Технологии музыкального воспитания дошкольников

1626

Технологии музыкального воспитания дошкольников и проблема экологии слуха

В современных условиях проблема экологии слуха стоит так же остро, как проблема экологии окружающей среды, но в силу ряда причин она менее заметна. Одна из этих причин заключается в том, что область применения слуха у современного человека гораздо уже по сравнению с человеком не только далёких, но и относительно недавних эпох.

Дело в том, что слух – единственный из органов чувств, который имеет двойную природу: мы воспринимаем звук через орган слуха - ухо, а также и через все тело, причём кости скелета выступают в качестве резонаторов. Таким образом, мы постоянно получаем информацию по двум разным системам, а фактически - слышим. И потому технологии музыкального воспитания дошкольников очень важны, ведет чем раньше человек обратит свое внимание на собственный слух и оценит его важность, тем лучше будут и образовательные результаты, и качество жизни.

В наши дни появилась шумовая агрессия,  шумовой фон, обилие громкой музыки, приводящее к полной потере тонкого слуха, который не является особенностью лишь музыкально одарённых людей: это наше общее свойство, заключенное в обычном слухе. Вот только потребность в нём становится все меньше и меньше.

Технологии музыкального воспитания дошкольников: цели и задачи

Исходя из вышеизложенного, нам представляется, что задача музыкального воспитания детей включает в себя три одинаково важных момента:

  1. Раскрытие у детей тонкого слуха.
  2. Обучение детей пению и игре на музыкальном инструменте.
  3. Введение их в культурно-музыкальный контекст.

Опыт личного общения с музыкальным инструментом, хотя бы небольшой, и опыт хорового пения для каждого современного ребёнка просто необходим. Главная задача здесь – не мастерство, а волшебство, прикосновение к звуку как к чуду, как к живому созданию. Важно вырастить не «исполнителя», а «слушателя».

Раскрытие тонкого слуха у детей – задача очень сложная, требующая совместных усилий воспитателей, музыкантов, методистов и педагогов. Предлагаемая программа как пример технологии музыкального воспитания дошкольников – лишь приближение к ней, первые ступени, предполагающие работу над развитием общего музыкального слуха и погружение детей в стихию музыки.

Этапы реализации технологии музыкального воспитания дошкольников "Встреча с Тишиной" 

Разговор с детьми о музыке на первом этапе начинается с мысли о том, что попасть в страну Музыки может только человек, который сумел подружиться с Тишиной. Детям рассказывают сказочную историю о том, что Музыка отправилась в гости к ребятам без своей незаметной, но неизменной спутницы – Тишины, и все ее усилия оказались тщетными из-за Шума.

Дружба с тишиной не означает, что малыш должен просто молча сидеть какое-то время – он активно, напряженно вслушивается в звуки окружающего его мира. Практика показывает, что через некоторое время дети начинают довольно тонко слышать разнообразные звуки, доносящиеся с разных сторон: голоса птиц из живого уголка, шаги, людские голоса, шум работающих ламп, стук часов, шум машин и крики детей за окном и т. д. Когда они начинают свободно улавливать не менее 3–4 видов разных звуков, мы уточняем, чьи это шаги и крики (женские, мужские, детские) и откуда они доносятся. Часто дети слышат несуществующие звуки: «музыку», «флейту», «скрипку», «кошку», «ракету», «тигра» и т. д. В этом случае уточняем, что эти звуки, конечно, есть, но где-то далеко, а мы слушаем звуки, нас окружающие.

Подобное «прохождение через страну тишины» устраивается дважды, в начале и в конце занятия в каждой группе, независимо от года обучения. Не обязательно расспрашивать каждый раз детей о тех звуках, которые они услышали, достаточно их собранности, готовности к слушанию музыки или осмыслению уже услышанного. Такое состояние называется у музыкантов «предзвучием» и «послезвучием».

При использовании этой технологии музыкального воспитания дошкольников для малышей 1-го года обучения очень полезной оказывается игра в «музыкальный мост», когда дети в начале занятия собираются «на острове», откуда по «мосту тишины» можно пройти на волшебный музыкальный корабль. Через «мост» перебираются парами. Задача состоит в том, чтобы, двигаясь очень тихо, бесшумно сесть на стул (что очень непросто). Все остальные «поддерживают мост» вытянутыми руками и со стороны «острова», и со стороны «корабля».

Эта часть урока представляется крайне важной.

Чтобы уметь слушать музыку, надо вначале научиться просто слушать. Это искусство сегодня не очень востребовано, а ведь оно необходимо не только для урока или концерта, но и в обычном общении. Дошкольник, как правило, находится во внешнем мире, он погружён в эмоции, события, звуки, его окружающие, ему не так-то просто настроиться на свой собственный внутренний мир, без участия которого слушанье музыкального произведения будет бессмысленно. Чтобы озеро отразило небо, оно должно быть спокойно, чтобы музыка могла что-то сказать душе человека, эта душа должна пребывать в тишине.

Таким образом, задача педагогов – научить слушателя «дружить» с тишиной – значительно углубляется: от внешней тишины ребёнок идёт к тишине внутренней, от умения вслушиваться в окружающую тишину – к вслушиванию в тишину своей души. Может возникнуть вопрос: зачем дважды вслушиваться в тишину? Недостаточно ли один раз настроить ребёнка перед слушанием музыки? Нет, недостаточно, «послезвучие» так же важно, как и «предзвучие»: отзвучав в реальном пространстве, музыка продолжает звучать в душе слушателя. Это прекрасно знают все музыканты: например, дирижёр в конце произведения никогда не «снимает» резко звук, а несколько минут стоит в тишине с поднятой палочкой. Пианист, окончив игру, не убирает рук с клавиатуры, переживая вместе со слушателями напряжённый и насыщенный момент «послезвучия». Тишина после музыки совсем иная, чем до неё, и дети это хорошо чувствуют. Иногда мы шёпотом прощаемся, чтобы не разрушить атмосферу чуда.

На втором этапе работы по технологии музыкального воспитания дошкольников малышей учат слышать, постигать. Для этого спускаются в музыкальную «кухню» и знакомятся с арсеналом музыкальных средств, доступных дошкольнику, – ритмом и мелодией, различными музыкальными инструментами, вокальной и инструментальной музыкой, солистом и оркестром, форте и пиано, мужскими и женскими голосами и т. д. Конечно, рассматриваются эти понятия не сами по себе, а в процессе слушания. Например, белочка в «Царе Салтане» ловко щёлкает орешки с помощью флейты-пикколо, в то время как главным инструментом в чуде о морских богатырях являются трубы – это ведь воины, стража, которой «нет надёжней»; а море, что «хлынет на берег пустой», передают струнные. Звуки арфы сопровождают появление Царевны-Лебеди – это и волны, несущие величавого лебедя, и поступь царевны, и её журчащая, как реченька, речь.

Первое знакомство с вокальной музыкой - завораживающая ария Звездочёта из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Золотой петушок». Дети слушают её, не шелохнувшись, вопреки мнению о том, вокальная музыка трудна для детского восприятия. В арии наблюдается сразу вокал и инструменты. Прослушивается повторно фрагмент арии, отмечается поднятыми руками оба вида (правая рука – голос, левая – инструментальное сопровождение). По ходу дела отмечается, как высокие духовые инструменты создают мерцание звёзд вокруг голоса Звездочёта. Здесь есть одна опасность: навязывание детям того или иного музыкального образа, обречение их на «программное» восприятие произведения. Между тем любая, самая «звукоподражательная» - прежде всего музыка, которая (как и поэзия), никогда ничего не «изображает», не «рисует» и не «показывает». Вся ее «реалистичность» – не более чем художественный прием. Она говорит только об одном – о душе композитора, о его переживании мира. Поэтому трактовок может быть бесконечное число, и не одна из них не может считаться правильнее другой. Музыка ведёт непосредственный разговор с душой слушателя, передать который словами подчас просто невозможно, да и не нужно. Самое главное – чтобы этот разговор состоялся, предлагаемая технология музыкального воспитания дошкольников предполагает именно это. На первом этапе слышанья важно, чтобы дети как можно больше замечали в музыке: и инструменты, и характер, и динамику, и высоту и многое другое. 

В то же время очень ценно непосредственное восприятие дошкольника. Для этого каждое произведение прослушивается дважды (второй раз не целиком). После первого прослушивания дети рассказывают о своём восприятии музыки, которое может быть совершенно неожиданным по разным причинам: как за счет их буйной фантазии, так и по противоположной причине, за счёт скудности опыта слушания.

Так, например, дети совершенно отказываются принимать знаменитый «Полёт шмеля» за таковой и дают свои версии: танец, лисичка, море, Цветочный город. В музыке Грига «Пещера подземного короля» они слышат войну, бой рыцарей, упорно отказываясь помещать место действия под землю.

Удивительно, что, подчиняясь четкому ритму, дети начинают непроизвольно двигаться под музыку, но не воспринимают её как танец. Так или иначе, они имеют право на собственную интерпретацию, но как вариант предлагается общепринятая и сообщается название произведения (если оно есть). 

Прослушивают произведение вторично (обычно фрагмент) с определённой музыкальной задачей – услышать инструменты, голоса, определить характер музыки и т. д. Затем дети отвечают на вопросы. Ответы детей бывают односложными, но бывают и разнообразными, например, дети старшей группы предложили 6 или 7 эпитетов для характеристики моря из «Сказки о царе Салтане»: бурное, суровое, неспокойное, бурливое, грозное, шумное… Почти все дети очень тонко улавливают таинственный и тревожный характер музыки в «Сказке о Золотом петушке».

Для того чтобы детям легче было запомнить новые слова, на занятиях появляются сказочные стражи страны Музыки – огромные таинственные птицы или другие сказочные препятствия, миновать которые можно, только правильно ответив на вопросы.

Огромное значение для атмосферы занятий играет помещение. Очень хорошо, если в страну Музыки путешествуют в, например, Малахитовой Гостиной, где стены украшены чудесными гравюрами с видами дворцов и парков ХVIII в. Птичий щебет из живого уголка словно оживляет их, а зеркала раздвигают пространство, которое музыкальным звукам и воображению легко превратить в любой волшебный ландшафт.

Задачи и принципы технологии музыкального воспитания дошкольников

Задачи формулируются так:

  • дать детям представление о том, что музыка позволяет человеку – певцу, дирижёру, композитору – передать с помощью особых средств свои чувства и мысли, отношение к миру, его восприятие;
  • дать представление о музыканте и о тех средствах, которыми он пользуется: вокальных (виды певческих голосов) и инструментальных (названия и звучание основных музыкальных инструментов, оркестр и его виды).

Использование этой технологии музыкального воспитания дошкольников рассчитано на 3 года и включает занятия с детьми от 3 до 7 лет.

Работа с детьми ведётся на двух уровнях: 

  • подготовительном (активизация слуха, знакомство с языком музыки);
  • основном (развитие слуха, начала анализа музыкальных образов). 

Элементы каждого уровня присутствуют в работе с детьми всех возрастов, но в разном соотношении. В средней группе превалирует первый уровень, в старшей и подготовительной – второй.

В целом занятие по слушанию музыки с дошкольниками включает в себя следующие элементы:

  • осязательная гимнастика (активизация слуховых рецепторов);
  • упражнения на развитие музыкального слуха;
  • настройка на тонкое вслушивание в музыку;
  • слушание музыки;
  • анализ музыкальных образов.

Занятия объединяются в циклы, подчинённые определенным темам и задачам. Их содержание может корректироваться в зависимости от возможностей детей, их восприятия, уровня культурной подготовки и других факторов.

Программа для детей 3–4 лет – первый год обучения, реализующая технологию музыкального воспитания дошкольников  (приложение) включает в себя знакомство с понятиями «тишина» и «звук», начальными музыкальными понятиями, отдельными музыкальными инструментами. Завершают программу музыкальные истории-загадки, цель которых – подвести детей к начаткам музыкального анализа на основе полученных ими знаний и навыков.

Технологии музыкального воспитания дошкольников

Технологии музыкального воспитания дошкольников

Технологии музыкального воспитания дошкольников

Технологии музыкального воспитания дошкольников

Технологии музыкального воспитания дошкольников

Технологии музыкального воспитания дошкольников

Технологии музыкального воспитания дошкольников

Технологии музыкального воспитания дошкольников

Технологии музыкального воспитания дошкольников

Технологии музыкального воспитания дошкольников



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль