Профессиональное выгорание педагогов: признаки, стадии, профилактика

155

Синдром профессионального выгорания относится к числу феноменов личностной деформации и является неблагоприятной реакцией на стрессовые ситуации, включающей в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты.

Педагогическая работа в буквальном смысле наполнена факторами, которые вызывают профессиональное выгорание педагогов: речь идет о большом количестве ежедневных социальных контактов, высокой ответственности, недооцененной  профессиональной значимости, необходимости все время быть в форме. А если учесть, что сегодня социумом декларируется образ успешного человека, неудивительно, что многие стараются соответствовать ему, чтобы быть востребованными. Отсюда и велика вероятность выгорания.

В зарубежной литературе синдром выгорания обозначают термином burnout (англ.) – «сгорание», «выгорание», «затухание горения». Впервые он был предложен Г. Фроиденбергером (1974) для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, которые он наблюдал у работников психиатрических учреждений. Такой синдром чаще всего развивается у специалистов «помогающих» профессий, к которым относятся педагоги, следовательно, понятно, почему профессиональное выгорание педагогов сегодня настолько распространено.

Синдром эмоционального выгорания – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Стресс (давление, нажим, напряжение) – состояние общего возбуждения, психологического напряжения при деятельности в трудных, необычных, экстремальных ситуациях, неспецифическая реакция организма на резко меняющиеся условия среды. Понятие «стресс» было введено канадским эндокринологом Г. Селье. Он разработал теорию стресса, которая имела сначала чисто медицинское значение и описывала реакции организма на любое повреждение (механическое, инфекцию и т. д.).

12 признаков эмоционального выгорания:

  • истощение, усталость;
  • психосоматические осложнения;
  • бессонница;
  • негативные установки по отношению к клиентам;
  • негативные установки по отношению к своей работе;
  • пренебрежение исполнением своих обязанностей;
  • увеличение объема психостимуляторов (табак, кофе, алкоголь, лекарства);
  • уменьшение аппетита или переедание;
  • негативная самооценка;
  • усиление агрессивности (раздражительности, гневливости, напряженности);
  • усиление пассивности (цинизм, пессимизм, ощущение безнадежности, апатия);
  • чувство вины.

Стадии профессионального выгорания педагогов

Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии – «три лестничных пролета в глубины профессиональной непригодности»:

первая стадия:

  • эмоции приглушаются, острота чувств и свежесть переживаний уже не такие яркие;
  • положительные эмоции становятся все более редкими, появляется отстраненность в отношениях с членами семьи;
  • возникает тревожное состояние, неудовлетворенность;

вторая стадия:

  • все чаще появляются недоразумения с коллегами, профессионал начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них, затем это перерастает в антипатию и во вспышки раздражения.

третья стадия:

  • представления о ценностях становятся менее «живыми», педагог становится равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;
  • поначалу педагог еще сохраняет внешнюю респектабельность и апломб, но интерес к чему-либо уже пропадает, и безразличие начинает ощущаться почти физически.

Опыт работы ДОО по профилактике профессионального выгорания педагогов

В детском саду № 73 г. Ярославля ведется регулярная работа по профилактике профессионального выгорания педагогов на протяжении 5 лет. В этой деятельности принимают активное участие педагог-психолог и методист, поскольку администрация ДОО проявляет активную заинтересованность в поддержании стабильного благоприятного психологического климата в коллективе, в развитии профессиональных ресурсов педагогов, готова обеспечить работникам возможность профессионального роста, повышать их мотивацию.

Данная работа по профилактике профессионального выгорания педагогов подразделяется на следующие составные части:
1. Личностная психологическая подготовка. Исследования показывают, что истоки профилактики синдрома эмоционального выгорания лежат в позитивном и ответственном отношении не только к своей профессии, но и к себе и собственной жизни.
2. Непрерывное психолого-педагогическое образование педагогов, повышение их квалификации.
3. Саморегуляция (управление познавательными процессами, личностью: поведением, эмоциями действиями).
4. Психокоррекционная работа. Проводится с целью улучшения адаптации педагогов к жизненным ситуациям; для снятия повседневных внешних и внутренних напряжений; для предупреждения и разрешения конфликтов, с которыми они сталкивается.
5. Социальные аспекты профилактики: снятие рабочего напряжения; повышение профессиональной мотивации; выравнивание баланса между затраченными силами и получаемым вознаграждением.
6. Формы работы: индивидуальные психологические консультации, участие в групповых социально-психологических тренингах.

Этапы работы, касающейся профессионального выгорания педагогов (ежегодно)

1. Диагностический (2 раза в год, сентябрь – октябрь и апрель – май)

Для проведения психологической диагностики личностных качеств и эмоциональной сферы педагогов используются следующие методы: наблюдение за деятельностью воспитателя, беседа, тестирование и анкетирование.

В тестировании возможно использовать разные методики. Одно из главных условий для определения причин и локализации проблемы – тестовый материал, который должен охватывать не только выявление наличия или отсутствия синдрома профессионального выгорания, но и сопутствующие ему факторы: общее психологическое состояние педагога, стрессоустойчивость, уровень тревожности, самоэффективности и т. д. Таким образом, появляется возможность определить основные акценты в профилактике синдрома профессионального выгорания на учебный год.

Диагностический этап профессионального выгорания педагогов может включать в себя проведение всех методик или выборочно в зависимости от ряда факторов (таких, как общая готовность педагогов к проведению тренинговых занятий, временных и территориальных условий для проведения тренинга, желания педагогов отвечать на вопросы тестов). Диагностический инструментарий рекомендуется разделить на несколько частей и проводить поэтапно. На первом этапе можно предложить педагогам более короткие методики общего характера, на втором – углубленные, с большим количеством вопросов. Желательно, чтобы в тестировании участвовали все педагоги, т.  к. в некоторых случаях синдром профессионального выгорания наблюдается и у молодых специалистов. Для отслеживания результатов проведенных мероприятий желательно использовать эти же методики. Проведенный сравнительный анализ продемонстрирует наличие или отсутствие изменений в результатах диагностики педагогов.

2. Установочный (в течение учебного года)

Цели: оказание помощи педагогам в осознании существующих у них проблем и понимании ими сильных и слабых сторон своей личности; формирование установок на необходимость управления и саморегуляции своих психоэмоциональных состояний (форма работы: индивидуальные консультации).

3. Информационно-практический (2 раза в год, ноябрь – декабрь, апрель – май)

Цели: ознакомление педагогов с разнообразными способами и методами управления и саморегуляции психоэмоциональных состояний, помощь в обретении состояния внутренней стабильности, уверенности в себе, обучение техникам расслабления и контроля собственного физического и психического состояния, повышение стрессоустойчивости (форма работы: групповые социально-психологические тренинги).

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»

    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      Школа Менеджера образования

      Рассылка




      © МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
      Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
      • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
      • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль