Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с дошкольниками

1564

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога должна опираться на потребности и особенности личности ребенка (группы).

В отдельных случаях методические средства послужат материалом, на котором педагог-психолог будет строить развивающую или коррекционную работу, цель которой - проблематика конкретного дошкольника (группы).

Задачи, решению которых помогает педагог-психолог, решаются в соответствии с этапом возрастного развития.

Сайт предназначен для работников сферы образования

Статьи в полном объёме доступны только зарегистрированным пользователям.
После регистрации Вы получаете:

  • доступ к 9 000+ профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

На этапе дошкольного детства основными являются:

1) развивающие задачи:

  • реализация условий, в которых бы благоприятно преодолевался кризис возраста трех лет;
  • реализация условий к полноценной психологической адаптации; работа над игровой деятельностью как ведущей в возрасте трех лет;
  • реализация условий для навыков совместной со взрослыми и сверстниками активности;
  • реализация условий для освоения социальных норм;
  • работа над коммуникативными навыками;
  • реализация условий для познавательных возрастных процессов;
  • проработка готовности к школе.

2) коррекционные задачи:

  • реализация условий к развитию адекватного поведения, улучшение поведения;
  • улучшение эмоционально-волевых нарушений, которые связаны с особенностями семейного воспитания, низкой адаптации к ДОО;
  • улучшение интеллектуальных и физических нарушений, которые обусловлены особенностями нейропсихологического состояния малыша или ранней педагогической запущенностью.

Далее представлена коррекционно-развивающая работа педагога-психолога в ДОУ, которая базируется на необходимости решения задач в деятельности с дошкольниками.

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога: развитие познавательной сферы

«Рисующий гномик» (М.А. Касицина)

Данный проект предусмотрен для групповой и индивидуальной (в зависимости от поставленных целей и задач) работы с дошкольниками (3–5 лет).

Целью является работа с графическими умениями у дошкольников, которые имеют задержку психического развития (ЗПР) в условиях коррекционного детского сада.

Задачи программы:

1) первый период (младшая группа):

  • работа с навыком правильно сидеть и держать карандаш в процессе выполнения графических заданий;
  • работа с навыком изображать прямые и кривые линии, круги и овалы.

2) второй период (средняя группа):

  • упражнения с графическими умениями, полученными в ходе предыдущего этапа;
  • работа с навыками изображения спиралей, циклических линий;
  • понимание дошкольника в теме цикличности движений руки;
  • проработка правильного стереотипа движения.

«Методы развития интеллектуальных способностей у детей 6–7 лет» (А.З. Зак)

Развивающий проект для групповой деятельности.

Целью является: развитие логического мышления на основе задач неучебного содержания.

Задачи: выработка способности анализировать, комбинировать, рассуждать, планировать.

Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями внимания (А.А. Осипова, Л.И. Малашинская)

Данный проект, являющийся частью коррекционно-развивающей работы педагога-психолога, предназначен для ребят 5–7 лет.

Целью является: развитие внимания (устойчивости, переключаемости и концентрации).

Задачи: реализация сенсорного, слухового, моторно-двигательного внимания, повышение познавательного интереса.

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога: программы комбинированной направленности

Адаптационная программа (А.С. Роньжина)

Развивающий проект для групповой деятельности с малышами 2–4 лет.

Целью является: успешная адаптация малышей к условиям детского сада.

Задачи программы индивидуальных коррекционно-развивающих занятий психолога: нейтрализация эмоционального и мышечного напряжения, оптимизация импульсивности, повышенной двигательной активности, тревоги, агрессии, игровых навыков взаимодействия дошкольников друг с другом; совершенствование чувства ритма, координации движений.

Коррекционно-развивающие занятия в младшей, средней и старшей группах (В.Л. Шарохина)

Коррекционно-развивающий проект для групповой (6 человек) деятельности с детьми 3–7 лет.

Целью является: осуществление психических функций и личностных качеств у детей с трудностями формирования познавательной сферы, а также с проблемами коммуникации.

Задачи: совершенствование зрительного восприятия, а именно понимание цвета, формы, величины, упражнения с мышлением, вниманием, памятью, речью, моторикой; совершенствование общительных и эмпатических умений.

Программа коррекционно-развивающих занятий в подготовительной группе (Л.И. Катаева)

Коррекционно-развивающий проект для групповой деятельности (6 человек) с дошкольниками 5–7 лет.

Целью являются коррекция и совершенствование познавательной сферы, формирование произвольности.

Задачи программы индивидуальных коррекционно-развивающих занятий психолога: реализация работы по восприятию, вниманию, памяти, речи, воображению, моторике; реализация умений во согласованном взаимодействии.

Игры в школе и дома (Н.В. Самоукина)

Коррекционно-развивающий и профилактический проект для индивидуальной, групповой и индивидуально-групповой деятельности с детьми 5–7 лет.

Целью являются коррекция нарушений; реализация познавательной, эмоциональной, коммуникативной областей; профилактика дезадаптации в школе.

Задачи: развитие внимания, памяти и самоконтроля, коммуникативных способностей; работа с эмоциональной и волевой сферами, коррекция личностных нарушений; снятие эмоционального возбуждения.

Программа работы практического психолога с детьми дошкольного возраста (А.Д. Андреева)

Развивающий проект для групповой деятельности с детьми 4–6 лет.

Целью является формирование познавательной сферы, навыков общения, произвольности.

Задачи программы: реализация общительных умений, внимания, слухового восприятия, памяти, коммуникации; подготовка к чтению (умение выделять классы, подклассы предметов, воспринимать слово в отрыве от контекста, понимать разные значения одного слова, выделять слово как единицу речи).

Данная программа рассчитана на работу воспитателя с дошкольниками в широком возрастном диапазоне, поэтому педагог должен адаптировать ее к условиям проведения конкретного характера.

Комплексная программа развивающих игр (М.Н. Ильина)

Развивающий проект для групповой деятельности с детьми 5–7 лет.

Целью является комплексное развитие познавательной, мотивационной и коммуникативной сфер как основы для формирования готовности к школьному обучению.

Задачи программы: занятие с памятью, вниманием, речью, мышлением, воображением и коммуникативными навыками ; формирование  групповой ответственности.

Программа коррекционных занятий с гиперактивными детьми (И.Л. Арцишевская)

Коррекционно-развивающий проект для групповой и индивидуальной деятельности с детьми
4–5 и 5–7 лет.

Целью является коррекция психологических проблем детей, отличающихся гиперактивностью.

Задачи программы индивидуальных коррекционно-развивающих занятий психолога: управление двигательной активностью; развитие произвольности и самоконтроля, внимания и воображения, согласованности движений, эмоционально-выразительных движений; снятие психоэмоционального напряжения.

Психологическая помощь дошкольнику (Н.Г. Яковлева)

Коррекционно-развивающий проект для групповой деятельности с детьми 4–7 лет.

Целью являются разностороннее развитие и коррекция психики детей с различными трудностями (страхами, тревожностью, агрессивностью, заниженной самооценкой и пр.); выработка навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Задачи программы: управление двигательной активностью; совершенствование произвольности и самоконтроля, внимания и воображения, согласованности движений, их эмоциональной выразительности; снятие психоэмоционального напряжения; коррекция нежелательных личностных особенностей поведения, настроения; оказание помощи в осознании своего реального «Я»; повышение самооценки, отреагирование внутренних конфликтов; развитие потенциальных возможностей.

Тренинговая программа занятий с детьми 3–6 лет «Здравствуй, я сам!» (С.В. Крюкова)

Развивающий проект для групповой деятельности.

Целью является совершенствование восприятия и эмоциональной сферы.

Задачи программы: развитие внимания, восприятия, способности к формированию более точных и полных образов через обучение различным способам обследования окружающего мира; формирование умения произвольно улавливать основные телесные ощущения (тепло, холод), расслаблять и напрягать отдельные группы мышц; выработка навыков осознания чувств, ощущений; помощь в осознании эмоций и их проживании на телесном уровне; привитие навыков ассоциативно-образного восприятия; развитие самосознания, уверенности; повышение групповой сплоченности.

Программы на развитие эмоционально-личностной сферы дошкольника

Коррекционно-развивающая программа «Учимся сочувствовать, сопереживать» (С.И. Семенака)

Проект для групповой и индивидуально-групповой деятельности с детьми 5–7 лет. Может быть реализован как педагогом-психологом, так и воспитателем.

Целью являются коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы.

Задачи программы: развитие способности к эмоциональному сопереживанию; расширение представлений о добре и зле; формирование гуманного отношения к родным, сверстникам, животных.

Коррекционно-развивающий проект для групповой и индивидуально-групповой деятельности с детьми младшего и старшего дошкольного возраста

Целью являются обучение защитным реакциям, коррекция механизмов социально-психологической защиты.

Задачи: снижение значимости травмирующего фактора; снятие напряжения; повышение самооценки; развитие волевой саморегуляции поведения; формирование умения выражать негативные чувства в безопасной символической форме.

Программа сохранения и формирования психологического здоровья детей (О.В. Хухлаева)

Профилактический проект для индивидуальной, групповой и индивидуально-групповой деятельности с детьми 3–6 лет.

Целью является предупреждение нарушений психологического здоровья детей.

Задачи программы индивидуальных коррекционно-развивающих занятий психолога: обучение позитивному отношению к себе и принятию других людей; формирование умения сотрудничать и потребности в саморазвитии; развитие личностной рефлексии; содействие росту и развитию дошкольника.

Развивающая программа «Давайте жить дружно!» (С.В. Крюкова)

Проект для групповой деятельности (10–15 человек) с детьми 4–5 лет.

Целью является развитие психологических предпосылок для успешной адаптации к новым социально-психологическим условиям.

Задачи: формирование позитивного отношения к своему «Я», чувства принадлежности к группе ; повышение уверенности; развитие самостоятельности, способности к эмпатии, сопереживанию; развитие навыков социального поведения.

Развивающая программа «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» (С.В. Крюкова, Н.П. Слободяник)

Рекомендована для групповой (10–15 человек) и индивидуальной деятельности с детьми 4–6 лет, но может использоваться и для учащихся 1–2-х классов с проблемами эмоционального развития (тревожных, робких, замкнутых, с трудностями коммуникации).

Целью является развитие эмоциональной сферы через создание условий для проживания детьми определенных эмоциональных состояний, их осознания и словесного обозначения.

Задачи: развитие эмоциональности; формирование умения узнавать свое эмоциональное состояние, дифференцировать переживаемые чувства, адекватно проявлять свои чувства и распознавать чувства других людей; развитие эмпатии.

Программы коррекции тревожности (Л.М. Костина)

Включают три проекта, являющиеся частью коррекционно-развивающей работы педагога-психолога:

1) «Сказочная шкатулка».

2) «Самочувствие» (13 занятий по 30 мин) – использование формы групповой деятельности имеет смысл после первоначального прохождения детьми условий данного тренинга в индивидуальном порядке.

3) «Это Я» (10 занятий по 40 мин) – данная программа направлена на развитие активности; навыки отношений с другими детьми; помощь в саморазвитии и самовыражении.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль