Формирование поведения детей дошкольного возраста: понятие стрессоустойчивости

66

На сегодняшний день стрессоустойчивость у детей проявляется, прежде всего, в стабильности в поведении, уравновешенности, предсказуемости. Такой ребенок «здесь и сейчас» находится в контексте событий, он готов ко всему происходящему. Это состояние осознанно формируется семьей в психологическом и биологическом направлениях. Такое формирование поведения детей дошкольного возраста предполагает работу с эффективными жизненными стратегиями и навыками, мировоззрением, что производится посредством поддержки и веры в ребенка. Кроме того, здесь важен и здоровый образ жизни, сбалансированное питание, полноценный сон, поскольку все это в совокупности поддерживает иммунитет и обмен веществ, что позволяет оптимально пережить стресс.


Стресс (от англ. stress) — давление, нажим, напор, гнет, нагрузка, напряжение. Первоначально термин использовался в физиологии для обозначения неадекватной реакции организма на неблагоприятное воздействие (Т. Селье). В работах ученых Л. Леви, Р.А. Каразек, Ф. Элмадьян и др., где изучались психологические проблемы стресса, доказывается зависимость поведения во время стресса от степени значимости ситуации, от психологической структуры личности (отношения к трудностям, неудачам, уверенности и неуверенности в своих силах и т. д.).


Формирование поведения детей дошкольного возраста: условия стрессоустойчивости

Важно понимать, что от благополучия родителей напрямую зависит и благополучие ребенка. Так, сказки зачастую предусматривают сюжет, когда два героя, находясь в поисках решения какой-то проблемы, проходят к волшебнику, который дает им несметное количество сокровищ. Тогда один берет много, суетится и в итоге не может унести, после чего теряет все или даже гибнет. Другой же берет что-то одно, зачастую несущественное, но именно «это» помогает герою достичь поставленной цели впоследствии. Отсюда мораль: секрет благополучия не обходится без навыков адаптированности к жизни.

Обеспечение благополучия родителями и безопасности психического состояния ребенка — важнейшее условие профилактики неврозов и депрессивных расстройств у детей.

Однако надо сказать, что стрессовые факторы в процессе формирования поведения детей дошкольного возраста могут даже положительно повлиять на ребенка. Представим ситуацию, когда ребенок впервые идет в поход с родителями или выезжает на отдых. Для него это новая обстановка, возможно, стрессовая, однако он получает положительные эмоции, которые пойдут ему только на пользу.

Не меньше эмоций вызовет радуга на небе, роса на траве, совместные с родителями прогулки в лес, кормление птиц, белочек, игры, чтение на ночь книг, — вызовут у ребенка огромное количество положительных эмоций, что, несомненно, скажется на развитии у него стрессоустойчивости. Но важно и понимать, что в процессе формирования поведения детей дошкольного возраста научить противостоять стрессам легче, чем обучить этому уже взрослого человека.

Важно понимать, что стрессоустойчивость представляет собой комплексный механизм, который имеет несколько характеристик. В основе стрессоустойчивости находится наличие у человека самопринятия или любви к самому себе. Имеется в виду безусловное принятие самого себя таким, какой человек есть. Самопринятие — это жизненная опора для самого человека.

Еще одна немаловажная характеристика стрессоустойчивости, проявляющаяся в процессе формирования поведения детей дошкольного возраста — позитивное отношение к разным событиям жизни или другими словами оптимизм. Это позитивное мышление, способность акцентировать внимание только на хорошем в различных ситуациях.

Третья составляющая стрессоустойчивости — овладение стратегиями преодоления негативных эмоций дошкольником, например, страха, печали, злости.

Четвертая составляющая стрессоустойчивости — умение расслабляться.

Способы развития стрессоустойчивости в процессе формирования поведения детей дошкольного возраста

Чтобы сформировать у ребенка стрессоустойчивость, необходимо, чтобы, в первую очередь, он чувствовал себя защищенным. Чтобы ребенок был защищен, надо:

  1. важно дать малышу выговориться, даже если вы полагаете, что это ерунда, и у вас есть более важные дела, поскольку потом может выясниться, что важнее благоприятного отношения в семье нет ничего;
  2. нужно стараться находить ответы на волнующие ребенка вопросы вместе, помня, что малышу важно не оставлять дело на потом, а сейчас разобраться и понять суть проблемы;
  3. постоянно показывать малышу, что он ЛЮБИМ и НУЖЕН, это должно быть показано и сказано, поскольку ребенку всегда нужна реальная поддержка и забота, когда у него неприятности.

Для определения стрессоустойчивости в процессе формирования поведения детей дошкольного возраста можно провести следующий тест. Попросить малыша представить следующую ситуацию. «Маленький птенчик выпал из гнезда в плохую погоду и оказался посреди леса. Как думаешь, что он будет делать?»

От того, какой ответ даст дошкольник, зависит степень его стрессоустойчивости. Если он утверждает, что попробует сам найти дорогу или воспользуется помощью окружающих, это говорит о хорошей степени стрессоустойчивости. А если малыш говорит, что птенец испугался бы, то у него не достаточно хорошо развита стрессоустойчивость.

Не менее эффективной игрой считается «Щит». Ребенок берет в руки самодельный, изготовленный, например, из картона щит и защищается им от шариков, которые в него нужно бросать кому-то из родителей. В это время родителям важно проговаривать с ребенком, что шарики — это разные неприятности, которые могут вызвать плохое настроение.

Следующая игра, которую можно использовать как фактор стрессоустойчивости при формировании поведения детей дошкольного возраста, называется «Талисман». Она может способствовать тому, что ребенок почувствует себя в состоянии безопасности. У этой игры предусмотрено несколько вариантов, чтобы родители могли выбрать тот, который подойдет именно их ребенку. Например, можно придумать  тайный знак или символ, цель которого - защита от неприятностей.

Также для развития стрессоустойчивости в процессе формирования поведения детей дошкольного возраста можно использовать и стимулирующие упражнения, повышающие энергетический потенциал:

  • хлопки (ладонями, кулаками);
  • самомассаж головы;
  • самомассаж ушных раковин;
  • самомассаж стоп;
  • массаж и самомассаж кистей и пальцев рук;
  • работа с пальцами (выполнение различных фигурок из пальцев).

Данные упражнения не только направлены на повышение функционального уровня систем организма и потенциального энергетического уровня, но и обогащают знание ребенка о собственном теле, развивают внимание, произвольность, успокаивают и уравновешивают психику.

Также можно повысить уровень стрессоустойчивости детей в том случае, если:

детей окружают люди, которые настроены исключительно позитивно; у самого ребенка много положительных эмоций; дошкольник уверен в себе; дошкольник физически и психически полноценен.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник педагога-психолога. Детский сад»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль