Деятельность педагога-психолога в ДОУ в отношении кризиса семи лет у ребенка

122

Деятельность педагога-психолога в ДОУ включает работу с возрастными кризисами дошкольников. Возраст семи лет является переломным во всех смыслах этого слова. Меняются окружение, требования старших, стиль общения и способы преподнесения себя миру, а главное — самооценка и самоотношение.

В психологии кризис обозначает завершение одного этапа и переход на другой, качественно новый. И всегда что-то с этим этапом заканчивается, уступая место новому, обычно более сложному. Это период, который длится около года и знаменуется психическими изменениями, часто достаточно резкими. Кризис семи лет у ребенка связан в том числе и со сменой ведущей деятельности (с игровой на учебную), требующей большей самостоятельности и инициативности. Также этот период совпадает со сменой социального института — с детского сада на школу, где совсем другие правила, что часто вызывает растерянность. В первые полгода адаптации многие, как кажется на первый взгляд, начинают отставать, но на самом деле они просто адаптируются. Семь лет — обозначение относительное, кризис может начаться и в шесть, и в восемь. Это зависит от индивидуальных физических и личностных особенностей дошкольника, социальной среды, окружения, семейной ситуации и т. д.

Рождение социального «я» во время кризиса семи лет у ребенка

Кризис семи лет обозначает период рождения социального «я» дошкольника. Он начинает воспринимать себя больше через призму окружающих, их мнение и поведение, а также, расширяя социальные связи, сам влияет на все большее количество людей вокруг. Он начинает отражать и отражаться в других, формируя свою личность, меняя структуру поведения. Начинается этап формирования уверенности в себе.

Переживания носят уже более осознанный характер, формируя устойчивые реакции на повторяющиеся ситуации. Дошкольник начинает понимать и различать свои чувства и неизбежно встречается с противоречиями между ними: интерес и страх одновременно к новому человеку, невозможность выбрать между одной игрушкой и другой. Кризис семи лет также связан у ребенка с появлением конфликта желания и необходимости, когда уже есть ряд правил, которым он следует, и есть непреодолимые личные желания и интересы. С такими разными состояниями одному справляться пока сложно.


Взрослому здесь важно быть поддержкой, делиться своим опытом и своими чувствами. Рассказать о том, что сам иногда не может принять решение, и описать, что помогает все же это сделать. Озвучить свои настроения, связать их с событиями, описать ощущения.


Во время кризиса семи лет ребенку необходимо учиться встречаться со своей злостью, обидой, разочарованием и смущением, знать, что это нормально, уметь их выражать и проявлять безопасно для себя и окружающих. Дети тонко чувствуют настроения близких, не всегда умея дать им название. Родителям нужно быть честными по отношению к своим чадам, искренне говоря о том, что с ними происходит внутри, иначе доверие ребенка к собственным чувствам может пропасть. Взрослый для них — неоспоримый авторитет, и если мама и папа демонстрируют радость и счастье, а ребенок в этот момент чувствует грусть от них, то он скорее поверит родителям, чем себе. Тогда чувства, способность к эмпатии, только начинающие развиваться и осознаваться, серьезно блокируются, появляется недоверие к себе, неуверенность.

Кризис семи лет у ребенка приводит к усложнению эмоционально-мотивационной сферы

Мы можем наблюдать, как меняются приоритеты, — то, что было значимо раньше, становится второстепенным. Внутренняя и внешняя жизнь дифференцируются, разделяются за счет усложнения эмоционально-мотивационной сферы. Появляется процесс оценки будущего поступка с точки зрения его результатов и последствий, установления причинно-следственных связей между событиями, действиями, словами. Получая наказания или чувствуя недовольство взрослого, дошкольник может начать скрывать свои поступки, чувства и мысли. В его поведении появляются большая демонстративность и наигранность. Кривляния и манерность в период кризиса семи лет у ребенка, так часто раздражающие взрослых, на самом деле говорят о естественном, нормальном и эффективном процессе прохождения этого возрастного этапа. Дошкольник социализируется, делает попытки предъявить себя миру в разных ролях и образах, наблюдая за реакцией окружающих и формируя оптимальное на свой взгляд поведение. Детская непосредственность, характерная дошкольному возрасту, может на время уступить место адаптивному дитя.


Кривляния можно поддерживать, давая этому место и ограниченное время. Например, в игре, где нужно как можно больше подурачиться, сыграть роль кого-то другого, героя сказки или мультфильма. После таких игр хорошо бы выполнить упражнения, возвращающие в себя, успокаивающие и уравновешивающие.


Как адаптировать начало учебной деятельности к кризису семи лет у ребенка

Возраст семи лет знаменуется и появлением учебной деятельности. Хорошо, если до поступления в школу у малыша была возможность посещать детский сад, развивающие занятия или любые другие кружки и секции, где он мог получить опыт общения с другими о сверстниками, взаимодействия в группе, а также деятельности в рамках правил, с поставленными педагогами задачами. Еще лучше, если этот опыт был разнообразным. Имеется в виду количество воспитанников в группе, условия пребывания и виды деятельности. Важно, чтобы занятия в дошкольном возрасте были дозированы, большая часть дня должна быть выделена на свободную игру.

Несмотря на общительность дошкольника и адаптированность к группам сверстников и образовательному процессу, кризис семи лет все равно может возникнуть у ребенка в виде сложностей в привыкании к классу, школе, учителям и учебе в целом. И этого не нужно бояться, нормальный процесс адаптации к школе может продлиться порядка полугода. Во-первых, школьник уже не получает стольких похвал за любое достижение, как было в дошкольном возрасте. Теперь, для того чтобы заслужить одобрение или похвалу, нужно действительно сильно потрудиться.

Часто бывает, что родители ждут мгновенных успехов и проявления лидерских способностей. Не наблюдая этого, они могут демонстрировать разочарование в своем чаде, делать попытки мотивировать на высокий результат и рейтинг среди одноклассников. Деятельность педагога-психолога в ДОУ и школах часто связана с проработкой соревновательного момента среди родителей, «толкающих» своих чад к цели. Их стремления создать установки быть лучшим, быть успешным, быть первым приводят к ограничению свободы выбора ребенка, исключению права на ошибку, множеству страхов не оправдать надежды мамы или папы и быть ими отвергнутым. Результат может быть разным. Родители либо получат отличника, впадающего в панику от любой четверки, а впоследствии и от любой «неудачи», либо человека, решившего никогда не быть первым и лучшим, не доводить что-либо до результата — наперекор родителям или из страха разочаровать.

Многие современные родители и педагоги придерживаются другой крайности — абсолютной свободы выбора и самопредъявления. С одной стороны, такая позиция (не ставить оценок в школе, не заставлять соревноваться, учить не давать сдачи) приводит к сильному снижению общей тревоги у всего поколения, базальной тревоги, личностной. Профессиональная деятельность педагога-психолога в ДОУ и школах сталкивается с тем, что это подрывает веками складывавшуюся в мире систему ценностей и волю (мотивацию) к развитию и стремлению быть лучше, чем вчера. Но мы раньше никогда не жили в таких социально-исторических условиях — поэтому, на наш взгляд, вообще нельзя сказать, какой подход правильный. Несомненно одно — следует избегать крайностей, позволять предъявлять себя миру открыто, заботиться о себе и своей безопасности и учиться эмпатии и бережности к окружающим. «Свобода махать руками заканчивается там, где начинается чужой нос» — в семь лет настает время это осознавать и применять на практике.


Поднимая вопрос мотивации к учебному процессу, нельзя забывать об эмоциональном аспекте. Положительные эмоции, получаемые в процессе обучения и возникающие в результате удовлетворения актуальных потребностей ребенка, формируют мотивы посещать школу, выполнять домашние задания, учиться.


Конфликт лояльности обостряет кризис семи лет у ребенка

При разногласиях взрослых в вопросах воспитания и помощи в обучении у школьника может возникнуть конфликт лояльности, приводящий к игнорированию школы, индифферентному к ней отношению. Например, мама не довольна, как бабушка делает уроки с сыном, а бабушка доказывает свою правоту. Школьник встает перед выбором — выбрать маму и учиться плохо или выбрать бабушку и учиться хорошо, доказав ее положительное влияние на процесс подготовки. Чтобы не выбирать, сын может заболеть и не ходить в школу совсем. Или же в семье возникнут обстоятельства, мешающие ему ходить в школу. Важно не вмешивать детей в разногласия между взрослыми и прояснять их при появлении. Вытесненный и не разобранный вовремя семейный конфликт неизбежно проявится через младших членов семьи.

Препятствовать развитию кризиса семи лет у ребенка поможет освоение азов тайм-менеджмента

Важным фактором успешной адаптации к учебному процессу служит распорядок дня. Режим нужно менять для того, чтобы школьник успевал набираться сил и отдыхать перед следующим напряженным учебным днем. Нагрузка в первом классе уже достаточно серьезная для неокрепшего организма, не говоря о том, что в настоящее время к поступлению в школу ребенок уже должен быть хорошо подготовлен и развит. Навыки тайм-менеджмента необходимо осваивать, начиная с семи лет.

Вместе с родителями и педагогами важно учиться выделять главное и второстепенное в домашних заданиях, сложное и легкое. Деятельность педагога-психолога в ДОУ и школах должна способствовать следующему подходу: если ребенку сначала дать легкое задание, в котором он преуспеет и увидит результат, он с большим энтузиазмом примется за более сложное. Большие задания можно делить на этапы и выполнять их чередуя с отдыхом или другими по виду и типу упражнениями. Например, нужно написать несколько строчек значков, крючков или букв, а ребенку это дается сложно, он делает это долго, явно утомляясь от сидения на одном месте. Можно предложить ему после каждой строчки вставать и разминаться или попросить руками и телом изобразить этот крючок, найти предметы в окне, на него похожие, и т. д. Главное, чтобы произошла смена позы, фокуса внимания и каналов восприятия окружающего мира (вместо зрительного, например, можно предложить слуховой или обонятельный).

При увеличении нагрузки на умственную деятельность важно уделять внимание и физической активности. Хорошо, если в расписании появится спортивная секция, если, конечно, она еще не появилась в дошкольном возрасте.

Помогает в работе с кризисом семи лет у ребенка владение информацией, как вести себя в сложной школьной ситуации. Важно давать информацию о том, как стоит вести себя в сложной ситуации в школе. Зная о его физиологических или личностных особенностях, постарайтесь озвучить возможные действия в моменты, которые могут вызвать страх, стыд, дискомфорт. Например, если у ребенка энкопрез (неспособность контролировать акт дефекации), он должен знать, как осуществить гигиенические процедуры, куда убрать грязное белье и где взять чистое. Как ни странно, родители часто упускают такие моменты из виду.

В школе (и детском саду) могут возникнуть сложности с установлением контакта и, как следствие, конфликты со сверстниками. Деятельность педагога-психолога в ДОУ и школах включает наблюдением за поведением ребенка. Задавая открытые вопросы о том, что его обрадовало или огорчило за день (и другие подобные), можно прояснить с какими проблемами он сталкивается. Проигрывание сюжетов с различными вариантами реакции дает большую устойчивость при повторении конфликта. В этой ситуации важно иметь возможность освоить разные позиции участников истории, меняясь ролями.

В семь лет еще хорошо воспринимаются сказки. История о сказочном персонаже, который преодолел ту же проблему поможет получить новый опыт, которого в реальной жизни еще не было. Для этого можно придумать героя с некоторыми похожими чертами или со схожей ситуацией, описать его чувства и переживания и то, как он справился с опасностью и получил приз в виде радости, друга, долгожданной встречи и т. п.

Совпадение кризиса семи лет у ребенка и кризисов членов семьи

Нужно заметить, что кризис семи лет может совпасть с родительским кризисом 30 лет, связанным также с пересмотром своих ценностей и целей, самоопределением. Семье в этот период приходится не просто: меняется мировоззрение сразу у двух поколений, происходят функциональные изменения. Иногда добавляется и кризис пожилого возраста у бабушки и дедушки. Тогда родителям приходится брать на себя заботу и о старшем поколении — уход и материальное обеспечение. Взрослому не просто встречаться со своими нахлынувшими мыслями и чувствами, поэтому оказывать еще и поддержку может оказаться трудно.

Даже, если кризисы не совпали, кризис семи лет у ребенка знаменует смену стадии семейного развития. У каждого члена семьи появляются новые обязанности, реформируется распорядок дня, взрослым тоже приходится расширять сферу общения, находить общий язык с учителями и другими родителями.

Со стороны педагогов необходимо информирование родителей о процессах, происходящих с ребенком и его семьей в кризисный период, для предотвращения осложнений на этом этапе возрастного развития.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник педагога-психолога. Детский сад»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль