Детская инициатива как одна из современных проблем дошкольного образования

91

Решение современных проблем дошкольного образования оказывает прямое влияние на психологическое благополучие и психическое здоровье детей. Давление образовательных достижений, приоритет обучающих занятий, жесткое программирование свободного времени в ДОО, постоянный контроль не оставляют возможностей для проявления инициативы, самостоятельности, креативности дошкольников.

Игра в качестве проявления детской инициативы как способ решения современных проблем дошкольного образования

Дошкольная педагогика сегодня не отрицает значение игры, напротив, педагогическими методами это значение постоянно подчеркивается, но как сугубо дидактическое. Игра используется как способ приобретения новых умений, формирования навыков.

Но важно понимать, что взрослые не должны руководить игрой детей, запрещать ее либо прерывать. Можно лишь наблюдать, участвовать наравне с детьми или помогать (исключительно по их просьбе), это важный фактор, способствующий грамотному решению современных проблем дошкольного образования.

В отличие от игры использование игровых средств обучения предполагает исключительно инициативу взрослых, их прямое руководство. Ребенком выполняются задания и инструкции, он отвечает на вопросы взрослых, следует указаниям и проч. А это не ведет к развитию детской инициативности и самостоятельности. Малыш чувствует себя ведомым, управляемым.

Надо сказать, число детей с проблемами в развитии за последние 20 лет значительно возросло (это касается в том числе и детей, не справляющихся с программой начальной школы), и это входит в процент современных проблем дошкольного образования.

Инициативность ребенка как способ решения современных проблем дошкольного образования

Сегодня крайне важно создать максимальные условия для полноценного проживания дошкольного детства и утверждение его самоценности. Это могут быть разные формы детской деятельности: игры, изобразительная деятельность, конструирование, художественная литература и сказки и др.

Современные детские сады руководствуются собственной образовательной программой, разрабатывая которую специалисты  определяют режим, формы и методы работы. Должны задаваться лишь общие направления программы, а базовое содержание определяется самой образовательной организацией.

Современные проблемы дошкольного образования диктуют отводить отдельную роль предоставлению возможности выбора. Это приучает детей принимать решения в масштабах его своей жизни и нести за них ответственность. И любой сознательный выбор является проявлением детской инициативы.

Важным условием для проявления инициативы детей является эмоциональный комфорт ребенка, который во многом зависит от контакта с воспитателем. Среди требований к компетентностям педагога — способность обеспечивать эмоциональную поддержку каждого воспитанника; умение создавать условия для позитивных отношений между детьми. Задача воспитателя — вызвать интерес детей к какой-либо деятельности, а значит, желание заниматься ею. Именно желание, т. е. мотивация, лежит в основе всякой инициативы.

Нужно учитывать и предметно-пространственную среду. Она должна обеспечивать материалы и оборудование для всех видов детской деятельности, включая игровую, познавательную, исследовательскую и двигательную активность, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой).

Инициативность и самостоятельность ребенка как ориентир в решении современных проблем дошкольного образования

Непосредственность и непроизвольность ребенка, невозможность вменения ему какой-либо ответственности за результат делают неправомерными требования конкретных образовательных достижений от дошкольника. Однако педагогам трудно работать без ориентации на какой-то результат, без определения приоритетов в своей работе.

Другими словами, требования к результатам определяются не как итоговый уровень, а как целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой примерный портрет «идеального ребенка» 7 лет. Целевые ориентиры (к ним относятся психологические характеристики ребенка, отражающие его личностное развитие) не могут служить основанием при решении управленческих задач, включая аттестацию педагогических кадров, оценку качества образования, оценку уровня развития или тестирования детей и проч.

Инициативность и самостоятельность, а не совокупность знаний и не умение читать и считать, обеспечивают готовность дошкольников к обучению в школе. И не только к школе, но и к дальнейшей жизни.

Современные проблемы дошкольного образования: препятствия к развитию детской инициативы

Можно видеть, что разные положения ФГОС ДО имеют общую ориентацию на стимулирование самостоятельности и инициативы детей в специфически дошкольных видах деятельности: играх, конструировании, сочинении сказок и историй, в экспериментировании, рисовании. Возврат этой деятельности в жизнь детей будет способствовать полноценному проживанию дошкольного детства, т. е. амплификации детского развития, и поможет преодолеть отмеченные выше проблемы современного детства.

Концепция амплификации детского развития

Сформулирована А. В. Запорожцем. Основывается не на принудительном подстегивании детского развития, по сути, сокращающего детство,
а на его обогащении за счет максимально полного проживания возраста.

Каждая стадия возрастного развития ребенка имеет огромный потенциал, и вместо того, чтобы сокращать эти возрастные стадии, нужно максимально раскрывать резервы ребенка на каждой из них.

Другими словами, не нужно вкладывать в ребенка знания, не соответствующие его возрасту, а наоборот, нужно давать развиваться в соответствии с возрастом.

В то же время реализация этих условий наталкивается на ряд существенных трудностей, что сказывается на современных проблемах дошкольного образования. Первая из них — инерция в системе дошкольного образования и острая нехватка квалифицированных кадров. Воспитатели детских садов привыкли работать в жестко регламентированной системе, подчиняясь предписанному плану и вышестоящему начальству. Большинство из них не готово к созданию собственных программ и к проявлению самостоятельности. Многие не умеют играть, создавать естественные проблемные ситуации, стимулировать и поддерживать инициативу детей.

Несмотря на то что уже многие годы идет разговор о неприемлемости школьно-урочной системы в дошкольном детстве, школьная инерция берет свое. Гораздо проще посадить детей за парту и сообщать им готовые знания, чем придумывать новые игры и вовлекать в них детей. Педвузы, большинство из которых работает по старым программам, мало приобщают студентов к практике реальной работы с детьми и ограничиваются в основном теоретической подготовкой. Соответственно необходима серьезная реформа педагогического образования дошкольных работников.

Еще одно препятствие на пути развития детской инициативы — ожидания родителей. Конечно, родители сильно отличаются по уровню собственной педагогической компетентности. Для некоторых совершенно безразлична образовательная программа детского сада. Для других — детский сад является местом подготовки к школе, где должны научить читать, писать и считать.

Соответственно главное их требование к дошкольному образованию — как можно более раннее и интенсивное обучение. Изменить эту установку, т. е. показать, что обучение не всегда ведет за собой развитие, достаточно трудно. Ориентация на свободную активность и детскую игру будет восприниматься как нарушение их ожиданий, как бесполезная трата времени и как бездействие педагогов.

Еще одна из современных проблем современного дошкольного образования — нехватка детских садов. Существующие очереди и необходимость их «разгрузить» побуждает оптимизировать использование помещений (физкультурные и музыкальные залы превращаются в групповые комнаты) и увеличивать число детей в группах. Очевидно, что в этой ситуации индивидуализация образования, уважение к достоинству каждого ребенка и поддержка его инициативы практически нереализуемы. От перегруженных педагогов в переполненных группах ожидать повышение качества образования бесполезно. А экономия на дошкольном детстве чревата серьезными проблемами, в том числе экономическими.

В этой связи представляется: чтобы реализовать требования, заложенные в ФГОС ДО, необходима перестройка всей системы дошкольного образования, превращение ее в более свободную, гибкую и открытую.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник педагога-психолога. Детский сад»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 15 сентября 2017 г.
      • Типичные нарушения в кадровом документообороте ДОО
      • Вавилова А. А.
        старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее


      Школа Менеджера образования




      © МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
      Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;
      • подарок за регистрацию: видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль