Скидка на журналы 15 %+ 3 месяца подписки в подарок Получить>>>
Справочник руководителя дошкольного учреждения

Финансирование дошкольного образования

  • 15 октября 2014
  • 740

Сведения Всемирного Банка красноречивы: в экономически развитых странах не ослабляется, а совершенствуется финансирование школьного образования – в Штатах этот показатель равен 67%, в Германии – 70%, а в высокотехнологичной и успешной экономически Японии – без малого 90%. При этом, в той же Германии, хоть государство и обеспечивает всех желающих местами в ДОУ, сами учреждения не относятся даже к сфере образования. Детские сады у них – это сфера услуг, не обязательные для посещения сады пользуются не сверхактивным спросом. Там чуть больше 30% посещают ДОУ, и часто выбор падает на частные сады.

В Российской Федерации ситуация иная: невостребованных мест в ДОУ фактически нет. Ребенок едва успевает родиться, как родитель спешит поставить его на очередь в д/с (детский сад), чтобы успеть если не в ясли, так хоть в младшую группу. Помимо государственных ДОУ есть частные, и для многих мам и пап это хорошая альтернатива – долгих очередей там нет.

Но все же для большинства мам и пап частный детский сад будет непосильной тратой. Нередко заходят разговоры о реформировании системы, об увеличении родительской платы в государственном детском саду, за счет чего повышалось бы количество предоставляемых мест. Но чтобы понимать, возможно это или нет, нужно вникнуть в том, как сегодня происходит финансирование дошкольного образовательного учреждения.

ДОУ

СОХРАНИТЕ ЭТО СЕБЕ, ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬ:


В журналах «Справочник руководителя дошкольного учреждения» и «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» опубликованы важные материалы для руководителей ДОУ:

1. Как создать систему внутреннего финансового контроля, которая сэкономит ресурсы

2. Как применять коуч-технологию в работе с воспитателями. Тематический план на год

Законодательная сторона

Дошкольным учреждением в РФ называется тип ОУ, реализующего образовательную программу ДО разной направленности. ДОУ должно обеспечить воспитание, а еще обучение, кроме того, присмотр и уход, оздоровление дошкольников (2 мес.-7 лет)

Так, ДОУ подразделяются на:

  • д/с;
  • д/с общеразвивающий с приоритетным статусом одного/нескольких векторов развития дошкольников;
  • д/с компенсирующего вида с приоритетным статусом в коррекционной работе относительно отдельных нарушений дошкольников;
  • д/с оздоровления и присмотра с приоритетным статусом санитарно-гигиенического, а также оздоровительных мер;
  • комбинированный д/с;
  • ЦРР (центры развития ребенка) – эти ДОУ нацелены на гармоничное физическое, психическое развитие, а также на оздоровление дошкольников.

Денсредства, полученные из госбюджета – это базовый источник денежных расходов на всю систему образования. Необходимость такого финансирования сопряжена с характеристиками образовательных услуг, выступающими как общественный товар. Кроме того, государство учитывает и задачи этих услуг для социально-экономических перспектив России. При этом бюджетные суммы не назначаются исключительно из практических критериев. Всякое госрегулирование – это изначальное определение госзаказа, что обеспечивается из бюджета, а также определение социальных нормативов.

Закон определяет, что для образовательной системы госзаказ подразумевает: количество контингентов воспитанников, гособрстандарт и норматив госфинансирования.

ДОУ

Как учредитель финансирует государственный или муниципальный детский сад


Отвечает эксперт справочной системы «Образование»

Уровни бюджетов

Финансирование ДОУ разделяют по бюджетным уровням. Так, у федерального уровня можно выделить три вектора отчисляемых денсредств – это содержание федеральных д/с, это реализация непосредственно федеральных программ и, наконец, образовательные субвенции регионам с запросам на финподдержку.

Муниципальный, а также региональный уровни рассматриваются как равные федеральному, в их рамках предусматриваются отчисления на содержание д/с местного ведения и реализационные этапы своих программ. Если финансирование детских садов складывается из нескольких бюджетов, то говорят о многоуровневом финансировании. Следует различать многоуровневое финансирование и многоканальное, последнее предполагает и немалое включение внебюджетных поступлений.

Процентное соотношение затрат на образовательную сферу в РФ

  • достаточный компонент затрат на д/ш образование – 27%;
  • невысокий компонент на обязательное  – 50%;
  • общее, академическое образование – 38%;
  • профессиональное – 12%.

Основные источники финансирования ДОУ – это поступления из госбюджета и родительская ежемесячная плата. Современный руководитель д/с должен быть управленцем не только педпроцесса, но и эффективным менеджером. Он, если мы говорим о новых условиях, должен сочетать государственный аспект финансирования и развития разной хоздеятельности ДОУ, выполнение платных услуг, а также исполнение тех же услуг по договорной системе с организациями. Он должен развивать самостоятельность педколлектива ДОУ по отношению к поиску ответов на вопросы соцразвития.

Профессиональная переподготовка ДОО

Новые возможности для карьерного роста


Попробуй бесплатно! Учебная программа: Финансово-экономическая деятельность (программа повышения квалификации, 120 часов). За прохождение — диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Правила бюджетного финансирования

Они строгие и четко регламентированные. Таких правил семь.

Каждый руководитель ДОУ должен знать, что:

1.Определять нормативы финансирования дошкольного образовательного учреждения должны отделы образования, это их сфера ответственности.

2. В обязанностях органов образования организовать ДОУ уровень госфинансирования ресурсов, являющийся государственным гарантом. Речь идет о тех ресурсах, что нужны для функционирования д/с.

3.Органы образования не вправе создавать любого рода централизованные фонды за счет денсредств, что принадлежат ДОУ.

4. Ресурсы, получаемые д/с, пребывают в полном его ведении.

5. Госфинансирование ДОУ не прекращается на протяжении всего календарного года.

6. Те денсредства, что оказались неосвоенными за год, не уходят с баланса ДОУ, далее они могут использоваться учреждением согласно назначению.

7. Не вправе органы высшего порядка изымать у ДОУ средства, что не использованы за год. Они не имеют права зачислять эти денсредства при начислении сумм бюджетного финансирования на будущий год. Это значит, что если на балансе ДОУ есть неосвоенная сумма, включить ее в бюджет нового календарного года органы образования не могут ни при каких обстоятельствах, и программ экономии средств (или названных по-другому, но такими же по сути) не существует.

Смета расходов ДОУ

Для грамотного осуществления экономической деятельности, заведующий д/с должен знать, как грамотно составить смету расходов ДОУ, как вести расчет денсредств по конкретным статьям расходов.

Что есть смета? Это документ, который определяет следующие параметры: объем, целевое назначение, а также поквартальное распределение денсредств, что определяются на содержание ДОУ. Смета, касающаяся д/с, составлена по статьям расходов, относимых к бюджетной классификации.

Статьи  сметы

Пояснение

Расходы  на зарплату

 

Речь  идет об асссигнованиях на выплату зарплаты сотрудникам (педсостав, медсостав, административный состав, технический или оббслуживающий). Объем  отчислений определяют сообразно штатного расписания и зафиксированных ставок зарплаты. Каждый работник проходит тарификацию (тарификационный перечень прилагают к смете).

Начисления  на выплаты по зарплате

 

Взносы,  зафиксированные законодательно.

Иная  закупка товаров и/или услуг, направленных на обеспечение госнужд

Здесь  могут быть особыми пунктами расходы на:

  • покупку обмундирования, мягкого инвентаря;
  • капитальный ремонт;
  • питание;
  • нужды учебного характера;
  • хозяйственно-канцелярские нужды;
  • командировки (служебные).

Смета  обязательно составляется и по внебюджетным денсредствам.

О бюджетной реформе в РФ

Бюджетная реформа в РФ нацелена на рост эффективности услуг в ДОУ в нестабильном внешнем контексте, и реализуется она при сохранении расходов госфинансирования ОУ. Но при этом неучтенной оказывается специфика непрерывности процесса образования и присмотра за воспитанников, которая есть в ДОУ.

Так, аналитики отмечают, что однотипные д/с, работающие в одинаковых условиях, финансируются из госбюджета по определенным дифференцированным нормативам. Это значит, что механизм финансирования сохраняется нежелательные субъективные признаки, когда рассматривается четкое и строгое распределение отчислений из госбюджета.

Потому акцент сегодня делается на возможности ДОУ привлекать внебюджетные источники финансирования детских садов, на снижении внутренних издержек ОУ. Представительства госвласти, а также органы местной власти должны оптимизировать структуру и состав расходных пунктов бюджета на содержание д/с. Так, специалисты говорят о неэффективности установившегося механизма денежного обеспечения ДОУ, о его низкой результативности. Они отмечают, что сложившаяся система не может позволить д/с достигнуть высокой эффективности расхода средств.

О подушевом финансировании

Отдельная тема – подушевое финансирование детских садов. На высшем уровне сегодня говорится о теоретизации и формальном характере этой системы. Отмечается, что это приводит к сниженным показателям эффективности мер госполитики.

При этом нормативное подушевое финансирование детских образовательных учреждений (НПФ) – это относительно новая мера. Основной принцип НПФ – деньги идут за ребенком. ДОУ получает финансирование по государственному/муниципальному заданию на обучение каждого ребенка по общему числу детей. Чем больше воспитанников в д/с, тем больше финансов ему выделят.

Предполагалось, что подушевое финансирование автоматически обяжет педагогическое коллективы эффективнее трудиться, привлекать больше воспитанников, получая вследствие этого большую субвенцию для реализации гособрстандарта.

Но специалисты, успев оценить такой теоретически перспективный способ финансирования, уже отметили в нем несколько недостатков. Они говорят о необходимости гибкой системы финансирования согласно НПФ, если гибкости нет, то состояние госбюджета только ухудшится. Отмечают они и отсутствие прямой корреляции между увеличением госфинансирования организаций и самой системой НПФ. Также отмечается, что руководство детского сада не может оперативно решать текущие проблемы финансирования именно из-за подушевой, весьма формальной системы.

Не стоит умалчивать и то, что НПФ критикуют сами педагоги. В частности, этот механизм призван уменьшить расходы из бюджета, но нагрузка на ДОУ возрастает, качество образования ухудшается, создавать профильные группы становится труднее.

О внебюджетных поступлениях

Проблемы финансирования дошкольных образовательных учреждений и в том, что все больше руководящие структуры говорят о привлечении (и немалом) внебюджетных средств. И из рекомендаций это приобретает совсем иной характер: ДОУ должны выполнять план по поступлению внебюджетных средств.

Для успешного осуществления таких планов в идеале ДОУ должны руководить не просто педагоги, а люди с серьезным экономическим образованием. Но возможно ли за быстрый срок переучить весь руководящий состав, дать им действительно актуальные знания и навыки? Процесс не быстрый, а план по поступлению внебюджетных источников контролирующие структуры требуют уже сейчас.

В контексте экономической нестабильности ДОУ очевидно недостаточно госфинансирования и родительской ежемесячной платы. Потому все сады предполагают привлечение сторонних, внебюджетных денсредств, нацеленных на постоянное развитие д/с, на самосовершенствование педсостава, на создание потенциальных внебюджетных фондов.

К внебюджетным источникам финансирования ДОУ относят:

  • платные образовательные услуги;
  • спонсорскую денежную помощь;
  • добровольного характера перечисления на счет сада от организаций и граждан;
  • денсредства, заработанные на аренде помещений сада;
  • денсредства, полученные от продажи продукции подсобного хозяйства и т.д.;
  • внебюджетные денсредства местных структур власти.

На практике можно увидеть, что внебюджетный фонд ДОУ создается приоритетно именно за счет реализации платных услуг. Цель оказания ПУ – это реализации потребности граждан в расширенном образовании.

Схема оказания ПУ

Так как этот пункт крайне значим в финансировании работы ДОУ, на нем стоит остановиться подробнее. Сторонним лицам может показаться, что желание д/с заработать на своих услугах – это прихоть руководства, коммерционализация образования и т.д. Но детский сад в этом отношении – исполнитель госзаказа. Ему доводят план по платным услугам, сад получает предписания и рекомендации с пометкой «к исполнению». Не стоит пессимистично говорить о том, что ДОУ – всего лишь заложник ситуации, но, тем не менее, он вынужден подчиняться этой схеме, которая хоть и направлена на модернизацию образовательной системы, еще далека от совершенства.

Порядок оказания ПУ выглядит так:

  • Сначала сотрудники сада изучают спрос населения на допуслуги ДОУ.
  • Затем заведующий д/с сада разрабатывает Положение о ПУ.
  • В плановую группу муниципального отдела образования руководство ДОУ предоставляет информацию о детях, которые могут получать ПУ, о количестве часов, размере оплаты, рассчитанной по результатам маркетингового исследования.
  • Основываясь на этих данных, специалисты занимаются калькуляцией услуг.
  • Каждый платный кружок должен иметь программу, а также  учебный план.
  • С родителями, выступающими заказчиками ПУ, заключаются договоры. Согласно им они ежемесячно производят оплату в банк. Излишние начисления идут в учет следующего платежа.

Так, оптимальное финансирование ДОУ может быть за счет представления ему вариантного маневрирования финресурсами для организации самого эффективного их применения.

Как финансируются частые д/с

Организация деятельности частного ДОУ имеет серьезные отличия от государственного ДОУ по части финансирования. В частном д/с лишь один постоянный финансовый источник – это родительская плата. Но высокий ее размер тормозит открытие новых частных ДОУ, которые могли бы решить проблему нехватки мест в государственных садах.

И решать эта проблема может так:

  • финансирование частных детских садов с привлечение госсредств в размере норматива, который определен для муниципальных ДОУ;
  • компенсация доли родительской платы за содержание воспитанников в частных ДОУ.

Чтобы поддержать развитие частной сферы ДОУ, нужно принимать решения на региональном и федеральном уровнях. Есть не одна программа оптимизации, которая расписывает четкие алгоритмы улучшения ситуации. Но единой реформы, единого государственного регулирования этого вопроса пока нет. Послабления в получении лицензии, налоговые льготы и другие мероприятия – это только отдельные пункты одной общей схемы, которая должна навести четкий порядок в частном дошкольном образовании.

Компенсации родителям

Многим женщинам в РФ приходится продолжать сидеть с ребенком дома, так как мест в государственном саду нет, а в частный идти – нет финансовой возможности. Вопрос компенсации рассматривается местными властями: в некоторых регионах женщины, которые оказались в такой ситуации, получают небольшую денежную компенсацию за нехватку мест в детском саду.

И хоть была выдвинута инициатива о поправках к Закону «Об образовании», которая четко бы регулировала вопрос компенсаций, возможные поправки Госдума отклонила. Предполагалось, что семьи, где детям отказано в получении места в детском саду из-за их нехватки, получали бы ежемесячно 5 тысяч рублей. Но на федеральном уровне этот вопрос поддержки не нашел.

Некоторые специалисты уверяют, что стратегии развития образования дошкольного и его финансового обеспечения должны учитывать опыт западных систем. Предлагают аналитики поднять объем бюджетных поступлений, придать ему статус первоочередного, а также настаивают специалисты на пересмотре структуризации расходов в образовательной отрасли в целом, глядя на опыт и эффективный подход к этому вопросу развитых стран.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования  
Дистанционное обучение 24/7

Выгодная подписка

Самое выгодное предложение на подписку

Получите скидку 15% на журналы до конца февраля

Забрать журналы

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (скачать в pdf).

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.