). При исследовании слухового восприятия опрашиваемым предъявля­лись для опознания бытовые шумы и звуки природы (шум дождя, грозы), ритмические структуры; зрительной памяти - 6 реальных изображений (матрешка, мяч, дерево, пирамидка, девочка, фла­жок); слухоречевой памяти - 6 слов. Для изучения мышления при­менялись методики: «4-й лишний», понимание логико-грамматиче­ских структур, понимание смысла рассказа.

Результаты нейропсихологического обследования психического развития дошкольников 

Результаты тестирования каждого получали качественную и количественную оценку по пяти базовым параметрам психиче­ского развития дошкольников:

  1. нейродинамический компонент психической организации (умственная работоспособность, эмоциональный фон, мотивация, концентрация внимания);
  2. двигательная сфера;
  3. гностические функции (зрительное и слуховое восприятие);
  4. память (зрительная и слуховая);
  5. мышление и речь.

По окончании тестирования выставлялась балловая оценка по каждому из пяти параметров и обобщенная оценка. Оценки отражали степень и характер выявляемых труд­ностей. Если ребенок успешно справлялся с тестовыми зада­ниями, выполнял их точно по образцу, не отвлекался, проявлял критичность, показывал высокую продуктивность, допускал еди­ничные ошибки, которые сам мог исправить, то он получал 0 бал­лов.

Напротив, если он допускал ошибки, не проявлял к ним долж­ной критичности, у него отмечалась низкая умственная работо­способность и т. д., то он набирал определенное количество бал­лов, где каждый балл фиксировал ту или иную отмечаемую при тестировании трудность. В таблице приведены результаты первич­ной нейропсихологической диагностики, отражающие виды труд­ностей у обследованной группы детей.

Виды трудностей, "дефицитов" психического функционирования Группы детей
Высокая продуктивность % Средняя продуктивность % Низкая продуктивность %
Нейродинамический компонент 37 29,7 33,3
Двигательная сфера 15,5 49,8 34,7
Гностические функции (зрительное и слуховое восприятие) 34 62,3 3,7
Память (зрительная и слуховая) 37 51,9 11,1
Мышление 35,5 59,3 5,2

Анализ полученных результатов показал, что у трети обследо­ванных основные психические процессы и функции нахо­дятся на высоком уровне развития. Их отличала высокая умственная работоспособность и концентрация внимания, они практически не допускали ошибок при выполнении заданий, про­являли критичность и самостоятельность, сразу приступали к ра­боте. Продуктивность памяти как зрительной, так и слуховой на­ходилась в пределах от 80 до 90%, они хорошо улавливали смысл прочитанного нейропсихологом текста, могли его пересказать, владели мыслительными операциями предметности и обобще­ния.


Основные психические процессы и функции находятся у детей:

  • на высоком уровне развития – 30%
  • среднем уровне – 50%
  • нижних нормативных границах – 20%


У около 50% детей были выявлены средненормативные показатели психи­ческого развития дошкольников. У них наблюдались периодические отвлечения внимания, они не всегда обнаруживали свои ошибки, при опознании зашумленных изображений нуждались в помощи психолога, им требовалось больше проб при заучивании материала, время концентрации внимания без отвлечения составляло 15-20 минут.

Около 20% детей показали результаты, близкие к нижненорма­тивным границам развития. У этой группы на первый план вышли трудности, обусловленные недостаточно сформированными функциями контроля, произвольного внимания, слабостью ней­родинамического компонента деятельности. Они нуждались в постоянной помощи со стороны педагога-психолога, проявляли высокую отвлекаемость, сниженный или, напротив, повышенный фон настроения, низкую критичность, общее возбуждение. Пока­затели объема памяти при первом предъявлении находились в пределах 40%, следы отличались нестойкостью к интерфериру­ющим влияниям, фиксировались конфабуляции (вплетение не­предъявляемых элементов). Помимо слабости нейродинамиче­ского компонента деятельности у этой группы детей также наблюдались трудности в двигательной сфере. Они с трудом мог­ли удержать двигательную программу, плохо осуществляли ее пе­ренос с правой руки на левую. Фиксировались эффекты зеркаль­ности, нарушения плавности, координации, стереотипии. В то же время у них, так же как и у остальных, не возникали труд­ности в мыслительных операциях обобщения, сравнения. Они хо­рошо считали до 10 (прямой и обратный порядок), могли назвать свой адрес, время года, профессию родителей, знали домашних и диких животных, владели основными сенсорными эталонами: цвет, размер, форма предмета (круг, квадрат, треугольник, овал, ромб).

На основе проведенного дифференцированного описания ка­чественных особенностей сильных и слабых звеньев психического функционирования на каждого составлялось нейропсихо­логическое заключение. Результаты исследования доводились до сведения родителей, с которыми проводилось консультирование, давались рекомендации.

Нейропсихологическая коррекция психического развития докшольников

В коррекционно-развивающей работе использовались основные положения и принципы деятельности, разработанные в трудах из­вестных отечественных нейропсихологов А.Р. Лурия, Ж.М. Глоз- ман, А.В. Семенович, Т.В. Ахутиной и др.: обеспечение высокой эмоциональной вовлеченности дошкольника в развивающую деятель­ность, принцип оптимальности нагрузок, индивидуально-ориен­тированный подход.

Эмоциональная вовлеченность реализовывалась за счет приме­нения на занятиях игр, соревновательного мотива, создания кли­мата непринужденности и свободы самовыражения чувств каж­дого, использования аудио- и видеоматериалов.


По согласованию с родителями была выделена группа из шести человек, с которыми в дальнейшем проводилась нейропсихологическая коррекция


Принцип оптимальности обеспечи­вался посредством чередования пе­риодов активной (напряженной) рабо­ты и расслабления, обучающих упражнений и самостоятельной творческой деятельности.

Индивидуальный подход к детям предполагал, во-первых, учет качественной специфики сложившегося психического развития у дошкольников, во-вторых, особенностей его личности: реакций на успех и на неуспех, самооценку.

По согласованию с родителями была выделена группа из шести человек, с которыми в дальнейшем проводилась нейропсихологи­ческая коррекция. Коррекционные занятия проходили 2 раза в не­делю, в течение двух месяцев по 50 мин, после чего было проведе­но повторное нейропсихологическое тестирование. Оно обнаружило значительную положительную динамику, дефекты психического функционирования уменьшились в 2 раза по всем изучаемым параметрам.


Опора на сильные психические функции в коррекционной деятельности позволила снизить как в качественном, так и в количественном отношении трудности психического функционирования у детей


Дети стали уверенно выполнять движения на координацию и равновесие, умень­шилась импульсивность, отвлекаемость, активизировался познаватель­ный мотив, обогатился словарный запас, практически исчезли простран­ственные ошибки, более четкой стала межполушарная организация функций. О регрессе дефектов в психической сфере наглядно свидетельствует следующая диаг­рамма.

Психическое развитие дошкольников: проведение нейропсихологической диагностики

Положительно оценивая результаты проведенных (когнитив­ных, телесно-ориентированных) коррекционных занятий, стоит подчеркнуть большие возможности нейропсихологического под­хода в практике подготовки детей с различными стартовыми пси­хофизиологическими возможностями к обучению в школе.

Преимущество данного подхода по сравнению с другими пси­холого-педагогическими технологиями состоит в качественном анализе как слабых психических функций: эмоционально-волевой регуляции поведения, слабости контроля поведения и концентра­ции внимания, межполушарных функций и др., так и сильных, на которые можно в дальнейшем опираться в коррекционной работе. В нашем случае хорошо сформированными были: зрительные представления и зрительная память, речевое развитие, мысли­тельные операции, счет. Опора на сильные психические функции в коррекционной деятельности позволила снизить как в каче­ственном, так и в количественном отношении трудности психиче­ского функционирования у детей. О положительной динамике произошедших изменений говорили и их родители. Они отмечали, что дети «повзрослели», стали более внимательными, у них умень­шились эмоционально негативные реакции: плаксивость, тревож­ность, расторможенность.

Данные изменения свидетельствуют об улучшении произволь­ности и контроля поведения, социальной адаптации, эмоциональ­но-волевой регуляции, усилении познавательной мотивации в структуре других мотивов, что позволяет прогнозировать сниже­ние риска дезадаптации в школе у детей коррекционной группы.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль