Программа воспитания детей дошкольного возраста с СДВГ

123

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью выявляет психологические особенности дошкольника, связанные с неврологическими и поведенческо-возрастными нарушениями. Мозг такого ребенка не способен должным образом обрабатывать внешнюю и внутреннюю информацию.

Терминологические понятия, входящие в программу воспитания детей дошкольного возраста с СДВГ

Дефицит внимания — отсутствие способности концентрировать внимание на определенный период времени. Психологические особенности дошкольников с СДВГ создают барьер для окончания начатого дела, переводя внимание на другое. Такие дети не могут выполнить данное им поручение до конца, без конца меняют игры, интерес к которым быстро теряется. Учащиеся подобного типа не чувствуют на себе какой-либо ответственности и никогда не будут заниматься тем, что их не интересует в настоящий момент. Кроме того, большинство детей с СДВГ рассеяны, часто оставляют или теряют свои вещи.

Гиперактивность — чрезмерная подвижность, которая не дает возможности детям спокойно усидеть на месте. Они начинают ерзать, кривляться, принимать самые причудливые позы тела, вертят всем, что попадается им в руки, барабанят пальцами по столу или другим предметам, скрещивают пальцы рук или ног, хрустят позвонками шеи, головы, желая размяться, а также могут без разрешения воспитателя встать и уйти. Именно такие дети больше всех шумят и чересчур громко и активно разговаривают, даже если занимаются чем-то достаточно спокойным.

Психологические особенности дошкольников с СДВГ делают таких детей импульсивными, склонными к поспешному принятию решений и осуществлению необдуманных поступков. Учащиеся подобного плана быстро «загораются», проявляют необузданные вспышки гнева, проявляющиеся не только в словах, но и в физическом воздействии на других людей, обидно дразнят своих близких и друзей. Во время уроков гиперактивные дети без разрешения вскакивают со своего места, отвечают на вопросы педагога за других учеников, не дослушивают до конца сверстников и взрослых, часто перебивают собеседника. Во многих жизненных ситуациях им не достает терпения, чтобы дождаться своей очереди.

Первые же дни обучения сопровождаются рядом трудностей, вызванных психологическими особенностями гиперактивных дошкольников. Они не могут слушать педагога длительное время, выполнять надлежащим образом инструкции и соответствовать принятым правилам, не могут сконцентрироваться на выполнении какого-либо задания, неусидчивы и совершают большое количество лишних движений. Дети с СДВГ характеризуются частой отвлекаемостью, переводом внимания на новый объект, что ведет к прерыванию начатой ранее деятельности, такие воспитанники не способны длительное время удерживать развиваемую мысль. Все перечисленные выше особенности поведения данной категории учащихся вызывают со стороны педагогов отрицательное к ним отношение. В подобной ситуации дети ощущают себя неуспешными, и это накладывает негативный отпечаток на их мотивацию к учебе.

Ситуации, в которых учащиеся с СДВГ испытывают наибольшие трудности:

  1. Выполнение задания по образцу;
  2. Участие в подвижных и настольных играх, где нужно соблюдать установленные правила;
  3. Выполнение заданий, в которых требуется концентрация на восприятии слуховой информации;
  4. Самопроверка.

Общие принципы программы воспитания детей дошкольного возраста с СДВГ

Для облегчения детям с синдромом гаперактивности процесса дальнейшего обучения, еще в дошкольном возрасте необходимо особым образом выстроить процесс их воспитания. Основной акцент, учитывая психологические особенности дошкольника с СДВГ, стоит сосредоточить на устранении дефицита внимания и формирования навыков планирования, регуляции и контроля своей деятельности – в контексте выполнения определенных заданий и на уровне принятых норм поведенческой деятельности.

Из-за физических особенностей развития дети с СДВГ (часть головного мозга, контролирующая процесс поведения, формируется несколько позже, чем у их ровесников), даже обладающие высоким уровень интеллектуального развития, не способны себя контролировать, в результате чего действуют поперек общественным нормам поведения, даже не замечая этого. Поэтому воспитателю, при работе с такими детьми, необходимо каждый раз перед началом занятия, в доступной для детского сознания форме озвучивать правила поведения, необходимые для запланированного вида деятельности (пример: когда один что-то говорит, другие его слушают).

Важный момент: требование соблюдения тех или правил должно быть понятно воспитанникам и принято ими, поэтому программа воспитания детей дошкольного возраста предполагает не столько установку жестких правил, сколько их обсуждение и целесообразность применения в каждом конкретном случае, основываясь на индивидуальных особенностях каждого учащегося. Определенная установка может быть воспринята ребенком только в том случае, если он находит в ней смысл. Не критично, что ребенок не сможет дать полный и последовательный ответ относительно того, почему нужно соблюдать то или иное правило, важно, что он уже задумывается над необходимостью его соблюдения.

Когда каждый ребенок высказал свое мнение в отношении соблюдение норм поведения, педагог, с помощью наводящих вопросов, должен привести участников группы к более точному пониманию необходимости следования тем или иным правилам.

После того, как все дети в группе согласились принять оговоренные правила, необходимо обсудить, как будет контролироваться их соблюдение. Так как психологические особенности дошкольников с СДВГ провоцируют их нарушать установленные требования, необходимо уделять внимание каждому случаю несоблюдения условий, однако, делать это нужно в нейтральной форме, без негативных эмоций: «Олег, я заметила, что в данный момент ты меня не слушаешь».

Подобный метод позволяет сформировать у дошкольника способность обращать внимание на собственное поведение и корректировать его.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль