Метафора (греч. metaphora — перенесение) — перенесение свойств одного предмета (явления или грани бытия) на другой по принципу их сходства в каком-либо отношении или по контрасту. В
В своей книге «История и метафоры в помощь ведущему тренинга» В.Н. Богданович рассматривает метафору как способ метафорического выражения проблемы, опыта, личности самого клиента с целью их терапевтической проработки.
«Метафора — это уникальный вклад правого полушария в
Леонард Шлайн
В числе приемов педагогической помощи метафора считается прекрасным средством установления
К метафорам можно прибегать в ходе индивидуальных или групповых консультаций, используя следующие варианты:
прочтение и обсуждение метафор (выраженных в притчах, поучительных историях) совместно с родителями; обсуждение рисунков-метафор и составление рассказов по ним; работа с метафорическими картами. Рассмотрим детальнее работу с метафорами-притчами, как один из действенных приемов педагогической помощи.
Приемы педагогической помощи: метафоры-притчи
Прочтение метафор поможет установлению доверительной атмосферы между педагогом-психологом и родителями, а также может стать отправной точкой для обсуждения конкретной проблемы детско-родительских отношений (как в ходе индивидуального консультирования, так и в ходе группового сеанса). Данный подход можно дополнить изобразительными приемами коррекции (драматизация в песочнице, рисование на листе бумаги или поверхности песка, лепка и т. д.).
Притча (от англ. preach — проповедь) — короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (Словарь педагога-психолога).
Приведем примеры метафор.
Метафора-притча о яблоне как один из приемов педагогической помощи
Цель: помощь в осознании родителем последствий своих действий (или бездействий), принятии ответственности за воспитание ребенка.
«Посадил однажды фермер у себя в саду яблоню. Долго растил ее, лелеял, заботился, души в ней не чаял. Летом часто поливал, чтобы она не испытывала нужды во влаге, зимой присыпал снегом, чтобы не замерзала, весной и осенью очищал от паразитов. Яблоня давала много плодов, росла быстрее, чем у соседей, и в кроне ее жили необыкновенные птицы. А когда она цвела, то аромат ее разносился по близлежащим фермам. Все люди в округе радовались такому необыкновенному дереву.
Однако шли дни, недели, месяцы, годы. И постепенно у фермера поубавилось охоты ухаживать за яблоней. „Ведь есть дела и поважней, а яблоня и так хорошо растет“, — подумал он.
Однажды, придя в свой сад, фермер вдруг обнаружил в том месте, где росла его любимая яблоня, увядшее, кривое, больное дерево. Он так сильно разозлился, что схватил лопату, выкорчевал яблоню из земли и бросил через забор.
Проходящей мимо женщине стало жалко замученное одинокое дерево. Она посадила его у себя в саду и стала ухаживать за ним. И о чудо! Яблоня ожила и зацвела еще пуще прежнего. Да, это была та же самая яблоня, которая некогда радовала фермера, только теперь она цвела в соседнем саду. А сад фермера был пуст».
Вопросы для обсуждения:
Каков, по-вашему, смысл данного рассказа? Кем бы вам больше хотелось быть: фермером или той женщиной, что забрала к себе яблоню? Почему? Какие чувства вы сейчас испытываете? Что хочется сделать?
Метафора-притча «Хрупкие вещи» как один из приемов педагогической помощи
Цель: помощь в осознании необходимости воспитания у детей отзывчивости, чуткости, доброжелательности.
«Как-то в одно селение пришел и остался жить старый мудрый человек. Он любил детей и проводил с ними много времени. Еще он любил делать им подарки, но дарил только хрупкие вещи. Как ни старались дети быть аккуратными, их новые игрушки часто ломались. Дети расстраивались и горько плакали. Проходило какое-то время, мудрец снова дарил им игрушки, но еще более хрупкие.
Однажды родители не выдержали и пришли к нему:
— Ты мудр и желаешь нашим детям только добра. Но зачем ты делаешь им такие подарки? Они стараются как могут, но игрушки все равно ломаются, и дети плачут. А ведь игрушки так прекрасны, что не играть с ними невозможно.
— Пройдет совсем немного лет, — улыбнулся старец, — и кто-то подарит им свое сердце. Может быть, это научит их обращаться с этим бесценным даром хоть немного аккуратней?»
Вопросы для обсуждения:
Что вы почувствовали по прочтении этой притчи, о чем подумали? Как, по-вашему, можно воспитать у ребенка чуткость, сердечность? По-вашему, нужны ли в современном мире с его «потребительскими» отношениями такие качества, как отзывчивость и сердечность?
Притча о понимании (Н. Становкина) как один из приемов педагогической помощи
Цель: осознание необходимости установления более тесных отношений с детьми (возможно, с помощью приемов активного слушания, Я-высказываний).
«Однажды к мудрецу из далекой деревни пришли молодые люди.
— Мудрец, мы слышали, что ты даешь всем мудрые советы, указываешь правильный путь, открываешь истину. Помоги и нам! Старшее поколение в нашей деревне перестало нас понимать, а с этим нам очень трудно жить. Что нам делать?
Мудрец посмотрел на них и спросил:
— А на каком языке вы говорите?
— Все молодое поколение говорит на тарабарском.
— А старшие жители?
Задумались молодые люди и признались:
— Мы у них не спрашивали.
— Именно поэтому у вас получается их только слушать, но не слышать!»
Вопросы для обсуждения:
Как вы можете описать ваше общение с ребенком? Представьте какой-нибудь образ, характеризующий ваше общение. Вспомните и опишите ситуацию, характерную для вашего общения с ребенком. Что вам помогает в общении? Что мешает?
Метафора «Два маленьких мальчика» как один из приемов педагогической помощи
Цель: помощь в осознании необходимости безоценочного принятия родителем своего ребенка, а также важной роли родительских установок, ожиданий (выражающихся в словах, поступках) в формировании личности ребенка, его самооценки и убеждений.
«Учитель сидел на берегу моря, отдыхая после долгой экскурсии. Он любовался простором и наблюдал за тем, как два мальчика лет шести играли вместе. Они бегали, смеялись, а потом, устав, уселись рядышком неподалеку от него и начали разговаривать:
— Кем ты хочешь стать, когда вырастешь? Я хочу быть нейрохирургом.
— Я не знаю. Я никогда не думал об этом. Знаешь, я не очень умный…
Ветер унес их разговор. А учитель задумался о том, где второй мальчик почерпнул такую веру в ограниченность собственных возможностей. От воспитателя? От родителей? Ему шесть лет, и, если он не изменит свое мнение или кто-нибудь другой не поможет ему изменить свою точку зрения, это окажет отрицательное влияние на его жизнь, ограничив веру в собственные возможности, сковывая его потенциал…»
Вопросы для обсуждения:
Закройте глаза. Представьте своего ребенка и ваше общение с ним. Какие слова, фразы чаще всего вы употребляете, когда разговариваете с ребенком? Как реагирует ваш ребенок на похвалу и замечания, исходящие от вас?
Работу с текстом можно дополнить нижеследующими заданиями.
Прием педагогической помощи: упражнение для родителей «Каким я вижу своего ребенка»
Цель: осознание качеств ребенка.
Давайте разберемся, каким вы воспринимаете своего сына (дочь). Перед вами список качеств, которыми может быть описана личность любого ребенка. Отметьте наличие этих качеств у ребенка:
- такого как все;
- который отличается от других;
- который вас раздражает;
- в котором вы видите личность;
- идеального; вашего.
Список качеств | Ребенок | |||||
такой, как все | который отличается от других | который меня раздражает | в котором я вижу личность | идеальный | мой | |
Агрессивный | ||||||
Болтливый | ||||||
Веселый | ||||||
Упрямый | ||||||
Способный | ||||||
Хитрый | ||||||
Активный | ||||||
Общительный | ||||||
Честный | ||||||
Послушный | ||||||
Трудолюбивый | ||||||
Аккуратный | ||||||
Беззащитный | ||||||
Ответственный | ||||||
Замкнутый | ||||||
Лидер | ||||||
Ленивый | ||||||
Скромный | ||||||
Злой | ||||||
Отзывчивый | ||||||
Доверчивый | ||||||
Глупый | ||||||
Конфликтный | ||||||
Инициативный | ||||||
Несдержанный | ||||||
Грубый | ||||||
Наглый | ||||||
Своевольный | ||||||
Неряшливый | ||||||
Равнодушный | ||||||
Дерзкий | ||||||
Внимательный | ||||||
Независимый |
«Ярлыки, которые вольно или невольно навешивают на ребенка родители, могут испортить не только его характер, но и всю дальнейшую жизнь!»
Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева
Сопоставьте пять характеристик с последним столбцом и ответьте на вопрос: «Какая характеристика в большей степени совпадает с профилем вашего ребенка?» Расскажите, какой он, ваш ребенок: как все, идеал, личность, ребенок, отличающийся от всех, который раздражает? Или в нем присутствуют качества всех профилей?
Прием педагогической помощи: упражнение для родителей «Какие мы в семье»
Расскажите, какими бываете вы по отношению к своему ребенку. Например, мама — терпеливая, настойчивая, ласковая, отзывчивая, а папа — спокойный, серьезный, добрый, уверенный?.. Давайте посмотрим на себя как родителя со стороны. Разделите лист на два столбика… В первом напишите, что вас огорчает в ребенке, а во втором — что радует…
А теперь проанализируйте. Если в первом столбце оказалось больше качеств, значит, вы чересчур строгий, требовательный, иногда карающий родитель. Если больше во втором столбце — вы понимающий, поддерживающий и помогающий родитель.