Формирование поведения дошкольников как средство противостояния их жестокости

103

Видя проявление жестокости со стороны учащихся ДОУ, порой бывает неясно: «Как такое может быть?» Однако, как показывает практика, в процессе формирования поведения дошкольников, согласно общественным нормам, такое явление встречается довольно часто.

Формирование поведения дошкольников как проецирование результата обучения

Советский педагог и писатель Василий Александрович Сухомлинский, отвечая на вопрос о причинах детской жестокости, писал следующее: «Если человека учат добру — учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло».

Агрессия, в том или ином виде присутствует в каждом человеке. Подобное свойство жизненно необходимо любому человеку, как средство защиты себя и близких. Достигая определенного возраста, человек начинается контролировать свои отрицательные эмоции, однако, ребенок, который только еще начинает познавать этот мир, не может справиться с всплесками агрессии самостоятельно. Процесс формирования поведения дошкольников нуждается в помощи воспитателей ДОУ, а также самых близких людей – родителей, которые подскажут ему, как следует обращаться со своими чувствами, какие поступки допустимы, а какие нет.

Проявление жестокости у детей дошкольного возраста кардинально отличается от аналогичных действий подростков. В подавляющем большинстве ситуаций дошкольники не осознают, что они причиняют кому-то боль. Такое понимание приходит по мере взросления. На формирование поведения дошкольников (в отличии от ребят школьного возраста) еще не оказывают влияние такие факторы агрессивной внешней среды, как Интернет, компьютерные игры, телевидение, негативные проявления в общественно-экономической сфере. На первом плане для этих детей семья, которая составляет основной круг их общения и среда, в которой они пребывают в детском образовательном учреждении.

Контроль старшего воспитателя ДОУ за проявлениями детской жестокости

 Очень важной составляющей в процессе контроля старшего воспитателя ДОУ является его правильная реакция на проявление жестокости со стороны дошкольника. Нельзя оставлять данное проявление без внимания, но также нельзя накладывать на ребенка серьезное наказание, так как это чревато перерастанием в еще большие проблемы. Для адекватного понимания ситуации нужно владеть информацией о причинах подобных поступков. Детская жестокость может проявляться в силу самых разных факторов.

  1. Подражание. Дети дошкольного возраста интересуются не только объектами окружающего мира. Они обращают внимание на различные модели поведения, которые стараются примерить на себя: подражают поступкам ровесников и взрослых, героям любимых книг, мультиков, игр. Формирование поведения дошкольников как имитации поступков других людей - это вполне приемлемо, так как рождает понимание того, как нужно держать себя в разного рода ситуациях.
  2. Месть. Воспитатели ДОУ и родители могут замечать, что ребенок ругает и «наказывает» свои игрушки за какие-либо проступки или черты характера. Зачастую это наказание не ограничивается словами, а подкрепляется физическими насильственными действиями. Бывают случаи, когда дошкольник распространяет подобную практику на младших братьев и сестер, а также на домашних животных. Данная ситуация связана со стремлением компенсировать обиду, которая была нанесена дошкольнику его сверстниками. Вымещая негодование на тех, кто не может ему ответить, ребенок расценивает это как способ самоутверждения и доказательства того, что он сильный и неуязвимый.
  3. Манипуляция. Если ребенок стремится привлечь внимание взрослых к своей персоне, значит, он испытывает дефицит любви (в первую очередь родительской). Возможно, что контроль старшего воспитателя ДОУ позволит выявить определенные проблемы конкретного ребенка и принять меры к их устранению.
  4. Протест. Жестокость ребенка может быть следствием протеста на несоблюдение его желаний и потребностей. Например, у него отняли любимую игрушку или другую значимую для него вещь, нарушили личное пространство, испортили новое изобретение и так далее.
  5. Стремление быть как все. В процессе формирования поведения дошкольника может вклиниваться такое понятие, как стадный инстинкт. Согласно этому чувству, ребенок, даже не желающий причинять боль другим, подчиняется коллективным действия окружающей его компании.
  6. Семейная модель поведения. Основным источником знаний для дошкольника является его семья. Агрессивность поведения, приятие и оправдание жестокости, физические наказания дошкольника взрослыми развивают в нем агрессивную модель поведения. Следствием этого, в большинстве случаев, будет усвоение ребенком данной схемы поведения по отношению к другим людям.
  7. Сброс энергии. Проявление агрессии часто спровоцировано запретами взрослых. У активных детей накапливает много энергии, которую обязательно нужно выплескивать в процессе игр, бега, прыжков, болтовни. Если запретить все это делать, то не замедлит проявить себя детская агрессия, в которой проявится вся нерастраченная за день энергия.

Иногда в формировании поведения дошкольников взрослые замечают явные отклонения, в результате которых ребенок получает наслаждение от причинения боли живым существам. В такой ситуации нужно незамедлительно обратиться к специалистам (неврологу или психологу) для коррекции действий ребенка.

Ошибочным является мнение, что агрессия – удел детей из неблагополучных семей. Эта проблема может проявиться в любой семье, поэтому необходим серьезный контроль старшего воспитателя ДОУ в отношении проявления детской жестокости с самого первого дня обучения дошкольников.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник педагога-психолога. Детский сад»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль