Отличия развивающих компьютерных программ от коммерческих компьютерных игр

61

Стиль взаимодействия ребенка с компьютером в развивающей компьютерной программе

Цель коммерческой компьютерной игры – полностью завладеть вниманием игрока, погрузив его в захватывающий сюжет. Ребенок быстро овладевает простыми способами управления и затем лишь отвечает на запросы программы, которая ведет игру. Цель развивающей компьютерной программы совершенно иная, она сделана так, чтобы взаимодействие вел ребенок, и не он отвечал компьютеру, а наоборот, компьютер – ребенку. Различие целей отражается на стиле взаимодействия в процессе игры. В первом случае программа полностью определяет взаимодействие, требует ответов от игрока и задает темп ответов. Успех определяется быстротой реакции, достижение результата зависит от времени ответа, предполагается минимальная степень интерактивности, игрок должен следовать вопросно-ответной или лабиринтной модели игры. Соответственно, падает интеллектуальная активность играющего, он следует по лабиринту или по вопросно-ответной схеме к заранее заданному итогу. Такая игра носит не творческий характер, в лучшем случае, она пригодна для тренинга.

Специально созданные компьютерные игры для детей 5-6 лет, не зависимо от конкретного содержания, реализуют стремление ребенка к творчеству, экспериментированию. Стиль общения такого продукта с игроком характеризуется гибкой структурой взаимодействия, многовариантностью, максимальной степенью интерактивности, свободой игрока в постановке задач. Программа предлагает большой выбор инструментов для решения игровой задачи. В этих условиях повышается интеллектуальная активность игрока, он ведет взаимодействие с компьютером, машина отвечает ребенку, а не наоборот.

Способы усложнения задач в развивающих компьютерных программах

В развивающих компьютерных играх для детей 5-6 лет присутствует не только творческая, но и дидактическая составляющая. Но, в отличие от коммерческих игр, она присутствует там таким образом, чтобы ребенок мог переходить от одного уровня сложности к другому, постепенно закрепляя полученные навыки и знания. Эта этапность, заложенная при разработке, не позволяет перейти на другой уровень без выполнения задания предыдущего уровня. Поэтому иногда в таких специально разработанных программах можно выбирать уровень сложности. Кроме того, для детей разрабатывают адаптивные варианты игровых программ, где продукты сами подстраиваются под игрока, анализируя его прежние ответы, и предлагает новое задание с учетом этих данных. Это значит, что разработка предлагает ребенку достигнуть определенной игровой цели в такой системе условий, которая соответствует его возможностям на данном этапе.

Компьютерные развивающие программы для дошкольников создаются с учетом того, что для детей дошкольного возраста управление компьютером с помощью клавиатуры и мыши является самостоятельной задачей. Решение игровой задачи связано с умением управлять разнообразными ситуациями на дисплее с помощью различных средств управления. Для развития навыков управления компьютером создаются специальные игровые программы, в них предусмотрено постепенное усложнение управлением персонажа на экране. В простейших играх такого типа используются 2-4 клавиши, обычно это «стрелочки» вверх, вниз, вправо, влево и клавиша ввода. Освоив управление персонажами и событиями в простых играх, дети легко переходят к играм, где задействовано большее количество клавиш. При этом часто используют колпачки или наклейки на клавиши. Что касается управления с помощью мыши, то, например, до 5-6 лет детям еще трудно управлять ею, так как еще недостаточно развита координация «глаз-рука». Для развития этой координации создаются специальные разработки.

Системность как свойство развивающих компьютерных программ

В отличие от коммерческих компьютерных продуктов, специальные компьютерные игры для детей 5-6 лет включены в общую систему средств развития дошкольника. Развивающие компьютерные программы либо непосредственно соотносятся с не компьютерными играми, либо позволяют включить компьютерную активность в различные формы деятельности, в учебную, музыкальную, трудовую и т.д. , что позволяет дополнить и расширить систему дошкольного воспитания. Кроме того, специально разработанные компьютерные продукты зачастую включены не только в систему других средств развития ребенка, но и в систему «ребенок – машина», посредством того, что программы запоминают индивидуальную реакцию на условия решения игровых задач и подстраиваются под эту реакцию в своем дальнейшем взаимодействии с игроком.

Системность проявляется и в способе включения детей в игру с использованием развивающих компьютерных программ. Этот процесс организован во времени и включает 3 этапа: знакомство детей с содержанием игровой компьютерной задачи с помощью наглядно-дидактического материала. При этом создаётся определённая предметно-ориентированная среда, аналогичная компьютерной игре, помогающая понять и осуществлять задания на компьютере. Основная часть, 10 - 15 минут, проводится за компьютером. Эта длительность занятия компьютерной игрой  для детей 5-6 лет рекомендована учеными, при условии, что дети практически здоровы, либо имеются функциональные отклонения. Если у ребенка хроническое заболевание, длительность его пребывания за компьютером должна быть сокращена до 7-10 минут. Основная часть включает короткий инструктаж преподавателя, объяснение цели и правил игры, и собственно игровую деятельность. В заключении преподаватель помогает подвести итоги , проводит занятие по релаксации и снижению зрительного и общего утомления, поддерживает положительный настрой, отмечает работу каждого, поддерживая интерес к выполнению заданий на компьютере.

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление образовательным учреждением в вопросах и ответах»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль