Информационные технологии в ДОУ в работе музыкального руководителя

530

Использование информационных технологий в ДОУ - это  реальность нашего времени. Музыкального руководителю они существенно облегчают деятельность и делают ее более эффективной и качественной.  Цифровой фотоаппарат, любительская видео-камера, домашний кинотеатр, компьютер уже давно не являются признаком роскоши и доступны для использования в дошкольных образовательных организациях

Цифровые носители имеют преимущество перед аналоговыми по следующим показателям: 

  • улучшенное качество аудио- и видеоматериалов (высокое разрешение фото- и видео-съёмки, частота дискредитации музыкальной записи); 
  • доступность и простота использования с помощью современных технических средств (музыкальный центр, DVD-проигрыватель и др.); 
  • возможность многократного тиражирования; 
  • возможность интеграции материалов различных категорий с помощью компьютерных технологий (внедрение фото- и видеоматериалов в презентационные программы, аудио-файлов в видеодорожку, наложение музыки на звуковой комментарий); 
  • удобный и долгосрочный способ хранения (винчестер компьютера, флеш-карты, лазерные диски и др.); 
  • широчайшая гамма способов обработки имеющейся информации аппаратными средствами (устранение шума, добавление эффектов и т. п.). 

Постоянно растет спрос на специалистов-профессионалов дошкольного воспитания и обучения, которые умеют работать с новыми информационными технологиями. 

Информационные технологии активно используются во всех в сферах деятельности - административной дошкольного учреждения, делопроизводстве, в работе медицинской службы, педагога-психолога, преподавателя компьютерной грамоты, специалиста по физическому воспитанию. И область музыкального воспитания дошкольников не является исключением. 

Эффективность использования информационных технологий в ДОУ

Музыкальный руководитель, включающий в свою работу информационные технологии в ДОУ, решает массу педагогических и психологических задач: 

  • развитие у детей навыков музыкально-творческой деятельности; 
  • формирование мотивации к обращению с компьютерной техникой; 
  • повышение интереса к получению музыкального образования; 
  • углубление знаний о музыкальном искусстве, его истории, закономерностях развития и выразительных средствах музыки; 
  • расширение кругозора, воспитание музыкального и художественного вкуса детей с помощью возможностей компьютера; 
  • включение дошкольников в общественную жизнь детского сада через выполнение ими общественно-полезных заданий по оформлению праздников, концертов и т. п.; 
  • формирование у детей в условиях целенаправленной практической деятельности психологических качеств личности, способствующих достижению поставленной цели. 

Можно выделить три основных направления, составляющих содержание телекоммуникационного этапа информатизации образования: 

  1. Активное использование современных информационных технологий в ДОУ для работы с документами, в методической работе музыкального руководителя. Это планы музыкального руководителя, портфолио, всевозможные статьи, консультации, сценарии утренников и др. 
  2. Интеграция информационных технологий в традиционную систему работы в области музыкального воспитания и детского сада в целом. 
  3. Работа в телекоммуникационных образовательных проектах на уровне дошкольного учреждения и в городском масштабе. Это различные презентации, семинары, конкурсы, выступления. 

Информационная система разбита на составляющие, и одна из них - базы данных. В базе данных деятельности музыкального руководителя ДОУ представлены следующие материалы: 

  • сценарии утренников, развлечений; 
  • каталоги статей для родителей; 
  • консультации и семинары для воспитателей; 
  • планирование работы по музыкальному воспитанию; 
  • результаты диагностирования детей; 
  • записи радиопередач для дошкольников и их родителей; 
  • сольное исполнительство детей; 
  • авторские музыкальные сказки; 
  • аудиожурналы для слушания в группах: «побудки» и «колыбельные минутки» для детей круглосуточных групп
  • материалы для музицирования и детского исполнительства; 
  • музыка для слушания; фонограммы детских песен; 
  • видеоматериалы о жизни в группах, об открытых занятиях, праздниках и развлечениях детей. 

Использование информационных технологий в ДОУ для повышения качества педагогического процесса

Что способствует повышению качества педагогического процесса? Например, просмотр видеозаписей позволяет осуществлять всесторонний анализ мероприятий. 
В детском саду создается информационно-техническая база, широко используется в работе магнитофон, музыкальный центр, телевизор, радио, различные микрофоны, цифровая камеру, компьютер. 

Наиболее распространённым желанием начинающего пользователя является осуществление звукозаписи с помощью микрофона. Компьютерные программы могут оказать реальную помощь не только музыкальным руководителям, но и специалистам другого профиля. Ведь с помощью этих программ можно поменять темп и высоту звучания готовой фонограммы, подобрать музыкальное оформление для самого сложного сценического действия. В арсенале лучше иметь различные микрофоны: настольные, переносные, с наушниками и без – все, которые используется в работе. Их можно использовать и для работы в студии звукозаписи. 

Компьютер используется для подключения таких устройств, как принтер-сканеркопир, которые дают возможность печатать планы, сценарии, книги и сохранять их, тиражировать, копировать, что облегчает работу воспитателей и узких специалистов.

Для работы с компьютером в детском саду широко применяются лицензионные программы Adobe Audition (программа для работы со звуком) и Pinnacle (программа для создания клипов и фильмов). 
Ноутбук позволяет использовать все функции стационарного компьютера в мобильном варианте. 
Информационные технологии ДОУ невозможно применять без возможности выхода в Интернет, что позволяет осуществлять: 

  • обмен деловой корреспонденцией, отчётной документацией, результатами детского творчества с другими ДОУ, органами управления образования; 
  • обмен передовым опытом в области информатизации дошкольного воспитания, обмен информационными материалами; 
  • дистанционное обучение сотрудников, родителей и обратную связь с ними. 

Компьютер является значимым инструментом в работе любого музыканта. Оснащённый дополнительным оборудованием звуковой картой, колонками, микрофоном, подключённой электронной клавиатурой либо синтезатором, компьютер в руках грамотного пользователя может превратиться: 

  • в студию звукозаписи; 
  • фонотеку; 
  • издательскую систему; 
  • тренажёр для исполнителя; 
  • информационный центр. 

Студия звукозаписи открывает возможности для записи пения, игры на инструменте. Любой современный компьютер является совершенным цифровым магнитофоном. Плюс, записанный звуковой материал может быть обработан следующими способами:

  • оцифровка и удаление шума старой записи; 
  • добавление эффектов; 
  • возможность изменения параметров музыкальных треков (высота, темп и пр.); 
  • сведение нескольких записей в одну и пр. 

При изготовлении «минусовок» использование информационных технологий в ДОУ так же существенно облегчает работу. Их можно подготовить с помощью разнообразных «Музыкальных конструкторов», а также с использованием клавишных музыкальных инструментов и специальных программ. 

Чем отличается фонотека в компьютере от обычной фонотеки? 

  • гигантским объёмом информации 
  • молниеносным поиском. 

Благодаря современным технологиям записи и "сжатия" звука, вы легко можете сохранить на компьютере сотни часов звуковой информации. 

Компьютер так же обладает типографским качеством, что позволяет набирать и выводить на бумагу нотный текст любой сложности, оформлять его в виде книг, альбомов, листовок и т. п. Издание можно дополнять иллюстрациями, текстом, комментариями, украсить рисунками и другими элементами графического дизайна. Особенно ценны возможности нотного издательства для юных композиторов, которые самостоятельно могут с помощью компьютера подготовить и тиражировать сборник собственных сочинений. 

Информационные возможности компьютера поистине безграничны. Инновационные технологии в детском саду дают возможность получить исчерпывающую информацию по любому интересующему вопросу в области музыки. Кроме того, общаясь с компьютером, педагог повышает информационную культуру, поскольку использование музыкальных программ предполагает наличие определённых знаний в области информационных технологий, иностранного языка и т. д. 

Деятельность музыкального руководителя ДОУ включает один из важнейших разделов музыкальной науки – Нотная запись. Её освоение отнимает достаточно много времени. Но ещё большего времени занимает переписка нот вручную. Компьютерные нотографы (на основе, к примеру, специализированной программы Finale) исключают проблему неразборчивости почерка, тиражирования записи итд. А издательские системы, такие как Adobe InDesign, помогают не просто самостоятельно изготовить нотный сборник, но и выпустить его нужным тиражом. 

Сегодня никто не станет спорить с тем, что наличие современной техники,  использование информационных технологий в ДОУ стимулирует у педагогов потребность и желание овладевать новыми знаниями и даёт им творческий импульс, а это положительно сказывается на образовательных результатах дошкольников.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник музыкального руководителя»

    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      Школа Менеджера образования




      © МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
      Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
      • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
      • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль