Уличные подвижные игры при воспитании дошкольников: способ укрепить здоровье

61

В период с мая по август маленькие дети практически постоянно находятся на свежем воздухе. И это время представляет собой пре­красную возможность укрепить детское здоровье подвижными играми. Они содействуют физическому развитию, снимают усталость, помогают переключиться с одной деятельности на дру­гую, стимулируют работу мозга, а также способствуют расширению кругозора. В процессе подвижных игр при воспитании дошкольников повышается эффективность нервных процессов, оптимизируется быстрота реакции.

Также стоит отметить, что активные двигательные занятия формируют правильные нравственные качества, а именно доброту, смелость, внимательность, взаимо­выручку и, наоборот, осуждают трусость, самолюбие и похвальбу. Игры объединяют детский коллектив, охва­тывают детей занятиями физической нагрузкой.

Классификация подвижных игр при воспитании дошкольников

Подвижные игры подразделяются на элементарные и сложные, а элементарные, в свою очередь, - на сюжетные и бессюжетные, забавы, аттракционы.

Сюжетный тип, как правило, предполагает наличие готового сюжета и четкие правила. В качестве сюжета выступают явления окружающей жизни (рабочий процесс, движение транспорта, поведение животных, птиц и т. д.), и игра здесь связана с развитием сюжета и с ролью, которую в нем исполняет малыш. Тут, как правило, принято играть коллективом (задействуются все возрастные группы, однако особенно популярны они среди детей младшего возраста).

Бессюжетный тип не отличается четким сюжетом или наличием образов. Однако в них тоже есть правила и роли. Бессюжетные подвижные игры для детей при воспитании дошкольников предполагают выполнение конкретного задания и требуют большой само­стоятельности, быстроты и ловкости.

Подвижные игры при воспитании дошкольников могут проводиться и с раз­делением на команды (например, эстафеты). В таком случае малыш стремится исполнить задание, которое улучшит общий результат и позволит обойти соперников. И при этом важно понимать, какую значимость имеет подвижный характер, поскольку нехватка движения нарушает жизненные процессы, в результате чего ребенок может обзавестись рядом патологий, в первую очередь.

 Бессюжетные игры предполагают использование предметов (это могут быть кегли или мяч и др.). Выполнение двигательной активности требует соблюдения определенных условий, поэтому такая активность рассчитана на небольшую группу детей (двое, трое и т. д.). Правила регулируют порядок расстановки предметов, их использования, очередность действий. Здесь характерен соревновательный элемент, целью которого является достижение лучших результатов.

В забавах, аттракционах двигательные задания выполняются в необычных условиях и часто включают в себя элемент соревнования, при этом несколько детей выполняют двигательные задания (бег в мешках и др.), а их сверстники выступают в роли зрителей.

К сложным относятся городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол и хоккей. Для дошкольников используются некоторые элементы, дети играют по упрощенным правилам.

В педагогической практике подвижные игры часто подразделяют на коллективные и индивидуальные, а также подводящие к спортивной деятельности.

Коллективные игры - это те, в которых участвуют как неболь­шие группы, так и классы или спортивные секции одновременно. Индивидуальные игры обычно организуются детьми самостоятельно. Тут каждый намечает свой план, устанавливает интересные для себя правила.

Подвижные игры при воспитании дошкольников, подводящие к спортивной активности, реализуются систематически и нуждаются в специальных условиях проведения. В результате это способствует успешному пониманию детьми элементов спортивной техники и появлению навыков тактических действий в некоторых видах спорта.

Подвижные игры различаются также по характеру выполняемых движений: с эле­ментами бега, прыжков, метания и др. По степени физической нагрузки выделяет­ся активность большой, средней и малой подвижности. К занятиям большой подвижности относятся те, в которых одновременно участвует вся группа детей, основными дви­жениями являются бег и прыжки. В занятиях средней подвижности тоже активно уча­ствует вся группа, но характер движений относительно спокойный (ходьба, пере­дача предметов) или движение выполняется подгруппами. В занятиях малой подвижности преобладают движения в медленном темпе, интенсивность их незна­чительна.

Роль педагога в подвижных играх при воспитании дошкольников

При выборе педагогом игры нужно принимать в расчет возраст дошкольников. Естественно, что более простые занятия, не требующие сообразительности, ловкости и т. п., вполне удовлетворят детей младшего возраста, а более старшим покажутся скучными и неинтересными. Для подвижных летних игр не нужен серьезный спортивный инвентарь, обычно достаточно скакалки или небольшого мяча. Воспитателю следует проявить настойчивость в приобретении умения проводить подвижные занятия среди детей разного воз­раста. Педагог должен следить за соблюдением правил игры, выступать в роли бес­пристрастного арбитра.

Обязательным требованием для участия в игре является соблюдение правил. Они гарантируют правильное рас­положение и перемещение игроков, их права и обязанности, определяют методы ведения и порядок учета результатов. Но при всем этом не исключено и проявление творческой активности и инициативы детей.

Для успешной организации подвижных игр при воспитании дошкольников требуются двигательные усилия, направленные на достижение цели, оговоренной в правилах. Отличительная особен­ность - соревновательный характер. Нужно достаточно подробно обрисовать детям картину предстоящего занятия. Если игра планируется на свежем воздухе, нужно выбрать просторное место, в котором дети не будут стеснены пространством. А педагогу стоит принять участие вместе с детьми, предварительно четко объяснив правила.

Если во время игры правила не выполняются, приостановите игру, сделайте весе­лый комментарий и разъясните, в чем ошибка. Будьте эмоциональны и непосредственны. Если интерес к игре пропадает, попробуйте усложнить правила, это обычно вдохновляет. Для некоторых игр требуется несложный инвентарь, приготовьте его заранее. Часто для проведения игр надо сформировать команды, поэтому держите в запасе не­сколько оригинальных считалок.

Выбор уличных подвижных игр при воспитании дошкольников

Соревнования типа конкурсов и аттракционов довольно просто провести на открытом воздухе. Впрочем практика свидетельствует о том, что наиболее ценны в педагогическом смысле соревнования, которые охватывают целый комплекс подвижных занятий, например, «Веселые старты», «Спортландия», «Делай с нами!» и т. п.

Важно понимать, что подвижные игры при воспитании дошкольников на свежем воздухе требуют соблюдения правил безопасности. Вначале нужно проверить на наличие колющих и режущих предметов. Если занятие проводится на улице, то стоит подбирать различные двигательные, технические и тактические действия, которые требуют проявления разных умений и морально-волевых качеств.

Если в соревнованиях участвуют дошкольники разных возрастов, то задания и игры должны соответствовать их возрастным особенностям и физическому развитию. Учитываются также различные интересы и физические возможности мальчиков и девочек.

Если говорить о подвижных играх при воспитании дошкольников на свежем воздухе, то они могут быть совершенно разными, отдельно для мальчиков и девочек или совмещенные для одной команды, которая, как правило, насчитывает десять человек. Так, мальчики могут, например, вести в эстафете мяч ногой, а девочки ударять его рукой о землю. Если в эстафете участвуют дети разных возрастных категорий, младшим остаются более легкие задания.

В дошкольном возрасте разница в физическом развитии девочек и мальчиков минимальна, что позволяет им играть совместно.

Прежде чем проводить игру, необходимо не только изучить ее содержание, но и учесть другие важные моменты: возраст детей, особенности коллектива, площадку.

Важный момент - длительность. Чрезмерная продолжительность подвижной игры может вызвать у детей переутомление. Заканчивать такое занятие следует об­щей ходьбой с постепенным снижением физической нагрузки и восстановлением нормального пульса. Вместо ходьбы можно провести малоподвижную игру.

Крайне не рекомендуется резко останавливать игру, поскольку резкое прекращение энергичной двигательной активности оказывает пагубное воздействие на работу сердца и всего организма. Поэтому к отдыху нужно переходить последовательно.

По окончании игры педагог называет детей, которые выполнили свои роли успешно, проявили смелость, товарищескую взаимопомощь, и в деликатной форме указывает на ошибки тем, кто не справился и нарушал правила. При этом воспитатель высказывает надежду, что следующий раз станет для них победным.

В приложении приведены описания нескольких игр.

Приложение

Подвижные игры на улице

Игра «Перемени флажок»

Цель: развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, воспиты­вать чувство коллективизма. Упражнять в беге на скорость, в построении в ко­лонну.

Описание игры:на одной стороне площадки чертится 4-5 кругов диамет­ром один шаг; расстояние между кругами также шаг. На противоположной сто­роне выстраиваются дети в 4-5 колонн соответственно. Каждому первому в ко­лонне выдают по флажку одинакового цвета. В каждый круг кладется флажок другого цвета. По сигналу «один, два, три - беги» играющие бегут каждый в свой круг, кладут флажок и берут другой. Бегут обратно, передают флажок сле­дующему, а сами становятся в конец колонны. Игра продолжается 2-3 раза.

Игра «Кто первый через обруч к флажку»

Цель: развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, ловкость и коллективизм. Упражнять в быстром беге и в пролезании.

Описание игры: на одной стороне площадки разложены флажки (4-6) на расстоянии одного метра один от другого, в середине площадки - обручи, на противоположной стороне 4-6 колонн. По сигналу «один, два, три - беги» стоящие первыми бегут к флажкам, пролезая на пути в обруч, берут флажок и поднимают вверх, затем кладут и бегут назад в конец колонны. Игра продол­жается 3-4 раза.

Игра «Передай мяч»

Цель: развить умение выполнять движения ритмично, согласуя со слова­ми, а также по сигналу. Упражнять в передаче мяча, в повороте корпуса вправо и влево, в метании в подвижную цель.

Описание игры: игроки стоят по кругу. Воспитатель дает одному из игра­ющих мяч (диаметром 6-8 см). По слову «начинай» дети передают мяч друг другу в одном направлении. Все играющие говорят:

«Раз, два, три! Мяч, скорей бери!

Четыре, пять, шесть! Вот он, вот он здесь!

Семь, восемь, девять! Брось его, кто умеет? Я!»

Тот, у кого на слово «Я» окажется мяч, выходит с ним на середину и гово­рит: «Раз, два, три - беги». После этих слов все дети разбегаются, а стоящий, не сходя с места, бросает мяч в убегающих. Тот, в кого попал мяч, выходит из игры. По сигналу «раз, два, три - в круг беги» дети снова образуют круг. Игра повторяется 6-8 раз.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль