Профилактика агрессивного поведения у дошкольников: принципы общения

29

Истоками агрессивного поведения у дошкольников зачастую выступает некорректное воспитание ребенка. Дело в том, что на детей оказывают влияние не только преднамеренные и целенаправленные действия воспитательного характера, но и особенности поведения родителей. Сегодня в жизни может происходить множество событий, которые способны, ожесточить и вызвать негативные эмоции.

Важно понимать, что дети очень четко реагируют на настроение окружающих и изменения в нем. Взрослые могут позволить себе обсуждать военные действия, смотреть передачи про катастрофы и фильмы про убийства, зачастую от них можно услышать негатив в сторону других людей. Разумеется, дети тонко воспринимают подобные эмоции, в результате чего они могут обзываться, драться, обижать друг друга, жестоко относиться к животным. А родители при этом не обращают внимание на развивающееся агрессивное поведение у дошкольников, пока не произойдет по-настоящему тревожная ситуация.

В последнее время из новостей часто можно услышать о том, как подростки избивают своих одноклассников, нападают с ножом на сверстников, на педагогов, приносят в школу огнестрельное оружие.

Агрессивное поведение у дошкольников возникает не в какой-то определенный момент, а зарождается последовательно. Ему предшествуют годы накапливания негативных эмоций. Зачастую истоки подобного поведения проявляются уже в дошкольном детстве.

У детей дошкольного возраста могут возникать вспышки гнева и агрессии, которые служат актом протеста действиям или отношению других людей. Но в данном случае важно понимать, что отсутствие агрессии - это также тревожный знак, поскольку нормальное развитие ребенка без протестного поведения невозможно.

Как правило, уровень агрессии выше у детей с холерическим темпераментом, т. к. им трудно управлять своими эмоциями и они более активно выражают свои чувства. У детей с СДВГ также возможны более частые проявления агрессии вследствие того, что им трудно контролировать свои импульсы.

В условиях ДОО важно проводить профилактическую работу в  направлении агрессивного поведения у дошкольников, а начинать ее нужно с детьми младшего дошкольного возраста. Поскольку в этот период у ребенка начинает зарождаться сила «я», и чем больше она, тем меньше агрессивность.

Один из вариантов такой работы – проведение занятия «Добрые сердцем, сильные духом!» (приложение).

Цель занятия: профилактика правонарушений, агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.

Агрессивное поведение у дошкольников: принципы общения

  1. Помогать разбираться в конструктивных способах разрешения проблем. Объяснять, почему конкретное поведение может быть неправильным.
  2. Помогать узнать себя со стороны и других людей лучшим образом.
  3. Давать возможность избавиться от агрессии (например, порвать бумагу, побить подушку, сжать кулаки и т. д.).
  4. Хвалить! Данное действие проявит желание еще раз услышать добрые слова по отношению к себе.
  5. Не унижать достоинство ребенка. Не воспроизводить вслух фразы типа: «Ничего путного из тебя не вырастет!»
  6. Показывать собственный пример неагрессивного поведения, важно помнить, что ребенок всегда подражает тому, за кем ему привычно наблюдать. И таким образом агрессивное поведение у дошкольников можно сгладить, показывая правильный пример.

Задачи:

отреагирование негативных эмоций, развитие уверенности в себе, повышение самооценки; создание условий для развития навыков саморегуляции и самоуправления; освобождение от негативных эмоций, снятие эмоционального напряжения.

Участники: 10–12 человек детей старшего дошкольного возраста (6–7 лет), педагог-психолог и взрослый, исполняющий роль зла.

Приложение

Конспект занятия «Добрые сердцем, сильные духом!» для работы с агрессивным поведением дошольников

Продолжительность: 35–40 мин.

Необходимые материалы: мультимедийная доска, картон, обрывки цветной бумаги – детали для маски зла, ленточки, степлер, музыка для танца злости, музыка для релаксации, клей, подушки по числу детей, эмблемы в виде красного сердца со щитом по числу детей.

Ход занятия

1. Приветствие. Упражнение-разминка «Аплодисменты по кругу»

Цель: создание атмосферы принятия, переживание чувства радости.

Инструкция. Дети сидят в кругу. Педагог-психолог приветствует их, затем подходит к одному из них и хлопает в ладоши. Потом они оба выбирают следующего участника и аплодируют ему. Таким образом, игра продолжается, пока ею не будут охвачены все дети.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2. Беседа с детьми

Цель: профилактика правонарушений, развитие навыков саморегуляции и самоуправления.

Педагог-психолог: Теперь я вижу, что все оживились и настроились на занятие. Ребята, а вы когда-нибудь совершали добрые поступки, добрые дела? Кто хочет поделиться? Молодцы! Это замечательно! А я сегодня расскажу вам о детях, которые, к сожалению, совершили не добрый, а злой поступок.

Собрались как-то вместе несколько ребят, стало им скучно, и подумали они, не заняться ли им чем-нибудь этаким. И пришли им в голову мысли, но не хорошие, не добрые, а плохие, злые. Задумали они сделать злое дело…

Как вы думаете, какое злое дело они задумали?..

Примечание. Педагог-психолог выслушивает ответы детей и дополняет их своими примерами:

Решили они звонить в двери соседям и убегать. Вот смешно! Соседи спрашивают, кто там, а потом ругаются.Решили они стащить в магазине несколько шоколадок – мол, если все ловко провернуть, никто и не заметит.Решили они убежать из детского сада и пойти в магазин игрушки смотреть. Надоело уже в этом садике сидеть, маленькие что ли!Решили они в кошку камнями кидаться – интересно же, как настоящая охота!Решили они взять у какого-нибудь мальчика-тихони шапку и пинать ее, как мяч, ногами – мол, мы сильные, а он слабый!

Вот такие дурные мысли пришли им в голову. Так уж устроены дети – иногда им надоедает хорошими быть, и тогда приходят дурные мысли. Только вот не подумали они о том, что от их плохих поступков кому-то станет очень плохо и больно…

Педагог-психолог начинает показ слайдов на мультимедийной доске:

Плохо стало воспитательнице, у нее заболело сердце, потому что она очень испугалась за детей, которые убежали из садика (слайд со скорой помощью).Плохо стало мальчику-тихоне, шапку которого они пинали. Теперь он боится ходить в садик и все время плачет (слайд с плачущим ребенком).Плохо стало маме и папе, когда их вызвали в полицию и заставили платить большой штраф за то, что их дети украли шоколадки (слайд с полицейским).Плохо стало кошке, в которую кидали камнями, ей попали в глаз, и она ослепла, теперь не может охотиться и, возможно, умрет (слайд с больной кошкой).Плохо стала старушке, которой звонили в дверь. Она так спешила открыть, что упала и сломала ногу (слайд с человеком в гипсе).

Ребята, а ведь в такую историю с плохим концом может попасть любой ребенок. Но вы должны знать, что каждый из вас может предотвратить плохое, вовремя остановиться и не участвовать в плохом деле. Вы согласны со мной?

Что же делать, если друзья уже собрались совершить плохое дело? Какие слова сказать, чтобы они остановились и подумали, стоит ли совершать такой поступок?

Педагог-психолог делает вывод: Надо сказать друзьям, что это плохая идея, глупая и опасная. Можно предложить им заняться чем-нибудь другим. Если же они не послушаются, то нужно твердо отказаться от участия в плохом деле: «Я не пойду с вами!» А затем надо просто отойти от них – пусть поступают как знают.

Ребята, а как вы думаете, нужно ли сообщить взрослым о том, что друзья задумали плохое?..

Конечно, ябедничать нехорошо, стыдно, но жизнь и здоровье важнее всего. Если есть опасность для жизни или здоровья, нужно сразу сказать об этом взрослым.

А как же поступить, если другие ребята начнут обзывать тебя слабаком, трусом, предателем за то, что ты не хочешь вместе с ними идти на плохое дело, или откажутся дружить с тобой, если ты не пойдешь с ними?.. Что делать в этом случае?..

Ситуация, когда все настроились против тебя одного, очень сложная, не каждый взрослый такое выдержит. Только сильный человек может противостоять другим и не поддаваться на их уговоры. Это настоящее мужество.

А вы сильные, мужественные?.. Хотите, проверим, есть ли у вас сила духа, сможете ли вы побороть зло?.. Только настоящий герой отважится на такое. Готовы ли вы стать героями?.. Давайте придумаем, с кем мы будем сражаться... На что будет похоже зло, с которым мы будет бороться?..

3. Упражнение «Встреча со злом»

Цель: отреагирование негативных эмоций, развитие уверенности в себе, повышение самооценки.

Инструкция. Упражнение состоит из трех этапов.

Этап 1. Изготовление маски зла. Дети совместно с педагогом-психологом мастерят из заранее заготовленных материалов большую маску зла. Основной материал – картон. Дети прикрепляют к нему детали из цветной бумаги, создавая образ зла. По краям к готовой маске прикрепляются ленточки, которые будут придавать образу живость.

Этап 2. Оживление маски зла. Когда маска готова, все дети встают в круг и становятся героями. Помощник педагога-психолога становится в середину круга и показывает, как зло оживает: танцует с маской под специально подобранную музыку.

Этап 3. Встреча с героем. Педагог-психолог рассказывает: «Есть легенда о том, что если герой слабее духом, чем зло, то при встрече со злом он и сам может превратиться в него. Во все времена герои тренировали свой дух, чтобы сохранить себя и победить зло. А еще есть такое поверье: если начать бить зло, ругать его плохими словами, то сам превратишься в злого человека. Как же тогда победить зло?»

Примечание. Педагог-психолог выслушивает ответы детей и делает вывод: «Правильно! Только добро побеждает зло! Давайте каждый из вас скажет: “Я не стану делать зло, потому что у меня доброе сердце и сильный дух!”»

Педагог-психолог помогает детям произносить эту фразу, а его помощник с маской зла пытается провоцировать их, уговаривает: «А ну-ка, ударь меня! И ты превратишься в злого человека! Не говори этих глупых добрых слов!..»

Когда все дети произнесут заветную фразу, помощник с маской покажет, как умирает зло, а дети вместе с педагогом-психологом громко прокричат победное «Ура!».

4. Упражнение «Избавление от злости»

Цель: разрядка негативных эмоций, снятие эмоционального напряжения.

Педагог-психолог: Ребята, иногда зло все-таки проникает в нас, и от этого так и хочется с кем-нибудь подраться или поругаться. Хотите узнать, как выгнать из себя зло? (Дети предлагают свои ответы.) Нужно со всей силы поколотить что-то такое, чему не будет больно, например подушку, или мягкий диван, или специальную боксерскую грушу. Главное – не сделать больно живому человеку.

Инструкция. Педагог-психолог раздает детям подушки и предлагает поколотить их, чтобы избавиться от зла в себе. Он еще раз повторяет, что это упражнение помогает выгнать из себя зло, не причинив боли окружающим людям.

5. Упражнение «Расслабление»

Цель: релаксация, снятие мышечного напряжения.

Инструкция. Педагог-психолог включает спокойную музыку и предлагает детям лечь на ковер и расслабиться, отдохнуть. Можно подготовить какой-либо текст.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

6. Обсуждение-рефлексия

Педагог-психолог: Ребята, какие выводы вы сделали из нашего занятия?.. Что вы для себя усвоили?.. Спасибо за ваши ответы! В память о нашем занятии я хочу подарить вам эти красные сердца со щитом. Они означают, что у вас доброе сердце, сильный дух, а щит – это защита от зла!

Наше занятие подошло к концу. До свидания, ребята!



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль