Формирование профессиональной готовности педагогов ДОО к инклюзивному обучению

209

Актуальность формирования профессиональной готовности педагогов

За последние 30 лет разнообразные исследования, проводимые сотрудниками Института дефектологии АПН СССР (в настоящее время это Институт коррекционной педагогики РАО РФ), доказывают, что основной контингент стойко неуспевающих учеников общеобразовательных школ составляют дети с ЗПР. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, введенном приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, говорится о выравнивании стартовых возможностей выпускников ДОО, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), к которым также относятся дети с ЗПР.

Однако какие бы реформы ни проходили в системе образования, в итоге они так или иначе замыкаются на конкретном исполнителе – педагоге. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. Поэтому непосредственное включение детей с ЗПР в общеобразовательные группы ложится на ДОО и, в частности, на плечи педагогического коллектива, и именно поэтому формирование профессиональной готовности педагогов сегодня столь актуально.

Как показало исследование, проведенное в МАДОУ Центр развития ребенка – детский сад № 101 г. Калининграда (далее – МАДОУ) с помощью анкетирования (приложение 1), на сентябрь 2013 г. 65% педагогов (всего в исследовании приняли участие 27 человек) не имели опыта работы с детьми с ЗПР и испытывали трудности в работе с такими воспитанниками. Они не могли назвать основные типологические особенности детей с ЗПР; не понимали специфики работы с такими детьми, не знали, какие методы и приемы использовать в работе с ними; не понимали, как строить работу с их родителями.

В целом исследование формирования профессиональной готовности педагогов показало недостаточную информированность и осведомленность педагогов относительно инклюзии в образовании. Некоторые из них считали, что такие дети должны находиться в специализированных детских садах. Таким образом, стала очевидной организация подготовки педагогов к работе с детьми, имеющими ЗПР, а также повышение квалификации в области инклюзивного образования этой категории воспитанников.

Организация и формирование профессиональной готовности педагогов к работе с детьми с ЗПР

Условно данный процесс можно разделить на три этапа:

  1. подготовительный (октябрь – декабрь);
  2. основной (январь – апрель);
  3. итоговый (май).

На каждом из этапов решаются определенные задачи и проводятся соответствующие им мероприятия.

Подготовительный этап

Цель подготовительного этапа формирования профессиональной готовности педагогов – создание положительной мотивации к педагогической деятельности в условиях инклюзивного образования, приобретение системы знаний, необходимых для ее осуществления.

Задачи:
1. Изучение нормативно-правовой базы.

Нормативно-правовая база инклюзивного образования, используемая в процессе формирования профессиональной готовности педагогов

• Конституция РФ;
• Конвенция о правах ребенка;
• Конвенция о правах инвалидов (Заключена в г. Нью-Йорке 13.12.2006);
• Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп.);
• Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ред. от 02.12.2013);
• Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изм. и доп.);
• федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155;
• постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций”» (с изм. от 04.04.2014);
• приказ Минобрнауки России от 29.09.2013 № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»;
• приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».

2. Создание предметно-развивающей среды для работы с детьми с ЗПР.
3. Ознакомление с типологическими особенностями детей с ЗПР. Изучение методов и приемов коррекционной работы с детьми с ЗПР.

Для реализации задач подготовительного этапа педагогом-психологом совместно с методистом ДОО проводится курс мероприятий (табл. 1).

Таблица 1

Мероприятия подготовительного этапа, направленные на приобретение системы знаний в области инклюзивного образования детей с ЗПР

Раздел, тема Количество часов Форма проведения Ответственный
I. Инклюзивное образование: научные основания и практическая актуальность
1 Актуальные проблемы инклюзивного образования в России. Опыт реализации инклюзивного образования в международной практике. Модели реализации инклюзивного образования 2 Круглый стол Педагог-психолог
2 Нормативные документы, определяющие организацию инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ЗПР 2 Семинар-практикум Педагог-психолог
3 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) в обеспечении индивидуализации обучения и воспитания детей с ОВЗ 2 Семинар-практикум Методист ДОО
II. Инклюзивное образование детей с ЗПР в условиях ДОО
4 Типологические особенности развития дошкольников с ЗПР 2 Консультация Педагог-психолог, учитель-логопед
5 Создание предметно-развивающей среды в группе комбинированной направленности 2 Консультация Педагог-психолог, методист ДОО
6 Социализация детей с ЗПР в группе комбинированной направленности 2 Круглый стол Педагог-психолог
7 Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с ЗПР ПМПк ДОО. Взаимодействие специалистов 2 Семинар-практикум Педагог-психолог
8 Построение индивидуального образовательного маршрута ребенка с ЗПР в группе комбинированной направленности 2 Семинар-практикум Педагог-психолог
9 Особенности диагностики детей с ЗПР 2 Консультация Педагог-психолог
10 Психологические особенности семей, имеющих детей с ЗПР 2 Консультация Педагог-психолог

Кроме этого, педагоги МАДОУ проходят курс лекций «Помощь детям с ОВЗ в условиях ДОО» (16 часов) по модулю «Особенности обучения и воспитания детей с ЗПР», разработанный специалистами ГАОУ Калининградской области «Центр диагностики и консультирования детей и подростков».

Результаты подготовительного этапа формирования профессиональной готовности педагогов:

1. Разработка локальных нормативных актов МАДОУ:

правил приема детей в ДОО, включающих пункты о правилах зачисления детей с ОВЗ в общеобразовательные группы; положения о ПМПк ДОО; положения о нормах профессиональной этики педагогов.

2. Создание благоприятной предметно-развивающей среды, спокойного эмоционального фона в группах комбинированной направленности.
3. Получение педагогами сертификата о повышении квалификации, дающего право работать с детьми с ЗПР.

Основной этап

Цель основного этапа формирования профессиональной готовности педагогов – организация психолого-педагогической поддержки в процессе профессионального и личностного роста, приобретения опыта практической деятельности в условиях инклюзивного образования.

Задачи:
1. Организация взаимодействия специалистов сопровождения между собой, а также с педагогами МАДОУ в ходе коррекционной работы с детьми с ЗПР.
2. Психолого-педагогическая коррекция профессионально значимых качеств умений и навыков педагога и их совершенствование.
3. Психопрофилактическая работа по снятию психоэмоционального напряжения у воспитателей.
Педагог-психолог раз в месяц проводит тренинг по снятию психоэмоционального напряжения у педагогов. Воспитатели обучаются приемам релаксации, аутотренинга.
4. Оптимизация взаимодействия педагогов с семьями, имеющими детей с ЗПР.

С целью выявления особых образовательных потребностей детей с ЗПР, а также организации взаимодействия специалистов ДОО, в рамках ПМПк проводится психолого-медико-педагогическое обследование, задача которого – выявить характер патологии, ее структуру, степень выраженности, индивидуальные особенности проявления, установить иерархию выявленных отклонений, а также наличие сохранных звеньев (приложение 2).

Далее в процессе формирования профессиональной готовности педагогов выносится коллегиальное заключение, каждым специалистом сопровождения составляется индивидуальный маршрут ребенка с учетом его возможностей и особенностей, на основании чего затем даются рекомендации для педагогов по работе с каждым ребенком с ЗПР, которые заносятся в тетради взаимодействия (табл. 2). Запись производится раз в неделю каждым специалистом.

Таблица 2

Тетрадь взаимодействия специалистов с воспитателями

Имя ребенка                                                                                                       
Группа комбинированной направленности №                                                

Дата, специалист Рекомендации (содержание работы) Отметка о выполнении (подпись воспитателя), дата Примечание (трудности в выполнении задания)

Для реализации задач 2, 3 педагог-психолог проводит следующие мероприятия (табл. 3).

Таблица 3

Мероприятия, направленные на личностный рост педагогов в рамках организации работы с детьми с ЗПР

Тема Цель Количество часов Ответственный
Тренинг «Эффективные техники взаимодействия с детьми с ЗПР» Формирование:
• понимания, что в отношениях с детьми с ЗПР нужно действовать, используя лишь позитивные установки;
​• стремления к педагогической рефлексии, эмпатии;
​• установок на толерантное взаимодействие с детьми с ЗПР и их родителями и на создание толерантной среды в МАДОУ для детей с ЗПР
4 Педагог-психолог
Тренинг «Техники снятия психоэмоционального напряжения» Обучение приемам релаксации и аутотренинга 4 Педагог-психолог

Организация работы с родителями детей, имеющих ЗПР, проводится после заключения договора на психолого-медико-педагогическое сопровождение детей и на посещение детьми группы комбинированной направленности (форма такого договора в каждом ДОО своя). В рамках этого взаимодействия родители 1 раз в месяц (или по мере возникновения проблем у дошкольника) посещают специалистов сопровождения для получения рекомендаций по выстраиванию отношений с ребенком в домашних условиях. На каждого ребенка в рамках формирования профессиональной готовности педагогов заводится тетрадь взаимодействия специалистов ДОО и родителей, в которой все специалисты еженедельно записывают, в какие игры и упражнения можно поиграть с ребенком дома, какие темы повторить или закрепить.

Итоговый этап

Цель итогового этапа формирования профессиональной готовности педагогов – дальнейшее развитие компетентности воспитателей в условиях инклюзивного образования, творческое применение полученных знаний, навыков и умений в практической деятельности.

Задачи:
1. Анализ эффективности проделанной работы по формированию инклюзивной компетентности воспитателей в условиях ДОО по результатам самоанализа.
2. В перспективе – дальнейшее профессиональное развитие педагогов на основании полученных результатов самоанализа.

Сравнительные результаты проведенной работы представлены на рисунке, где темно-серым цветом отмечены результаты первичного анкетирования педагогов, светло-серым – итогового.

Формирование профессиональной готовности педагогов ДОО к инклюзивному обучению

Результаты анкетирования педагогов на предмет выявления их готовности к инклюзивному образованию детей с ЗПР

Приложение 1

Анкета для педагогов ДОО «Определение уровня готовности к работе с детьми, имеющими ЗПР»1

Уважаемые воспитатели!

Просим вас ответить на несколько вопросов. Ваши ответы важны для проведения исследовательской работы Научно-образовательной лаборатории инклюзивного образования Высшей школы педагогики.

1. Считаете ли Вы, что инклюзивное образование актуально для нашего общества?

А. Да, инклюзивное образование актуально.
Б. Затрудняюсь ответить.
В. Нет, инклюзивное образование не актуально.

2. Есть ли у Вас опыт работы с детьми (ребенком) с задержкой психического развития (ЗПР)?

А. Да.
Б. Нет.

3. Если Вы работали или работаете с детьми (ребенком) с ЗПР, опишите, пожалуйста, нарушение(я) 
                                                                                                                                                    

4. Как Вы считаете, что такое инклюзивное образование? 
                                                                                                                                                    

5. Каким Вы представляете ребенка с ЗПР? Напишите 5 прилагательных                                                                                                                                                     

6. Насколько Вы психологически готовы работать с детьми (ребенком) с ЗПР?

А. Я готов(а) работать.
Б. Я скорее готов(а) работать, чем не готова.
В. Я скорее не готов(а) работать, чем готова.
Г. Я не готов(а) работать.

7. Насколько Вы профессионально подготовлены для работы с детьми (ребенком) с ЗПР?

А. Я полностью подготовлен(а).
Б. Я скорее подготовлен(а).
В. Я скорее не подготовлен(а).
Г. Я полностью не подготовлен(а).
Д. Затрудняюсь ответить.

8. Если представить ситуацию, что в Вашей группе оказался ребенок с ЗПР, нужна ли Вам в таком случае помощь?

А. Да.
Б. Нет.

9. В какой помощи Вы бы нуждались? (Можно выбрать несколько вариантов ответа.)

А. Дефектолога.
Б. Психолога.
В. Опытного педагога, имеющего опыт работы с ребенком с ЗПР.
Г. Педиатра или другого врача-специалиста.
Д. Другого (укажите кого)                                                                                                           

10. Какие позитивные моменты инклюзивного образования Вы бы отметили? 
                                                                                                                                                    

11. Какие негативные моменты инклюзивного образования Вы бы отметили?                                                                                                                                                     

Укажите, пожалуйста:

Ваш пол                                                                            Возраст                                                                             Педагогический стаж                                                       Стаж работы с детьми с ЗПР (если есть)                         

Спасибо за сотрудничество!

Приложение 2

Карта психолого-педагогического обследования ребенка с ОВЗ

1. Общие данные.

Ф. И. ребенка                                                                           Дата рождения                          

Когда поступил в ДОО                                                 Возрастная группа                               

Дата обследования                                                                                                                    

Фактический возраст на момент обследования                                                                       

Педагог-психолог                                                                                                                       

2. Амнестические сведения

А) Сведения о семье (полная, неполная)                                                                                  
Материально-бытовые условия                                                                                                  
Психологический климат в семье                                                                                              

Б) Биологический анамнез
Ребенок от                      беременности
Характер протекания беременности (нормальная, токсикозы, нефропатия, недоношенность, внутриутробная гипоксия плода и др.)
                                                                                                                                                      
Состояние ребенка при рождении                                                                                              
Особенности развития в раннем возрасте                                                                                  
Перенесенные тяжелые соматические заболевания и травмы                                                  

В) Сведения о состоянии здоровья ребенка по данным медицинских обследований
Состояние зрения                                                                                                                        
Слуха                                                                                                                                            
Опорно-двигательного аппарата                                                                                                
Заключение невролога                                                                                                               
Заключение психиатра                                                                                                               

3. Данные психолого-педагогического обследования

3.1. Психические процессы

А) Особенности восприятия
Способность выделять и классифицировать фигуры, предметы по форме, размеру, цвету и другим признакам
                                                                                                                                                    
Способность планомерно обследовать предметы, явления, выделять их разнообразные свойства
                                                                                                                                                    
Способность различать расположение фигур и деталей в пространстве и на плоскости (над, под, на, за, перед, возле, сверху, снизу, справа, слева и т. п.)
                                                                                                                                                    
Способность срисовывать (копировать) простые геометрические фигуры, сочетания фигур, пересекающиеся линии, соблюдая размеры, соотношение и направление штрихов
                                                                                                                                                    
Способность слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме                                                                                                                                                     

Б) Особенности внимания
Устойчивость внимания (способен к длительному сосредоточению внимания на предмете или быстро отвлекается; характер отвлечения: отвлекается на внешние раздражители)
                                                                                                                                                    
Переключаемость внимания (быстрая, легкая, замедленная, затрудненная)
                                                                                                                                                    
Объем внимания (достаточный, недостаточный)
                                                                                                                                                    
Общий уровень развития произвольного внимания (соответствует возрасту, низкий, не сформировано)                                                                                                                                                     

В) Особенности памяти
Запоминает быстро или медленно, с трудом; запоминает надолго; забывает быстро
                                                                                                                                                    
Особенности зрительной памяти
                                                                                                                                                    
Особенности слуховой памяти
                                                                                                                                                    
Отмечаются трудности (указать, какого типа) в запоминании: новых слов; словосочетаний, синтаксических конструкций; текстового материала
                                                                                                                                                    

Г) Показатели развития мыслительной деятельности
Имеет элементарный запас знаний об окружающем мире
                                                                                                                                                    
Наглядно-действенное мышление (действие по наглядному образцу, схеме)
                                                                                                                                                    
Наглядно-образное мышление (умение оперировать различными образами и наглядными представлениями при решении различных задач)
                                                                                                                                                    

Д) Образно-логическое мышление
Уровень сформированности операций обобщения и классификации
                                                                                                                                                    
Способность устанавливать причинно-следственные связи
                                                                                                                                                    
Предпосылки словесно-логического мышления (раскладывание серии сюжетных картинок)
                                                                                                                                                    
Способность выделить лишний предмет
                                                                                                                                                    
Способность сравнивать
                                                                                                                                                    

Е) Развитие способности к творческой деятельности (лепка, рисование, аппликация, конструирование, словесное творчество)
                                                                                                                                                    
Отношение к творческой деятельности (активное, заинтересованное, пассивное, безразличное)                                                                                                                                                     

3.2. Работоспособность (работает продуктивно в течение всего занятия или быстро утомляется)
                                                                                                                                                    
Сосредоточен во время занятий или часто отвлекается
                                                                                                                                                    
Темп выполнения работы. Задания выполняет быстро, в среднем темпе, медленно
                                                                                                                                                    
В чем проявляется утомление: в замедлении темпа, ухудшении качества или полном прекращении работы
                                                                                                                                                    
Когда отмечается спад работоспособности (середина занятия или конец)
                                                                                                                                                    
На занятиях работает с удовольствием – при понуждении                                                                                                                                                     

3.3. Особенности эмоционально-волевой сферы
Отмечаются: повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, вялость, заторможенность и др.
                                                                                                                                                    
Преобладающее настроение (жизнерадостное, подавленное, без особого оттенка, отмечаются ли резкие колебания настроения)
                                                                                                                                                    
Проявляет ли ребенок настойчивость при встречающихся трудностях                                                                                                                                                     

3.4. Личностно-характерологические особенности

Взаимоотношения со взрослыми (легко, охотно, медленно, с трудом вступает в контакт)                                                                                                                                                     

Отношение к сверстникам (общительный, отмечаются: замкнутость, негативное отношение к общению, проявления аутичного поведения)
                                                                                                                                                    

Интересы и склонности. В каких видах деятельности они проявляются                                                                                                                                                     

Отношение ребенка к образовательной деятельности (активность, заинтересованность, трудолюбие, аккуратность; пассивность, безразличие, небрежность)
                                                                                                                                                    

Активный, подвижный – инертный, медлительный. Спокойный, уравновешенный, возбудимый, неуравновешенный бодрый – вялый
                                                                                                                                                    

Обучаемость, принятие помощи педагога (обучаемость низкая, помощь педагога не использует, использует недостаточно; перенос усвоенных навыков в новые условия деятельности затруднен – ребенок обучаем, адекватно использует помощь взрослого, осуществляет перенос усвоенного способа действия на новое задание и др.)
                                                                                                                                                    

3.5. Особенности поведения ребенка во время обследования

Контакт: активный, пассивный (формальный), не вступает                                                                                                                                                     

Навязчивые движения (в примечаниях определить характер движений, причину их проявления и усиления)
                                                                                                                                                    

Критичность: критичен, критичность снижена, не критичен                                                                                                                                                     

4. Заключение
                                                                                                                                                    
 
                                                                                                                                                   
 


1 Анкета разработана сотрудниками научно-образовательной лаборатории инклюзивного образования ФГАОУ ВПО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта». 



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль