Опыт работы воспитателя ДОУ в сфере урегулирования конфликтных ситуаций

504

Спорные ситуации ни в коем случае нельзя оставлять без разрешения. Только неустанный контроль и назидание со стороны воспитателя, к словам которого прислушиваются учащиеся ДОУ, позволит свести недовольство обеих сторон конфликта к минимуму и не приведет к полному разладу.

Поведенческие типы, появляющихся у учащихся ДОУ в конфликтных ситуациях

Оставить без урегулирования спорную  ситуацию – значит привести к краху отношения двух и более собеседников, чего невозможно допустить, имея опыт работы воспитателем ДОУ. Обычно, от решения конфликта уходят люди, которые привыкли избегать преград на своем жизненном пути. Подобный тип личности старается не думать о проблеме, ее решении, предпочитает закрыться в себе из-за отсутствия веры в собственные силы и неспособности оценить всей серьезности вытекающих последствий. Эмоциональная реакция подобного типа людей может быть двух видов:

  1. Уныние, безнадежность, позиция жертвы;
  2. Злость и обвинение в своих неудачах окружающих людей.

Другой тип личности стремится преодолевать возникающие на пути проблемы и находить выход из спорных ситуаций. Такие люди стремятся поддерживать и развивать отношения с другими, оказывать взаимопомощь, и надеются на такое же отношение к себе. Подобный тип личности характеризуется высокой степенью самоконтроля и самооценки. Эти люди не сомневаются, что из любой затруднительной ситуации есть выход.

Представители первого и второго поведенческого типа передают привычные для себя формы взаимодействия своим детям – учащимся ДОУ. Часто именно родители становятся виновниками ситуации, когда договориться с собственным чадом дошкольного возраста не представляется возможным.

В поведенческой психологии принято выделять еще один, третий тип поведения, представители которого, при столкновении с проблемами, берут тайм-аут, многого рассуждают, анализируют свои трудности на фоне чужих, надеются на помощь извне, всю ответственность за выход из непростой ситуации стараются переложить на плечи других людей.

Почему трудно найти общий язык с детьми-учащимися ДОУ

Опыт работы воспитателем ДОУ, в ходе которого приобретаются навыки не только грамотного педагога, но и психолога, показывает, что конфликтные ситуации между родителями и детьми, воспитателями и учащимися возникают вследствие недоразвитости навыков адаптивного поведения и самоконтроля (об этом же говорит и детский психиатр Росс В. Грин). Именно по этой причине дети часто бывают несговорчивыми и склонными к истерикам. По словам все того же врача, профессора Гарвардской медицинской школы: «Взрыв, вспышка раздражения или другие формы неадаптивного поведения возникают, когда предъявляемые к человеку требования превышают его способность адекватно на них отвечать».

В случаях взаимодействия с такими детьми есть только один выход – договариваться, и лучше это делать, когда конфликт еще не назрел. Доктор Росс утверждает, что скандалы и истерики случаются в одних и тех же повторяемых ситуациях: умывание, чистка зубов, уборка комнаты, сбор игрушек, возвращение с прогулки. Родителям просто необходимо заострить свое внимание и отследить, в какой ситуации чаще наблюдается взрывное поведение ребенка, а затем, выбрав подходящий момент для разговора в спокойной обстановке, прийти вместе с ребенком к консенсусу.

Опыт работы воспитателя ДОУ в ситуации конфликта с дошкольниками

Для того, чтобы сохранить доброжелательные отношения между взрослыми и детьми, нужно научиться договариваться, причем опыт работы воспитателем ДОУ должен подсказывать последнему быть снисходительным к проявлению детских слабостей (в той или иной ситуации) и недостаточному развитию определенных навыков, которые позволили бы избежать конфликтов.

В педагогической и психологической практике за основу берут два способа выхода из конфликтных ситуаций: метод Ю.Б. Гиппенрейтер и уже упоминавшегося Росса В. Грина.

Первый психолог предлагает следующую схему, состоящую из пяти пунктов:

  1. Прояснение причин возникновения конфликтной ситуации

На первом этапе взрослый занимает позицию активного слушателя, а когда он говорит сам, то в словах должны отражаться только переживания и искренние чувства, без каких-либо обвинений, упреков и претензий в адрес ребенка.

  1. Поиск ответа на вопрос: «Что делать?»

На данном этапе опыт работы воспитателя ДОУ (или родителей) позволит задать ребенку самые главные вопросы (Как же нам поступить? Что придумать в сложившейся ситуации?) и незаметно вовлечь его в совместный поиск решения возникшего конфликта.

  1. Обсуждение выдвинутых предложений и выбор оптимального

Здесь происходит тщательная оценка предложений, выдвинутых в ходе переговоров с учащимся ДОУ, а также выбор лучшего из них, того, которое принимается и утверждается обеими сторонами единодушно.

  1. Уточнение решения, обсуждение деталей

На четвертом этапе оппоненты ведут дополнительные разъяснения и уточнения.

  1. Исполнение принятого решения и его проверка

Пятый пункт требует от воспитателя корректного наблюдения за действиями ребенка в связи с неудачами, подстерегающими последнего на пути к выполнению принятого сторонами решения.

Схема-вариант решения конфликта по Россу В. Грину включает в себя всего три пункта:

  1. Сочувствие и понимание

На данном этапе взаимодействия опыт работы воспитателя ДОУ должен помочь последнему найти подходящие слова, чтобы утешить ребенка, выказать ему свое сочувствие, внимательно выслушать. Ребенок должен рассказать, что его расстроило. Если он не может сделать это самостоятельно – тогда с помощью наводящих вопросов со стороны взрослых.

  1. Выявление проблемного ядра

В ходе данного действия родители могут поделиться с ребенком своими переживаниями и соображениями.

  1. Приглашению к разговору

Данный этап подразумевает обсуждение сторонами возникшей проблемы, учитывая потребности обоих оппонентов. Принятое решение будет считаться приемлемым, если оно устраивает обе стороны и может быть ими реализовано.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль