Подписка со скидкой 30% >>>
Справочник руководителя дошкольного учреждения

Технология проектной деятельности в ДОУ по ФГОС

11 ноября 2019
14433
Средний балл: 0 из 5

Приоритетной образовательной задачей нового времени является подготовка нового поколения граждан, отличающихся активностью, любознательностью, гибкостью мышления, самостоятельностью. Модуль дошкольного воспитания, включенный в общую систему образования, призван заложить основы метапредметных компетенций личности, и это в условиях того, что для большинства детей дошкольного возраста характерна сниженная познавательная активность, положительная мотивация к обучению и посещению детского сада в целом. Становится очевидным, что дошкольная педагогика остро нуждается в реализации новых организационно-педагогических решений.

Организация проектной деятельности в ДОУ по ФГОС в средней, старшей группе — инновационный метод организации учебно-воспитательной работы, который уже доказал свою эффективность ввиду:

  • предоставления детям возможности ведения познавательного поиска, свободного экспериментирования, синтезирования новых знаний на основе имеющегося жизненного опыта, развития творческих способностей;
  • простоты концентрации учебного материала по конкретной теме, что способствует ее глубокому пониманию и усвоению, качественному накоплению знаний и формирования стойких навыков;
  • реализации концепта смены роли воспитателя, который становится полноправным партнером детей в рамках реализации всех этапов проектной деятельности.

Проектная деятельность в ДОУ в соответствии с ФГОС. Типы готовы проектов

Организация проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении считается инновационной педагогической практики, хотя данная типология не соответствует действительности. Система обучения, базирующаяся на совместной реализации педагогом и детьми конкретного проекта (решения проблемной образовательной задачи), применялась уже в XX веке, когда широкое распространение приобрели принципы прагматической педагогики Дж. Дьюи. В условиях нового времени проектная деятельность в ДОУ в соответствии с ФГОС, в основу которых положена идея разработки дошкольниками готовых проектов под контролем и при содействии воспитателя, приобретает новую значимость, поскольку данная образовательная практика в полной мере соответствует актуальным задачам воспитания подрастающего поколения. При этом ключевым условием реализации метода проектов, гарантирующим его высокую эффективность, является строгий учет детской инициативы, предусматривающий необходимость брать за основу работы не только и не столько темы, предложенные взрослыми, а области знаний, которые вызывают наибольшее количество вопросов у воспитанников, а значит — нуждаются в более детальном изучении.

Целевое назначение проектной деятельности в детских садах заключается в демонстрации детям возможности установления границ и их расширения, если в этом возникает необходимость. Создание особой образовательной ситуации обусловливает необходимость мышления и действия в установленных рамках, что обусловливает возможность концентрации внимания дошкольников на той или иной задаче, возможности ведения целевого поиска, продуктивном взаимодействии. Все это способствует развитию природной любознательности, активизации детской инициативы, формировании у воспитанников уверенности в собственных силах, повышению учебной мотивации, подкрепленной личным интересом. Таким образом, организация проектной деятельности в ДОУ по ФГОС позволяет воспитанникам:

  • развивать самостоятельность, инициативность, критическое мышление в ходе участия в реализации готовых проектов;
  • найти отражение теоретических знаний в повседневной жизни;
  • учиться устанавливать границы знания и незнания, получить опыт ведения совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.

Применение проектной методики имеет значительный потенциал и для воспитателей, ведь она обеспечивает:

  • возможность формирования у воспитанников ключевых компонентов готовности к школьному обучению — ярко выраженный познавательный интерес и активность, умение находить учебные задачи и пути их решения, навык работы с различными источниками;
  • простоту проектирования повседневной учебно-воспитательной работы с учетом требований регулятора, образовательных интересов и потребностей детей;
  • расширение профессиональных возможностей и горизонтов.
ДОУ

СОХРАНИТЕ ЭТО СЕБЕ, ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬ


Рекомендации по руководству деятельностью педагогического состава ДОУ читайте в журнале «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»:

- Проект, который научит детей ценить игрушки

 (доступен конспект для скачивания)

Проект «Парк детской мечты». Этапы работы с детьми и буклет для родителей

 (авторская разработка)

Включение проектной деятельности в образовательный процесс должно положительно оценивается и заведующими детских садов, поскольку это позволяет:

  • реализовать комплекс поддержки по апробации, развитию и распространению передового педагогического опыта;
  • создать предпосылки активного взаимодействия контактов в системе «дети — воспитатели — родители», поскольку реализация проектов невозможна без поддержания постоянного контакта; повысить уровень эмоциональности связей между участниками образовательного процесса, тем самым способствуя снижению случаев конфликтности.

Ввиду специфического порядка организации проектная деятельность в ДОУ по ФГОС преимущественно осуществляется с воспитанниками средней и старшей группы, поскольку только с четырех-пятилетнего возраста дети демонстрируют устойчивое внимание, наблюдательность, стойкость познавательных функций, готовность к осуществлению простейшего анализа. Поскольку проект часто включает сразу несколько организационных форм, на этапе проектирования работы по направлению воспитателям крайне важно выделить для себя концептуально значимые черты проекта как модели взаимодействия, в числе которых:

  1. Постановка проблемы, основанной на жизненно важной ситуации, которая уже вызвала затруднение у детей или может вызывать в будущем. Основой проблемного момента в данном случае не может выступать непосредственно образовательная составляющая. Практика показывает: если проект основывается на вопросах, которые задают дети, то его реализация не представляет сложности и характеризуется эффективностью, но если поставленная проблема навязана воспитателем или родителями, то результаты усилий могут быть нивелированы — полностью или частично.
  2. В качестве темы проекта целесообразно выбирать сложные и нелинейные проблемы, которые требуют ведения поиска и простой аналитической работы, а значит — связаны с прикладыванием интеллектуальных усилий и возможностью самостоятельного «открытия» знаний. Если поиск ответа на вопрос, положенный в основу готового проекта для средней, старшей группы ДОУ не вызывает затруднений, педагогические старания по организации проектной деятельности не дадут ожидаемого результата.
  3. Результатом реализации проектной деятельности должен стать готовый продукт, которые на завершающем этапе можно представить словесно, символично или схематически. На достижение результата отводится определенное количество времени, что способствует повышению уровня детской ответственности, осознанию воспитанниками важности составления плана и строгого следования ему. Об успешности осуществления проектной работы свидетельствует сформированность у детей запланированных навыков, умений и компетенций.
Технология проектной деятельности в ДОУ по ФГОС

Получите диплом установленного образца


Узнать больше о теоретических основах организации предметно-развивающей среды, принципах ее моделирования и получить методические рекомендации экспертов поможет учебная программа «Организация развивающей предметно-пространственной среды детского сада по ФГОС ДО»

Технология проектной деятельности в ДОУ по ФГОС Технология проектной деятельности в ДОУ по ФГОС Технология проектной деятельности в ДОУ по ФГОС Технология проектной деятельности в ДОУ по ФГОС

Очень важно, чтобы при планировании проектной деятельности с детьми воспитатели понимали отличия данной формы организованной активности от методики. Если первая определяет необходимость выполнения строгой последовательности действий, то вторая предусматривает свободу интерпретации с учетом конкретной образовательной ситуации. Как и любая другая педагогическая технология, проектная указывает, как учить, чтобы обеспечить достижение актуальных целей и задач образовательной программы с опорой на ориентиры ФГОС. В свете вышесказанного становится понятным, почему реализация проектной деятельности в ДОУ рекомендована в средних, старших группах, где последовательная реализация действий может быть осуществлена в должном объеме без утраты детского интереса.

Проектная деятельность в ДОУ в соответствии с ФГОС в средней, старшей группе

Коллективная деятельность, направленная на реализацию готовых проектов, открывает множество возможностей для повышения познавательной и коммуникативной активности дошкольников, привития механизмов социализации и адаптации, что особенно ценно в рамках подготовки к школе. Именно в рамках проектной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС в средней, старшей группе создаются предпосылки для грамотной педагогической поддержки биологически обусловленной потребности детей в познании, исследовании и открытии всего нового.

Прежде чем получить готовые проекты в ходе проектной деятельности в ДОУ, воспитателю следует уяснить, что у дошкольников замысел во многом опережает его физические и интеллектуальные способности, а потому в реализации запланированного неоценимую роль приобретает помощь взрослых. Более того, совместная деятельность детей и родителей либо же воспитанников и педагогов позволяет установить доверительные взаимоотношения, научиться лучше понимать друг друга. Родители могут участвовать в проектной работе на равных с воспитателями, однако важно не выполнить задание вместо ребенка, а помочь ему получить удовольствие от процесса и приобретения полезных навыков. Воспитатели в свою очередь оказывают содействие родителям: проводятся консультации, родительские собрания, мастер-классы, совместные мероприятия, круглые столы и наглядная агитация. Все это позволяет вовлечь родителей в образовательно-воспитательную работу детского сада, а дошкольникам — развить любознательность, уверенность и самостоятельность.

Специалисты выделяют три этапа развития проектной деятельности в процессе взросления дошкольника.

  1. Подражательско-исполнительский — характерен для малышей 3,5-4,5 лет (воспитанников средней группы), которые участвуют в проектной деятельность в ДОУ по ФГОС исключительно в качестве помощников старших, выполняя действия по подготовке готового проекта, подражая воспитателю (родителю) или по его предложению. Дети в этом случае выполняют вторые роли, поскольку для них сохраняется потребность в подражании действиям взрослых, а инициативность и самостоятельность еще недостаточно развиты. В этом возрасте дети больше наблюдают, а потому воспитатели предлагают им преимущественно краткосрочные или мини-проекты, осуществлением которых они занимаются при участии родителей или педагогов.
  2. Развивающий — дошкольники в 5-6 лет участвуют в проектной работе на равных со взрослыми или выполняют ведущие роли, поскольку уже имеют положительный опыт командной работы, умеют помогать друг другу, согласовывать действия, распределять задачи. На этом этапе дошкольного детства малыши все реже обращаются за помощью к старшим, они уже не испытывают потребность в подражании, напротив, стремятся все делать самостоятельно. Они активно организуют работу со сверстниками, демонстрируют навыки самооценки и самоконтроля, могут объективно оценивать свои и чужие действия. Дошкольники в 5-6 лет осознают поставленную перед ними проблему, формулируют цель, а после выбирают средства для их достижения. Они пока не проявляют достаточную инициативность в проектной деятельности, но с готовностью участвуют в ней и находят проблемы для рассмотрения. На этом этапе предпочтительны среднесрочные проекты, которые позволят детям раскрыть суть изучаемого вопроса благодаря построению партнерских взаимоотношений.
  3. Творческий — старшие дошкольники в 6-7 лет более самостоятельны и инициативны, потому взрослым важно стимулировать в них творческую активность, а также всячески помогать в выборе способов достижения цели, организации проектной деятельности в работе ДОУ, создавать необходимые для этого условия. Дети старшего дошкольного возраста могут достаточно долго концентрироваться на определенной задаче, а потому способны выполнять долгосрочные проекты, которые требуют многоэтапной работы, взаимодействия с другими дошкольниками или взрослыми.

В результате на всех этапах дошкольного детства малыши постепенно развивают познавательно-речевые и коммуникативные компетенции, творческие способности, приобретают полезные навыки работы в группах, проявляют интерес к изучению нового, поиску ответов на поставленные ими вопросы. Исходя из этого, независимо от возраста ребенка каждый проект в детском саду реализуется посредством четырех этапов.

Продолжительность каждого из этапов зависит не только от возраста детей, но и поставленной ими проблемы, числа участников проектной деятельности и ее характера. В ходе подготовки проекта педагогу важно оценить потребность в кадровых, временных, материальных и трудовых ресурсах. Предварительное планирование позволит определить необходимость привлечения музыкального руководителя или психолога, потребность в специальном оборудовании или материалах, временные рамки работы. Несмотря на то, что итогом работы должен стать готовый продукт, особое значение имеет процесс, который стимулирует творческую, исследовательскую и учебную активность детей. Дети должны переживать чувство гордости за свой труд, за проделанную работу.

Проектная деятельность в ДОУ: готовые проекты в средней группе по ФГОС

В условиях не вызывающей сомнений необходимости переосмысления сложившихся педагогических традиций целесообразность внедрения проектной деятельности в ДОУ по ФГОС не вызывает сомнений, но при этом реализация готовых проектов в средней, старшей и подготовительной группе детского сада сопряжена с многочисленными трудностями. Педагогам дошкольного образования, стремящимся обеспечить воспитанникам оптимальные условия для возрастного развития, рекомендуется опираться на успешные разработки коллег, адаптируя их с учетом реалий учебно-воспитательного процесса, помня, что под тематическим образовательным проектом следует понимать определенный отрезок в жизни группы, для которого характерно:

  • осуществление форм организации педагогической работы и методов сопровождения, наиболее полно способствующих проявлению детской инициативы, возможности дошкольников искать и находить ответы на интересующие вопросы;
  • максимальная вовлеченность всех участников образовательного процесса — малышей, их родителей и воспитателей;
  • осуществление детьми всех видов деятельности, в числе которых превалирующими остаются поисковая, исследовательская, экспериментаторская активность.

Удачным примером реализации готового проекта в средней группе ДОУ является практика создания мини-музея, содержащая все компоненты проектной деятельности по ФГОС, а именно:

  • унификацию учебно-воспитательного процесса на основе актуальной педагогической цели, которой временно подчиняется жизнь группы;
  • результативность, проявляющуюся через получение осязаемого итога коллективного взаимодействия;
  • воспроизводимость, свидетельствующая о возможности повторения аналогичного организационного опыта в схожих условиях по аналогии;
  • соответствие возрастным и личностным образовательным запросам воспитанников.

Мини-музеи, как и другие варианты тематических проектов, создаются согласно базовым принципам проектной деятельности. Работа по направлению предусматривает реализацию пяти ключевых этапов:

  1. Организация педагогом «точки удивления», которая является мощным стимулом к началу познавательной активности. Это может быть запланированное событие (например, получение письма, открытки, поход на выставку, вызывавший определенные вопросы) или спонтанное действие (один из воспитанников принес в группу предмет или игрушку, что породило массовый интерес к определенной области знаний). Главное для воспитателя на данном этапе осуществления проектной деятельности по ФГОС — трезво оценить уровень детской заинтересованности, от которого будет зависеть успешность реализации готового проекта в средней, старшей или подготовительной группе ДОУ.
  2. Планирование мероприятий, позволяющих дошкольникам посредством участия в различных видах деятельности найти ответы на возникающие вопросы. Это может быть непосредственно НОД, коммуникационная активность, проведение исследований и экспериментов, художественно-эстетическая деятельность по оформлению стендов для мини-музея. При этом важно, чтобы планирование всех мероприятий воспитатель осуществлял совместно с детьми, при необходимости привлекая к данному процессу родителей.
  3. Реализация запланированных видов активности, где ответственный педагог выступает равноправным партнером, передавая инициативу воспитанникам, а также создаются условия для активного детско-родительского взаимодействия. Например, для мини-музея семейной фотографии можно попросить мам и пап совместно с малышами просмотреть домашние альбомы, чтобы подобрать несколько подходящих снимков.
  4. Проведение итогового мероприятия, на котором все участники образовательного проекта демонстрируют достигнутые результаты. В случае с мини-музеем это может быть групповая презентация, проведение коротких экскурсий детьми для родителей или других приглашенных гостей.

В качестве примеров готовых проектов в средней, старшей, подготовительной группе ДОУ хочется представить варианты проектной активности, основанные на различных типах деятельности. Поскольку основной формой познания мира в период дошкольного детства является игра, высокий потенциал имеют игровые формы проектной работы, например, тематические игры-путешествия («Подводный мир», «Лесной царство», «А в Африке, а в Африке…»), строительно-конструкторские игры («Строим город будущего», «По страницам истории»), сюжетно-ролевые развлечения с организацией финальных постановок. Дети старшего дошкольного возраста охотно участвуют в реализации исследовательских проектов («Удивительные свойства воды», «Мир вокруг нас»), творческих проектных заданий, предусматривающих развитие креативности («Как выжить на необитаемом острове»), практико-ориентированных («Правила нашей группы», «Игротека») и литературно-творческих проектов («В гостях у сказки»). Главное для воспитателя при организации проектной деятельности — позаботиться о возможности реализации всех заявленных этапов, а тему готового проекта подскажут сами дети посредством вопросов, проявления высокого уровня заинтересованности и готовности к совершению открытий в интересующей предметной области или сфере.

С организационно-управленческой точки зрения внедрение проектной деятельности в образовательный процесс и последующая систематическая реализация готовых проектов в средних, старших, подготовительных группах ДОУ связаны со значительными усилиями, но благодаря этому можно создать условия для последовательного повышения профессионального уровня педагогов организации, улучшить показатели их вовлеченности в процесс воспитания. Работа над проектами позволяет сплотить педагогический коллектив, развить систему продуктивного межличностного взаимодействия по вектору «дети — родители — педагоги», создать качественные педагогические продукты, которые могут стать примерами инновационного опыта, а главное — обеспечить условия для активного возрастного развития и социализации дошкольников.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

logo

Внимание!
Сайт предназначен только для работников дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (скачать в pdf).

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.