Информационные потребности и профессиональное самосознание педагога

188

Профессия педагога дошкольной образовательной организации требует постоянного профессионального самосовершенствования.

Одно из главных направлений деятельности педагога-психолога ДОО — просветительская работа по повышению психологической компетентности учителей, ориентированная на:

  • закономерности психического развития детей на каждом возрастном этапе дошкольного детства;
  • личностные новообразования; особенности кризисных периодов и развития эмоциональной сферы;
  • подходы к работе с детьми, имеющими проблемы психологического характера;
  • подходы к обучению и воспитанию.

Получить первичную информацию о состоянии психологической компетентности, уровне профессионального самосознания педагога, потребностях в помощи по психологическому просвещению, предпочитаемых формах психолого-педагогического взаимодействия, направлениях работы с родителями педагогу-психологу поможет анкетирование, в частности использование анкет «Психолог и Я: пути взаимодействия» и «Изучение регулятивного компонента профессионального самосознания педагога».

Процесс анкетирования играет большую роль в организации профессиональной деятельности любого специалиста, работающего в ДОО. Анкета является одним из необходимых инструментов для сбора и сортировки первичной психолого-педагогической информации.

Однако несмотря на кажущуюся легкость в применении и использовании, данный способ получения психолого-педагогической информации требует от специалиста:

1) четкости в ориентировке уже имеющейся информации — «Что я знаю о проблеме?»;
2) умения определять предельно ясную цель — «Что я еще хочу узнать о проблеме, зачем мне это?»;
3) умения намечать дальнейшую работу с полученной информацией — «Что я буду дальше делать?».

Сейчас не идет речь о сложных психодиагностических требованиях, предъявляемых к разработке анкет как психодиагностическому инструментарию по выявлению проблем психического или личностного развития, где применяются такие критерии к тестам, как ретестовая надежность: надежность как согласованность содержания, надежность субъективных оценок; валидность по содержанию, по критерию, по конструкту. В практической работе по анализу самосознания педагога специалисты ДОО часто сталкиваются с проблемами, которые не могут быть измерены другими методиками, но нужно быстро получить необходимую информацию, поэтому зачастую они поставлены в рамки самостоятельной разработки или составления анкет как наиболее быстрого и эффективного сбора психолого-педагогической информации.

Информационные потребности и профессиональное самосознание педагога

Практика подтверждает, что использование анкетирования как доступного информативного диагностического метода может быть успешно использовано не только в работе с учителями, но и с другими участниками образовательных отношений, что поможет педагогу-психологу в организации своей профессиональной деятельности.

Анализ самосознания педагога: анкета «Психолог и Я: пути взаимодействия»

Цель анкетирования — выявление запроса учителей ДОО на оказание психологической помощи по работе с детьми и родителями в будущем учебном году.

Информационная потребность члена общества определяется как «свойство отдельного лица, коллектива или какой-либо системы, отображающее необходимость получения информации, соответствующей характеру выполняемых действий или работы», а также как «потребность в информации, необходимой для решения научной или практической задачи».

Анкета включает вопросы, актуальные в текущем учебном году, однако предполагает возможность формулирования учителями собственных вопросов по интересующей их тематике.

Профессиональная обработка анкеты дает педагогу-психологу ему достоверную и полную информацию о потребностях учителей в необходимых им психологических знаниях, а также ориентирует в выборе форм и методов психологического просвещения учителей и родителей.

Предлагаемое исследование в рамках анализа самосознания педагога целесообразно проводить в конце учебного года, поскольку полученная информация используется педагогом-психологом для годового планирования психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.

Условия проведения анкетирования носят открытый характер (с указанием фамилии, должности и группы, в которой работает участник исследования) — для получения педагогом-психологом возможности оказания адресной помощи.

В анкетировании может принять участие администрация ДОО — это дает возможность увидеть проблемы профессиональной компетенции учителей с точки зрения руководителя ДОО.

Анкета для определения самосознания педагогов «Психолог и Я: пути взаимодействия» (автор-составитель В. М. Командирова)

Уважаемые учителя!

Подчеркните, пожалуйста, те формы работы и темы психологического просвещения, которые вам интересны и соответствуют информационной потребности.

При желании вы можете предложить другие виды групповой работы, а также темы и вопросы для обсуждения.

1. Какие формы групповой работы педагога-психолога с коллективом Вы предпочитаете?

• Лекция.
• Семинар-практикум.
• Консультация.
• Беседа.
• Дискуссия.
• Круглый стол.
• Мини-тренинг.
• Деловая игра.
• Мастер-класс.
• Другое .

2. По каким вопросам психологии Вы хотели бы расширить и углубить свои знания?

• Психологическая безопасность дошкольников в современном мире.
• Типы детской одаренности и работа с одаренными детьми.
• Проблемы одаренных детей.
• Работа с детьми с ОВЗ.
• Методы развития познавательных психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия.
• Использование сенсорных стимулов в развитии познавательной сферы дошкольников.
• О современной детской субкультуре.
• Типичные проблемы в развитии дошкольников: гиперактивность, агрессивность, тревожность, страхи, проблемы общения и пр. (подчеркнуть, что именно).
• Работа с детьми группы кратковременного пребывания.
• Психологические аспекты использования компьютерных технологий в работе с детьми.
• Другое .

3. По каким проблемам Вы хотели бы получить консультации?

• Адаптация детей к ДОО.
• Кризисы развития в дошкольном возрасте (3 года и 7 лет).
• Работа с детьми, входящими в группу риска.
• Психологическая готовность к школе: роль учителя и родителей.
• Психологические аспекты работы учителя с родителями.
• Особенности эмоционального развития дошкольника в каждом возрастном периоде.
• Развитие мелкой моторики рук.
• Формирование психологической компетентности педагогов при подготовке к выступлению на педсовете, семинаре и т. п.
• Психологические аспекты при подготовке педагога к аттестации.
• Работа с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации.
• Другое .

4. Какие вопросы психического развития детей Вы хотели бы обсудить на родительском собрании (или при другой форме взаимодействия с семьей) с участием педагога-психолога?

Ф. И. О. педагога

Группа

Дата

Спасибо за сотрудничество!

Анкета «Изучение регулятивного компонента профессионального самосознания педагога»1

Одним из вариантов анкетирования педагогов может быть исследование, направленное на изучение педагогом самого себя, своего профессионального самосознания педагога.

Система образования на современном этапе ее развития заинтересована в повышении эффективности педагогического труда воспитателей, в сохранении их физического и психологического здоровья. На психологическое здоровье педагога благотворно влияет наличие следующих факторов:

умение справляться со стрессом;позитивное мышление;владение навыками эффективного педагогического общения и др.

Сюда же следует отнести гармоничное и достаточно высокое развитие всех компонентов профессионального самосознания педагога.

Регулятивный (поведенческий) компонент профессионального самосознания — действия профессионала, направленные на регуляцию самосовершенствования и самосознания. Основной механизм действия — удовлетворенность педагога собой и своей профессиональной деятельностью.

Цель данного анкетирования — исследование структуры и уровня развития регулятивного (поведенческого) компонента профессионального самосознания педагога, как условия эффективности педагогического труда.

С помощью полученных данных педагог-психолог может выявить самосознание педагога с недостаточным уровнем развития волевых способностей в отношении профессиональной деятельности.

Анкета состоит из 15 утверждений, разделенных на три блока в соответствии с тремя сторонами педагогического труда:

  • педагогическая деятельность (утверждения 1, 4, 7, 10, 13);
  • педагогическое общение (утверждения 3, 6, 9, 12, 15); 
  • личность педагога (утверждения 2, 5, 8, 11, 14).

Информационные потребности и профессиональное самосознание педагога

Инструкция к заполнению анкеты. Оцените предложенные утверждения в соответствии с мерой прилагаемых вами усилий по шкале:

  • полностью согласен — 5 баллов;
  • скорее согласен — 4 балла;
  • иногда согласен — 3 балла;
  • скорее не согласен — 2 балла;
  • не согласен — 1 балл.

№  Утверждения Баллы
1 2 3 4 5
1 Прилагаю усилия, чтобы улучшить качество своей работы: стараюсь усовершенствовать ее некоторые элементы, анализирую трудности и ошибки, изучаю сдвиги в развитии воспитанников, овладеваю новыми технологиями, работаю над собой
2 Стараюсь как можно лучше изучить себя, чтобы быть хорошим педагогом
3 На работе общаюсь не только с теми людьми, которые мне нравятся, но и с теми, кто мне неприятен
4 Могу отказаться от развлечений и отдыха ради невыполненной работы, даже если она не очень мне нравится
5 Ищу обратную связь от своих воспитанников и коллег по работе, т. к. это помогает мне лучше узнать и оценить самого себя
6 Могу высказать свое мнение по тем или иным профессиональным вопросам, даже если оно идет вразрез с мнением коллектива
7 Интересуюсь, насколько хорошо я реализую свою педагогическую деятельность, чтобы сделать ее еще лучше
8 Принимаю самостоятельные педагогические решения в своей трудовой деятельности, и меня не пугает ответственность за них
9 Стремлюсь к поддержанию хороших отношений с коллегами и воспитанниками: пытаюсь понять другого человека, сглаживаю противоречия между нами
10 Настойчиво добиваюсь намеченной цели в своей работе, даже если на пути к ней приходится преодолевать массу препятствий
11 Считаю причиной своих успехов и неудач самого себя, а не внешние обстоятельства
12 Энергично отстаиваю свои интересы, если по отношению ко мне коллеги или воспитанники поступают несправедливо
13 Не отказываюсь от работы с трудными воспитанниками, даже если она оказывается очень тяжелой
14 Часто анализирую свое поведение в различных педагогических ситуациях
15 Контролирую свои эмоции при общении с теми коллегами и воспитанниками, которые мне не нравятся

Обработка результатов. Способ подсчета результатов и обработки полученных данных в ходе анализа самосознания педагога может меняться в зависимости от целей исследования:

1. Для определения уровня развития регулятивного компонента в целом используется вычисление суммарного балла по всем пунктам анкеты. Каждый педагог может получить от 15 до 75 баллов. Между этими границами расположены уровни развития регулятивного компонента.

 На основе полученных данных можно говорить о высокой, средней или низкой степени регулируемости своей профессиональной деятельности.

2. Для изучения структуры регулятивного компонента можно подсчитать количество баллов по каждому из трех блоков анкеты: педагогическая деятельность, педагогическое общение, личность педагога.

 На основе полученных данных можно проанализировать способность педагога к волевым действиям в каждом из пространств педагогического труда.


1 Предлагаемая анкета адаптирована для использования в ДОО педагогом-психологом В. М. Командировой на основе анкетного исследования А. О. Шарапова, канд. психол. наук, доц. кафедры общей и клинической психологии ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (НИУ «БелГУ»).



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль