Неделя психологии в ДОУ

565

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в ДОО предполагает, кроме прочего, повышение психологической компетентности участников образовательных отношений. Одной из нетрадиционных и интересных форм повышения уровня психологической грамотности выступает акция «Неделя психологии в ДОУ», в которой принимают активное участие воспитатели, специалисты, дети и родители воспитанников.

Неделя психологии в ДОУ – это не просто набор мероприятий, передающих психологические знания воспитателям и родителям. Это интерактивная форма взаимодействия, позволяющая решать следующие задачи:

формировать общее настроение оптимистической тональности, создавать настрой на «психологическую волну»; стимулировать интерес к психологическим знаниям и работе педагога-психолога в ДОУ у детей, педагогов, родителей, администрации, сотрудников ДОО; демонстрировать реальные формы работы, возможности психологической службы ДОО;формировать интерес взрослых к миру ребенка, стремление помогать ему в индивидуально-личностном развитии.

В рамках вышесказанного в МБДОУ № 92 г. Оренбурга разработан и реализован проект «Психологическая волна» с целью расширения психологических знаний всех участников образовательных отношений путем вовлечения в совместную деятельность, а также создания условий для благоприятного эмоционального микроклимата в ДОУ.

Задачи недели психологии в ДОУ

1. Развитие у детей в процессе общения чувства юмора, эмоции дошкольника, умения различать определенные эмоции, чувства людей.

2. Развитие навыков осознания и принятия своих чувств педагогами в профессиональной деятельности.

3. Стимулирование у родителей желания участвовать в жизни ДОУ.

Неделя психологии в ДОУ «Психологическая волна» проводится в январе, поскольку это наименее загруженный период в деятельности ДОУ. Мероприятия проходят в соответствии с тематическим планом (таблица).

План проведения Недели психологии «Психологическая волна»
Мероприятие и другой «контент» дня Цель Целевая аудитория Ответственный
ПОНЕДЕЛЬНИК
«Психологическая волна»
«Язык мимики, жестов и движений» – драматизация потешек (младшие группы) и сказок (остальные группы) Развивать умение различать определенные состояния человека и животных по особенностям мимики, жестов, движениям и передавать их в театрализованных действиях Воспитанники всех групп Воспитатели
Информационный стенд «Психологическая волна» Настроить педагогов на участие в Неделе психологии в ДОУ Педагоги Педагог-психолог
Памятки для родителей «Шпаргалка для взрослых» Показать положительную сторону согласованных воспитательных действий в семье, дать рекомендации по актуальным проблемам воспитания дошкольников Родители Педагог-психолог
ВТОРНИК
«День положительных эмоций»
Игры на формирование (младшие группы) и развитие эмоциональной сферы (старшая, подготовительные группы) в течение дня Создать положительную эмоциональную атмосферу Воспитанники младших, старшей и подготовительных групп Воспитатели
Развлечение «Веселые джунгли» Развивать двигательную активность и эмоции дошкольника. Воспитанники всех групп Инструктор по физической культуре
Занятие с элементами тренинга: «Эмоции и чувства в профессиональной деятельности педагога» (приложение 1) Расширить знания о чувствах и эмоциях дошкольника и их родителей Педагоги Педагог-психолог
СРЕДА
«День семьи»
Опрос «Я желаю маме и папе…» (оформляется в форме групповых плакатов) Формировать желание говорить приятное своим родным, развивать речь Воспитанники подготовительных групп Педагог-психолог, воспитатели подготовительных групп
Выставка «Моя дружная семья» Развивать чувство единения со своей семьей, развить художественное творчество Воспитанники старшей и подготовительных групп Воспитатели старшей и подготовительных групп
Домашнее задание «Солнышко мое» (в центре солнышка фото ребенка, на лучах – ласковые имена) Акцентировать внимание на положительных качествах ребенка, стимулировать желание участвовать в жизни детского сада Родители Воспитатели
ЧЕТВЕРГ
«День доброты»
«Уроки доброты» – беседы, чтение рассказов, сказок, разучивание пословиц и т. д. Развивать чувство доброты через произведения художественной литературы Воспитанники всех групп Воспитатели
Анкетирование «Толерантная ли вы личность» Определить уровень развития толерантности Педагоги Педагог-психолог
Консультационный материал «Мой ребенок – жадина…» в родительские уголки (приложение 2) Дать рекомендации родителям для решения проблемы Родители воспитанников младших групп Педагог-психолог
ПЯТНИЦА
«День улыбки»
Коррекционно-развивающее занятие «Мы смеемся» (приложение 3) Развивать чувство юмора в процессе общения Воспитанники подготовительных групп Педагог-психолог
Развлечение «Поделись улыбкою своей…» Развивать эмоции дошкольника, при восприятии музыки веселого характера Воспитанники средней, старшей и подготовительных групп Музыкальный руководитель
Итоговое анкетирование Определить результаты, подвести итоги Недели психологии В ДОУ Педагоги Педагог-психолог

Результаты реализации "Недели психологии в ДОУ"

Результаты: - Повышение уровня взаимопонимания между педагогами; - родителями и детьми;

повышение уровня сформированности мотивационно-профессиональной компетентности педагогов в вопросах, связанных с психологическими особенностями дошкольников;  

- осознание уровня эмоций дошкольника в тех или иных ситуациях.

Приложение 1
Занятие с элементами тренинга «Эмоции, чувства и эмоциональные состояния в профессиональной деятельности педагога»

Материалы: пачка бумажных салфеток, бумага, цветные карандаши, ручки.

Ход занятия
1. Разминка «Возьми салфетки»

Цель: расслабление, создание веселой позитивной обстановки.

Инструкция. Педагог-психолог передает по кругу пачку бумажных салфеток со словами: «На случай, если потребуются, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток». После того как все участники взяли салфетки, он просит каждого представиться и сообщить о себе столько фактов, сколько салфеток он взял.

2. Мини-лекция «Эмоции и чувства» (тезисы)

Предварительные вопросы участникам:

Какую роль играют эмоции, чувства в вашей профессиональной деятельности? Роль эмоций и чувств в работе с детьми, педагогами и родителями.Какова важность процесса саморегуляции эмоционального состояния?

Эмоции, чувства и эмоциональные состояния , которые испытывает человек, – виды его субъективного отношения к действительности, переживания им того, что оказывается непосредственно в поле его восприятия.

Эмоции и чувства – понятия синонимичные, но не равнозначные.

Эмоции – переживания отношений, возникшие в данный момент и носящие ситуативный характер. Они выражают оценку личностью определенной ситуации, связанной с удовлетворением потребностей человека в данный момент.

Чувство – отражение в сознании человека его отношения к действительности, возникающее при удовлетворении или неудовлетворении высших потребностей.

В жизни человека чувства выполняют целый ряд функций. В ходе многочисленных исследований было выделено 6 функций:

1) отражательная – выражающаяся в обобщенной оценке событий. Такая оценка формируется в большей степени на основе сопереживаний, возникающих в процессе общения с другими людьми;

2) побудительная, или стимулирующая, – любое эмоциональное переживание содержит более или менее четкий образ предмета, способного удовлетворить актуальные потребности человека, направления его поиска и собственное пристрастное отношение к нему;

3) подкрепляющая – сильнее и надолго запоминаются те значимые события, которые вызывают наиболее сильную эмоциональную реакцию. Если человек однажды испытал чувство радости и удовлетворения от какой-либо деятельности (т. е. получил позитивное подкрепление), есть большая вероятность того, что и в дальнейшем он будет с радостью за нее браться;

4) переключательная – наиболее ярко проявляет себя при так называемой борьбе мотивов, когда, например, возникает противоречие между естественным для человека инстинктом самосохранения и чувством долга. В этом случае решающим в проблеме выбора будет привлекательность мотива и его личностная значимость;

5) приспособительная – проявляется, когда индивиду необходимо установить значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных потребностей;

6) коммуникативная – эмоции являются одним из главнейших факторов, оказывающих влияние на общение между людьми. Мимика и пантомимика как средства выражения эмоций позволяют человеку транслировать собеседнику свои переживания, не обозначая их вербально. Кроме того, чувства одного человека непосредственно могут воздействовать на окружающих.

Американскому психологу К. Изарду принадлежит одно из ведущих исследований в области эмоций человека. Именно он выделил определенный ряд «фундаментальных эмоций»:

Интерес, радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина.

Нельзя однозначно утверждать, что положительные эмоции оказывают активизирующее влияние на деятельность человека, а отрицательные – тормозящее. В зависимости от особенностей конкретного человека и конкретной ситуации влияние тех или иных эмоций может быть различным.

Так, например, страх в одном случае может лишить человека воли к действию, нивелировать его активность, в другом же, наоборот, способен побудить человека к активности, несвойственной ему в обычной ситуации.

Очевидно, что эмоции оказывают влияние на все стороны личности, на ее активность, тем или иным образом влияют на ее деятельность. Теоретические изыскания в области человеческих эмоций не исчерпывают всего многообразия сочетаний индивидуальных проявлений чувственной сферы человека, но делают шаг на пути понимания ее сущности.

Итак, эмоции:

выполняют множество функций, в частности охранную и регулирующую;определяют поведение человека в целом, стимулируют те или иные поступки;сопровождают общение и все виды человеческой деятельности.

3. Упражнение «Тропа эмоций»

Цели: развитие навыка определения эмоций, чувств, эмоциональных состояний группы; расширение знаний о влиянии психологических установок защиты, которые лишают человека эмоций либо вызывают негативные чувства.

Инструкция. Каждый участник получает список эмоций, чувств, эмоциональных состояний и по своему усмотрению оценивает общее эмоциональное состояние группы, выбирая из предложенного перечня от трех до шести эмоций и ранжируя их. Затем списки откладываются на время в сторону. Педагог-психолог раскладывает на полу заранее заготовленные листы А4 с перечнем эмоций.

Первый участник проходит путь от одного листа к другому и расписывается только под названиями тех эмоций и состояний, которые свойственны именно ему в данный момент. Второй участник ступает на «тропу эмоций» только после того, как первый пройдет хотя бы половину пути. Когда все участники преодолевают «тропу», они возвращаются в круг, а педагог-психолог составляет эмоциональный портрет группы, отбирая лишь те листы, на которых оказалось наибольшее количество подписей. Полученный эмоциональный портрет сообщается группе. Затем каждый участник сравнивает свой предварительный прогноз эмоционального состояния группы (эмоций и состояний, отмеченных им на предыдущем этапе выполнения упражнений) и полученный окончательный результат.

Рефлексия:

Легко ли было оценить собственные эмоции, чувства, эмоциональные состоянияЧто помогло и что помешало вашей оценке?Какие трудности возникли при выполнении упражнения? Что было труднее: оценить свое состояние или эмоции, чувства, эмоциональные состояния всей группы?

Примечание. Участники обсуждают, насколько важна оценка эмоций, чувств, эмоционального состояния группы в ДОУ; легко ли его осуществлять в педагогической практике; что мешает и что помогает сформулировать точный прогноз.

4. Упражнение «Кто эта маска?»

Инструкция. Педагогам предлагается выбрать образы родителей для инсценирования: родитель «рубаха-парень», «вечно недовольный», «сомневающийся».

Участники делятся на две равные группы: зрителей (задача – разгадать образ) и актеров (задача – создать понятный образ). На подготовку группе «актеров» отводится 5 мин. Они покидают помещение, а затем по одному возвращаются и демонстрируют заданный образ (в течение 1 мин). Если возникнут трудности при угадывании образа, зрители могут задавать вопросы. В конце упражнения они выставляют оценку актерам по 5-балльной шкале. Затем группы меняются ролями.

Рефлексия:

Что было для вас проще – создать образ или угадать его?Появились ли у вас какие-то ассоциации, воспоминания в связи с наблюдением того или иного образа?Способны ли вы с первого взгляда определить внутреннюю роль партнера по общению? Какие у вас возникли 

эмоции, чувства и эмоциональные состояния по поводу увиденного образа?

5. Групповое рисование по кругу

Цели: сплоченние коллектива, формирование положительных эмоций, чувств и эмоциональных состояний в процессе рисования.

Инструкция. На листе бумаги необходимо нарисовать незатейливую картинку или просто цветовые пятна, а затем передать эстафету следующему участнику для продолжения рисунка. В итоге каждый рисунок возвращается к своему первому автору.

Рефлексия:

Какие эмоции вы хотели передать с помощью рисунка?Какие трудности возникли во время выполнения упражнения?

6. Релаксация

Используется любое упражнение из арсенала педагога-психолога.

7. Обратная связь.

Участникам предлагается ответить на вопросы:

Как менялись ваши эмоции, чувства, эмоциональные состояния в течение всего тренинга?Что было непонятным?Что оказалось новым?

Приложение 2

Консультационный материал «Мой ребенок – жадина»

«Мой ребенок растет жадным!» – жалуются мамы и папы. Конечно, родителям хочется, чтобы он рос добрым и щедрым. Не очень приятно смотреть, как ребенок хватает игрушки, конфеты, прижимает их к груди и кричит: «Никому не дам!» Особенно огорчает нежелание делиться с собственными братьями и сестрами. Ведь идеальный вариант: дети, повзрослев, живут в мире, любви, поддерживая, сопереживая и помогая друг другу. А тут…

Как правило, впервые приступы жадности возникают у детей в возрасте двух-трех лет. И это неудивительно, ведь именно в этот период у ребенка зарождается самосознание, происходит становление собственного «я». Переживания родителей по поводу того, что их 2–3-летний малыш растет эгоистом, совершенно неоправданны. Эгоцентрическую стадию проходит в своем развитии любой ребенок.

Желание делиться обычно впервые возникает между тремя и пятью годами. Именно тогда дети начинают понимать, что играть вместе гораздо интереснее, чем в одиночку, и, как правило, с удовольствием обмениваются игрушками с друзьями. Но этому надо научить, заложить основу для желания делиться с близкими и друзьями.

Предлагаемые рекомендации помогут в решении этой проблемы.

1. Жадность – нормальное жизненное явление. Дети должны знать, что они имеют право на свою собственность. С другой стороны, необходимо объяснить ребенку, что он не сможет пользоваться игрушками, которые принадлежат другим детям, пока не научится делиться своими. Объясните это ребенку, но не стыдите его.

2. Старайтесь не давать ребенку с собой привлекательные для всех малышей игрушки. Не провоцируйте конфликт.

3. Сказки и мультфильмы, где добрые герои торжествуют, а жадные представлены в отрицательном свете, могут сыграть огромную роль в воспитании у ребенка щедрости. Малыш идентифицирует себя с положительным героем и осуждает отрицательного.

4. Вместе с ребенком разделите все игрушки в доме на две части. Те, в которые могут играть другие дети, и те, которые являются «только моими». Конечно, малыш положит в «только мои» самые привлекательные и красивые игрушки, но ведь и играть с ними он сможет только один. Со временем ребенок поймет, что гораздо веселее играть вместе.

5. Ребенка, который все-таки поделился с другом своей формочкой или произвел успешный обмен машинками, стоит поощрить, постараться зафиксировать в его сознании идею, что играть вместе гораздо интересней и веселей. А поделиться со сверстником – очень даже приятно.

6. Покажите пример уважения к частной собственности, сказав детям, которые хотят взять что-то принадлежащее вам: «Это моя вещь, и прежде чем ее брать, спроси разрешение».

7. Даже если в вашей семье растут двое и более детей, а жилищные условия стеснены, каждому из малышей необходим свой уголок: полочка с милыми сердцу вещичками, стол, стул, тумбочка или шкафчик для игрушек. Ребенку, у которого четко сформировано понятие «мое», гораздо легче будет признать, что существует и «чужое», а соответственно, ему будет проще понять и другого маленького человека, отстаивающего свои вещи.

При правильном и гармоничном воспитании рано или поздно в жизни ребенка наступает момент, когда он начинает делиться осознанно, делая это не по принуждению, а по велению души. Главное – не форсировать события.

Приложение 3

Конспект коррекционно-развивающего занятия «Мы смеемся»1

Материал: лист формата А3; цветные мелки, картинки с веселыми ситуациями.

Ход занятия
Вводная часть 
1. Ритуал приветствия «Мы вместе»

Цели: сплочение коллектива, создание позитивного настроя на совместную работу, развитие умения прислушиваться к своему настроению и определять его.

Инструкция. Дети здороваются друг с другом следующим образом: правая рука вытягивается вперед, ладошкой вниз, произносится имя. Следующий ребенок кладет свою ладошку и произносит свое имя, и так по кругу. В конце дети хором произносят: «Мы вместе».

2. «Отмечаем настроение»

Инструкция. Дети отмечают свое настроение в тетрадях с помощью пиктограмм.

Слово педагога-психолога: Сегодня у нас необычное занятие. Мы будем много смеяться и веселиться. Когда человеку бывает весело? Кому из этих ребят весело (показывает картинки)? Как вы догадались? Почему? Вы любите смеяться?

Основная часть 
3. Игра «Я тоже»

Цель: развитие внимания и чувства юмора.

Инструкция. Педагог-психолог рассказывает историю. Дети на каждую его реплику повторяют «Я тоже». Задача – осмыслить, нужно ли говорить «Я тоже», и если нет, то фраза не произносится.

Материал к игре

Встала я утром рано…
Оделась...
Позавтракала...
И пошла в зоопарк...
Там я увидела жирафа...
Цветных попугаев...
Слоненка…
Он был похож на поросенка...

Вопросы для рефлексии: Вам было весело? Почему?

4. Небылицы

Цель: развитие внимания и умения видеть смешное.

Инструкция. Педагог-психолог читает небылицы. Задача детей – внимательно прослушать и сказать, может ли быть в реальности то, о чем говорится в небылице.

Лает кошка из лукошка,
На сосне растёт картошка,
Море по небу летит,
Волки съели аппетит.
Звонко квакают утята,
Тонко квакают котята.
Проползла змеёю луковица
Получилась перепутаница.

Дело было в январе
Первого апреля.
Жарко было во дворе
Мы окоченели.
По железному мосту
Сделанном из досок,
Шел высокий человек
Низенького роста.
Был кудрявый без волос,
Тоненький, как бочка.
Не было детей у него –
Только сын да дочка.

Собака садится играть на гармошке,
Ныряют в аквариум рыжие кошки,
Носки начинают вязать канарейки,
Цветы малыши поливают из лейки.

Вопросы: Почему вы смеялись? Что было особенно смешным?

5. Коллективная работа «Рисуем клоуна»

Цель: развитие умения взаимодействовать со сверстниками.

Слово педагога-психолога: Ребята, скажите, куда вы иногда ходите с родителями и часто смеетесь, потому что кто-то очень веселый смешит всех?.. (В цирк.) Кто самый веселый в цирке?.. (Клоун.) Давайте вместе его нарисуем…

Примечание. По окончании детям предлагается придумать имя нарисованному клоуну и объяснить свой выбор.

6. Этюд «Маленький кролик»

Цель: развитие выразительности мимики и движений.

Инструкция. Детям предлагается с помощью мимики и жестов рассказать историю о кролике. Педагог-психолог читает текст и показывает движения.

Слова Действия детей
Маленький кролик по имени Кролик Делают руками очки и подносят к глазам
Всех нас смеяться заставил до колик: Смеются: ха-ха-ха
Прыгал за белкой, за уткой скакал, Выполняют описываемые движения
Лапкой тюльпан поднимал, как бокал. Выполняют описываемые движения
Ах, как смешно его уши торчали! Руки с раскрытыми ладонями за ушами
Мы хохотали, души в нем не чая, Хохочут, хлопая в ладоши
Но на опушке, заметив лису, Ладонь ко лбу – как будто смотрят вдаль
Он подмигнул нам и скрылся в лесу. Подмигивают и «скачут в лес»

Педагог-психолог: Вам понравился этюд? Что было особенно смешным для вас?

Заключительная часть 
7. Рефлексия

Вопросы:

Что вам было интересней всего на занятии?Вам было грустно или весело?Как я смогла вас рассмешить?Как можно догадаться, что человеку весело?Когда человеку весело, у него на лице…?

8. Ритуал прощания

Инструкция. Детям предлагается поделиться добрыми чувствами.


1 Из коррекционно-развивающего цикла занятий «Искусство общения».
Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник педагога-психолога. Детский сад»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль