Эмоциональное развитие дошкольников с нарушением интеллекта

223

Эмоции дошкольников с нарушением интеллекта 

В общей совокупности многообразных черт личности существенное место принадлежит эмоциям, которые оказывают влияние на любое проявление человеческой активности. Формирование эмоций – важнейшее условие становления личности человека .

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. По мнению исследователей, развитие психических функций и личности ребенка проявляется в интеллектуальной, поведенческой и эмоциональной сферах. При этом эмоциональное развитие детей дошкольного возраста является ведущим. 

По данным исследователей, эмоциональная область дошкольников с нарушением интеллекта характеризуется незрелостью и существенным недоразвитием произвольных психических процессов. Дети склонны к полярным, лишенным тонких оттенков эмоциям, которые поверхностны, неустойчивы; подвержены быстрым, резким изменениям. У некоторых наблюдается затянутость, инертность эмоциональных реакций, часто имеющих выраженный эгоцентрический характер. Дети с нарушением интеллекта слабо контролируют свои эмоциональные проявления, часто не пытаются это делать.

У всех детей данной категории наблюдается потребность в одобрении со стороны окружающих и в признании себя. Известно, что под влиянием трудных жизненных обстоятельств (невозможность справиться с учебными заданиями, трудности во взаимодействии с нормально развивающимися сверстниками) у дошкольников с нарушением интеллекта появляются негативные эмоциональные реакции.

Для дошкольников с нарушением интеллекта характерна капризность, слезливость, они легко раздражаются, не переносят шума и суеты, обидчивы. Очень часто настроение портится под влиянием запретов, неудач и в связи с неумением играть совместно с другими детьми. Такие дети не ориентируются во времени, месте, ситуации. Эмоциональная жизнь сопряжена страхами, повышенной тревожностью, гневом, агрессией, нарушением адекватности реагирования извне, недостатком в развитии навыков самообслуживания, приступами психомоторного возбуждения. Именно поэтому коррекционная работа по развитию эмоциональной сферы приобретает особое значение.

Коррекционная работа в рамках эмоционального развития детей дошкольного возраста 

Развитие эмоций начинается с развития ощущений.

В качестве основных видов ощущений различают:

  • кожные (прикосновения, давления);
  • зрительные и слуховые;
  • органические (голод, жажда, боль, половые ощущения и т. д.);
  • ощущения положения и движения;
  • осязание и обоняние.

Таким образом, на первом этапе эмоционального развития детей дошкольного возраста важно научить ребенка соотносить воспринятый сигнал и реакцию в организме. В этом помогут:

1) игры, направленные на расширение представлений об окружающем мире при помощи глаз, рук, кожи;

2) игры и упражнения по развитию способности воспринимать глазами, рукой, кожей, носом.

На втором этапе коррекционной работы с дошкольниками с нарушением интеллекта необходимо развить у детей способности понимать, осознавать как свои, так и чужие эмоции, правильно их выражать, а также сформировать навыки управления ими. Наиболее эффективным методом является постановка детей в ситуацию выбора адекватной реакции: удивление – исчезла игрушка, все игрушки на месте; радость – под платком в пустой клетке оказались птички, под платком в пустой клетке как никого не было, так и нет и т. п. Проблема выбора активизирует эмоциональную активность детей, которая выступает в роли датчика успешности (неуспешности) овладения коммуникативными моделями поведения.

Последовательность действий в процессе работы по развитию эмоций у дошкольников с нарушением интеллекта: 

  • фиксирование внимания на чужих проявлениях эмоций (в т. ч. и самого педагога);
  • воспроизведение увиденной эмоции;
  • подбор картинки, изображающей какого-либо сказочного или литературного
  • героя с соответствующим эмоциональным состоянием;
  • повторное воспроизведение эмоции в заданных ситуациях и упражнениях.

Игровой сеанс «Азбука эмоций» входит в программу по развитию эмоций у дошкольников с нарушением интеллекта, разработанную в детском доме «Аревик» (приложение).

Задачи игрового сеанса:

1. Закрепить и обобщить знания детей об эмоциях радости, злости, страха, грусти, удивления.

2. Научить различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию.

3. Сформировать навыки адекватного эмоционального реагирования на совершенное действие или поступок.

Чтобы научить дошкольника с нарушением интеллекта регулировать свои поведенческие реакции на основе развития эмпатии, необходимо включать в занятия жизненные ситуации: обычный дележ игрушек, ссоры на прогулке, желание отнять игрушку у другого и т. п. Упражнения строятся на смене ролей партнеров по ситуации, например: тебя обидели – ты обидел, тебе больно – другому больно, тебе страшно – другому страшно. В ходе этих упражнений отрабатываются модели общения, способы оценки своих эмоций и эмоций другого; приобретается опыт адекватного эмоционального реагирования на основе установления эмоционального контакта и регуляции общения.

4. Научить детей регулировать свои поведенческие реакции на основе развития эмпатии (способности понять и принять другого).

Возраст детей: 5–7 лет.
Количество детей: 4–5.
Продолжительность игрового сеанса: 20–25 мин.

Добиться полного осознания дошкольниками с нарушением интеллекта своих ощущений невозможно. Но развить умение сосредоточить внимание на каком-то одном из них, научить способности адекватно выразить свое состояние соответствующим способом – возможно.

Эмоциональное развитие дошкольников с нарушением интеллекта

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.png



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль