Диагностика детско-родительских отношений: проективная методика «Три дерева»

559

Детско-родительские отношения в дошкольном возрасте 

Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, в который зарождается личность. Этот период характеризуется ускоренным развитием психических процессов, свойств личности, кроха активно осваивает различные виды деятельности, у него развивается самосознание, формируется самооценка, выстраивается иерархия мотивов и их соподчинение. Наиболее важное влияние на развитие личности дошкольника оказывает семья – сложившаяся система внутрисемейных, а также детско-родительских отношений в дошкольном возрасте. 

Современная семья включена во многие сферы жизнедеятельности общества, поэтому на ее внутренний климат влияют политические, социально-экономические, психологические и прочие факторы. Высокая занятость на работе, потребность в дополнительном заработке, психологические перегрузки, стрессы, наличие множества патогенных факторов провоцируют развитие у родителей раздражительности, агрессивности, синдрома хронической усталости. Кроме того, значительно сокращается время на общение с детьми. Многие родители, находясь в таком состоянии, выплескивают свои негативные эмоции на маленького дошкольника, который не может противостоять психологической, а часто и физической агрессии со стороны самых близких людей. Детско-родительские отношения в дошкольном возрасте становятся напряженными. Детишки начинают зависеть от настроения, эмоций и физического состояния родителей, что далеко не лучшим образом сказывается на их психическом здоровье, установках в общении и поведении на этапе взросления.

В целом современные детско-родительские отношения в дошкольном возрасте характеризуются пренебрежительным отношением к родительским обязанностям, частым проявлением жестокости, как в физическом, так в психологическом плане. 

Существует ряд аспектов, позволяющих специалисту составить полное представление об отношениях между детьми и родителями:

  • реальное взаимодействие каждого родителя с ребенком;
  • отношение к ребенку, основанное на неосознанной мотивации родителя;
  • отношение к ребенку, сформированное в ходе рефлексии.

Данное триединство находится под влиянием следующих факторов:

  • особенностей личности родителей и формы их поведения;
  • психолого-педагогической компетентности родителей, уровня их образования;
  • эмоционально-нравственной атмосферы в семье;
  • диапазона средств воспитательного воздействия;
  • степени включенности дошкольника в жизнедеятельность семьи;
  • учета актуальных потребностей дошкольника и степени их удовлетворения.

Среди многочисленных проективных методик и тестов, позволяющих выявить особенности внутрисемейных отношений, успешно зарекомендовал себя тест «Три дерева», разработанный для детей немецким психотерапевтом Эддой Клессманн в контексте кататимноимагинативной психотерапии (символдрамы). Данная методика может также применяться с родителями.

Содержание проективной методики-теста "Три дерева" 

Для проведения проективной методики - теста необходимы бумага формата А4 и цветные карандаши. В принципе, ребенку предлагают использовать один лист бумаги, но рядом может лежать еще несколько чистых листов, т. к. иногда у детей возникает желание нарисовать какое-либо дерево на отдельном листе.

В ходе предварительной беседы дошкольника расспрашивают о составе его семьи, как кого зовут, сколько кому лет, кем работают или где учатся члены семьи, какая у них квартира и кто в какой комнате живет. Далее ребенку предлагают нарисовать три дерева. Время не ограничивается. Пока кроха рисует, педагог-психолог может побеседовать в соседнем помещении с родителями, если это необходимо.

Когда рисунок будет готов, нужно похвалить дошкольника за проделанную работу (эмпатическая поддержка – один из важнейших принципов кататимно-имагинативной психотерапии) и попросить назвать все нарисованные деревья, подписав каждое из них тем цветным карандашом, который больше всего, на его взгляд, подходит. После этого в ходе проективной методики - теста ребенку предлагается ряд вопросов об изображенных им деревьях, его ответы записываются рядом с рисунками. Причем очень важно предварительно спросить у дошкольника разрешения на то, чтобы подписать ответы прямо на рисунке, рядом с деревьями. Этим подчеркивается, что рисунок представляет собой интимное личное пространство дошкольника, к которому педагог-психолог относится с уважением. Это как бы компенсирует слишком доминирующую позицию родителя (чаще матери), который из-за собственных патологических страхов и комплексов относится к внутреннему пространству дошкольника недостаточно уважительно. Как правило, дети редко отвечают педагогу-психологу отказом на подобную просьбу, т. к. она вызывает у них доверие и ответное уважение.

В рамках данной проективной методики - теста ребенку изначально не ставится задача сравнивать деревья с членами семьи, как это практикуется в других аналогичных тестах (где каждого члена семьи предлагают сравнить с чем-нибудь или с кем-нибудь, например, с животным). Клессманн рекомендует сначала предложить ребенку нарисовать на одном горизонтально расположенном листе бумаги какие-нибудь три дерева и лишь затем сравнить их с членами семьи. Тем самым отчасти удается обойти «цензуру», препятствующую проникновению бессознательного материала в сознание. По наблюдениям Клессманн, при непосредственной просьбе представить родителей в виде какого-нибудь животного или дерева дети часто «приукрашивают» выбираемый образ из-за определенной лояльности. Иногда они даже блокируют появление соответствующей ассоциации.

Проективные методики и тесты в психологии

Термин «проективные» (от лат. projectio – выбрасывание вперед) был введен Лоуренсом Франком в 1939 г. для объединения целой группы внешне разнородных способов исследования личности, предполагающих осуществление человеком символического переноса содержания внутреннего мира на внешние предметы.

Действительно, в разнообразных проявлениях активности субъекта (творчестве, высказываниях относительно реальности, индивидуальных пристрастиях и пр.) в той или иной мере проецируются скрытые стремления, неосознаваемые проблемы, предпочитаемые подходы к разрешению противоречий. Задача исследователя – воссоздать ситуацию, при которой системы личностного смысла и поведенческих стратегий человека обнаруживают себя в необходимой степени.

Применение проективных методик - тестов предусматривает:

- неструктурированность, неопределенность стимульного материала, допускающего возможность быть использованным или истолкованным самыми разнообразными способами. На первый план выступает не объективное содержание, а то ассоциативное  отношение, которое проявляется в процессе действий с ним;
- формулирование инструкций в самом общем и кратком виде, оставляющем значительную свободу для самовыражения и фантазии;

- создание атмосферы доброжелательности при полном отсутствии оценочных суждений со стороны исследователя. Здесь не может быть правильных и неправильных ответов. Человек вправе отвечать так, как ему вздумается;

- неинформированность испытуемого в диагностической значимости его действий и слов, что позволяет избежать умышленных или непроизвольных искажений при проекции личности.

Ребенку в ходе проективной методики теста предлагаются следующие вопросы:

Какое дерево самое большое?

Какое самое маленькое?
Какое больше всего нравится?
Какое из нарисованых дубов или березок самое молодое?
Какое самое старое (взрослое)?
Какое самое красивое?
У какого дерева самые крепкие, мощные корни?
У какого самые слабые корни?
У какого самая пышная крона?
У какого самая бедная крона?
У какого самая тонкая, чувствительная кора?
У какого самая толстая кора?
Какое время года изображено на рисунке?
Где растут березы, дубы, сосны?
Есть ли какие-то животные (птицы) рядом с сосной, дубом либо на нем? Какая погода сейчас на рисунке?

Такая последовательность вопросов проективной методики теста не случайна: вначале предлагаются наиболее легкие и приятные, затем более трудные и менее приятные. Обращение внимания на высокое дерево, будь то дуб или береза отражает более высокую оценку в плане уровня притязаний. При такой последовательности последующее обращение к дубу, березе меньшего размера воспринимается уже не как более низкая оценка в плане уровня притязаний, а как продолжение ряда сравнений. По этой же причине лучше сначала спросить о более молодом дереве, а потом о более старом.

Словарь педагога-психолога

Интерференция (от лат. inter – между, ferens [ferentis] – несущий) – ухудшение сохранения запоминаемого материала в результате воздействия (наложения) другого материала, которым оперирует субъект.

Вопросы теста проективной методики о том, какая березка больше всего нравится и какая кажется самой красивой, специально разделены интерферирующими вопросами, чтобы у дошкольника не возникло чувство, будто это один и тот же вопрос.

В то же время дерево, которое больше всего нравится ребенку, не обязательно является самым красивым. Все характеристики педагог-психолог с разрешения дошкольника подписывает под рисунком соответствующего дерева.

В качестве следующего задания теста проективной методики ребенку предлагают представить себя садовником, т. е. человеком, который знает, как ухаживать за деревьями, и может заметить, чего им не хватает. Ребенку задают следующие вопросы:

  • Как ты думаешь, чего не хватает каждому из деревьев?
  • Что можно было бы сделать для каждого дуба, березки, клена? 

Если вопросы остаются непонятыми, нужно пояснить, что одни деревья нуждаются в поливе, другие – в удобрении, третьи – в пересадке, четвертым нужно подрезать ветки, пятым нужно больше солнца и тепла. Обязательно стоит добавить, что некоторым и так хорошо, с ними можно ничего не делать. Все ответы фиксируются на рисунке.

Прежде чем попросить дошкольника сравнить нарисованные и описанные березы, дубы, кедры и т.д.  с членами его семьи, следует предложить ему выполнить какое-нибудь интерферирующее задание, чтобы избежать прямых сравнений и ассоциаций свойств дубов и берез с особенностями членов семьи. Например, можно попросить дошкольника проранжировать задания, которые даются на каком-либо занятии в ДОО, по ступенькам своеобразной лестницы: от самого приятного до самого неприятного. Можно провести любой тест проективной методики, в зависимости от цели диагностики, например тест на самооценку Дембо – Рубинштейн: попросить дошкольника отметить не только, как он сам себя оценивает, но и как его оценивают мама, папа и, возможно, какой-то еще значимый член семьи. Используются шкалы: здоровье, ум, характер, счастье.

Секрет проективной методики теста «Три дерева» в том, что уже рисуя березки, кедры, дубы испытуемый бессознательно придает им черты важных для него людей. в момент подписывания членов семьи открываются очень интересные и важные бессознательные мотивы, отношения или оценки. 

Важно разбить проведение теста проективной методики «Три дерева» на две части какой-либо другой деятельностью. Лишь после этого дошкольника просят сравнить каждое дерево с членами семьи. Когда задание будет выполнено, ему предлагается написать около каждой березки, с кем он мог бы сравнить ее. При этом для каждого члена семьи кроха подбирает подходящий цвет.

Интерпретация рисунка

Проективная методика тест «Три дерева» ярко и четко показывает проблематику взаимоотношений в семье. Она дает возможность увидеть место дошкольника в ней; его самоощущение; то какой он в этой семье; какие у него потребности, как он воспринимает потребности других членов семьи. Причем получаемая информация настолько образно отражает картину семьи, что есть возможность организовать с ребенком и родителями обсуждение тех вопросов, которые поднимает эта методика. Таким образом, данный метод показал свою диагностическую ценность и может быть применен в коррекционно-развивающей работе с ребенком и семьей в целом.

Нельзя делать однозначные выводы на основании лишь одного конкретного рисунка. Интерпретация допускается только на уровне гипотезы. 

Однако необходимо отметить, что с учетом множественности детерминации, многозначности, многоплановости и амбивалентности символа нельзя делать однозначные выводы на основании лишь одного конкретного рисунка в рамках теста проективной методики. Интерпретация допускается только на уровне гипотезы, степень вероятности которой в последующем будет повышаться либо понижаться, например в ходе интерпретации других рисунков, анализа истории жизни и актуальной личностной ситуации дошкольника. Как правило, проблема в той или иной форме отражается почти в каждом рисунке. Это позволяет специалисту сделать достаточно точные и объективные диагностические выводы на основании совокупности всех имеющихся материалов.

Анализ деталей рисунка

Сравнивая березы, дубы, кедры и т.п. с членами семьи, дети обычно выбирают себя и родителей, но иногда это могут быть брат, сестра, бабушка, дедушка или любой другой человек, например сосед. В этом случае в последующей беседе важно расспросить дошкольника, почему он выбрал именно этих людей, вытеснив других.

Конфликт в детско-родительских отношениях в дошкольном возрасте может выражаться в недовольстве дошкольника тем, как он нарисовал березку, дуб или сосну, и зачеркивании их. Иногда дети вопреки инструкции рисуют только два дерева, что говорит о нарушении взаимодействия в семье с третьим объектом (чаще с отцом) или даже о полном отсутствии триангуляторных отношений.

При анализе рисунка в рамках теста проективной методики следует обратить внимание на нарушение границ между дубами, взаимопроникновение, спутанность. Если кроха не изображает себя отдельным дубом, а присоединяется к одному из деревьев родителей (в основном к дереву матери), то это, как правило, связано с нарушением его идентичности (независимо от пола). Также на это указывает тот факт, что при определении, кто каким деревом является, кроха не оставляет себе какое-то дерево, а на вопрос, где же оно отвечает: «Если бы я выбирал для себя, то стал бы (например) березой, как мама» («Мы с мамой будем березами»).

О чем может свидетельствовать рисунок дерева, например дуба, с которым кроха отождествил себя:

1. Дуб изображен с цветами и фруктами – кроха счастлив, доволен и жизнерадостен.

2. Ствол (символ личности) нарисован крупно, ровно и размещен в центре рисунка – кроха чувствует себя уютно в семье. Линии кривые – кроха постоянно озабочен трудностями (мнимыми или реальными).

3. На дубе изображено дупло – кроха о чем-то переживает, что-то его очень беспокоит.

4. Ветки дуба опущены вниз – возможно развитие депрессивных настроений. Ветви не связаны со стволом – кроха сконцентрирован на своих фантазиях, а в реальном мире ему многое не нравится.

5. Дуб сужается книзу – кроха чувствует тревогу и хочет быть в безопасности.

Спутанное, слитное изображение кроны дубов в тесте проективной методики говорит о мощной эмоциональной связанности членов семьи. Обычно в таких рисунках бывает изображена вся семья, и кроны всех дубов переплетаются. Причем эмоциональная спутанность может быть различной: от полной неразличимости границ крон до относительно небольшого переплетения ветвями. Это свидетельствует о том, что все члены семьи живут единой жизнью.

Также следует обратить внимание на переплетение стволов и корней: имеют ли изображенные дубы одну корневую систему или только соприкасаются корнями, или их корни полностью «сплавлены», или ветки дубов слегка прикасаются друг к другу, или наблюдаются сильная спутанность и наложение крон друг на друга. Наличие или отсутствие этих фактов отражает динамику эмоциональных отношений в семье.

В случае отягощенности рисунка конфликтной символикой (например черные тучи над кленами, снег, дождь, дупло в березе и т.п.)  Клессманн в своем тесте проективной методики предлагает ребенку представить нарисованные им деревья в ходе сеанса символдрамы и установить с ним какие-то отношения. 

Рисунок отличается четкой дифференциацией, имеет много ярких деталей, разнообразен и отражает четкую сформированную триангуляторную систему семьи. Березы, дубы, сосны расположены на расстоянии друг от друга, могут слегка соприкасаться ветвями. Прорисованы четко, ясно, имеют разные названия. При выборе членов семьи – это мать, отец и сам кроха. У каждого свое дерево. Все перечисленное говорит о том, что у дошкольника сформировано представление о семье как о триаде, каждый ее член имеет право на свое личное пространство, обладает индивидуальностью. Проективная методика - тест показывает адекватную идентификацию: мальчик выбирает такое же дерево, как у отца, девочка – как у матери, либо кроха изображает другое дерево, отличное от родителей.

Обратите внимание на то, связаны ли березы, дубы, сосны друг с другом общим грунтом. Действия «садовника» означают изменения, которые испытуемому хочется осуществить в семье, или потребности, свои или значимых людей.

Анализ цветовой гаммы проективной методики-теста

Анализ рисунка подразумевает интерпретацию основного цветового фона, цвета отдельных элементов и надписи. Известно, что цвет отражает различные эмоциональные состояния человека. Причем один и тот же цвет может одновременно вызывать множество разных, часто противоположных переживаний.

На символику цвета могут влиять любое событие, причем начиная с периода внутриутробного развития, особенности протекания беременности и родов у матери, а также развития в младенческом возрасте, особенности приучения к горшку и события периода посещения детского сада, и так вплоть до ситуации, в которой находится кроха в момент проведения теста проективной методики. 

Чаще дети выбирают какое-либо сочетание цветов. Для верного прочтения детского рисунка необходимо довериться своим впечатлениям. Какие эмоции он вызывает? Покой и умиротворение или беспокойство и тревогу? Для более точного определения состояния дошкольника можно использовать противоположные понятия: светлый – темный, яркий – тусклый, гармоничный – негармоничный, спокойный – неспокойный, упорядоченный – беспорядочный, веселый – грустный, агрессивный – доброжелательный, богатый – бедный, тяжелый – легкий.

Уверенный в себе кроха, которому уютно в собственной семье, рисует картинки в богатой цветовой гамме. Если же имеются какието проблемы, в рисунке будут преобладать темные, мрачные краски.

Использование только простого карандаша в рамках теста проективной методики (при наличии выбора цветных) иногда трактуют как отсутствие цвета, таким образом кроха как бы сообщает о том, что в его жизни не хватает ярких красок, положительных эмоций.

Каждый из цветов в детском рисунке имеет символическое значение, может передавать определенные свойства характера и внутреннее состояние. Это обозначается в проективной методике - тесте: 

  • темно-синий – концентрацию, сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое и удовлетворении, склонность к самоанализу;
  • зеленый – уравновешенность, независимость, настойчивость, упрямство, стремление к безопасности;
  • красный – силу воли, эксцентричность, направленность вовне, агрессию, повышенную активность, возбудимость;
  • желтый – положительные эмоции, непосредственность, любознательность, оптимизм;
  • фиолетовый – фантазию, интуицию, эмоциональную и интеллектуальную незрелость;
  • коричневый – чувственную опору ощущений, медлительность, физический дискомфорт, отрицательные эмоции;
  • черный – подавленность, протест, разрушение, настоятельную потребность в изменениях;
  • серый (отсутствие цвета) – безразличие, отстраненность, желание уйти, не замечать того, что тревожит.

В рамках проективной методики - теста приведем эмоционально-психологическое значение каждого цвета:

  • синий – добросовестный, спокойный, несколько холодный;
  • зеленый – самостоятельный, настойчивый, иногда упрямый, напряженный;
  • красный – дружелюбный, общительный, энергичный, уверенный, раздражительный;
  • желтый – очень активный, открытый, общительный, веселый;
  • фиолетовый – беспокойный, эмоционально напряженный, имеющий потребность в душевном контакте;
  • коричневый – зависимый, чувствительный, расслабленный;
  • черный – молчаливый, эгоистичный, враждебный, отвергаемый;
  • серый – вялый, пассивный, неуверенный, безразличный. 



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль