Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с дошкольниками

2280

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога должна опираться на потребности и особенности личности ребенка (группы).

В отдельных случаях методические средства послужат материалом, на котором педагог-психолог будет строить развивающую или коррекционную работу, цель которой - проблематика конкретного дошкольника (группы).

Задачи, решению которых помогает педагог-психолог, решаются в соответствии с этапом возрастного развития.

Сайт предназначен для работников сферы образования

Статьи в полном объёме доступны только зарегистрированным пользователям.
После регистрации Вы получаете:

  • доступ к 9 000+ профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

На этапе дошкольного детства основными являются:

1) развивающие задачи:

  • реализация условий, в которых бы благоприятно преодолевался кризис возраста трех лет;
  • реализация условий к полноценной психологической адаптации; работа над игровой деятельностью как ведущей в возрасте трех лет;
  • реализация условий для навыков совместной со взрослыми и сверстниками активности;
  • реализация условий для освоения социальных норм;
  • работа над коммуникативными навыками;
  • реализация условий для познавательных возрастных процессов;
  • проработка готовности к школе.

2) коррекционные задачи:

  • реализация условий к развитию адекватного поведения, улучшение поведения;
  • улучшение эмоционально-волевых нарушений, которые связаны с особенностями семейного воспитания, низкой адаптации к ДОО;
  • улучшение интеллектуальных и физических нарушений, которые обусловлены особенностями нейропсихологического состояния малыша или ранней педагогической запущенностью.

Далее представлена коррекционно-развивающая работа педагога-психолога в ДОУ, которая базируется на необходимости решения задач в деятельности с дошкольниками.

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога: развитие познавательной сферы

«Рисующий гномик» (М.А. Касицина)

Данный проект предусмотрен для групповой и индивидуальной (в зависимости от поставленных целей и задач) работы с дошкольниками (3–5 лет).

Целью является работа с графическими умениями у дошкольников, которые имеют задержку психического развития (ЗПР) в условиях коррекционного детского сада.

Задачи программы:

1) первый период (младшая группа):

  • работа с навыком правильно сидеть и держать карандаш в процессе выполнения графических заданий;
  • работа с навыком изображать прямые и кривые линии, круги и овалы.

2) второй период (средняя группа):

  • упражнения с графическими умениями, полученными в ходе предыдущего этапа;
  • работа с навыками изображения спиралей, циклических линий;
  • понимание дошкольника в теме цикличности движений руки;
  • проработка правильного стереотипа движения.

«Методы развития интеллектуальных способностей у детей 6–7 лет» (А.З. Зак)

Развивающий проект для групповой деятельности.

Целью является: развитие логического мышления на основе задач неучебного содержания.

Задачи: выработка способности анализировать, комбинировать, рассуждать, планировать.

Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями внимания (А.А. Осипова, Л.И. Малашинская)

Данный проект, являющийся частью коррекционно-развивающей работы педагога-психолога, предназначен для ребят 5–7 лет.

Целью является: развитие внимания (устойчивости, переключаемости и концентрации).

Задачи: реализация сенсорного, слухового, моторно-двигательного внимания, повышение познавательного интереса.

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога: программы комбинированной направленности

Адаптационная программа (А.С. Роньжина)

Развивающий проект для групповой деятельности с малышами 2–4 лет.

Целью является: успешная адаптация малышей к условиям детского сада.

Задачи программы индивидуальных коррекционно-развивающих занятий психолога: нейтрализация эмоционального и мышечного напряжения, оптимизация импульсивности, повышенной двигательной активности, тревоги, агрессии, игровых навыков взаимодействия дошкольников друг с другом; совершенствование чувства ритма, координации движений.

Коррекционно-развивающие занятия в младшей, средней и старшей группах (В.Л. Шарохина)

Коррекционно-развивающий проект для групповой (6 человек) деятельности с детьми 3–7 лет.

Целью является: осуществление психических функций и личностных качеств у детей с трудностями формирования познавательной сферы, а также с проблемами коммуникации.

Задачи: совершенствование зрительного восприятия, а именно понимание цвета, формы, величины, упражнения с мышлением, вниманием, памятью, речью, моторикой; совершенствование общительных и эмпатических умений.

Программа коррекционно-развивающих занятий в подготовительной группе (Л.И. Катаева)

Коррекционно-развивающий проект для групповой деятельности (6 человек) с дошкольниками 5–7 лет.

Целью являются коррекция и совершенствование познавательной сферы, формирование произвольности.

Задачи программы индивидуальных коррекционно-развивающих занятий психолога: реализация работы по восприятию, вниманию, памяти, речи, воображению, моторике; реализация умений во согласованном взаимодействии.

Игры в школе и дома (Н.В. Самоукина)

Коррекционно-развивающий и профилактический проект для индивидуальной, групповой и индивидуально-групповой деятельности с детьми 5–7 лет.

Целью являются коррекция нарушений; реализация познавательной, эмоциональной, коммуникативной областей; профилактика дезадаптации в школе.

Задачи: развитие внимания, памяти и самоконтроля, коммуникативных способностей; работа с эмоциональной и волевой сферами, коррекция личностных нарушений; снятие эмоционального возбуждения.

Программа работы практического психолога с детьми дошкольного возраста (А.Д. Андреева)

Развивающий проект для групповой деятельности с детьми 4–6 лет.

Целью является формирование познавательной сферы, навыков общения, произвольности.

Задачи программы: реализация общительных умений, внимания, слухового восприятия, памяти, коммуникации; подготовка к чтению (умение выделять классы, подклассы предметов, воспринимать слово в отрыве от контекста, понимать разные значения одного слова, выделять слово как единицу речи).

Данная программа рассчитана на работу воспитателя с дошкольниками в широком возрастном диапазоне, поэтому педагог должен адаптировать ее к условиям проведения конкретного характера.

Комплексная программа развивающих игр (М.Н. Ильина)

Развивающий проект для групповой деятельности с детьми 5–7 лет.

Целью является комплексное развитие познавательной, мотивационной и коммуникативной сфер как основы для формирования готовности к школьному обучению.

Задачи программы: занятие с памятью, вниманием, речью, мышлением, воображением и коммуникативными навыками ; формирование  групповой ответственности.

Программа коррекционных занятий с гиперактивными детьми (И.Л. Арцишевская)

Коррекционно-развивающий проект для групповой и индивидуальной деятельности с детьми
4–5 и 5–7 лет.

Целью является коррекция психологических проблем детей, отличающихся гиперактивностью.

Задачи программы индивидуальных коррекционно-развивающих занятий психолога: управление двигательной активностью; развитие произвольности и самоконтроля, внимания и воображения, согласованности движений, эмоционально-выразительных движений; снятие психоэмоционального напряжения.

Психологическая помощь дошкольнику (Н.Г. Яковлева)

Коррекционно-развивающий проект для групповой деятельности с детьми 4–7 лет.

Целью являются разностороннее развитие и коррекция психики детей с различными трудностями (страхами, тревожностью, агрессивностью, заниженной самооценкой и пр.); выработка навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Задачи программы: управление двигательной активностью; совершенствование произвольности и самоконтроля, внимания и воображения, согласованности движений, их эмоциональной выразительности; снятие психоэмоционального напряжения; коррекция нежелательных личностных особенностей поведения, настроения; оказание помощи в осознании своего реального «Я»; повышение самооценки, отреагирование внутренних конфликтов; развитие потенциальных возможностей.

Тренинговая программа занятий с детьми 3–6 лет «Здравствуй, я сам!» (С.В. Крюкова)

Развивающий проект для групповой деятельности.

Целью является совершенствование восприятия и эмоциональной сферы.

Задачи программы: развитие внимания, восприятия, способности к формированию более точных и полных образов через обучение различным способам обследования окружающего мира; формирование умения произвольно улавливать основные телесные ощущения (тепло, холод), расслаблять и напрягать отдельные группы мышц; выработка навыков осознания чувств, ощущений; помощь в осознании эмоций и их проживании на телесном уровне; привитие навыков ассоциативно-образного восприятия; развитие самосознания, уверенности; повышение групповой сплоченности.

Программы на развитие эмоционально-личностной сферы дошкольника

Коррекционно-развивающая программа «Учимся сочувствовать, сопереживать» (С.И. Семенака)

Проект для групповой и индивидуально-групповой деятельности с детьми 5–7 лет. Может быть реализован как педагогом-психологом, так и воспитателем.

Целью являются коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы.

Задачи программы: развитие способности к эмоциональному сопереживанию; расширение представлений о добре и зле; формирование гуманного отношения к родным, сверстникам, животных.

Коррекционно-развивающий проект для групповой и индивидуально-групповой деятельности с детьми младшего и старшего дошкольного возраста

Целью являются обучение защитным реакциям, коррекция механизмов социально-психологической защиты.

Задачи: снижение значимости травмирующего фактора; снятие напряжения; повышение самооценки; развитие волевой саморегуляции поведения; формирование умения выражать негативные чувства в безопасной символической форме.

Программа сохранения и формирования психологического здоровья детей (О.В. Хухлаева)

Профилактический проект для индивидуальной, групповой и индивидуально-групповой деятельности с детьми 3–6 лет.

Целью является предупреждение нарушений психологического здоровья детей.

Задачи программы индивидуальных коррекционно-развивающих занятий психолога: обучение позитивному отношению к себе и принятию других людей; формирование умения сотрудничать и потребности в саморазвитии; развитие личностной рефлексии; содействие росту и развитию дошкольника.

Развивающая программа «Давайте жить дружно!» (С.В. Крюкова)

Проект для групповой деятельности (10–15 человек) с детьми 4–5 лет.

Целью является развитие психологических предпосылок для успешной адаптации к новым социально-психологическим условиям.

Задачи: формирование позитивного отношения к своему «Я», чувства принадлежности к группе ; повышение уверенности; развитие самостоятельности, способности к эмпатии, сопереживанию; развитие навыков социального поведения.

Развивающая программа «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» (С.В. Крюкова, Н.П. Слободяник)

Рекомендована для групповой (10–15 человек) и индивидуальной деятельности с детьми 4–6 лет, но может использоваться и для учащихся 1–2-х классов с проблемами эмоционального развития (тревожных, робких, замкнутых, с трудностями коммуникации).

Целью является развитие эмоциональной сферы через создание условий для проживания детьми определенных эмоциональных состояний, их осознания и словесного обозначения.

Задачи: развитие эмоциональности; формирование умения узнавать свое эмоциональное состояние, дифференцировать переживаемые чувства, адекватно проявлять свои чувства и распознавать чувства других людей; развитие эмпатии.

Программы коррекции тревожности (Л.М. Костина)

Включают три проекта, являющиеся частью коррекционно-развивающей работы педагога-психолога:

1) «Сказочная шкатулка».

2) «Самочувствие» (13 занятий по 30 мин) – использование формы групповой деятельности имеет смысл после первоначального прохождения детьми условий данного тренинга в индивидуальном порядке.

3) «Это Я» (10 занятий по 40 мин) – данная программа направлена на развитие активности; навыки отношений с другими детьми; помощь в саморазвитии и самовыражении.

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление образовательным учреждением в вопросах и ответах»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль