Профилактика агрессивного поведения у дошкольников: принципы общения

1543

Истоками агрессивного поведения у дошкольников зачастую выступает некорректное воспитание ребенка. Дело в том, что на детей оказывают влияние не только преднамеренные и целенаправленные действия воспитательного характера, но и особенности поведения родителей. Сегодня в жизни может происходить множество событий, которые способны, ожесточить и вызвать негативные эмоции.

Важно понимать, что дети очень четко реагируют на настроение окружающих и изменения в нем. Взрослые могут позволить себе обсуждать военные действия, смотреть передачи про катастрофы и фильмы про убийства, зачастую от них можно услышать негатив в сторону других людей. Разумеется, дети тонко воспринимают подобные эмоции, в результате чего они могут обзываться, драться, обижать друг друга, жестоко относиться к животным. А родители при этом не обращают внимание на развивающееся агрессивное поведение у дошкольников, пока не произойдет по-настоящему тревожная ситуация.

В последнее время из новостей часто можно услышать о том, как подростки избивают своих одноклассников, нападают с ножом на сверстников, на педагогов, приносят в школу огнестрельное оружие.

Агрессивное поведение у дошкольников возникает не в какой-то определенный момент, а зарождается последовательно. Ему предшествуют годы накапливания негативных эмоций. Зачастую истоки подобного поведения проявляются уже в дошкольном детстве.

У детей дошкольного возраста могут возникать вспышки гнева и агрессии, которые служат актом протеста действиям или отношению других людей. Но в данном случае важно понимать, что отсутствие агрессии - это также тревожный знак, поскольку нормальное развитие ребенка без протестного поведения невозможно.

Как правило, уровень агрессии выше у детей с холерическим темпераментом, т. к. им трудно управлять своими эмоциями и они более активно выражают свои чувства. У детей с СДВГ также возможны более частые проявления агрессии вследствие того, что им трудно контролировать свои импульсы.

В условиях ДОО важно проводить профилактическую работу в  направлении агрессивного поведения у дошкольников, а начинать ее нужно с детьми младшего дошкольного возраста. Поскольку в этот период у ребенка начинает зарождаться сила «я», и чем больше она, тем меньше агрессивность.

Один из вариантов такой работы – проведение занятия «Добрые сердцем, сильные духом!» (приложение).

Цель занятия: профилактика правонарушений, агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.

Агрессивное поведение у дошкольников: принципы общения

  1. Помогать разбираться в конструктивных способах разрешения проблем. Объяснять, почему конкретное поведение может быть неправильным.
  2. Помогать узнать себя со стороны и других людей лучшим образом.
  3. Давать возможность избавиться от агрессии (например, порвать бумагу, побить подушку, сжать кулаки и т. д.).
  4. Хвалить! Данное действие проявит желание еще раз услышать добрые слова по отношению к себе.
  5. Не унижать достоинство ребенка. Не воспроизводить вслух фразы типа: «Ничего путного из тебя не вырастет!»
  6. Показывать собственный пример неагрессивного поведения, важно помнить, что ребенок всегда подражает тому, за кем ему привычно наблюдать. И таким образом агрессивное поведение у дошкольников можно сгладить, показывая правильный пример.

Задачи:

отреагирование негативных эмоций, развитие уверенности в себе, повышение самооценки; создание условий для развития навыков саморегуляции и самоуправления; освобождение от негативных эмоций, снятие эмоционального напряжения.

Участники: 10–12 человек детей старшего дошкольного возраста (6–7 лет), педагог-психолог и взрослый, исполняющий роль зла.

Приложение

Конспект занятия «Добрые сердцем, сильные духом!» для работы с агрессивным поведением дошольников

Продолжительность: 35–40 мин.

Необходимые материалы: мультимедийная доска, картон, обрывки цветной бумаги – детали для маски зла, ленточки, степлер, музыка для танца злости, музыка для релаксации, клей, подушки по числу детей, эмблемы в виде красного сердца со щитом по числу детей.

Ход занятия

1. Приветствие. Упражнение-разминка «Аплодисменты по кругу»

Цель: создание атмосферы принятия, переживание чувства радости.

Инструкция. Дети сидят в кругу. Педагог-психолог приветствует их, затем подходит к одному из них и хлопает в ладоши. Потом они оба выбирают следующего участника и аплодируют ему. Таким образом, игра продолжается, пока ею не будут охвачены все дети.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2. Беседа с детьми

Цель: профилактика правонарушений, развитие навыков саморегуляции и самоуправления.

Педагог-психолог: Теперь я вижу, что все оживились и настроились на занятие. Ребята, а вы когда-нибудь совершали добрые поступки, добрые дела? Кто хочет поделиться? Молодцы! Это замечательно! А я сегодня расскажу вам о детях, которые, к сожалению, совершили не добрый, а злой поступок.

Собрались как-то вместе несколько ребят, стало им скучно, и подумали они, не заняться ли им чем-нибудь этаким. И пришли им в голову мысли, но не хорошие, не добрые, а плохие, злые. Задумали они сделать злое дело…

Как вы думаете, какое злое дело они задумали?..

Примечание. Педагог-психолог выслушивает ответы детей и дополняет их своими примерами:

Решили они звонить в двери соседям и убегать. Вот смешно! Соседи спрашивают, кто там, а потом ругаются.Решили они стащить в магазине несколько шоколадок – мол, если все ловко провернуть, никто и не заметит.Решили они убежать из детского сада и пойти в магазин игрушки смотреть. Надоело уже в этом садике сидеть, маленькие что ли!Решили они в кошку камнями кидаться – интересно же, как настоящая охота!Решили они взять у какого-нибудь мальчика-тихони шапку и пинать ее, как мяч, ногами – мол, мы сильные, а он слабый!

Вот такие дурные мысли пришли им в голову. Так уж устроены дети – иногда им надоедает хорошими быть, и тогда приходят дурные мысли. Только вот не подумали они о том, что от их плохих поступков кому-то станет очень плохо и больно…

Педагог-психолог начинает показ слайдов на мультимедийной доске:

Плохо стало воспитательнице, у нее заболело сердце, потому что она очень испугалась за детей, которые убежали из садика (слайд со скорой помощью).Плохо стало мальчику-тихоне, шапку которого они пинали. Теперь он боится ходить в садик и все время плачет (слайд с плачущим ребенком).Плохо стало маме и папе, когда их вызвали в полицию и заставили платить большой штраф за то, что их дети украли шоколадки (слайд с полицейским).Плохо стало кошке, в которую кидали камнями, ей попали в глаз, и она ослепла, теперь не может охотиться и, возможно, умрет (слайд с больной кошкой).Плохо стала старушке, которой звонили в дверь. Она так спешила открыть, что упала и сломала ногу (слайд с человеком в гипсе).

Ребята, а ведь в такую историю с плохим концом может попасть любой ребенок. Но вы должны знать, что каждый из вас может предотвратить плохое, вовремя остановиться и не участвовать в плохом деле. Вы согласны со мной?

Что же делать, если друзья уже собрались совершить плохое дело? Какие слова сказать, чтобы они остановились и подумали, стоит ли совершать такой поступок?

Педагог-психолог делает вывод: Надо сказать друзьям, что это плохая идея, глупая и опасная. Можно предложить им заняться чем-нибудь другим. Если же они не послушаются, то нужно твердо отказаться от участия в плохом деле: «Я не пойду с вами!» А затем надо просто отойти от них – пусть поступают как знают.

Ребята, а как вы думаете, нужно ли сообщить взрослым о том, что друзья задумали плохое?..

Конечно, ябедничать нехорошо, стыдно, но жизнь и здоровье важнее всего. Если есть опасность для жизни или здоровья, нужно сразу сказать об этом взрослым.

А как же поступить, если другие ребята начнут обзывать тебя слабаком, трусом, предателем за то, что ты не хочешь вместе с ними идти на плохое дело, или откажутся дружить с тобой, если ты не пойдешь с ними?.. Что делать в этом случае?..

Ситуация, когда все настроились против тебя одного, очень сложная, не каждый взрослый такое выдержит. Только сильный человек может противостоять другим и не поддаваться на их уговоры. Это настоящее мужество.

А вы сильные, мужественные?.. Хотите, проверим, есть ли у вас сила духа, сможете ли вы побороть зло?.. Только настоящий герой отважится на такое. Готовы ли вы стать героями?.. Давайте придумаем, с кем мы будем сражаться... На что будет похоже зло, с которым мы будет бороться?..

3. Упражнение «Встреча со злом»

Цель: отреагирование негативных эмоций, развитие уверенности в себе, повышение самооценки.

Инструкция. Упражнение состоит из трех этапов.

Этап 1. Изготовление маски зла. Дети совместно с педагогом-психологом мастерят из заранее заготовленных материалов большую маску зла. Основной материал – картон. Дети прикрепляют к нему детали из цветной бумаги, создавая образ зла. По краям к готовой маске прикрепляются ленточки, которые будут придавать образу живость.

Этап 2. Оживление маски зла. Когда маска готова, все дети встают в круг и становятся героями. Помощник педагога-психолога становится в середину круга и показывает, как зло оживает: танцует с маской под специально подобранную музыку.

Этап 3. Встреча с героем. Педагог-психолог рассказывает: «Есть легенда о том, что если герой слабее духом, чем зло, то при встрече со злом он и сам может превратиться в него. Во все времена герои тренировали свой дух, чтобы сохранить себя и победить зло. А еще есть такое поверье: если начать бить зло, ругать его плохими словами, то сам превратишься в злого человека. Как же тогда победить зло?»

Примечание. Педагог-психолог выслушивает ответы детей и делает вывод: «Правильно! Только добро побеждает зло! Давайте каждый из вас скажет: “Я не стану делать зло, потому что у меня доброе сердце и сильный дух!”»

Педагог-психолог помогает детям произносить эту фразу, а его помощник с маской зла пытается провоцировать их, уговаривает: «А ну-ка, ударь меня! И ты превратишься в злого человека! Не говори этих глупых добрых слов!..»

Когда все дети произнесут заветную фразу, помощник с маской покажет, как умирает зло, а дети вместе с педагогом-психологом громко прокричат победное «Ура!».

4. Упражнение «Избавление от злости»

Цель: разрядка негативных эмоций, снятие эмоционального напряжения.

Педагог-психолог: Ребята, иногда зло все-таки проникает в нас, и от этого так и хочется с кем-нибудь подраться или поругаться. Хотите узнать, как выгнать из себя зло? (Дети предлагают свои ответы.) Нужно со всей силы поколотить что-то такое, чему не будет больно, например подушку, или мягкий диван, или специальную боксерскую грушу. Главное – не сделать больно живому человеку.

Инструкция. Педагог-психолог раздает детям подушки и предлагает поколотить их, чтобы избавиться от зла в себе. Он еще раз повторяет, что это упражнение помогает выгнать из себя зло, не причинив боли окружающим людям.

5. Упражнение «Расслабление»

Цель: релаксация, снятие мышечного напряжения.

Инструкция. Педагог-психолог включает спокойную музыку и предлагает детям лечь на ковер и расслабиться, отдохнуть. Можно подготовить какой-либо текст.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

6. Обсуждение-рефлексия

Педагог-психолог: Ребята, какие выводы вы сделали из нашего занятия?.. Что вы для себя усвоили?.. Спасибо за ваши ответы! В память о нашем занятии я хочу подарить вам эти красные сердца со щитом. Они означают, что у вас доброе сердце, сильный дух, а щит – это защита от зла!

Наше занятие подошло к концу. До свидания, ребята!

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник педагога-психолога. Детский сад»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль