Психолого-педагогическая помощь семье: практические методики

85

Методики, представленные далее, разработаны на основе психотерапевтической работы с детьми и семьями. Это довольно простые приемы работы, которые отличаются при этом емкостью и наглядностью, а также при необходимости могут видоизменяться в зависимости от потребностей специалиста и семьи. Эти методики вполне могут использоваться как психолого-педагогическая помощь семье.

Первое упражнение – «Строим жилище» – способствует созданию атмосферы доверия и безопасности во время консультирования; помогает установить контакт с ребенком или взрослым.

Второе упражнение – «Заколдованная пещера» оптимально используется для диагностики отношений в детско-родительской паре в процессе психолого-педагогической помощи семье. Данное упражнение поможет выработать способы борьбы со стрессовыми ситуациями,  урегулировать конфликтные ситуации и сплотить семью, а также развить творческое мышление и фантазию.

Третье упражнение – игра в принца (принцессу, волшебника) – постепенно учит ребенка осознавать свои желания, потребности и мечты, рассказывая о них взрослым. Это помогает вести диалог, избегая истерик и конфликтов.

Полученные в ходе выполнения упражнений наблюдения, внутренний эмоциональный опыт, а также последующая рефлексия позволят уточнить или переформулировать изначальный запрос, дать семье обратную связь, необходимые рекомендации или домашнее задание.

Рассмотрим подробно каждую методику.

Методика «Строим жилище» в процессе психолого-педагогической помощи семье

Это арт-терапевтическое упражнение, которое можно использовать как для групповой, так и для индивидуальной психолого-педагогической помощи семье, способно не только сплотить членов семьи, но и получить проективную информацию (аналогично известному рисуночному тесту «Дом – дерево – человек»).

Инструкция. Используя любые понравившиеся коробки, журналы, бумагу и другие материалы, нужно построить жилище. Оно может быть абсолютно любым по форме, цвету и размеру, реалистичным или сказочным, фантастическим.

Упражнение выполняется в паре (партнеры строят общий дом, договариваются друг с другом или конфликтуют, кто-то проявляет больше инициативы, кто-то меньше и т. д.) или каждым участником отдельно – в зависимости от возраста ребенка (требуется ли ему помощь) и терапевтических задач.

Методика «Заколдованная пещера» в процессе психолого-педагогической помощи семье

Данное упражнение стоит пройти детско-родительским парам, используя его как диагностический и терапевтический материал. Оно позволяет увидеть, кто самый активный в паре, как происходит взаимодействие партнеров. Также его можно применять в процессе работы над детскими страхами.

Инструкция. Педагог-психолог просит ребенка и родителя рассказать, как они оказались в сонной, неинтересной и сумрачной стране (рисуя соответствующую картинку), после чего говорит о том, что выбраться из нее можно, только если войти в волшебную пещеру и пройти различные испытания.

Пара должна совместно решить, какие из волшебных предметов (по числу придуманных ранее испытаний) нужно взять с собой в путешествие. Их нужно нарисовать самим партнерам на отдельном листе или перед входом в пещеру. Каждый из предметов можно использовать только один раз. Испытания и творческие задания формируются педагогом-психологом в части психолого-педагогической помощи семье. При этом учитываются возраст ребенка, трудности детско-родительской пары и наличие особых терапевтических гипотез. Каждый этап предусмотренного путешествия в пещере обрисовывается педагогом-психологом на бумаге, и семья дополняет его нужными деталями. Далее изображается тот способ, который поспособствует успешному прохождению испытания. Кроме того, важно подбадривать пару в результате каждого успешно выполненного упражнения.

После выполнения упражнения необходимо расспросить партнеров об их чувствах и впечатлениях: о том, в какие моменты им было легко, весело, интересно или, наоборот, – страшно, трудно или скучно; что они чувствуют по отношению друг к другу; как общаются в реальной жизни (договариваются ли, сотрудничают и решают конфликтные ситуации, часто ли проводят время вместе, делая что-то приятное, интересное).

Игра в принца (принцессу) или волшебника в процессе психолого-педагогической помощи семье

Эта методика сможет помочь в работе по преодолению детских капризов и неадекватных желаний, которые зачастую раздражают или даже пугают родителей. Цель игры - поиск актуальной потребности ребенка, принятие этой потребности, а также нахождение адекватного способа ее удовлетворения. В процессе игры ребенок обозначает свои желания, а родитель при этом изображает их на бумаге и дополняет необходимыми деталями (по просьбе самого ребенка).

Опишем основные шаги игры.

Шаг 1. С ребенком ведут разговор о различных желаниях в нашей жизни, о важности высказывать их, создают игровую атмосферу, вводят ребенка в сказочный сюжет.

Шаг 2. В игру вводится волшебный помощник или так называемый сказочный друг – это посредник, который выполняет желания ребенка. Такой шаг особенно важен, если посредством игры оказывается психолого-педагогическая помощь семье в полном составе, то есть если в игре участвуют и родители. Роль волшебного помощника помогает родителю в игровой форме выиграть в «борьбе за власть» с ребенком на тему его неадекватных желаний. Условия игры предполагают, что волшебный помощник может подчиняться только ребенку и выполняет только его пожелания.

Шаг 3. На данном этапе ребенком обозначаются его желания, а взрослый должен изобразить их схематично. При этом важно внимательно выслушать ребенка, не критикуя его, и дать ему шанс назвать любые (от фантастичных до агрессивных) свои желания, которые взрослый должен изобразить на листе бумаги.

Шаг 4. Данный шаг игры как части психолого-педагогической помощи семье предполагает, что у ребенка будут уточняться детали желанного объекта. Например, какие именно черты оказываются значимыми для него, какие свойства предмета делают его привлекательным, с чем связана его потребность? Если данный объект действительно то, чего так хочется ребенку, то его интерес проявится, и он назовет конкретные  качества желаемого объекта/субъекта и определит действия с ним.

Шаг 5. Этот шаг заключается в совместном с ребенком выборе и обсуждении реального способа действия, адекватного данной ситуации, переходе к повседневной жизни, где это желание может осуществиться, и поиске пути того, как этого можно добиться.

Это важный шаг, приближающий к реальной жизненной ситуации и к действиям, которые ребенок может осуществить. Достаточно подробное обсуждение различных объектов и ситуаций дает ребенку новый опыт в исследовании окружающей среды и подходящий способ взаимодействия с действительностью.

В каждой ДОО складывается своя практика работы с семьями и оказывается определенная психолого-педагогическая помощь семье в зависимости от нескольких факторов. Так, должна учитываться  нагрузка, специфика воспитанников, сплоченность команды воспитателей, общая атмосфера и даже размеры кабинета. Данные условия оставляют отпечаток на работе педагога-психолога, но выступают как определяющие. Специалист, который использует творческий подход в консультировании, может организовать прием и в отсутствии большого кабинета, где есть необходимые пособия и игрушки. При этом задействуются лишь главные участники процесса – ребенок и члены его семьи.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник педагога-психолога. Детский сад»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль