Формирование устной речи дошкольников с нарушениями слуха

69

Формирование устной речи дошкольников с нарушениями слуха

С 2000 г. в нашем детском саду ведется целенаправленная систематическая работа по реабилитации детей с нарушениями слуха, протезированных современными цифровыми слуховыми аппаратами, и глухих детей, носителей кохлеарных имплан­тов. Цифровые аппараты позволяют малышу качественнее слышать речь окружаю­щих, способствуют развитию устной речи, дают возможность использовать ее для коммуникации.

Кохлеарная имплантация - эффективный метод слухоречевой реабилитации детей с нарушениями слуха, который позволяет крохе впервые слышать, в т. ч. и тихие звуки, но не автоматически понимать речь, гово­рить, общаться. После имплантации требуется слухоречевая реабилитация. (Например, мы не понимаем китайский язык, хотя отлично слышим его и даже можем повторить отдельные слова.)

Наш коллектив работает в режиме инновационной деятельности уже много лет, детский сад является республиканской экспериментальной площадкой по теме «Социализация детей с нарушениями слуха в условиях инклюзивно-образователь­ной среды совместно с общеобразовательной школой № 77». Научное сопровожде­ние эксперимента осуществляется учеными кафедры педагогики и педагогической психологии Удмуртского государственного университета.

Опыт работы подтверждает мнение западных и отечественных сурдопсихологов о том, что дошкольник с нарушениями слуха, протезированный цифровым слуховым ап­паратом или носящий кохлеарный имплант, при включении в систему инклюзивного образования способен овладеть устной речью и языком.

Предлагаемый опыт работы экономически выгоден. Педагогические условия дет­ского сада - небольшое количество воспитанников в группе (есть возможность для индивидуальной работы), состоящие в штате учителя-логопеды, учитель-дефекто­лог (сурдопедагог) - достаточны для того, чтобы обеспечить полноценную социаль­ную реабилитацию детей с нарушениями слуха. 

Пространство для реабилитации детей с нарушениями слуха

В детском саду создана гибкая, вариативная, поддерживающая педагогическая среда, способствующая решению задач речевого, познавательного и личностного развития дошкольника с нарушением слуха.

В 2013 г. в рамках республиканской программы «Доступная среда» помещения дет­ского сада были оборудованы индукционными системами для слабослышащих де­тей. Индукционный усилитель используется наряду со слуховыми аппаратами и кох­леарными имплантами, обеспечивает передачу речи, четкость речевого сигнала в шумной обстановке на 15-20 м, что позволяет дошкольникам с нарушениями слуха участво­вать во всех видах деятельности.

Дошкольник с нарушением слуха может и должен развиваться наравне и вместе с другими детьми, несмотря на то, что он требует специального внимания педагогов, некоторой перестройки образовательного процесса и усиленной работы родителей.

Основу реабилитационного процесса составляют принци­пы инклюзии: для каждого воспитанника разрабатываются усло­вия, соответствующие его потребностям и возможностям с учетом зоны ближайшего развития.

Практика инклюзивного образовательного процесса строится исходя из следующих положений:

1.Слабослышащий малыш и ребенок с кохлеарным имплантом осваивают общую для всех детей программу, что является важным условием их включения в жизнеде­ятельность детского коллектива и способствует успешной адаптации.

2. Дошкольник с нарушением слуха при сохранном интеллекте обладает колоссаль­ными компенсаторными возможностями. Важно их использовать, реализуя преиму­щества соответствующего образовательно-воспитательного процесса. Он как правило, легко адаптируется к социальной среде, однако требует организации поддерживающего пространства и специального сопровождения.

3.Для дошкольника с нарушениями слуха необходим индивидуальный образователь­ный маршрут, учитывающий его совместную деятельность с другими воспитанника­ми и организацию индивидуальной работы в зависимости от особенностей здоро­вья и индивидуальных возможностей.Маршрут должен быть гибким, ориентированным на зону ближайшего развития воспитанника, предусматривающим формирование речевых умений.

4.Все специалисты и педагоги должны тесно взаимодействовать. Работа должна строиться по командному принципу, при этом необходимо коллективно определять цели и задачи деятельности в отношении каждого воспитанника.

5.Родители как полноправные члены команды должны принимать активное уча­стие в обсуждении педагогического и коррекционного процессов. Специалистам необходимо обучать родителей методам и приемам воспитания крохи с нарушен­ным слухом в домашних условиях семьи.В детском саду работают творческие группы родителей и специалистов. В ходе ин­дивидуальных бесед обсуждаются достижения и затруднения малыша, его личност­ные особенности, сформированные речевые и социальные умения, корректируется образовательный маршрут. Подобная форма работы оказывает психологическую поддержку родителям, повышает их компетентность в вопросах воспитания малыша с нарушенным слухом. (В приложении приведены рекомендации для родителей дошкольников с нарушениями слуха.)

6.Главная цель коррекционной сурдологопедической работы - формирование со­циальных умений малыша, освоение им опыта социальных отношений. Речь - ин­струмент социального развития. Дошкольник должен активно участвовать во всех ви­дах детской деятельности, не бояться проявлять себя, найти друзей, формировать межличностные отношения, научить сверстников принимать себя таким, какой есть.

Важность ранней диагностики и коррекции дошкольников с нарушениями слуха 

Категория дошкольников с нарушениями слуха очень неоднородна. Мнения родителей по поводу их образования также различаются. Для таких детей должны быть преду­смотрены различные образовательные траектории с учетом их возможностей и ин­дивидуальных потребностей.

Так, если для одних детей актуально посещение специального коррекционного уч­реждения, то для других предпочтительнее нахождение среди слышащих сверстни­ков. Второй вариант особенно важен для детей с сохранным интеллектом и незна­чительной потерей слуха, а также для глухих детей, которые обеспечены кохлеарными имплантами.

Эффективность коррекционных мероприятий во многом зависит от ранней диагно­стики нарушений слуха, раннего (с двух лет) включения детей в среду, где все вос­питанники имеют примерно одинаковый уровень речевого развития (наличие неко­торых звукоподражаний и отдельных слов и естественных жестов), схожие стартовые возможности, а также от своевременной реабилитации детей с нарушениями слуха и абилитации.

На раннем этапе доречевого развития дети активно используют неречевые сред­ства общения на слухо-зрительной основе: смотрят в лицо говорящего, соблюдают очередность, следят за артикуляцией, подражают действиям взрослого. Естествен­ные жесты помогают малышу понять смысл назначения предметов и действий в окружающем мире. От 80 до 100% хорошо слышащих детей используют естествен­ные жесты: «пока», «привет», «ай-ай-ай», «тут», «там», «оп», «бах», которые сопро­вождаются речью. Мимика, подражание, взгляд, жесты помогают правильно понять смысл слов. Естественные жесты служат средством коммуникации в доречевой пе­риод, который особенно важен для крохи т. к. в это время происходит процесс эмоционального принятия детьми друг друга.

Малыш, имеющий только речевые затруднения, проявляет более терпимое отно­шение к недостаткам речи сверстника - дошкольника с нарушениями слуха. Коррекционный про­цесс предполагает включение всех детей в работу по формированию речевых уме­ний, что эмоционально сближает дошкольников.

В последующий период в процессе систематической работы у слышащих детей ин­тенсивно развивается активная речь, улучшается произношение, речь приближает­ся к норме. Дети успешно проходят слухоречевую реабилитацию и социализацию, продолжают обучение в общеобразовательной школе № 77 Ижевска.

Приложение

Рекомендации для родителей дошкольников с нарушениями слуха

1. Настраивайте (эмоционально) малыша на общение с детьми и взрослы­ми. Помните: если он пока не понимает ваших слов, ему понятны ваши эмоции, которыми он с легкостью «заражается».

2. Проявляйте открытость и дружелюбность в общении с другими детьми - этим вы поможете своему малышу наладить контакт со сверстниками.

3.   Посещайте занятия, организуемые воспитателями и специалистами, чтобы ориентироваться в педагогических требованиях к детям, узнавать мето­дические приемы, которые можно использовать для развития крохи.

4.  Принимайте участие во всех мероприятиях в детском саду, поддержи­вайте активное участие в них карапуза. 

5.  С разрешения педагогов включайтесь в игровую деятельность детей. Они многому вас научат в процессе игры. Не выделяйте своего малыша, отне­ситесь с интересом ко всем участникам игры, и вскоре вы почувствуете, как дети проявят интерес к вам. Заинтересованность детей положительно отразит­ся и на их отношении к вашему малышу. 

6.  Как участник педагогической команды проявляйте открытую позицию, не отрицайте неудач, проговаривайте достижения и затруднения вашего чада. 

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль