Информационно-коммуникационные технологии (сокращенно ИКТ) – это взаимосвязь методик, алгоритмов и средств обработки и передачи информации в задокументированном виде. ИКТ позволяют
К основным программам, которые могут использоваться в
Оптимизация деятельности педагога по усовершенствованию информации характеризуется, как правило, такими направлениями:
1) педагогическая диагностика дошкольников (психодиагностика);
2) психологического консультирования;
3) коррекции и развития;
4) организационно-методической деятельности.
Психодиагностика, как фактор психолого-педагогического сопровождения дошкольников
Автоматизированная диагностика предполагает наличие конструктора тестов, диагностики на компьютере, программ по обработке информации.
Конструктор тестов. С помощью конструктора тестов можно набирать и преобразовывать любые профессиональные текстовые методики в компьютерный вариант, создавать собственные методики, анкеты, опросники, необходимые для конкретной ситуации. В процессе такой работы педагог-психолог постепенно накапливает свою электронную библиотеку, банк компьютерных тестов.
Компьютерная диагностика представлена в виде электронной системы тестирования, оптимизирует проведение педагогической диагностики дошкольного развития ребенка. Преимущества в следующем:
1) появляется возможность проводить тестирование сразу нескольких воспитанников;
2) не требуется персонального участия или присутствия рядом с ребенком;
3) обработка теста осуществляется автоматически;
4) результаты можно посмотреть и обсудить сразу по завершению тестирования.
Обработка информации. Данный способ психолого-педагогического сопровождения дошкольников предполагает, что примерно за 10–15 мин можно подсчитать результаты тестирования, более того, сразу по нескольким группам. А поскольку все данные заносятся в таблицы, их можно при желании распечатать и использовать в дальнейшем. Так, в качестве одного из самых распространенных обработчиков выступает офисная программа Excel.
Информацию о том, как самостоятельно создать обработчик тестов с помощью программы Excel, можно найти на сайте «Сеть творческих учителей».
Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников: просвещение и консультирование
Для реализации данных направлений психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса используются медиа
Медиапрезентации. С помощью видео
CD-фильмы. Фильмы можно использовать на родительских собраниях, семинарах для педагогов, психологических занятиях и проч. Кроме того, можно создавать собственные фильмы, в которые могут быть включены отрывки занятий с детьми, личные наработки педагога-психолога. А с помощью телевизионной сети можно транслировать видеосюжеты.
Веб-сайт. С помощью веб-сайта педагог-психолог может создать свою страничку и размещать информацию для воспитателей, родителей, детей: материалы и конспекты родительских собраний, различные рекомендации, а также развивающие программы для дошкольников, интересные компьютерные игры, тесты, головоломки для воспитанников.
Еще одно преимущество веб-сайта – возможность организовать психологический форум, на котором педагог-психолог может инициировать любые темы для общения (волнующие учителей и родителей), отвечать на вопросы и быть полноправным участником общения, а это крайне важно в процессе психолого-педагогического сопровождения дошкольников.
Сетевое взаимодействие. Этот тип общения предполагает непосредственное взаимодействие педагога-психолога с педагогами, родителями, коллегами из других образовательных организаций через Интернет, с помощью электронной почты, системы ICQ, локальной сети. Воспользовавшись этими системами, можно пересылать необходимую информацию, проводить консультации, осуществлять просветительскую работу, как говорится, не сходя с места.
Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников: коррекция и развитие
Сегодня ИКТ широко применяются в коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога. Сюда относятся компьютерные программы развивающего характера. Благодаря их использованию развиваются познавательные процессы у дошкольников, интеллектуальные и творческие возможности, повышается эффективность коррекционно-развивающей работы.
Словар педагога-психолога как часть психолого-педагогического сопровождения дошкольников
Квест (приключенческая игра) – один из основных жанров компьютерных игр, представляющий собой интерактивную управление. Важными элементами игры считаются повествование и обследование мира, а ключевую роль играет решение головоломок и задач.
Развивающие игры. Это наиболее простой и доступный вид коррекции и развития способностей детей. Ряд игр можно применять при работе с основными эмоциональными и поведенческими нарушениями.
Развивающие психологические тренажеры. Этот метод направлен на развитие конкретного свойства, качества или умения (внимания, мышления, восприятия). Использовать тренажер в процессе коррекционно-развивающей работы удобнее всего, т. к. работает с ним сам ребенок, а педагог лишь наблюдает за процессом и контролирует правильность его выполнения.
Коррекционно-развивающие занятия. Это важная часть психолого-педагогического сопровождения дошкольников. Здесь можно выделить практические индивидуальные и групповые занятия в рамках коррекционно-развивающей работы с использованием компьютерной техники. Ребенок может чередовать письменные задания с компьютерными, это повышает его интерес к занятиям и делает их более эффективными.
Мультстудии. Благодаря этому методу можно моделировать любые ситуации взаимодействия, создавать собственные мульт
Психологические компьютерные программы. Этот метод применяется в индивидуальной работ для снятия физического напряжения, улучшения деятельности мозга, снятия стресса и т. д. Такие программы могут быть установлены в комнате разгрузки для использования всеми желающими.
В Интернете бесплатных психологических программ очень немного, в основном все они платные. Рекомендуем перед приобретением данных программ тщательно изучить информацию о них, по возможности, ознакомиться с мнением и отзывами других специалистов.
Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников: организационно-методическая деятельность
Организационно-методическая деятельность педагога-психолога включает: разработку и оформление психологических программ, составление отчетов, предоставление результатов своей деятельности, фиксирование результатов проделанной работы в журнале учета видов деятельности и т. п.
Составление отчетов, оформление результатов тестирования. Каждый педагог-психолог знает, что помимо тестирования должны использоваться и другие методики, после которых важно провести ряд действий: составить отчет, представить результаты в доступной для администрации, педагогов и родителей форме. Можно пользоваться любым текстовым редактором (например, Microsoft Word).
Фиксация и хранение результатов. Очень важной и часто проблемной является фиксация результатов психологической работы в журнале учета видов деятельности. Электронный журнал как раз предусматривает функцию автоматического распределения данных о проделанной работе.
Электронная библиотека. Удобство этого метода психолого-педагогического сопровождения дошкольников в том, что здесь могут быть разные варианты структурирования:
Психологический паспорт ребенка. Психологический паспорт – это база данных, где содержится вся информация о тех детях, с которыми уже проводилась психологическая работа. Компьютерная база данных позволяет быстро отыскать информацию на нужного ребенка по фамилии и имени. Составляется она достаточно легко и быстро с помощью программы Microsoft Access. Этим возможности данной программы не ограничиваются – можно найти еще очень много вариантов ее практического применения.
Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников: дополнительные возможности ИКТ
Помимо описанных выше преимуществ и возможностей использования ИКТ также можно выделить следующие:
1. Совершенствование профессиональной компетентности и повышение профессионального уровня с помощью Интернета:
2. Создание дистанционной психологической службы ДОО. Реализация основных направлений деятельности педагога-психолога в данном формате происходит через:
В заключение отметим: ИКТ – надежные помощники педагога-психолога в различных направлениях его деятельности, их преимущества неоспоримы. Это огромный интерес детей и подростков, широкие мультимедийные возможности (хорошая графика, качественный звук, трехмерное изображение), возможность учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка (например, индивидуальный темп деятельности, ведущую репрезентативную систему, интересы), а также интерактивность компьютерных программ и значительная экономия времени. И только от активности и жизненной позиции педагога-психолога, желания совершенствоваться в профессии, работать на результат зависит развитие процесса информатизации его деятельности.