Развивающие занятия для дошкольников

333

Дошкольное детство – это период, когда у детей закладывается фундамент познавательной и личностной сфер, когда каждый ребенок, словно маленький исследователь, с радостью и удивлением открывает для себя незнакомый окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие, реализуются потенциальные возможности. Один из вариантов, позволяющих сделать жизнь дошкольника разнообразной, активировать его интерес, мотивировать к познанию, – использовать для занятий нетрадиционные материалы, например, таких, как камни Марблс, обыкновенные цветные веревочки или цветная шерсть.

Работа с нетрадиционными материалами заключает в себе большие возможности: она удовлетворяет познавательную активность, способствует развитию творческого мышления, благотворно влияет на развитие умственных способностей, мелкой моторики, зрительной памяти, глазомера, повышает интерес к занятиям, снимает усталость. Через интересные формы работы, творческую предметно-практическую деятельность ребенок познает окружающий мир, учится общаться и осознавать себя как личность.

К тому же занятия с нетрадиционными материалами любопытны дошкольникам как игра с неизвестным, их использование вносит некий элемент сюрприза, волшебства, ожидания чуда – а ведь, как известно, познание мира, учение начинаются с удивления.

Рассмотрим примеры упражнений.

Развивающие занятия для дошкольников с камнями Марблс

Работа с разноцветными камнями Марблс по силе воздействия на ребенка схожа с праздником – она вызывает радость, улыбку, положительные эмоции. Он раскрепощается, убираются телесные зажимы, появляется уверенность в себе. С помощью этого упражнения можно развивать тактильное восприятие, мелкую моторику, формировать пространственные представления, работать над дифференциацией цветов.

Развивающее занятие для дошкольников «Знакомство»

Цель: привлечение внимания детей к тактильному объекту.

Инструкция. Для развивающего занятия для дошкольников необходима любая емкость, наполненная камнями Марблс. Педагог-психолог обращает внимание детей на необычный материал, предлагает потрогать его руками, выложить из емкости, подвигать в ней руками – каждой по очереди и двумя одновременно. При этом педагог-психолог знакомит их с текстурой (стеклянные, гладкие), качеством (хрупкие, прозрачные), цветом (красные, синие, зеленые) материала. Далее детям дается время для самостоятельного манипулирования с ним.

Развивающее занятие для дошкольников «Найдем предмет», или «Угадай на ощупь»

Цель: развитие тактильных ощущений, умения выбирать предметы, отличающиеся от Марблс.

Инструкция. Для упражнения понадобятся емкость, наполненная камушками Марблс, различные мелкие предметы – детали конструктора, игрушки из киндер-сюрпризов и т. п. Мелкие предметы необходимо спрятать среди камушков. Задача этого упражнения – с открытыми глазами сначала одной, затем другой рукой отыскать среди Марблс любой, непохожий на них предмет. Усложненный вариант задания – найти игрушку с закрытыми глазами и определить, что это.

Развивающее занятие для дошкольников «Игра четвертый лишний»

Цель: развитие мышления.

Инструкция. Для игры понадобятся карточки с изображениями различных предметов. Педагог-психолог предлагает среди предметов найти лишний и положить на него камень, объяснив свой выбор.

Развивающее занятие для дошкольников «Ориентация на листе бумаги»

Цели: формирование пространственных представлений, развитие умения дифференцировать по цвету, развитие речи, обогащение словарного запаса.

Инструкция. Перед каждым лежит белый лист бумаги. Педагог-психолог предлагает выполнить следующие задания:

  • положить в центре листа красный камень;
  • положить в левый верхний угол синий камень;
  • положить зеленый камень в правый верхний угол;
  • положить синий камень в правый нижний угол.

Далее педагог-психолог просит кого-то из дошкольников проговорить вслух, где лежит красный камень, зеленый и т. д.

Развивающее занятие для дошкольников «Зрительная память»

Цель: развитие памяти, внимания.

Инструкция. Одному из детей педагог-психолог предлагает выложить последовательность из
4–5 камней. Задача остальных воспитанников – запомнить и повторить по памяти.

Развивающее занятие для дошкольников - развитие внимания

Инструкция. Педагог-психолог называет ребятам различные слова.

Вариант 1. Дети внимательно слушают и по договоренности поднимают либо красный камень (слышат название животного), либо зеленый (слышат название растения). Список предлагаемых слов: тигр, береза, лев, самолет, заяц, волк, дерево, цветок, змея, дом, машина, тополь, лошадь.

Вариант 2. Дети внимательно слушают и по договоренности поднимают либо красный камень (слышат звук «а»), либо зеленый (слышат звук «о»). Список предлагаемых слов: азбука, дом, апельсин, окно, ананас, мост, кот.

Развивающее занятие для дошкольников - цветные веревочки

Рисование – один из самых популярных видов творческой деятельности в жизни многих детей. И это замечательно, поскольку в художественной деятельности заложен громадный потенциал:

  • рисование развивает мелкую моторику и тактильное восприя-тие;
  • тренирует память;
  • приучает к усидчивости и собранности;
  • помогает укрепить руку для обучения письму;
  • обогащает внутренний мир; помогает выражать чувства;
  • способствует эмоциональному раскрепощению;
  • развивает воображение, творческие способности;
  • формирует творческий подход к жизни; развивает индивидуальность;
  • приобщает к искусству.

Кроме того, в процессе этой деятельности и выполнения развивающих занятий для дошкольников у них развиваются навыки контроля и самоконтроля.

Существует много техник рисования, одна из которых – рисование веревочкой. Использование подобных нетрадиционных материалом рождает у детей собственные оригинальные идеи и замыслы, развивает фантазию и креативность, является способом выражения своего «я», раскрепощает. Кроме того, подобное рисование формирует у детей понятия о цвете, длине и толщине предметов.

Для работы понадобятся обычные нитки разных цветов, листы бумаги, карандаши, клей, ножницы.

Начинать работу рекомендуется с простых узоров: геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат, петельки), постепенно переходя к более сложным (рыбка, мышь, заяц, сердечко, снежинка и т. п.). Сначала дети могут «обводить» веревочкой нарисованный контур, использовать только один какой-то цвет. По мере овладения данной техникой им предлагается «сочинять» свои, более сложные сюжеты, воплощать их, используя нитки разных цветов.

Одним из упражнений в данной технике может быть рисование своего настроения. Детям предлагается выложить веревочкой круг, внутри которого нарисовать смайлик, символизирующий определенную эмоцию. Подобные задания развивают эмоциональную сферу детей, учат их прислушиваться к себе, своему внутреннему состоянию, оценивать свое настроение (нравится – не нравится), учат рефлексии.

Развивающее занятие для дошкольников - цветная шерсть

В последнее время все большую популярность приобретает одно из направлений арт-терапии – фелт-терапия (от англ. felt – войлок, фетр, валять шерсть), или терапия шерстью.

Шерсть – удивительный экоматериал, заключающий в себе живую энергию: согревающую, успокаивающую, наполняющую силой через кончики пальцев, дающую живые эмоции и приятные тактильные ощущения. Этот вид творчества позволяет раскрыть свой внутренний ресурс, погасить негативные эмоции.

Кроме того, шерсть – материал очень отзывчивый, благодарный, ее можно сравнить с пластилином, потому что сразу чувствуешь и видишь, во что она преобразуется в твоих руках. Работая с ней, всегда можно «отмотать» процесс назад – просто снять часть слоя или убрать те детали, которые не получились. Времени при этом теряется немного, но полученный опыт – бесценный.

Перед выполнением развивающих занятий для дошкольников с использованием шерсти, лучше предварительно провести знакомство с этим материалом. Можно выяснить у ребят, что они знают о шерсти, откуда она берется. Важно при этом научить детей правильно называть данный материал, поскольку чаще всего они называют шерсть пухом. От беседы можно перейти к рассмотрению картинок с изображением овец. Часто некоторые из дошкольников задают вопрос: «Зачем убили столько овечек?». В этом случае необходимо объяснить, что овец стригут так же, как и людей, и показать картинки с изображением этого процесса.

Также очень часто дети задают вопрос, касающийся цвета шерсти: «А разве бывают красные, синие, желтые (и проч.) овечки?». В ответ показываем шерсть – немытую, неотбеленную, некрашеную, т. е. ту, которая не прошла обработку. Предлагаем ощупать, понюхать («Чем пахнет?»), найти в ней частицы трав, сора, семена растений, возможно – колючки. Объясняем, откуда все это взялось. Затем переходим к знакомству с отбеленным и окрашенным в разные цвета материалом.

На этапе знакомства с шерстью необходимо акцентировать внимание детей на том, какой это мягкий, податливый материал, теплый, согревающий (особенно если занятие проводится в зимнее время). Как он легко (или нелегко) разрывается, делится на пряди, нити, принимает различные формы. Важно спросить детей, какие ощущения, эмоции они испытывают от соприкосновения с шерстью.

Для работы используется главным образом цветная, непряденая шерсть, которую можно приобрести в любом магазине для рукоделия. Кроме того, понадобятся плотная основа, карандаши, клей или клеевой карандаш.

Развивающее занятие для дошкольников «Каракули»

Цели: знакомство с материалом, развитие фантазии, способности к рефлексии.

Инструкция. Детям предлагается выложить шерстью понравившихся цветов любые каракули, отражающие их настроение, эмоции. По завершении работы с нетрадиционным материалом, дошкольникам предлагается рассказать, что они изобразили.

Развивающее занятие для дошкольников «Мандала»

Цели: развитие эмоциональной сферы, формирование групповой сплоченности, умения взаимодействовать.

Инструкция. Заранее готовятся рисунки с изображением мандалы (на каждого индивидуально или один общий – в зависимости от целей). Детям предлагается заполнить детали рисунка шерстью различных цветов. Усложненный вариантразвивающего занятие для дошкольников: предлагается выложить шерстью круг, а затем заполнить его любым рисунком, также выполненным шерстью. В зависимости от выбранных цветов можно диагностировать эмоциональное состояние детей (для интерпретации используется цветовой тест Люшера). По завершении необходимо проговорить с детьми все возникшие чувства и эмоции.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник педагога-психолога. Детский сад»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль