Программа занятий по синхронному плаванию в ДОУ

295

Плавание в доу - эффективное средство физического развития детей и формирования у них основ здорового образа жизни. А такой вид плавания в бассейне, как синхронное, способ­ствует также развитию творческого мышления. Выполнение композиций на воде одновременно несколькими детьми, «в связке» приносит радость, учит согласован­ности действий в коллективе, умению подчинять свои желания и интересы общему делу.

Цели и задачи программы плавания в доу

Цель программы: развитие у старших дошкольников интереса к синхронному плаванию как к способу здоровьесбережения, творческому самовы­ражению.

Задачи:

  • формировать плавательные умения у дошкольников;
  • повышать интерес к различным способам плавания;
  • развивать:
  • гибкость, эстетичность и пластику при выполнении движений синхрон­ного плавания;
  • музыкально-ритмические способности;
  • самостоятельную творческую активность при создании в синхронном плавании новых композиций;
  • укреплять психоэмоциональное состояние детей;
  • пробуждать положительные эмоции в отношениях между детьми во время синхронного плавания.

Эмоциональные, интересные программы по плаванию в доу с элементами синхронных дви­жений способствуют преодолению детьми неуверенности в себе и страха.

Первый этап программы плавания в доу

Первый раздел программы плавания в доу предусматривает проведение теоретических занятий по двум темам.

  1. Техника безопасности и правила поведения на занятиях в плавательном бассей­не. Детям разъясняют правила поведения в плавательном бассейне, в раздеваль­ных и душевых комнатах. Рассказывают о правилах личной гигиены, объясняют значение водных процедур.
  2. История развития синхронного плавания. Дошкольники узнают об этом виде спорта, знакомятся с понятием «синхронное плавание», получают представление о его особенностях. Для наглядности на занятии организуются видеопросмотры высту­плений спортсменов-пловцов.

Второй этап программы плавания в доу

Второй раздел программы плавания в доу предусматривает знакомство со свойствами воды и проведение практических занятий по трем темам.

  1. Дыхание в воде. Дети осваивают умения правильно дышать под водой, преодоле­вать давление воды на грудь и брюшную полость. Программа плавания в доу включает обучение правильному положе­нию головы, учатся задерживать и постепенно выдувать воздух. Осваивают игры с выдохом в воду «Качели», «Водолазы», «Охотники и утки» и т. д.
  2. Погружение под воду с головой. На занятиях по этой теме дошкольников обу­чают:
  • полностью погружать голову в воду;
  • подныривать под снаряды;
  • задерживать воздух на несколько секунд;
  • делать продолжительный выдох в воду.

Организуются игры с погружением в воду с головой «Морской бой», «Насос», «Удочка» и т. д.

  1. Ныряние. Дошкольники узнают о роли правильного дыхания, учатся задерживать воздух и постепенно выдыхать его. Получают представление о том, как реагирует тело при вдохе и выдохе.

Третий этап программы плавания в доу

Третий раздел программы посвящен освоению спортивной техники.

  1. Элементы плавания способом «кроль» на груди. С помощью фильмов, фотомате­риалов детям наглядно разъясняются плавательные движения способом «кроль» на груди. Малыши разучивают движения руками и ногами, учатся согласовывать дыхание с работой рук и ног.
  2. Элементы плавания способом «кроль» на спине. Воспитанники знакомятся с положением тела при плавании способом «кроль» на спине, правилами выполнения движений ногами и руками. Осваивают игры «Буксиры», «Коробочка» и т. д.

Четвертый этап программы плавания в доу

Синхронное плавание достаточно сложно для дошкольников, поэтому программа предусматривает обучение только его элементам. Четвертый раздел посвящен ос­воению таких элементов.

  1. Скольжение. С помощью специальных упражнений у детей вырабатывается уме­ние принимать правильное исходное положение для последующего выполнения плавательных движений. Упражнения направлены на приобретение прочного навы­ка придавать телу положение после старта и поворотов в воде, которое обеспечит наименьшее сопротивление воды и наибольшую скорость. Дети знакомятся с пра­вилами скольжения на спине, на груди и на боку.
  2. Лежание на воде. Во время обучения плаванию в доу дошкольники получают представление о выталкивающей и подъемной силе воды (проводится опыт с мячом). Под руководством инструктора дети осваивают упражнения «звезда» на груди, на спине, «поплавок», «медуза».
  3. Перевороты в воде. Малышей обучают простейшим переворотам при плавании на груди и на спине. Проплывая небольшие расстояния, дети учатся выполнять пе­ревороты с разной скоростью.
  4. Композиции синхронного плавания. На занятиях по этой теме дошкольников зна­комят с элементами синхронного плавания, учат выполнять их под музыку. Особое внимание инструктор уделяет правильному дыханию при выполнении упражнений, пластике и красоте движений.

Пятый этап программы плавания в доу

Пятый раздел программы посвящен играм и развлечениям на воде.

  1. Игры-эстафеты. Включение элементов соревнования с установкой на лучшее качество выполнения повышает интерес де­тей к заданиям.
  2. Игры на воде. Дошкольников знакомят с правилами игр в воде. Игры используют­ся для повторения, закрепления и совершенствования отдельных плавательных движений, для достижения устойчивости и гибкости.
  3. Развлечения на воде. Детям предлагают различные сценарии развлечений на воде, предварительно подбираются атрибуты и костюмы.

Как проводить занятия по плаванию в доу

Секционные занятия по обучению проводятся в старшей и подгото­вительной группах один в неделю, четыре раза в месяц, всего 30 занятий в год. Продолжительность каждого составляет:

  • в старшей группе - 25 мин;
  • подготовительной группе - 30 мин.

Структура занятия:

  • разминка на суше;
  • вводная часть в воде;
  • плавание и игры.

Известно, что дошкольникам легче всего обучаются плаванию в доу процессе игры. Однако добиться приобретения качественных плавательных навыков в игровой деятельности сложно, т. к. требуется отрабатывать одни и те же движения. Поэтому для решения поставлен­ных задач мы комбинируем игровые и тренировочные задания, создаем ситуации, в которых совершенствование плавательных навыков - главное условие. Используем сюжетные, игровые и соревновательные занятия. Постоянно обращаем внимание до­школьников на красоту и разнообразие упражнений в воде. Работу строим в тесном контакте с музыкальными работниками и инструкторами по физкультуре.

Инструктор по плаванию в доу составляет композиции с учетом умений, навыков и пред­ложений детей. Он показывает, как правильно выполнять комплекс упражнений и постепенно обучает детей выполнять их красиво и непринужденно. Примерные ком­плексы танцев на воде приведены в приложении.

Костюмы для танцев на воде - резиновые шапочки одного или двух цветов, купаль­ники одной расцветки - подбираются по характеру танца. Купальники могут быть с юбочками или верх - купальник, а низ - яркие лосины. В нашем детском саду инструктов рисует эскиз костюмов для определенного танца, заведую­щий закупает ткань (бифлекс), а швея шьет костюмы.

Дети, которые в процессе занятий плаваньем в доу демонстрируют природные способности к танцам на воде, могут продолжить совершенствовать навыки в группах спортивной школы.

Сформированная привычка ребенка к регулярным занятиям - главный итог реализации нашей программы.

Примерные комплексы танцев на воде.

«Вальс цветов»

(участвуют 4-6 детей)

Музыкальное сопровождение: «Звезды в твоих очах» (оркестр Поля Мориа)
1. «Спуск в воду». И. п.: стоя в шеренге. Кружась, встать в одну шеренгу. Взять друг друга за руки.

2.  «Торпеда». И. п.: стоя, держась за руки. Присесть, оттолкнуться ногами, лечь на грудь. Проплыть, работая ногами в стиле «кроль», до центра бассейна.

3.  «Цветок раскрывается, закрывается». И. п.: стоя в кругу, держаться за руки. Руки поднять вверх, сделать наклон вперед - выдох в воду. Выпрямиться и прогнуться назад, руки поднять вверх - сделать вдох (4 раза).

4.  «Стрелочка на спине - лепестки оторвались». И. п.: стоя в кругу, руки вверх «стрелочкой». Лечь на спину и, отталкиваясь ногами, плыть назад.

5.  «Стрелочка». И. п.: как в упражнении 4. Лечь на грудь и, отталкиваясь ногами, плыть вперед к центру круга.

6.  «Лилия». И. п.: стоя в кругу, держаться за руки; один ребенок - в центре круга. Поочередно присесть под воду с выдохом в воду (3 раза).

7.  «Много цветов». И. п.: стоя, руки вверх или в стороны. Девочки кружат­ся, двигаясь в свободном направлении.

8.  «Цветы распустились». И. п.: дети располагаются в разных местах бас­сейна. Выполнить упражнение «поплавок» (счет про себя до 5). Не вставая на ноги, выполнить упражнение «звездочка» на груди (счет до 5).

9.  «Два букета». И. п.: как в упражнении 8. Перестроение. Дети передвига­ются, кружась, вставая по три человека возле бортиков бассейна.

10.  «Стрелочка». И. п.: стоя, руки вверх «стрелочкой». Выполнить син­хронное скольжение к противоположному бортику - поменяться местами.

«Кувшинки»

(участвуют 6 детей)

Музыкальное сопровождение: финская полька «Полкис»

1.  «Стрелочка». И. п.: стоя, руки вверх «стрелочкой». Ребята прыгают с лест­ницы на грудь - по два малыша с разных сторон бассейна.

2.  «Торпеда». И. п.: стоя, руки вверх «стрелочкой». Плыть, работая ногами в стиле «кроль», к центру бассейна. Образовать пары, взяться за руки.

3.  «Звездочка». И. п.: стоя парами, держаться за руки. Лечь на грудь, за­держать дыхание, руки и ноги развести в стороны (счет про себя до 10). Пере­строится в круг.

4.  «Стрелочка». И. п.: стоя парами спиной друг другу, руки вверх «стрелоч­кой». Малыши скользят на груди в противоположные стороны бассейна.

5.  «Кроль». И. п.: стоя, одна рука поднята вверх, другая прижата к тулови­щу. Плыть в стиле «кроль» к центру бассейна с помощью рук и ног.

6.  «Качели». И. п.: стоя, держась руками за канат (натянутый поперек бас­сейна). Лечь на спину, ноги держать прямыми. Работая руками, двигаться впе­ред и назад (2 раза).

7.  «Винт». И. п.: пары встают спиной друг к другу, руки «стрелочкой». Лечь на воду на живот. Вращаясь, продвигаться вперед.

8.   «Лягушата». И. п.: стоя в шеренге. Присесть, оттолкнуться двумя нога­ми, прыгнуть вперед на грудь, принять горизонтальное положение на воде, руки вверх. Встать в и. п. Выполнять до центра бассейна.

9.   «Прыжки парами». И. п.: стоя парами, держаться за руки. Выполнить упражнение «лягушата» в противоположные от центра стороны бассейна. Руки не отпускать.

10.   «Чехарда». И. п.: двое детей стоят друг за другом. Впередистоящий приседает, опустив голову к коленям. Второй, держась руками за плечи первого, перепрыгивает через него, расставив ноги в стороны. Упражнение по­вторяется до центра бассейна.

11.   «Торпеда». И. п.: дошкольники встают в шеренгу, держась за руки. Плывут на груди, работая ногами в стиле «кроль». Выходят из воды.

«Роднички»

(участвуют 6 детей)

Музыкальное сопровождение: «История любви» (оркестр Поля Мориа)

1.   Построиться в две колонны возле бортиков бассейна.

2.   «Ручейки текут». И. п.: стоя друг за другом. Малыши ходят друг за другом, работая руками в стиле «кроль», до центра бассейна. Идут к противоположному бортику и в обратном направлении вдоль бортика (команды меняются местами).

3.   «Стрелочка». И. п.: стоя в шеренге лицом к команде, стоящей напротив (дети должны разойтись, чтобы при выполнении упражнения не натолкнуться друг на друга). Скользить на груди к противоположному бортику.

4.   «Поплавок». И. п.: стоя в колонне лицом к противоположной команде. Сделать шаг вперед, выполнить упражнение «поплавок», встать в и. п.

5.   «Широкий ручеек». И. п.: стоя в парах, держаться за руки. Поднять руки вверх. Лечь на бок, задержать дыхание (счет до 4).

6.   «Ручеек». И. п.: стоя парами друг за другом, держаться за руки. Поднять руку вверх - образовать «воротики». Последняя пара «торпедой» проплывает через все ворота и встает впереди, поднимая руки вверх. Упражнение повторя­ют остальные пары, пока не продвинутся до конца бассейна.

7.   «Ручейки разбежались». И. п.: стоя парами, держась за руки. Отпуская руку, разойтись в разные стороны и плыть «торпедой» вдоль противоположных бортиков до конца бассейна. Встать в колонну друг за другом.

8.   «Вода перекатывается через камушки». И. п.: стоя в две колонны друг за другом напротив своей пары. По одному из каждой колонны сделать прыжок на грудь вперед с кувырком вперед. Встать в и. п. Повторить упражнение до конца бассейна. Участники должны стараться не натолкнуться друг на друга.

9.   «Речка». И. п.: стоя парами в центре бассейна. Плыть в стиле «кроль» в центре бассейна друг за другом, следя за направлением, соблюдая интервал, не мешая друг другу.

10.   Выйти из бассейна.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль