Информационные технологии в ДОУ в работе музыкального руководителя

491

Использование информационных технологий в ДОУ - это  реальность нашего времени. Музыкального руководителю они существенно облегчают деятельность и делают ее более эффективной и качественной.  Цифровой фотоаппарат, любительская видео-камера, домашний кинотеатр, компьютер уже давно не являются признаком роскоши и доступны для использования в дошкольных образовательных организациях

Цифровые носители имеют преимущество перед аналоговыми по следующим показателям: 

  • улучшенное качество аудио- и видеоматериалов (высокое разрешение фото- и видео-съёмки, частота дискредитации музыкальной записи); 
  • доступность и простота использования с помощью современных технических средств (музыкальный центр, DVD-проигрыватель и др.); 
  • возможность многократного тиражирования; 
  • возможность интеграции материалов различных категорий с помощью компьютерных технологий (внедрение фото- и видеоматериалов в презентационные программы, аудио-файлов в видеодорожку, наложение музыки на звуковой комментарий); 
  • удобный и долгосрочный способ хранения (винчестер компьютера, флеш-карты, лазерные диски и др.); 
  • широчайшая гамма способов обработки имеющейся информации аппаратными средствами (устранение шума, добавление эффектов и т. п.). 

Постоянно растет спрос на специалистов-профессионалов дошкольного воспитания и обучения, которые умеют работать с новыми информационными технологиями. 

Информационные технологии активно используются во всех в сферах деятельности - административной дошкольного учреждения, делопроизводстве, в работе медицинской службы, педагога-психолога, преподавателя компьютерной грамоты, специалиста по физическому воспитанию. И область музыкального воспитания дошкольников не является исключением. 

Эффективность использования информационных технологий в ДОУ

Музыкальный руководитель, включающий в свою работу информационные технологии в ДОУ, решает массу педагогических и психологических задач: 

  • развитие у детей навыков музыкально-творческой деятельности; 
  • формирование мотивации к обращению с компьютерной техникой; 
  • повышение интереса к получению музыкального образования; 
  • углубление знаний о музыкальном искусстве, его истории, закономерностях развития и выразительных средствах музыки; 
  • расширение кругозора, воспитание музыкального и художественного вкуса детей с помощью возможностей компьютера; 
  • включение дошкольников в общественную жизнь детского сада через выполнение ими общественно-полезных заданий по оформлению праздников, концертов и т. п.; 
  • формирование у детей в условиях целенаправленной практической деятельности психологических качеств личности, способствующих достижению поставленной цели. 

Можно выделить три основных направления, составляющих содержание телекоммуникационного этапа информатизации образования: 

  1. Активное использование современных информационных технологий в ДОУ для работы с документами, в методической работе музыкального руководителя. Это планы музыкального руководителя, портфолио, всевозможные статьи, консультации, сценарии утренников и др. 
  2. Интеграция информационных технологий в традиционную систему работы в области музыкального воспитания и детского сада в целом. 
  3. Работа в телекоммуникационных образовательных проектах на уровне дошкольного учреждения и в городском масштабе. Это различные презентации, семинары, конкурсы, выступления. 

Информационная система разбита на составляющие, и одна из них - базы данных. В базе данных деятельности музыкального руководителя ДОУ представлены следующие материалы: 

  • сценарии утренников, развлечений; 
  • каталоги статей для родителей; 
  • консультации и семинары для воспитателей; 
  • планирование работы по музыкальному воспитанию; 
  • результаты диагностирования детей; 
  • записи радиопередач для дошкольников и их родителей; 
  • сольное исполнительство детей; 
  • авторские музыкальные сказки; 
  • аудиожурналы для слушания в группах: «побудки» и «колыбельные минутки» для детей круглосуточных групп
  • материалы для музицирования и детского исполнительства; 
  • музыка для слушания; фонограммы детских песен; 
  • видеоматериалы о жизни в группах, об открытых занятиях, праздниках и развлечениях детей. 

Использование информационных технологий в ДОУ для повышения качества педагогического процесса

Что способствует повышению качества педагогического процесса? Например, просмотр видеозаписей позволяет осуществлять всесторонний анализ мероприятий. 
В детском саду создается информационно-техническая база, широко используется в работе магнитофон, музыкальный центр, телевизор, радио, различные микрофоны, цифровая камеру, компьютер. 

Наиболее распространённым желанием начинающего пользователя является осуществление звукозаписи с помощью микрофона. Компьютерные программы могут оказать реальную помощь не только музыкальным руководителям, но и специалистам другого профиля. Ведь с помощью этих программ можно поменять темп и высоту звучания готовой фонограммы, подобрать музыкальное оформление для самого сложного сценического действия. В арсенале лучше иметь различные микрофоны: настольные, переносные, с наушниками и без – все, которые используется в работе. Их можно использовать и для работы в студии звукозаписи. 

Компьютер используется для подключения таких устройств, как принтер-сканеркопир, которые дают возможность печатать планы, сценарии, книги и сохранять их, тиражировать, копировать, что облегчает работу воспитателей и узких специалистов.

Для работы с компьютером в детском саду широко применяются лицензионные программы Adobe Audition (программа для работы со звуком) и Pinnacle (программа для создания клипов и фильмов). 
Ноутбук позволяет использовать все функции стационарного компьютера в мобильном варианте. 
Информационные технологии ДОУ невозможно применять без возможности выхода в Интернет, что позволяет осуществлять: 

  • обмен деловой корреспонденцией, отчётной документацией, результатами детского творчества с другими ДОУ, органами управления образования; 
  • обмен передовым опытом в области информатизации дошкольного воспитания, обмен информационными материалами; 
  • дистанционное обучение сотрудников, родителей и обратную связь с ними. 

Компьютер является значимым инструментом в работе любого музыканта. Оснащённый дополнительным оборудованием звуковой картой, колонками, микрофоном, подключённой электронной клавиатурой либо синтезатором, компьютер в руках грамотного пользователя может превратиться: 

  • в студию звукозаписи; 
  • фонотеку; 
  • издательскую систему; 
  • тренажёр для исполнителя; 
  • информационный центр. 

Студия звукозаписи открывает возможности для записи пения, игры на инструменте. Любой современный компьютер является совершенным цифровым магнитофоном. Плюс, записанный звуковой материал может быть обработан следующими способами:

  • оцифровка и удаление шума старой записи; 
  • добавление эффектов; 
  • возможность изменения параметров музыкальных треков (высота, темп и пр.); 
  • сведение нескольких записей в одну и пр. 

При изготовлении «минусовок» использование информационных технологий в ДОУ так же существенно облегчает работу. Их можно подготовить с помощью разнообразных «Музыкальных конструкторов», а также с использованием клавишных музыкальных инструментов и специальных программ. 

Чем отличается фонотека в компьютере от обычной фонотеки? 

  • гигантским объёмом информации 
  • молниеносным поиском. 

Благодаря современным технологиям записи и "сжатия" звука, вы легко можете сохранить на компьютере сотни часов звуковой информации. 

Компьютер так же обладает типографским качеством, что позволяет набирать и выводить на бумагу нотный текст любой сложности, оформлять его в виде книг, альбомов, листовок и т. п. Издание можно дополнять иллюстрациями, текстом, комментариями, украсить рисунками и другими элементами графического дизайна. Особенно ценны возможности нотного издательства для юных композиторов, которые самостоятельно могут с помощью компьютера подготовить и тиражировать сборник собственных сочинений. 

Информационные возможности компьютера поистине безграничны. Инновационные технологии в детском саду дают возможность получить исчерпывающую информацию по любому интересующему вопросу в области музыки. Кроме того, общаясь с компьютером, педагог повышает информационную культуру, поскольку использование музыкальных программ предполагает наличие определённых знаний в области информационных технологий, иностранного языка и т. д. 

Деятельность музыкального руководителя ДОУ включает один из важнейших разделов музыкальной науки – Нотная запись. Её освоение отнимает достаточно много времени. Но ещё большего времени занимает переписка нот вручную. Компьютерные нотографы (на основе, к примеру, специализированной программы Finale) исключают проблему неразборчивости почерка, тиражирования записи итд. А издательские системы, такие как Adobe InDesign, помогают не просто самостоятельно изготовить нотный сборник, но и выпустить его нужным тиражом. 

Сегодня никто не станет спорить с тем, что наличие современной техники,  использование информационных технологий в ДОУ стимулирует у педагогов потребность и желание овладевать новыми знаниями и даёт им творческий импульс, а это положительно сказывается на образовательных результатах дошкольников.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль