Подготовка к школе в ресурсном классе для аутистов

408

По информации Института коррекционной педагогики РАО, при своевременной и правильно устроенном обучении детей с аутизмом 60% приобретают возможность учиться по программе массовой школы, 30% – по программе специальной школы того или иного типа, а 10% адаптируются в условиях семьи. Когда коррекция не проводится, 75% вообще социально не адаптируются, 20–30% адаптируются относительно, и лишь 2–3% добиваются неплохого уровня социальной адаптации.

Организация поддержки разная. Один из вариантов: АВА-класс – это подготовительная к школе группа для детей с тяжелыми формами заболевания аутизма.

Прикладной анализ поведения (АВА) и ресурсный класс для аутистов

ABA – это наука, в фокусе интереса которой располагается поведение человека. Суть подхода состоит в следующем: любой человек учится под действием условий окружающей среды, т. е. в ситуации, когда к нему предъявляются некоторые требования. Большинство людей обучается новым умением, сами того не осознавая. Но люди с подобной болезнью могут чему-то научиться только в ситуации, когда «требования», предъявляет к ним окружающая действительность, продуманы, структурированы, необходимый навык подолгу тренируется, а их успешное освоение и применение всячески подкрепляется.

На данный момент АВА – единственный терапевтический метод, подтвержденный многолетними исследованиями и доказавший эффективность при обучении детей аутистов.

ABA-терапия включает в себя много различных методов. Все они фокусируются на предшествующих факторах (то, что происходит до того, как возникает поведение), а также последствиях (то, что происходит после того, как возникает поведение). Одной из ключевых методик АВА является положительное подкрепление/усиление. Ее суть состоит в том, что, когда за поведением следует вознаграждение или поощрение, высока вероятность того, что такое поведение будет повторяться в будущем. Другими наиболее распространенными видами лечения, основанными на принципах ABA, являются обучение отдельными блоками, случайное обучение (или обучение в натуральной среде), тренинг вербального поведения и т. п.

Прикладной анализ поведения позволяет воздействовать на поведение человека шестью разными способами:

  1. усиливать или подкреплять желаемое поведение, уменьшать проявление нежелательного, например, процедуры усиления поощряют внимательность во время выполнения задания и уменьшают аутоагрессивное или стереотипное поведение;
  2. обучать новым умением – при помощи систематического повторения инструкций и подкрепления желаемого поведения можно обучить навыкам самопомощи, коммуникации;
  3. поддерживать и обобщать новые навыки – обучение самоконтролю и процедурам самопроверки поможет поддержать, обобщить навыки, необходимые для успешной работы, учебы;
  4. обобщать полученные навыки и переносить их из одной ситуации в другую, например, выполнение заданий в комнате для индивидуального обучения со временем переходит в успешное выполнение этих задач в общеобразовательном классе;
  5. адаптировать материалы для занятий и окружающую среду так, чтобы снизить вероятность появления нежелательного поведения;
  6.  снизить вероятность появления нежелательного поведения, угрожающего здоровью и жизни. Таким образом, можно научиться тому, ЧТО ДЕЛАТЬ, вместо того, чего НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ.

Кроме того, методы АВА-терапии оказывают поддержку в таких направлениях:

  • изменяют реакцию окружающих;
  • повышают академические, социальные навыки;
  • повышают способность сосредоточиваться на выполнении задач и увеличивают мотивацию к обучению;
  • улучшают когнитивные навыки.

Ресурсный класс организовывают в здании стандартной массовой школы. В нем организуется индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая работа, также они посещают отдельные уроки в регулярном классе. Например, это могут быть музыка, физкультура, танцы. Индивидуальные занятия проводит тьютор, также он сопровождает ученика в регулярном классе. Индивидуальные учебные планы массовой школы адаптируются для ученика ресурсного класса для аутистов по результатам тестирования.

Организация обучения детей с аутизмом в АВА-классе

Работа ведется с сентября по июнь. Обучение здесь предполагает, что после года интенсивной подготовки дошкольники смогут учиться в массовой школе: сначала в ресурсном классе для аутистов, а затем и в регулярном, с нормативными сверстниками.

Педагогический состав включает:

  1. учителей (по количеству групп), имеющих сертификаты о прохождении обучения методу АВА, владеющих необходимыми знаниями в области прикладного анализа поведения. Их задачи: ведение документации, подготовка материалов для учеников и составление планов уроков, написание индивидуальных учебных планов, коррекционных программ, отслеживание динамики работы, корректировка учебных программ в течение учебного времени, связь с супервизором и контроль работы тьюторов, общение с родителями;
  2. тьюторов (по количеству человек в группе), каждый из них должен пройти один или несколько модулей по АВА, иметь специальное клиническое, психологическое или педагогическое образование, опыт прохождения курсов и тренингов в рамках АВА. Тьютор реализует индивидуальную коррекционную программу на индивидуальных занятиях, заполняет бланки наблюдения поведения и формирования навыков, сопровождает его на занятиях;
  3. cупервизора, контролирующего работу ресурсного класса для аутистов – утверждает коррекционную программу, планы по развитию учебных умений, отслеживает работу по коррекции нежелательного поведения, обучает членов команды, проводит очные наблюдения в классе, регулярные дистанционные супервизии для учителей (разбирает сложные вопросы по ученикам, обсуждает динамику работы в общем и отдельно по каждому ученику). Супервизором выступает поведенческий аналитик уровня BCBA (Board Certified Behavior Analyst) – специалист, имеющий сертификацию по стандарту международной комиссии BACB (Behavior Analysis Certification Board).

В начале учебного года обучения, дети с аутизмом проходят оценку по методике ABBLS-R (Assessment of Basic Language and Learning Skills – Revised), в основе которой лежат принципы анализа поведения и концепция вербального поведения Б.Ф. Скиннера. Методика состоит из 25 категорий навыков.

Тестирование показывает уровень развития умений, выявляет сильные и слабые стороны, позволяет на этой основе расширить их. Результаты тестирования используются для составления индивидуальной коррекционно-образовательной программы на ближайший учебный год. Данный вид тестирования трудоемкий, проводится опытными специалистами в классе (или центре).

Первое тестирование проводится в течение первых двух недель сентября. Ученик приходит в назначенное время на несколько часов вместе с родителем. За это время тьюторы и учителя могут познакомиться с ребенком, его родителями. В конце учебного года проводится контрольная диагностика с использованием той же методики.

Расписание в ресурсном классе для аутистов

После тестирования формируются две группы – утренняя и дневная. Утренняя группа начинает занятия в 09:00, дневная – в 12:30.

Занятия в ресурсном классе для аутистов проводятся 4 раза в неделю с перерывом на каникулы по триместровой системе: пять учебных недель, затем одна каникулярная. Если дошкольник заболел, то родителям необходимо предоставить справку от лечащего врача. После выздоровления работа продолжается в обычном режиме. Иногда бывает так, что после тяжелой болезни ему нужно больше времени для адаптации. В таких случаях тьютор дает ему больше свободного времени и старается не перегружать новыми учебными заданиями, а, наоборот, ориентируется на пройденный материал.

Подготовка к школе в ресурсном классе для аутистов

Расписание дня у каждой группы одинаковое:

  • Занятие «Круг».
  • Урок 1.
  • Перемена.
  • Урок 2.
  • Перекус1.
  • Урок 3.
  • Перемена.
  • Урок 4.
  • Перемена.
  • Общий урок.
  • Перемена.
  • Игровая.
  • Занятие «Круг».
  • Домой.

Продолжительность уроков в течение первого учебного месяца – 15 мин. Начиная с октября время увеличивается до 20 мин. Между уроками дается время на отдых – пятиминутная перемена.

Рабочее место в ресурсном классе для аутистов

У ученика АВА-класса индивидуальное рабочее место. Оно оборудовано стенкой-перегородкой, на ней размещены необходимые визуальные материалы, а также расписание дня в картинках. Он следит за последовательностью занятий, самостоятельно меняя со звонком карточки.

Подготовка к школе в ресурсном классе для аутистов

Обучение детей с аутизмом, не различающим устную речь, проводится с помощью визуальных символов, облегчающих понимание происходящего. Это позволяет лучше ориентироваться в учебных и домашних ситуациях.

Подготовка к школе в ресурсном классе для аутистов

Кроме того, на столах есть таймеры. Они нужны для того, чтобы засекать время (это делает тьютор) до конца урока или время игры во время урока (игра на планшете, просмотр мультфильма, игра с тянучкой, кинетическим песком и другими сенсорными материалами, качание на кресле или прыганье на мяче).

Занятие «Круг» - обучение детей с аутизмом

Опыт индивидуальной работы для многих участников группы уже привычен – до поступления в АВА-класс они посещали занятия с педагогом-психологом, учителем-дефектологом и другими специалистами. Сложнее им дается групповая работа. Поэтому первое совместное занятие, приводящееся в ресурсном классе для атуистов, – «Круг».

Цель занятия – подготовка к групповой работе, тренировка навыка усвоения фронтальной инструкции учителя, развитие внимания, знаний об окружающем мире (составление ежедневного календаря и календаря погоды), имитация движений под музыку за учителем, создание умения приветствовать учеников и учителя.

Продолжительность занятия – 10–15 мин.

Ход занятия. Все садятся в полукруг на стульчики, рядом с учеником находится тьютор, а перед ними – учитель. Он приветствует каждого, называя по имени и бросая ему мячик. Дошкольник должен поймать мяч, вернуть его обратно учителю, сказав при этом «Привет».

Многим сложно самостоятельно произнести это слово, тогда тьютор помогает – говорит «Привет» и бросает мяч вместе с ребенком. Он может повторить слово или показать карточкой.

После приветствия все вместе составляют календарь для ориентировки в смене дней недели и временах года, погоде, расписание дня. Учитель вызывает дошкольника к доске, просит прикрепить нужную карточку с изображением погоды за окном или названием урока. Таким образом они обучаются слушать инструкции учителя, запоминают режимные моменты, обращают внимание на других учеников.

Далее проводится двигательная разминка под музыку. Учитель показывает движения, дети повторяют – это одна из составляющих программы по двигательной имитации.

Подготовка к школе в ресурсном классе для аутистов

Завершается «Круг» получением именной карточки – с его фотографией и именем. При этом учитель спрашивает: «Кто сегодня в классе?» – и показывает карточку. Ученик отвечает: «Это я» – или показывает жестом (кладет ладошку на грудь).

Некоторые к концу учебного года могут самостоятельно раздать карточки своим одноклассникам, глядя на фотографию или прочитав имя. В процессе обучения детей с аутизмом их необходимо научить осознавать, что «на фотографии я», а на другой «Паша». Вручить «Паше» его карточку, – это большой успех, поскольку в начале обучения они не всегда отзываются на свое имя и не понимают, кто запечатлен на фото.

После «Круга» звенит звонок – все расходятся по своим рабочим местам.

Обучение детей с аутизмом – формирование навыка совместного питания

После второго урока дошкольники готовят общий стол для перекуса: стелют пластиковые салфетки под тарелки, лежащие в определенном месте, достают контейнеры с едой из рюкзаков, занимают свои места за общим столом, а по окончании – убирают за собой. В начале учебного года ученики готовят свое место с помощью тьютора, со временем они делают это самостоятельно.

Многие аутичные дети, приходящие в АВА-класс, не обладают умениями совместного питания. Данный навык является очень важным по многим причинам.

Во-первых, обучение детей с атуизмом помогает приобрести им навык самостоятельно, без помощи взрослого организовывать себе питание в условиях образовательной организации, следовать правилам поведения во время перекуса. Им уже известно, где находятся необходимые предметы (салфетки, приборы), они выучивают последовательность действий, которые нужно выполнить, перед тем как сесть за стол и после завершения перекуса, следуют правилам поведения (не выбегать из-за стола, не уносить еду в игровую зону, не бросаться едой, есть аккуратно).

Во-вторых, дети узнают, как вести себя рядом с другими во время перекуса. Например, чужую еду не нужно хватать, а можно попросить.

Некоторые, привыкшие дома есть под мультики или с ложки, учатся есть без дополнительной помощи или гаджетов. Навык совместной еды появляется постепенно: от еды за общим столом в классе до еды в общей школьной столовой.

Содержание уроков в ресурсном классе для аутистов

Составляются планы работы, по которым проводится обучение детей с аутизмом, направленных на развитие следующих функциональных умений:

  • мотивация к учебной деятельности и взаимоотношения с тьютором; 
  • визуальное восприятие;
  • выполнение инструкций;
  • имитация;
  • навыки просьбы;
  • речь;
  • чтение;
  • математика;
  • графические навыки.

Поскольку программы составляются индивидуально для ученика, содержание их разное.

Расписание предусматривает четыре индивидуальных урока –  дошкольник выполняет задания со своим тьютором, и один общий урок.

В первой половине учебного года все четыре индивидуальных урока состоят из заданий, прописанных в учебном плане. Например, программа по визуальному восприятию будет включать следующие планы: сортировка предметов и изображений по группам и по форме, моделирование по образцу, собирание пазлов, собирание разрезных картинок, сортировка предметов и картинок по категориям.

Подготовка к школе в ресурсном классе для аутистов

Учитель готовит необходимые материалы для программы, после тьютор учит конкретному навыку по составленному плану.

Во втором полугодии один или два урока из четырех отводятся на работу в тетрадях и учебниках. Многие дети с нарушением аутистического спектра тяжело переносят смену учебных заданий и материалов, поэтому переход на учебники и тетради – необходимый этап программы подготовки дошкольников к школе.

На общем уроке проводятся занятия лепкой, рисованием, оригами, могут создавать различные тематические поделки к праздникам. Здесь отрабатывается следующее:

  • выполнение фронтальных инструкций («Все взяли кисточки»);
  • выполнение действий по образцу (учитель показывает, дети повторяют);
  • просьба определенного предмета («Что нужно, чтобы клеить?» → ребенок отвечает самостоятельно или с помощью тьютора: «Дай клей» → и получает клей);
  • соблюдение последовательности действий (сначала намочить кисточку → взять краску или сначала наклеить стебель цветка, а затем – бутон);
  • умение ждать других;
  • подходить к учителю и отдавать готовую работу;
  • правильно использовать материалы для творчества (не брать в рот клей, краски, пластилин; рисовать только на бумаге или в альбоме);
  • подготовить место для урока – надеть фартук, взять баночку, набрать воду, постелить защитную салфетку на стол;
  • убрать за собой материалы после окончания урока.

Подготовка к школе в ресурсном классе для аутистов

Во втором полугодии формат общих уроков изменяется: теперь ученики ходят в тренировочный класс. Он оформлен как обычная школьная комната: несколько рядов парт для индивидуального обучения, доска и стол учителя. Здесь тренируются навыки, необходимые для учебы в массовой школе: самостоятельно сидеть за своей партой, выполнять фронтальные инструкции учителя, выходить к доске, садиться обратно на свое место. У каждого есть своя папка со школьными материалами (пенал с канцелярскими принадлежностями, альбом, карандаши). Задания здесь тоже другие. Приведем примеры.

Примеры заданий на общем уроке в ресурсном классе для аутистов. Тема: «Транспорт»

Задание 1. Учитель показывает всем заранее подготовленные большие изображения различных видов транспорта (машины, троллейбуса, автобуса, трамвая, грузовика, поезда) и спрашивает, что это. Ученики, которые учили названия транспорта в течение года, должны поднять руку и ответить. За правильный ответ учитель дает жетон.

Задание 2. На доске под изображениями транспорта написаны названия с одной или несколькими пропущенными буквами. Например, авт_бус, м_шин_, п_езд. Учитель вызывает ученика к доске и просит вставить нужную букву. Некоторые уже знают буквы и могут дописать слово. Учитель может помогать, если видит, что дошкольник не может справиться самостоятельно.

После выполнения всех заданий ученики складывают свои материалы в папки и возвращаются в класс.

Каждый день обучение детей с аутизмом завершается свободным временем в игровой или сенсорной комнате. Здесь они не ограничены в своих действиях, могут отдохнуть, побегать или покататься на горке. У многих из них есть свои любимые игры. Например, построить пирамиду из больших мягких блоков и потом в нее врезаться с разбегу или качаться в одеяле, как в гамаке.

Подготовка к школе в ресурсном классе для аутистов Подготовка к школе в ресурсном классе для аутистов

После возвращения из игровой ученики собираются на прощальный круг. На нем все вместе поют короткую песню, прощаются с одноклассниками и учителями.

В конце учебного дня учитель и тьютор анализируют динамику работы с учеником. Родителям сообщаются успехи и нежелательное поведение, проявленное ими. Эту информацию записывает учитель в специальную форму обратной связи. На следующий день родители приносят форму обратной связи с информацией о состоянии ребенка в течение предыдущего дня вплоть до начала занятий.

В завершение отметим результаты работы АВА-класса:

  • на момент окончания обучения детей с аутизмом, многие из них готовы к переходу в школу;
  • при сравнении показателей учеников на момент поступления в класс к концу учебного года отмечается динамика как по академическим навыкам, так и по поведению;
  • у детей заметно сокращается количество случаев, когда они проявляют нежелательное поведение, улучшается устная речь и обращений с просьбами;
  • отмечается способность учеников спокойно находиться рядом с другими детьми, принимать участие в общих мероприятиях, а также следовать классному расписанию и общим школьным правилам.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль