Целевые ориентиры ФГОС ДО

1287
В целевых ориентирах ФГОС ДО заложено не только создание условий, пригодных для обучения детей, но и принципы финансирования дошкольных учреждений. В статье рассмотрим некоторые из них.

В настоящее время Закон об образовании признал дошкольное образование самостоятельным уровнем внутри общего образования. Дошкольное образование подразумевает обучение детей от двух месяцев и до наступления школьного возраста. Ранее дошкольное образование регулировалось федеральными государственными требованиями, которые определяли, чему должен научиться ребенок, что он должен уметь и знать в соответствующем возрасте. Сегодня требования к условиям осуществления образовательного процесса, структуре  программы дошкольного образования по ФГОС, к результатам обучающихся, а также к финансированию дошкольных учреждений предъявляет федеральный государственный стандарт ДО.

Целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования: определение

Требования ФГОС к результатам освоения образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. Целевые ориентиры – это социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения дошкольного образования.

Стандарт позволяет педагогам наблюдать за развитием ребенка, выстраивать программы по запросам родителей и детей согласно принципам вариативности. Особенностью ФГОС ДОУ является то, что в дошкольном образовании не допускается оценка результатов обучающихся. Также ФГОС предъявляет требования к условиям обучения, к педагогам, к безопасности и комфорту, к оснащённости предметно-пространственной среды.

Целевые ориентиры ФГОС ДО

Социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения дошкольного образования

  • ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;
  • ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
  • ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;
  • творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания;
  • у ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. п.;
  • ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело;
  • ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.

Целевые ориентиры Дошкольного Образования

  • не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей
  • не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников
  • не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
  • выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Финансирование дошкольных учреждений: особенности и льготы

Федеральный государственный стандарт образования дошкольного учреждения контролирует обучение детей с ограниченными возможностями здоровья. Причем, не только с точки зрения создания доступной образовательной среды для детей с ОВЗ, но и с точки зрения финансирования ДОУ по ФГОС. Т.е. обустройство территории и зданий, создание предметно-пространственной среды, дополнительный персонал – всё это должно быть учтено в финансовых нормативах и является одним из целевых ориентиров ФГОС дошкольного образования.

Финансирование дошкольных учреждений может быть осуществлено за счет разовых инвестиций, бюджетных инвестиций или иных целевых субсидий. Если учреждению при организации инклюзивного образования или специальной коррекционной группы требуются узкопрофильные педагоги, сурдопереводчики или сопровождающие, то все затраты и расходы включаются в текущее финансирование дошкольных учреждений и служит основанием для дифференциации нормативов финансового обеспечения, которые устанавливаются субъектами Российской Федерации.

Кроме того, в целевых ориентирах ФГОС дошкольного образования учитываются интересы детей с выдающимися способностями. Содействие тем, кто проявляет выдающиеся способности, происходит не только через механизмы нормативно- подушевого финансирования, не только на общедоступной и бесплатной основе, но и на программных принципах, через программы поддержки одарённости, выдающихся способностей, раннее выявление талантов, через создание специального грантового фонда.

В целевых ориентирах ФГОС дошкольного образования значится социальная поддержка тех, кто в этом нуждается. Например, освобождены от платы за образование отдельные категории граждан. Это и дети-сироты, и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, дети с туберкулёзной интоксикацией – все эти категории прописаны в законе «Об образовании», ст. 34-40.

На финансирование дошкольных учреждений государство выделяет большие денежные средства, что является убедительным свидетельством заботы государства о наших детях.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас

    Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

    Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

    Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      Справочник старшего воспитателя ДОУ


      Оформить бесплатный доступ к журналу





      © МЦФЭР, 2018. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Извините, что прерываем ваше чтение

      С нами уже более 300 000 специалистов в области образования!

      Зарегистрируйтесь бесплатно и получите:

      • уникальный подарок!
      • доступ к более чем 10 тысячам профессиональных статей сферы образования
      • ответы экспертов об организации работы детского сада

      Регистрация займет не более минуты.
      Подарок за регистрацию - журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (pdf)!

       

       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      и продолжить чтение
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль