Роль педагогического взаимодействия в организации образовательного процесса ДОУ

369

Произошедшие за последние десятилетия перемены в обществе, политической и экономической ситуации в стране повлекли за собой значительные изменения в системе дошкольного образования, коснувшиеся образовательного содержания, форм и условий реализации. В связи с этим перед дошкольными образовательными организациями и органами управления образования поставлен ряд новых задач, требующих решения. Одними из самых актуальных проблем являются организация образовательного процесса в ДОУ соответствии с современными требованиями и оценка качества дошкольного образования.

Качество современного дошкольного образования определяется прежде всего созданными условиями. Развивающая среда дошкольного образовательного учреждения — одно из самых важных условий реализации основной программы дошкольного образования. Сегодня, когда речь идет о современной среде дошкольного образования, в нее включают, с одной стороны, предметно-пространственную среду, с другой — развивающее сотрудничество, которое создает особые виды общности между воспитанниками и педагогами, а также между самими дошкольниками.

В педагогической практике и методике организации образовательного процесса в ДОУ в нашей стране наработан опыт по оценке воспитательно-образовательного процесса и предметно-развивающей среды. Данный опыт представлен в методической литературе такими авторами, как К.Ю. Белая, О.А. Скоролупова, С.Л. Новоселова и др.

Проблема работы воспитателя с дошкольниками ставилась в контексте психологических исследований: выделение стилей и моделей педагогического взаимодействия (В.Г. Маралов), изучение стилей общения воспитателя с воспитанниками (Т.Н. Репина, Л.Н. Башлакова). Т.И. Чирковой была модифицирована и адаптирована для ДОО система анализа категорий работы педагога с воспитанниками на занятиях Н. Фландерса. Однако результаты данных исследований не получили распространения в широкой практике оценки и анализа эффективности организации образовательного процесса в ДОУ.

В существовавшей долгое время учебной модели организации образовательного процесса основной формой работы с воспитанниками выступало учебное занятие. Соответственно, и эффективность процесса оценивалась через анализ организации и результатов проведенного занятия. Для этого использовались различные методы, такие как оперативный контроль, экспертная оценка проведения занятий и др. В качестве инструмента оценки использовались различные карты анализа занятий, прогулок, досугов, праздников. Основными критериями анализа занятий, как правило, выступали: соответствие программного содержания развитию и возрасту воспитанников, познавательный эффект, развитие психических процессов и воспитательная ценность занятия, выполнение гигиенических требований к организации, эстетика, использование наглядных пособий, разнообразие методов и приемов и др. Оценивались речь педагога, качество выполнения заданий (работ) воспитанниками, их поведение на занятии.

На сегодняшний день основными задачами, стоящими перед организацией образовательного процесса в ДОУ являются формирование общей культуры воспитанников, комплексное развитие личности, включающее развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, обеспечивающих социальную успешность, формирование предпосылок учебной работы, сохранение и укрепление здоровья дошкольников. В нормативных актах сформулирован ряд требований к условиям реализации ООП ДОУ, которые как раз направлены на то, чтобы создать условия для решения поставленных задач. В соответствии с одним из психолого-педагогических требований к условиям реализации ООП ДОУ совместная работа педагога с дошкольниками должна основываться на субъектном отношении педагога к воспитаннику; индивидуальном подходе, учете его зоны ближайшего развития; мотивационном подходе; доброжелательном отношении.

Грамотный контакт воспитателя с дошкольниками является одним из основных условий успешного овладения воспитанниками ООП ДО.

На смену учебной модели организации образовательного процесса в ДОУ, в которой определяющим являлось педагогическое воздействие воспитателя на дошкольников, приходит новая модель, предполагающая совместную работу взрослого и детей в процессе овладения содержанием образования. В связи с этим, с одной стороны, встает вопрос о принципах организации и содержании эффективной совместной работы взрослого с дошкольниками, с другой стороны — об оценке его эффективности, которая позволила бы дать качественную характеристику работы воспитателя.

В рамках современной модели организации образовательного процесса в ДОУ проблема разработки инструментария, направленного на оценку контакта воспитателя с воспитанниками в процессе реализации ООП ДО, является очень актуальной.

Определение педагогического взаимодействия воспитателя с воспитанниками ДОУ

Оценка какого-либо явления или процесса обусловлена тем, что заложено в его определении. Устоявшееся определение на сегодняшний день практически отсутствует, как и отсутствуют исследования особенностей процесса как необходимого и основополагающего условия реализации основной программы образования в дошкольном образовательном учреждении. В то же время в педагогике и дидактике дошкольного образования достаточно изученной является проблема педагогического взаимодействия в ДОУ. Его определяют как универсальную характеристику педагогического процесса, которая значительно шире категории «педагогическое воздействие», сводящей педагогический процесс к субъект-объектным отношениям. Однако определяется оно как взаимосвязанный процесс обмена воздействиями между его участниками, ведущий к формированию и развитию познавательной деятельности и других общественно значимых качеств личности.

Его сущность в отношении реализации ООП ДО имеет следующие составляющие: 1) общение как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности, в которую входят обмен информацией, выработка единой стратегии восприятия и понимания другого человека, познание самого себя; 2) совместную деятельность как организованную систему активности взаимодействующих индивидов, направленную на целесообразное производство объектов материальной и духовной культуры.

Таким образом, педагогическое взаимодействие в ДОУ всегда имеет две стороны, два взаимообусловленных компонента: педагогическое воздействие и ответную реакцию воспитанника. Воздействия могут быть прямые и косвенные, различаться по направленности, содержанию и формам предъявления, по наличию или отсутствию цели, характеру обратной связи (управляемые, неуправляемые) и т. п. Столь же многообразны и ответные реакции воспитанников: активное восприятие, переработка информации, игнорирование или противодействие, эмоциональное переживание или безразличие, действия, поступки, деятельность и т. п.

Исходя из определения педагогического взаимодействия в ДОУ, в нашей работе под ним понимается процесс реализации образовательного содержания, в который включены взрослый и его подопечные. Показателем эффективности является эмоциональная и познавательная включенность и активность воспитанников в процессе овладения ими содержанием.

Реализация ООП ДО невозможна в ситуации, когда воспитанник является объектом обучения и воздействия со стороны взрослого с целью передачи ему некоего объема знаний и умений. Современные образовательные задачи требуют активности и инициативности со стороны ребенка. Если он является субъектом отношений, ему понятен смысл и цель деятельности, в организованной образовательной ситуации он активен, проявляет инициативу, то решение задач будет осуществляться на качественно ином уровне, предполагающем действительное освоение содержания.

Инструментарий оценки педагогического взаимодействия в ДОУ

Следующим важным вопросом, который необходимо решить при оценке какого-либо процесса после его определения, является проблема инструментария. Определять его проще всего в процессе организованной непосредственно образовательной деятельности (далее — НОД). Наиболее эффективным методом педагогического взаимодействия в ДОУ является наблюдение.


Метод наблюдения широко применяется в тех случаях, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте. Он позволяет, не вмешиваясь в естественное течение процесса, непосредственно зафиксировать поведение наблюдаемого объекта, одновременно охватить поведение нескольких человек по отношению друг к другу или определенным задачам, фиксировать сразу несколько параметров.


В качестве средства фиксации результатов наблюдения обычно используется карта наблюдения, в которой поведение объекта описывается на основании выделенных параметров. Содержание выделенных параметров наблюдения отражает теоретические представления авторов о ключевых характеристиках наблюдаемого объекта, ситуации или процесса, которые позволяют решить поставленные задачи (оценки или исследования) в рамках организованного наблюдения.

Карты наблюдения достаточно широко применяются в инструментарии педагогического взаимодействия в ДОУ и в психолого-педагогической практике в целом. Они позволяют педагогу оперативно фиксировать, интерпретировать и использовать результаты наблюдений при проектировании образовательной деятельности.

На основании анализа психолого-педагогической литературы и педагогической практики, с одной стороны, и современных требований с другой, была сделана попытка разработать карту наблюдения, позволяющую оценить эффективность педагогического взаимодействия в ДОУ.

При разработке данной карты наблюдения мы исходили из того, что эффективность определяется, с одной стороны, условиями, которые обеспечивает взрослый, а с другой — результативностью совместной деятельности взрослого с дошкольниками. На основании этого и были выделены параметры наблюдения, которые, по нашему мнению, позволяют оценить эффективность.

Четыре параметра оценки наблюдения при педагогическом взаимодействии в ДОУ

Было выделено четыре параметра наблюдения:

«Характеристика средств общения, используемых воспитателем при взаимодействии с детьми»; «Характеристика образовательного содержания, реализуемого воспитателем при взаимодействии с детьми»; «Характеристика организуемой совместной деятельности с детьми»; «Реализация образовательных задач».

Первые три из этих параметров относятся к характеристике условий, а четвертый — к  результативности. Контакт педагога с дошкольниками происходит в процессе общения — средства общения являются одним из условий эффективного педагогического взаимодействия в ДОУ и в карте наблюдения выступают первым параметром оценки. Средства общения, используемые педагогом, в первую очередь должны способствовать реализации содержания. Речь взрослого является образцом для подражания дошкольников, очень важно, чтобы она была правильной, четкой, логически построенной, соответствовала нормам литературного языка. Необходимо, чтобы воспитатель правильно согласовывал слова в предложениях, грамотно ставил ударения в словах и правильно произносил звуки русского языка. Речь педагога не должна содержать слова-паразиты и просторечия. Эффективное педагогическое взаимодействие в ДОУ возможно только в том случае, если речь педагога соответствует их возрастным особенностям. Использование различных средств вербальной и невербальной речи — интонации, темпа, силы голоса, мимики — позволяет сделать ее эмоционально выразительной, вызвать интерес воспитанников к образовательному содержанию, способствовать эмоциональной отзывчивости на происходящие события.

Следующим условием эффективного педагогического взаимодействия в ДОУ в ходе НОД является образовательное содержание, реализуемое воспитателем. В карте наблюдения это условие оценивается в рамках параметра «Характеристика образовательного содержания, реализуемого воспитателем при взаимодействии с детьми». Этот параметр предполагает оценку планирования, организации и реализации воспитателем данного содержания. Для того, чтобы выстроить эффективное педагогическое взаимодействие с воспитанниками ДОУ, воспитатель должен запланировать задачи, формы и методы их реализации в соответствии с возрастными особенностями, организовать необходимую развивающую предметно-пространственную среду, отвечающую требованиям СанПиН и нормативно-правовым документам, регламентирующим образовательную деятельность в ДОО.


Используемые атрибуты, игровой материал и т. п., с одной стороны, также должны отвечать возрастным особенностям детей и поставленным задачам, а с другой — должны быть обязательно привлекательны, вызывать интерес и желание с ними действовать.


Третьим выделенным нами условием организации эффективного педагогического взаимодействия с воспитанниками ДОУ является организуемая совместная деятельность. Это условие оценивается в рамках параметра «Характеристика организуемой совместной деятельности с детьми». Как мы уже говорили выше, эффективность предполагает осмысленность происходящего малышом, его инициативу и активность. Поэтому в рамках организуемой совместной деятельности для него должны быть определены мотивы, т. е. понятен смысл предстоящей деятельности, цель, действия, необходимые для ее достижения, должна происходить оценка результата и определяться его значимость. Немаловажным является и наличие условий для проявления инициативы детей в НОД и предоставление разных возможностей достижения результата. Педагогическое взаимодействие в ДОУ должно основываться на партнерской позиции: вместе с детьми обсуждает возможные действия, сначала дает возможность высказаться детям, проверить их предположения, помогает в выборе оптимального решения.

Результативность оценивается в рамках одного параметра, который называется «Реализация образовательных задач».


Образовательная деятельность с детьми может считаться успешной и результативной, если в процессе совместной деятельности участники были активны, инициативны, взаимодействовали по поводу образовательного содержания, поставленные образовательные задачи были решены. Именно на основании этих характеристик можно оценить результаты совместной деятельности взрослого с детьми в образовательной ситуации.


Критерии и показатели педагогического взаимодействия в ДОУ

Для того чтобы оценить эффективность в рамках каждого из четырех параметров наблюдения были выделены критерии, охватывающие наиболее значимые характеристики параметра.

Например, в рамках параметра «Характеристика средств общения, используемых воспитателем при взаимодействии с детьми» были выделены следующие пять критериев: «соответствие культурным языковым нормам», «соответствие возрастным особенностям детей», «использует различные средства вербальной выразительности в зависимости от контекста образовательной ситуации», «использует различные средства невербальной выразительности в зависимости от контекста ситуации», «изменяет стиль взаимодействия с детьми в зависимости от контекста ситуации».

Условия проведения наблюдения в рамках педагогического взаимодействия в ДОУ

Для оценивания с помощью представленной карты не нужно специально организовывать образовательную деятельность. Для того чтобы получить истинную картину особенностей работы воспитателя с группой, педагогу-психологу необходимо провести наблюдение за ситуацией, организованной педагогом по плану. Это не должна быть специально подготовленная для процедуры оценки ситуация. С одной стороны, разработанная карта позволяет специалисту оценить в процессе наблюдаемой НОД результаты планирования и организации ситуации: соответствие задач детскому возрасту, выбор методов и приемов, способствующих реализации поставленных задач, планирование и реализация ООП ДОУ. Такая подготовка осуществляется воспитателем к каждой планируемой ситуации и не требует какой-то специальной работы для осуществления процедуры оценки. С другой стороны, педагогу-психологу в процессе наблюдения важно зафиксировать такие ключевые моменты, как гибкость воспитателя в выборе средств, адекватное реагирование на детскую инициативу, включенность дошкольников в организованную деятельность, основанную на интересе и желании достичь поставленной цели; их активность и инициативу, проявляемую по поводу образовательного содержания; конструктивную взаимосвязь участников ситуации. Перечисленные моменты связаны с общим уровнем профессиональной компетенции воспитателя и также не требуют специальной подготовки к процедуре оценки.

Количество критериев в рамках каждого параметра было различным: от трех до семи.

Для оценки эффективности педагогического взаимодействия с воспитанниками ДОУ относительно каждого критерия разработаны показатели, выраженные в баллах. Эти показатели зависят от наличия или отсутствия характеристики, заявленной в критерии, ее соответствия/несоответствия требованиям в критерии, устойчивости (проявляется часто, иногда, редко) или полноты ее проявления (да, частично, нет). В рамках одного параметра различные критерии могут иметь разное основание оценки. Например, в рамках параметра «Характеристика организуемой совместной деятельности с детьми» критерий 3.5 «Созданы условия для проявления детской инициативности» оценивается в зависимости от наличия или отсутствия данных условий. Если они созданы, педагог получает 2 балла, если нет — 0 баллов. А критерий 3.6 «Достижение результата» оценивается на основании полноты проявления: результаты достигнуты — 2 балла, результаты достигнуты частично — 1 балл, результаты не достигнуты — 0 баллов.

Представленная в виде таблицы карта наблюдения (приложение) позволяет на основании выделенных параметров осуществить комплексную характеристику педагогического взаимодействия с воспитанниками ДОУ через балльную оценку выделенных в каждом параметре критериев.

Сумма набранных педагогом баллов по критериям в рамках каждого наблюдаемого параметра соотносится с выделенными показателями высокого, среднего и низкого уровня данного параметра.

Как мы уже говорили выше, первые три параметра наблюдения характеризуют условия, которые обеспечивает взрослый в процессе совместной деятельности, а четвертый параметр позволяет оценить ее результативность. Таким образом, сложив результаты, полученные при оценке первых трех параметров наблюдения, мы получаем оценку, характеризующую условия, созданные педагогом для осуществления НОД. А результаты оценки четвертого показателя будут характеризовать результативность совместной деятельности в ходе НОД. Полученные суммы баллов также соотносятся с высоким, средним и низким уровнем.


Таким образом, представленная карта наблюдения позволяет:

• оценить обеспеченные взрослым условия для эффективного взаимодействия и оценить результативность;
• оценить каждый из четырех наблюдаемых параметров педагогического взаимодействия с воспитанниками ДОУ;
• выявить и определить имеющиеся сложности в организации взаимодействия взрослого с детьми.


Интерпретация результатов оценки педагогического взаимодействия с воспитанниками ДОУ

Так как эффективность определяется созданными условиями совместной деятельности и ее результативностью, то высокий уровень обеспечения условий должен приводить и к высоким результатам, полученным в ходе НОД. И наоборот, если условия были не созданы или созданы недостаточно, то и результативность будет на низком или среднем уровне.

Если выявлен высокий уровень обеспечения условий педагогического взаимодействия с воспитанниками ДОУ, а результаты недостаточны (низкие), это может быть связано с недостаточно корректной оценкой. По каким-то причинам не были замечены недостатки в созданных условиях, либо не удалось полностью оценить результативность. Результаты оценки нельзя трактовать однозначно также в том случае, когда высокая результативность взаимодействия соотносится с низким уровнем обеспечения его условий. Так как непонятно, каким образом достиг воспитатель реализации поставленных задач на высоком уровне, если не были обеспечены или обеспечены недостаточно необходимые условия. Такая ситуация требует повторного проведения процедуры оценки. В этом случае необходимо повторить процедуру оценки в другое время, чтобы выявить слабые зоны в организации совместной деятельности.

Наличие в рамках каждого наблюдаемого параметра нескольких значимых критериев позволяет дать качественную характеристику особенностям контакта воспитателя с конкретной группой дошкольников, выявить возникающие сложности и понять их причину.

Данный инструмент оценки эффективности педагогического взаимодействия с воспитанниками ДОУ в ходе НОД может быть использован в целях внешней или внутренней экспертизы профессиональной деятельности педагога.

Также эту карту может использовать сам педагог для анализа собственной профессиональной деятельности, оценки эффективности реализации поставленных образовательных задач. Результаты такого анализа могут быть использованы для корректировки педагогического процесса в дальнейшем и минимизации трудностей детей в процессе освоения ими ООП ДО.

Приложение
Оценка взаимодействия воспитателя с детьми в ходе непосредственно образовательной деятельности

ДОО №                                                                                                                                      
Группа                                                            , количество детей                                             
Ф. И. О. педагога                                                                                                                       
Образовательные задачи:                                                                                                         
Вид(ы) деятельности:                                                                                                                
Формы организации:                                                                                                                

Параметры наблюдения Показатели и критерии оценки Комментарии
1. Характеристика средств общения, используемых воспитателем при взаимодействии с детьми да нет
1.1. Соответствие культурным языковым нормам 1 0
1.2. Соответствие возрастным особенностям детей 1 0
часто иногда редко
1.3. Использует различные средства вербальной выразительности в зависимости от контекста образовательной ситуации 2 1 0
1.4. Использует различные средства невербальной выразительности в зависимости от контекста образовательной ситуации 2 1 0
1.5. Изменяет стиль взаимодействия с детьми в зависимости от контекста ситуации 2 1 0
Общий балл параметра 1
Уровень проявления параметра 1 В С Н
8–6 5–3 2–0
2. Характеристика образовательного содержания, реализуемого воспитателем при взаимодействии с детьми да нет
2.1. Поставленные образовательные задачи соответствуют возрастным особенностям детей 1 0
2.2. Используемые методы и приемы соответствуют поставленным образовательным задачам 1 0
Используемые материалы соответствуют:
образовательным задачам 1 0
возрастным особенностям детей 1 0
Общий балл параметра 2
Уровень проявления параметра 2 В С Н
4 3–2 2–0
3. Характеристика организуемой совместной деятельности с детьми да нет
3.1. Определен мотив деятельности для детей 2 0
3.2. Определены цели и задачи деятельности 2 0
3.3. Определены необходимые действия, направленные на достижение цели 2 0
3.4. Детям предоставляются разные возможности достижения результата 2 0
3.5. Созданы условия, способствующие проявлению детской инициативы 2 0
3.6. Достижение результата да частично нет
2 1 0
3.7. Время организованной совместной деятельности соответствует возрастным нормативам да нет
1 0
Общий балл параметра 3
Уровень проявления параметра 3 В С Н
13–10 9–5 4–0
4. Реализация образовательных задач >75% 50–75% <50%
4.1. В совместную деятельность с педагогом вовлечены дети 2 1 0
4.2. Проявляют интерес к предложенным видам деятельности 2 1 0
часто иногда редко
4.3. Дети взаимодействуют друг с другом и воспитателем по поводу содержания деятельности 2 1
4.4. Дети проявляют инициативу и активность в процессе совместной деятельности 2 1 0
4.5. В процессе совместной деятельности были решены поставленные образовательные задачи да частично нет
2 1
Общий балл параметра 4
Уровень проявления параметра 4 В С Н
10–8 7–4 3–0
Общий балл по оценке условий взаимодействия воспитателя с детьми
Общий уровень В С Н
25–18 17–10 8–0
Общий балл по оценке результативности взаимодействия воспитателя с детьми
Общий уровень В С Н
10–8 7–4 3–0



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль