Роль медперсонала в формировании психического и физического здоровья детей в ДОУ

110

По данным ВОЗ, здоровье человека, а в частности физическое здоровье детей в ДОУ почти на 50% определяется его образом жизни, на 20% зависит от наследственности и экологических условий, на 10% — от деятельности органов здравоохранения, которые стремятся вырастить здоровых крепких детей.

Как известно, классическая медицина направлена на решение проблем больных людей, здоровый человек ее мало занимает. Профилактическая и реабилитационная медицина изучают вопросы предупреждения болезней, но в большей степени в целях профилактики рецидивов, когда заболевание уже появилось. Вопросы сохранения здоровья популяции рассматриваются в гигиене и эпидемиологии, однако и для этих дисциплин отдельный человек с его индивидуальными проблемами не является объектом изучения. Проблемы сохранения физического здоровья детей в ДОУ, взращивания здоровых крепких детей остаются за рамками этих наук.

Решает проблему такое направление, как валеология. Эта дисциплина находится на стыке многих естественных и прикладных наук — физиологии, гигиены, психологии, генетики, диететики. Как любое новое направление, валеология вызывает немало жарких споров, порой даже высказывается мысль о ее надуманности. Но мы должны отметить, что оптимальный период для психического и физического формирования здоровья дошкольников - раннее детство и дошкольный период, - т.е. начинать бороться против болезней необходимо и сохранять физическое здоровье дошкольников надо еще в ДОУ. Можно спорить о терминах — но изучать пути сохранения здоровья человека нужно; и знакомить с ними надо именно в детском возрасте.

Физическое здоровье детей в ДОУ: совокупность правильного питания и физической активности

В 2004 г. на  57-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения была сформирована Глобальная стратегия ВОЗ по питанию, физической активности и здоровью. Она направлена на предупреждение неинфекционных заболеваний — таких, как сердечно-сосудистая патология, сахарный диабет, остеопороз и кариес. Специалистами ВОЗ даны рекомендации для людей трех возрастных групп, в т. ч. детей от 5 до 17 лет.

Основную роль в сохранении здоровья и воспитании здоровых крепких детей специалисты ВОЗ отводят достаточной физической активности человека и его рациональному питанию. Согласно данной стратегии  главными составляющими физического здоровья детей в ДОУ являются упражнения умеренной и высокой интенсивности не менее 60 мин в день. Особое значение в этой возрастной группе придается играм, соревнованиям, оздоровительным поездкам. Рекомендации по питанию тоже достаточно традиционны: оно должно быть сбалансированным, в рацион советуют включать как можно больше овощей и фруктов, продуктов из немолотого зерна, орехов; при этом употребление быстрых углеводов, соли и насыщенных жиров следует ограничить.

Контроль физической активности и питания, целью которого является сохранения физического здоровья детей в ДОУ, — одна из основных ежедневных задач медицинских работников детского сада. С этих позиций можно сказать, что все медицинские работники ДОУ давно и преданно служат валеологии. Также медперсонал и педагоги обязаны контролировать соблюдение детьми физиологически обоснованного режима дня (достаточного сна, чередования труда и отдыха и др.) и личной гигиены.

Эти четыре компонента — физическая активность, рациональное питание, гигиена, соблюдение режима дня — собственно, и создают понятие «образ жизни», который, в свою очередь, в столь значительной степени определяет состояние здоровья ребенка.


ФАКТЫ
По данным Института возрастной физиологии РАО, всего 20%  здоровых и крепких детей поступают в школу.


Принцип индивидуальности в формировании физического здоровья детей в ДОУ

Предметом исследования валеологии является индивидуальное состояние человека и индивидуальный образ жизни. Чтобы следить за физическим здоровьем детей в ДОУ, необходимо анализировать заболеваемость в группах, составлять индивидуальные программы оздоровления для дошкольников, которые, помимо рекомендаций по режиму дня, питанию и физической активности дошкольника, могут включать курсы массажа спины или грудной клетки, занятия в детсадовском бассейне, курс элементарной фитотерапии, дыхательную гимнастику или закаливание по определенной методике.

Медицинская валеология подразумевает использование резервных возможностей организма для сохранения здоровья, разрабатывает конкретные рекомендации по оздоровлению. Учитывая, что физическое здоровье детей в ДОУ зависит и от генетических факторов, во многих детских садах при первой беседе медиков с родителями дошкольника уделяют особое внимание сбору генетического анамнеза (например, с помощью дополнительных анкет). Так можно почерпнуть больше информации, чем из стандартной формы 26-у, и отчасти предвидеть и предупредить возможные проблемы со здоровьем малыша.

Формирование принципов физического и психического здоровья детей в ДОУ

Помимо практической деятельности по сохранению здоровья воспитанников медицинский персонал детских садов участвует в санитарном просвещении родителей, проводит консультации по вопросам физического и психического здоровья детей в ДОУ, организует встречи в рамках родительских «школ» и «университетов», оформляет стенды и буклеты на темы здорового образа жизни.

А вот валеологическим воспитанием детей в детском саду занимаются в основном педагоги. Конечно, медицинская сестра по просьбе воспитателей всегда поможет при подготовке открытого занятия по валеологии, выступит на родительском собрании по этой теме, но инициативы в этом вопросе обычно не проявляет.

Между тем задача формирования физического здоровья детей в ДОУ, как и гигиена дошкольников, столь важна, что имеет смысл активизировать усилия всех окружающих ребенка людей, в т. ч. и медицинских работников. Вопреки представлениям медицинских сестер, больших затрат времени такая работа не требует. При ежедневном обходе групп, контроле проведения прогулок или физкультурных занятий можно провести с ребятами беседу. Беседа должна быть интересной для малышей и короткой, чтобы не утомить их и не отвлечь надолго от основного занятия.

К примеру, при проверке организации питания в младшей группе попутно можно сказать здоровому крепкому дошкольнику, что кашу необходимо есть, чтобы быть сильным, как богатыри из любимых мультфильмов, а в подготовительной группе можно уже рассказать о быстрых и медленных углеводах.

Как медицинский работник должен проводить беседы о физическом и психическом здоровье детей в ДОУ

Разговор всегда должен быть актуальным для конкретной ситуации. Лучше, если он возникнет как бы случайно, экспромтом, но только продумывать и подготавливать этот «экспромт» надо заранее. Дошкольники очень любят, когда используются примеры с их участием, из их жизни. На физкультурном занятии можно похвалить малышей за выполнение упражнений, а потом спросить, зачем вообще нужно заниматься физкультурой, перевести разговор в запланированное русло.

При беседах о физическом и психическом здоровье детей в ДОУ медицинской сестре следует придерживаться принципов трех «А». Информация должна быть:

  1. Адаптированной по возрасту.
  2. Актуальной.
  3. Активно поданной.

Лучше, если общение пройдет в форме беседы, а не микролекции. Можно выяснить мнение ребят, задать им вопросы и выслушать ответы. Если полноценного диалога по возрасту еще не получается — можно «беседовать» с игрушкой, взятой из шкафа, или вынутой из кармана пальчиковой куклой, а слушателей спрашивать, правильно ли говорит ваш «помощник». Еще лучше, чтобы дети показали «помощнику» какое-то действие, которого тот не понимает (как нужно держать спинку, когда сидишь за столом, или в каком направлении водить зубной щеткой во рту и др.).

Прекрасно, если медицинский работник сможет облечь информацию о необходимости заботы о физическом и психическом здоровье детей в ДОУ в форму сказки или игры. Короткую сказочную историю про то, как у Мишки заболели зубы от избытка меда, дошкольники выслушают внимательнее, чем традиционную «речь старшего». А если еще Мишка будет представлен слушателям в виде игрушки и Зайчик ему расскажет, что надо грызть морковку и яблоки, чтоб зубы не болели, а «медсестра тетушка Горилла» ему покажет, как надо зубы чистить, интерес и внимание маленьких слушателей гарантированы.

В заключение хотелось бы еще раз отметить, что нет ничего важнее, чем здоровье дошкольника, и для его сохранения сотрудникам детского сада нужно делать все возможное.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль