Профилактика заболеваний дошкольников: психосоматические расстройства

119

Термин «психосоматические расстройства» является условным. В Международной классификации болезней подобные расстройства объединены под рубрикой «соматоморфные» и характеризуются наличием физических патологических симптомов, напоминающих соматическое заболевание, однако при этом не обнаруживается никаких органических изменений, которые можно было бы отнести к известной в медицине болезни.

Классификация психосоматических расстройств в части профилактики заболеваний дошкольников

Известный детский психиатр А.А. Северный1 называет следующие психосоматические детские расстройства:

1. Состояния, связанные с ранней эмоциональной депривацией, — анаклитическая депрессия (характерна для детей на четвертом — шестом месяце жизни). Проявляется бессонницей, отказом от пищи, простудными и инфекционными заболеваниями, важно понимать это при профилактике заболеваний дошкольников.

2.Соматовегетативные расстройства как проявление конституциональной предрасположенности невропатического типак патологическому реагированию на психогенные воздействия.

3. Соматовегетативные расстройства как проявление тревоги и невербализуемых (подавляемых) страхов — экзистенциальных и ситуативных.

4. Многообразные синдромально очерченные детско-подростковые специфические и типические расстройства с вегетосоматической манифестацией: анорексия, ожирение, ювенильная желтушность, диарея и запоры, энурез и энкопрез и др., а также менее привязанные к возрасту — неспецифические дерматиты, мигрени, язвенный колит, астматические состояния и др.

5. Наиболее многочисленная группа разнообразных проявлений вегетососудистой дистонии — дискинезии и другие расстройства ЖКТ, проявления колебаний сосудистого тонуса (гипер- и гипотензия), нарушения сердечного ритма, астмоподобные расстройства дыхания (диспноэ), псевдоневрологические нарушения (астеноподобные расстройства, тики, кривошея и др.).

Занимаясь профилактикой заболеваний дошкольников, следует различать основные типы психосоматических расстройств.

1. Живот болит.

Это группа заболеваний желудочно-кишечного тракта, которая нередко встречается  у детей дошкольного возраста. Здесь можно выделить тошноту и рвону (патологический условный рефлекс), запоры (при склонности к ипохондрии), поносы (при сильном возбуждении), нарушение аппетита (выработка ритуалов при еде), булимия (один из синдромов депрессии).

2. Все чешется.

Психогенные кожные заболевания также можно обнаружить в процессе профилактики заболеваний дошкольников. Наиболее часто встречаются: крапивница и экзема (аллергическая реакция на фоне нарушений нервной и эндокринной систем), нейродермит (невротическое расстройство).

3. Голова болит.

Головные боли у детей часто сопровождаются повышенной возбудимостью, криком, плачем, киданием вещей, демонстративным поведением. Подобные реакции напоминают истерические.

Также у детей часто встречаются такие психосоматические заболевания, как энурез, гипотония, ставшее актуальным в последнее время посттравматическое стрессовое расстройство и др. (приложение).

Профилактика заболеваний дошкольников: причины психосоматических расстройств и их лечение

Одна из причин возникновения психосоматических заболеваний у детей —психологические нарушения (здесь важно учитывать отношения матери, ее установки, образ жизни).

Конституциональный фактор (наследственные и (или) врожденные особенности организма) также имеет большое значение при формировании психосоматических расстройств.

При подозрении на психосоматическое расстройство важно исключить соматическое (настоящее телесное) заболевание у детей дошкольного возраста, но при этом детям рекомендуются консультации психолога, патопсихолога, невролога, психиатра.

Приложение

Комитет здравоохранения г. Москвы
Методические рекомендации
от  19.04.2000 № 30

Клиника, диагностика и лечение психосоматических функциональных заболеваний у детей и подростков

<…>

По результатам наблюдений и исследований за последние годы можно выделить так называемую группу психосоматических функциональных расстройств у детей, которая может рассматриваться как фактор риска хронизации некоторых форм патологии.

Длительный субфебрилитет, имеющий самостоятельное значение

В числе критериев длительного субфебрилитета, который имеет самостоятельное значение, можно назвать:

  • высокую температуру тела в пределах (от 37,1 до 38 °С), которая держится в течение 3 недель и более;
  • отсутствие каких-либо отклонений при тщательном клиническом и  лабораторном обследовании;
  • отсутствие недостатка массы тела;
  • диссоциация между температурой и частотой сердечных сокращений;
  • отрицательный результат проб с парацетамолом.

Лечение длительного субфебрилитета нужно проводить исключительно комплексно, для того чтобы нормализовать нарушенный теплообмен, санировать выявленные латентные очаги инфекции, исключить астеноневротический синдром, провести коррекцию изменений психологического статуса.

Ночной энурез

Это заболевание делится на 2 формы: неврозоподобная и невротическая. При неврозоподобной форме энуреза недержание мочи отмечается со дня рождения. При невротической форме энурез возникает после «светлого промежутка» и четко прослеживается связь с психогенным стрессом. <…>

Программа лечения ночного энуреза состоит из 3 блоков.

Первый блок предполагает повышение детской мотивации к лечению и формирование с родителями специальных поощрений и наград для так называемой «сухой» ночи у ребенка. Второй блок предполагает тренировку систем ребенка, в частности, работу с кинестетической системой. Третий блок направлен на курс гипнотерапии.

Первичная артериальная гипотензия (АГ)

Критерием АГ является уровень артериального давления (АД) ниже нормальных возрастных величин. Артериальная гипотензия может быть физиологической и патологической.

Важно, чтобы программа включала медикаментозные и немедикаментозные способы лечения. Стоит включить в режим дня утреннюю гимнастику с закаливающими процедурами. Диету нужно соблюдать полноценную, богатую витаминами. Стоит записаться на  плавание, всегда быстро ходить и кататься на лыжах и коньках, ездить на велосипеде, также не помешает массаж шейно-воротниковой зоны и конечностей.

Коллаптоидные состояния

Обмороки (синкопе) — внезапная кратковременная потеря сознания на 1–3 мин, сопровождающаяся бледностью, ослаблением дыхания и кровообращения, падением АД, брадикардия, сменяющаяся тахикардией, появлением острой гипоксии мозга.

Лечение детей с таким синдромом включает оказание неотложной помощи в период развития обморока. Доврачебная помощь: обеспечить приток воздуха, придать горизонтальное положение, если нужно - спрыснуть водой.

Цефалгии

Головные боли — можно сказать, наиболее частая жалоба у детей, и возникнуть они могут вследствие множества причин. По этой причине важен тщательный дифференциально-диагностический подход с целью определения нозологической формы.

При профилактике и лечении цефалгий имеет значение отдых, правильный распорядок дня с уменьшением различных предрасполагающих к головным болям факторов. Немаловажное значение придается массажу шейных мышц, использованию релаксационных методик.

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)

Это заболевание возникает вследствие достаточно выраженной психической травмы: война, катастрофа, разбойное нападение, пытки, жестокое обращение, изнасилование.

Медикаментозная терапия является полезным дополнением к различным видам психотерапии. Используются адреноблокаторы (пропранолол и клонидин). Положительный эффект наблюдается при применении трициклических антидепрессантов (имипрамин, амитриптиллин, десимпрамин), седативных нейролептиков.

Рецидивирующие боли в животе психогенного происхождения

К рецидивирующим болям психогенного происхождения относятся боли, при которых исключается их органическая природа и выявляется наличие психогенного фактора.

Лечение рецидивирующих болей в животе психогенного происхождения еще не разработано. Имеются попытки лечение этих болей гипнозом и обучение пациентов релаксационным методикам.

Синдром хронической утомляемости

С каждым годом возрастает число таких больных, но до сих пор остаются неясными причины заболевания, лечение таких больных и профилактика. В настоящее время разработаны диагностические критерии синдрома.

Так как причина этого заболевания до сих пор невыяснена, то специфическое лечение отсутствует. Симптоматическая терапия основывается на трех основных принципах: смягчение симптомов заболевания, предохранение больного от вредных воздействий, обеспечение эмоциональной поддержки. <…>


1 А.А. Северный – канд. мед. наук, ведущий научный сотрудник НЦ психического здоровья РАМН, президент Ассоциации детских психиатров и психологов. Автор более 200 научных публикаций, в т. ч. (в соавторстве) 4 монографий и Справочника по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. Основные направления исследований: психосоматические расстройства и пограничная психическая патология в детско-подростковом возрасте, организация помощи детям и подросткам с психическими нарушениями.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль