Терренкуры в ДОУ

932
Терренкуры в ДОУ
Цветочный сад: однолетние растения (уход за цветами в зоне игр на асфальте)

МБДОУ «ЦРР — детский сад № 217» г. Барнаула Алтайского края — призер городского конкурса «Лучшее оформление территории ДОУ — 2013». Проект, представленный педагогами ДОО, был удостоен золотой медали во Всероссийском заочном конкурсе «Призвание - воспитатель» за комплект методических материалов для педагогов «Образовательные терренкуры в ДОУ».

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от  17.10.2013 № 1155 (далее - ФГОС ДО), сформулированы требования к развивающей предметно-пространственной среде ДОО, делающие акцент на территории (участке), прилегающей к образовательной организации или находящейся на небольшом удалении от нее, приспособленной для реализации образовательной программы дошкольного образования и включающей материалы, оборудование и инвентарь для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета и коррекции недостатков развития.

Согласно ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна:

обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в т. ч. детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности дошкольников, а также возможности для уединения; быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды территории, прилегающей к ДОО, в зависимости от образовательной ситуации, в т. ч. от меняющихся интересов и возможностей детей, путем составления летней сетки занятий в ДОУ.

Одним из способов создания единого образовательного пространства развития ребенка, включая прилегающую территорию, может являться организация центров познавательно-исследовательской деятельности на участке детского сада. Воспитатели разных возрастных групп, инструктор по физической культуре, методист (старший воспитатель) совместно разрабатывают несколько специальных образовательных маршрутов, или образовательных терренкуров, по территории ДОО разной категории сложности в зависимости от группы здоровья детей, их возраста, интересов.

Терренкур (нем. terrain — местность, участок, территория, kur — лечение) — метод лечения дозированными по расстоянию, времени и углу наклона пешими восхождениями по размеченным маршрутам. Естественный терренкур в ДОУ лечит не только дозированной нагрузкой, но и общением с природой, чистым воздухом, психоэмоциональным комфортом. Терренкур, входящий в летнюю сетку занятий в ДОУ способствует закаливанию организма, а красоты природы, спокойная обстановка создают предпосылки для снятия нервно-эмоционального напряжения.

Образовательные терренкуры  в ДОУ— это часть летней сетки занятий ДОУ, а так же специально организованные маршруты для детей по территории с посещением зоны игр на асфальте, центров познавательно-исследовательской деятельности, прохождением экологических и оздоровительных троп.

Цель образовательного терренкура в ДОУ — оздоровление организма воспитанников, повышение уровня двигательной активности, познавательно-исследовательская деятельность детей и взрослых.

Задачи образовательного терренкура в ДОУ

Упражнение детей в основных движениях; развитие у них выносливости, ловкости, координации движений, навыков самоорганизации; воспитание любознательности, ответственного отношения к прогулкам на природе, чувства коллективизма, взаимопомощи. 

Терренкуры в ДОУ
Ораторская площадка

 

Требования к организации образовательных терренкуров в ДОУ 

Примерные варианты маршрутов разрабатываются с учетом физической нагрузки, познавательного содержания, интересов детей, обсуждаются в процессе взаимодействия воспитателей и инструктора по физической культуре, утверждаются старшим воспитателем или методистом ДОО; оборудование и атрибуты для организации спортивных, дидактических игр, самостоятельной деятельности дошкольников подбираются в соответствии с разработанными маршрутами с учетом интересов детей, времени года и погодных условий; прогулки предусматривают контроль за соблюдением правильного дыхания, сохранение оптимальной нагрузки, результатом которой является появление у участников маршрута приятной усталости к концу пути; одежда и обувь воспитанников для пеших прогулок должны соответствовать сезону года и погодным условиям; обязательно наличие аптечки.

Образовательные терренкуры в ДОУ подразумевают интеграцию следующих образовательных областей: «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Маршрут терренкура по территории ДОУ включает в себя не только специально созданные центры, но и спортивную площадку, зону игр на асфальте, тропу здоровья, экологическую тропу, цветники, огород, теплицу и другие возможные объекты на территории ДОО. Как правило, многие групповые участки оформлены в определенном стиле, например: «Зоопарк», «Морская гавань», «Космодром». В этом случае маршруты терренкура могут включать посещение этих участков, если это отвечает поставленным задачам или интересам детей.

Как осуществляется образовательный терренкур в ДОУ

Прогулки по терренкуру в ДОУ проводятся в естественных природных условиях, на свежем воздухе, по принципу постепенного наращивания темпа и двигательной активности, что способствует закаливанию, повышению физической выносливости, нормализации психоэмоциональной деятельности дошкольников.

Маршрут терренкура в ДОУ разбивается на несколько «станций», или «домов». Каждая «станция» может иметь свое название: «Метеолаборатория», «В стране сказок», «Поляна богатырей», «Птичья столовая», Центр отдыха и т. д. При этом не все «дома» стационарны, расположение некоторых из них можно периодически менять. В жаркое летнее время может появиться «Дом Феи воды» (плескательница или надувной бассейн, самодельные брызгалки), осенью — лабиринт из сухих листьев, зимой — снежный лабиринт.

Для создания новых «домов» удобнее всего использовать переносные плоские макеты. На них контуром обозначается какая-либо фигура, например сказочного персонажа ( Царевны-лягушки, Бабы Яги, Дюймовочки, Мальвины, Кота в сапогах), или остов ракеты, теремка, домика Бабы Яги. Переносной макет крепится на подставку и устанавливается в любом месте на территории ДОО перед началом движения по терренкуру в ДОУ.

Прогулки по терренкуру должны проводиться регулярно, в нежаркое время суток в первую половину дня за счет времени, отведенного на утреннюю прогулку и физкультурное занятие на воздухе. Продолжительность пешеходного маршрута для старших дошкольников составляет 1,5 ч, для младших - 1 ч. Они начинаются с построения парами на улице. Инструктор по физической культуре или воспитатель идут впереди и определяют темп движения.

Непосредственно в проведении пеших прогулок могут участвовать 2–3 взрослых (воспитатель группы, инструктор по физической культуре, помощник воспитателя, родители).

Перед проведением прогулки-похода детям сообщается цель предстоящей деятельности. Если в ДОО есть баннер с обозначенными центрами познавательно-исследовательской деятельности, зонами отдыха, спортивными сооружениями, то составление маршрута возможно с участием самих дошкольников, с учетом предварительной работы по обсуждению условных обозначений на баннере.

С детьми проводится беседа о том, какие «станции» они хотели бы посетить, напоминаются правила поведения на некоторых из них (например, на экологической тропе, в зоне игр на асфальте). Некоторые центры являются временными (сюрпризными) и устанавливаются дополнительно перед походом с учетом цели терренкура в ДОУ, времени года, возраста воспитанников и т. д.

Терренкуры в ДОУ
Сюжетное задание «Победи Змея Горыныча — распутай узел»

 

Каким может быть терренкур в ДОУ

Содержание терренкура зависит от выбранной тематики, времени года и погоды. В пешие прогулки педагоги могут включить познавательные беседы, наблюдения за насекомыми, птицами, растениями, сбор природного материала, знакомые детям подвижные и дидактические игры, игры на внимание, спортивные игры, комплекс оздоровительных физических упражнений.

Структура пеших прогулок предполагает:

сбор и движение до следующей точки маршрута; остановку, привал, познавательно-исследовательскую деятельность детей и взрослых; комплекс оздоровительных игр и физических упражнений; самостоятельную деятельность детей; сбор и возвращение в группу.

При проведении образовательных терренкуров с детьми педагоги должны соблюдать определенные требования к их организации и правила безопасности.

Терренкуры в ДОУ
Тренировки на баскетбольной площадке

 

Переходя в процессе передвижения по маршруту терренкура в ДОУ от одного «дома» к другому, дети проводят опыты, исследования, повторяют счет, составляют устные рассказы, изучают свойства растений и следы птиц и животных, занимаются физическими упражнениями, играют в подвижные игры и игры на асфальте.

Такое игровое пространство способствует физическому, интеллектуальному и психоэмоциональному развитию ребенка: он учится общаться с окружающим миром, у него развивается крупная и мелкая моторика, речь и ее интонационная выразительность, глазомер, соотносящие движения.

В качестве примеров «станций» образовательного терренкура можно привести следующие.

«Дом Самоделкина» — мастерская, где дошкольники занимаются созданием инсталляций из бросового материала, картона, пластиковых бутылок, старых сломанных деталей от различных машинок, механизмов и т. д. Здесь расположены столы, лавки, навес, контейнеры для хранения и сортирования.

«Владения мыльного пузыря» — стол на одной ножке, большая емкость с мыльным раствором, трубочки для коктейлей, сложенные в разные пакеты (по количеству детей). Здесь дошкольники могут попускать мыльные пузыри, раствор для которых делают педагоги согласно графику следования по терренкуру в ДОУ.

«Островок размышлений», или «Клуб спорщиков» представляет собой место, где стоят напротив друг друга лавочки, которые используются как место для отдыха, так и для обсуждения возникшей проблемы или предложений по составлению дальнейшего маршрута терренкура.

Для оформления «Дома царицы Математики» на участке ДОО заранее заготавливается природный материал (камни, шишки, палочки, желуди, каштаны), который используется для упражнений в счете; крепится на заборе или устанавливается переносная доска для мела. Для знакомства дошкольников с геометрическими фигурами на этой станции может использоваться песок или асфальт.

Для оформления «Королевства Кисточки» под навесом ставятся лавки, столы, на которых размещаются краски, карандаши, бумага, емкости для воды. Если эта станция образовательного терренкура находится в специально отведенном для отдыха месте, целесообразнее использовать мольберт с закрепленным заранее листом бумаги для коллективной работы детей.

Инсталляция (англ. installation - размещение, установка, монтаж) - это пространственная композиция, созданная из различных готовых материалов и форм (промышленных и бытовых предметов, природных объектов).

Еще один пример «станции» образовательного терренкура в ДОУ— инсталляции из бросовых материалов. Их отличие от обычных поделок состоит в том, что ребенок не просто участвует в создании некого арт-объекта для показа на выставке, а является активным его пользователем, игроком. Если композиция подвижна (например, имеет пропеллеры, обладает шумовыми эффектами), воспитанник может ее «оживить». Необходимо, чтобы он активно занимался игрушкой: стучал, гремел, задействовал все имеющиеся элементы. Инсталляции позволяют мыслить по-новому, обогащают мир детской игры.

Инсталляции в ходе терренкура в ДОУ

С помощью инсталляции можно создать стену с нетрадиционными музыкальными инструментами - шумелками, стучалками, гремелками, закрепив на доске разные металлические детали.

Оригинальны инсталляции в виде мобиля — это декоративный, часто юмористический проект художественного воображения, подвесная конструкция (ее разные элементы соединены проволокой в одной точке). Мобили создаются, как правило, из бросового или природного материалов. Для этого применяются проволоки, трубки, стержни, которым можно придать криволинейную форму; в качестве закрепляющих элементов используются нитки, леска, веревка, проволока, цепочки. В одном мобиле можно совмещать разные материалы.

По мере прохождения маршрута образовательного терренкура дети выполняют разные задания, при этом используют или изготавливают необходимое оборудование и атрибуты. Чаще всего дошкольники играют с камешками (как наиболее часто встречающимся объектом), но находят применение также листьям, шишкам, семенам и т. д.

Примеры заданий для терренкура в ДОУ

Остановимся подробнее на некоторых заданиях и упражнениях, которые могут быть предусмотрены маршрутом терренкура в ДОУ.

Так, среди заданий, которые можно предложить детям, например на станции «Дом царицы Математики», — выкладывание последовательности: разложить камешки по размеру (от маленького к большому) или составить более сложные ряды (например, выложить одинаковое количество камешков разной длины или, наоборот, разное их количество в рядах одной длины). Ребенок должен понять, в каком ряду больше, меньше или одинаковое количество камешков.

Следующее задание — выкладывание геометрических фигур, цифр: педагог рисует на песке или асфальте контур фигуры, а дети повторяют его с помощью камешков. Воспитанникам старшего дошкольного возраста можно предложить отгадать фигуру по точкам (например, педагог выкладывает три камешка, ребенок догадывается, что это треугольник). Интересна игра в « крестики-нолики» с помощью камешков двух цветов на поле, начерченном на песке или асфальте.

Терренкуры в ДОУ
Центр метания

 

Уместным при посещении данной станции будет знакомство с цифрами и алфавитом: педагог рисует на камнях цифры или буквы и использует их как дидактический материал.

Также можно предложить дошкольникам следующие упражнения на развитие восприятия:

ходьба босыми ногами по большим камням; топтание на кучке маленьких камешков; выкладывание из камней «дорожки» для пальчиков; занятие с сенсорной коробкой: в коробку насыпают песок, помещают большие и маленькие, гладкие и шершавые камешки; дошкольники, не глядя, отыскивают нужные предметы руками или топчутся ногами по такой смешанной поверхности; занятие с тактильным мешочком: в небольшой непрозрачный мешок насыпаются камешки различной величины, формы и фактуры; дети по просьбе педагога ищут гладкий, длинный, шершавый, круглый, маленький камешки; балансирование на камнях: педагог ставит на камни различной высоты доски, воспитанники ходят по ним, балансируя; упражнение на развитие слуха: дети стучат камешками по различным поверхностям (друг о друга, по дереву, пластику, металлу) и выясняют, какой звук выше, ниже, какой звук выдает большой камень, а какой получается выбить у маленького; бросание камней в воду (лужу, тазик) и наблюдение за последствиями в зависимости от размера, веса и формы камня, глубины водоема; подбор предметов по цвету: дети подбирают к заранее подготовленным цветным карточкам камешки, окрашенные в соответствующий цвет; игра в «сортер»: в небольшой коробке делается несколько отверстий различного диаметра — для маленьких, средних, больших камней; в другой коробке — для овальных, круглых, длинных и коротких камней; игра в «весы»: обычная вешалка с прикрепленными к ее краям пакетиками помещается на ветку дерева; дошкольники, складывая камешки в мешочки, определяют, какой из них тяжелее или сколько камней потребуется, чтобы уравновесить один большой и тяжелый камень (разнообразить игру можно, попробовав определить сначала вес по внешнему виду или взвешиванием на руке, а затем проверить результат на «весах»).

Интересным заданием для детей будет также сортировка природного материала. Для сбора и сортировки природного материала понадобятся несколько коробок-сортеров. Для наглядности на ячейки коробки приклеиваются картинки с соответствующими изображениями: камни, ветки, шишки, семена, мох, трава. Можно взять на прогулку несколько коробок-сортеров: в одну складывать камни разной величины и цвета, в другую — образцы почв и т. д. в зависимости от цели прогулки, прохождения маршрута терренкура в ДОУ.

Сортер — это закрытый контейнер с отверстиями разной формы, который позволяет ребенку сортировать предметы по форме, размеру. Если сортер предполагает классификацию предметов по цвету, структуре, типу, то в качестве сортера можно использовать коробку (например, из-под яиц) с разными отделениями, окрашенными в разные цвета.

На станции «Бюро находок» можно предложить воспитанникам игры в «находилки». С этой целью изготавливаются специальные карточки с изображением контуров листьев деревьев, растущих на территории детского сада, контура или рисунка растений, объектов живой природы (дерева, цветка, травки, птицы), искусственного ландшафта (огорода, цветника, теплицы, клумбы). Карточки для зарисовки местонахождения того или иного объекта нужно приготовить заранее.

Терренкуры в ДОУ

Они могут быть как коллективными, так и индивидуальными. С коллективными карточками играет вся группа детей. Они находятся у педагога, и по мере продвижения по маршруту он совместно с воспитанниками отмечает (либо галочкой, либо обводя контур), что из объектов уже было найдено и где найти другие. Можно использовать несколько одинаковых карточек для работы детей по подгруппам. В данном случае в игру добавляется элемент соревнования.

К изготовлению индивидуальных карточек лучше привлечь родителей. Сортировать их можно по типу растений или природного материала.

В качестве примера в приложении представлены маршруты терренкуров в ДОУ для младших и старших дошкольников.

Приложение
Примерные маршруты терренкуров на территории ДОО для детей младшего и старшего дошкольного возраста1

Младший дошкольный возраст

Построение детей

Начинается маршрут с построения воспитанников по парам у входа детского сада.

1-я остановка — «Цветочный сад: многолетние растения»

Дети рассматривают то, что находится на участке, называют знакомые цветы, в зависимости от времени года рассказывают, как за ними нужно ухаживать. Остановка длится 5 мин.

2-я остановка — «Будущие олимпийцы»

Во время этой остановки на спортивной площадке воспитатель или инструктор по физической культуре организует игры с дошкольниками и физкультминутки2. Время остановки — 30 мин.

Дыхательная игра «Хомячки»

Дети «превращаются» в хомячков, прячущих за щеками корм: надувают щеки, закрывают рот, дышат только носом — так проходят 10 шагов. Далее по сигналу воспитателя или инструктора по физической культуре хлопают по щекам кулачками, так чтобы воздух вышел изо рта, и делают еще 15 шагов.

Затем игра повторяется. Педагог следит за осанкой дошкольников и правильностью дыхания. Упражнение проводится в течение 2 мин.

Упражнение «Какая красивая спина»

Воспитатель или инструктор по физической культуре проговаривает текст, показывает соответствующие движения, дети повторяют за ним.

Педагог:
Руки вдоль туловища,
(Дети встают прямо.)
Мы свели лопатки.
(Сводят лопатки, руки держат на поясе.)
Мы походим на носках,
(Поворачиваются вокруг себя на носках.)
Мы пойдем на пятках.
(Поворачиваются вокруг себя на пятках.)
Пойдем мягко, как лисята,
(Ходят по-лисьи.)
Ну, а если надоест,
Пойдем дружно, как медведь.
(Ходят по-медвежьи.)

В ходе выполнения упражнения педагог следит за правильностью осанки воспитанников и при необходимости поправляет их.

Игра «Дождик»

Игра проходит аналогично предыдущему упражнению. Воспитатель или инструктор по физической культуре проговаривает текст, показывает соответствующие движения, дети повторяют за ним.

Педагог:
Дождик, дождик! Что ты льешь?
(Дети делают 4 хлопка.)
Погулять нам не даешь?
(Выполняют притопы.)
Дождик, дождик! Полно лить!
(Делают 4 хлопка.)
Деток, землю, лес мочить!
(Прыгают на месте.)
После дождика на даче
(Ходят простым шагом.)
Мы по лужицам поскачем.
(Прыгают вперед-назад, как будто через лужи.)

Игра «Слушай внимательно»

Дети идут в колонне по одному. По свистку воспитателя или инструктора по физической культуре они выполняют соответствующие движения:

1 свисток — прыгают на двух ногах;

2 свистка — останавливаются;

3 свистка — ходят в полуприседе.

Соответствие количества свистков движениям оговаривается заранее.

Игра «Болото»

Дети делятся на команды — «лягушки» и «журавли». Воспитатель или инструктор по физической культуре играет роль ведущего. Участники команд встают с двух противоположных сторон площадки. Посередине рисуется круг — «болото». Дети вступают в диалог, который заканчивает ведущий.

Лягушки:
​Лягушечки-квакушечки
По бережку гуляют,
Комариков-судариков
И мошек собирают.

Журавли:
Журавлики-кораблики
Летят под небесами,
Все серые и белые
И с длинными носами.

Ведущий:
Лягушечки-квакушечки,
Коль живы быть хотите,
То поскорей от журавлей
В болото уходите.

«Лягушки» прыгают по кочкам в «болото», «журавли», махая «крыльями», пытаются поймать их. Пойманные «лягушки» выходят из игры. Игра длится до тех пор, пока не останется только две «лягушки».

Игра «Хитрая лиса»

Дети становятся в круг плечом к плечу, держа руки за спиной. Воспитатель или инструктор по физической культуре играет роль ведущего. Он обходит круг с внешней стороны с  игрушкой-лисой, незаметно вкладывает в руку одному из стоящих в кругу детей игрушку — выбирает, кто будет «лисой», а сам становится в центр круга. Ведущий, дети и «лиса» вступают в диалог.

Ведущий и дети:
Хитрая лиса, где ты?

Лиса:
Вот я!

Все участники разбегаются и прячутся в любом месте, но так, чтобы ноги не стояли на земле. Те, кто не успел это сделать, и кого «лиса» осалила, попадает в «лисью нору». Игра продолжается до тех пор, пока не останется два игрока.

Затем движение по маршруту терренкура продолжается.

3-я остановка — «Зона отдыха»

Дети рассматривают, какие деревья растут на участке детского сада, называют их, находят сходства, отличия. Остановка длится 5 мин. Круг вопросов и характер обсуждения зависит от возраста детей.

Старший дошкольный возраст

1-й вариант маршрута

Построение детей

Начинается маршрут с построения воспитанников по парам у входа детского сада.

1-я остановка — «Центр метания»

Воспитатель или инструктор по физической культуре организует с детьми метание в вертикальные и горизонтальные цели разными способами. Время остановки — 10 мин.

Игра «Самый меткий»

Дети по очереди кидают мяч в цель с определенного расстояния. Дается по 3 попытки на метание правой и левой руками. В конце объявляется победитель — самый меткий участник.

2-я остановка — «Зона игр на асфальте»

Воспитатель или инструктор по физической культуре проводит подвижные игры на асфальте, на котором заранее нарисованы «классики», лабиринты, «змейки», «ходилки» с цифрами, буквами, изображениями животных (например, кота, цыпленка, собачки, воробышка и т. д.). Остановка длится 15 мин.

Игра «Змейка»

Дети берут друг друга за руки, образуя цепь. Оказавшегося крайним в цепи назначают водящим. Он бежит, увлекая за собой всех участников игры, описывая разнообразные фигуры: по нарисованным контурам и кругам, вокруг деревьев, делая резкие повороты, перепрыгивая через препятствия; водит цепь змейкой, закручивая ее вокруг крайнего игрока, затем ее распрямляет. В конце игры «змейка» останавливается, закручивается вокруг водящего.

Во время этой остановки воспитатель или инструктор по физической культуре организует игры с детьми и физкультминутки. Время остановки — 30 мин.

Дыхательная игра «Король круга»

Дети встают в круг и по считалке выбирают водящего, который становится вместе с остальными игроками. В центре круга в лунку кладут мяч. Дошкольники, называя по имени водящего, произносят: «…(называют имя водящего), не спи, мяч быстрей бери!» Игроки разбегаются, а водящий бежит к лунке, берет мяч и кричит: «Стой!» Затем называет одного из игроков по имени и бросает в него мяч. Если он промахивается, то остается водящим — «королем»; если попадет в игрока, тот, в свою очередь, становится «королем» и игра повторяется.

Упражнение на дыхание «Носорог»

Проводится с целью развития правильного носового дыхания. Воспитатель или инструктор по физической культуре предлагает детям «превратиться» в носорогов: сделать глубокий вдох через нос, надуть щеки и выдохнуть через рот. Выдох может быть как с голосом, так и бесшумным. Упражнение повторяется 2–3 раза.

Игра «Перебежки»

На противоположных сторонах площадки отмечают линиями два «дома», расстояние между ними — 10–20 м. Участники игры делятся на две равные группы и занимают «дома». В середине площадки становится водящий. Игрокам нужно из одного «дома» перейти в другой. Но водящий их не пропускает, стараясь осалить перебегающих. Тот, кого осалили, выходит из игры. Побеждает та группа, в которой оказывается большее число игроков в конце игры.

Движение по маршруту терренкура продолжается.

4-я остановка — «Птичья столовая»

Дети останавливаются возле кормушек, рассматривают их и выполняют задания воспитателя или инструктора по физической культуре: найти самую высокую, самую низкую кормушку, покормить птиц и т. д.

Заканчивается маршрут терренкура у входа в детский сад.

<и>2-й вариант маршрута

Построение детей

Начинается маршрут с построения воспитанников по парам у входа детского сада.

1-я остановка — «Центр скалолазания»

Воспитатель или инструктор по физической культуре предлагает детям полазить разными способами по специальной доске для скалолазания. Время остановки — 10 мин.

2-я остановка — «Тропа здоровья»

Воспитатель или инструктор по физической культуре предлагает детям походить по «Тропе здоровья», основными целями которой являются:

профилактика плоскостопия, улучшение координации движений;улучшение функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем;повышение сопротивляемости инфекционным заболеваниям;улучшение эмоционально-психического состояния детей, приобщение их к здоровому образу жизни.

Время остановки — 10 мин.

3-я остановка — «Школа мяча»

Во время этой остановки воспитатель или инструктор по физической культуре организует игры с детьми и физкультминутки. Время остановки — 30 мин.

Дыхательная игра «Короли ветров»

Детям раздаются вертушки. Воспитатель или инструктор по физической культуре говорит: «Собрались как-то ветры с разных концов света и решили выбрать самого сильного. Устроили соревнование: какой ветер дует сильнее всех».

Воспитанники делятся на пары и по команде воспитателя или инструктора по физической культуре дуют на вертушку. Педагог показывает, как правильно дуть: воздух вдыхается через нос и резко выдыхается через рот. Чья вертушка будет дольше крутиться, тот и победил. Победителям торжественно присваивают титул «Короли ветров».

Игра «Поймай комара»

Игроки становятся по кругу, на расстоянии вытянутых рук, лицом к центру. Воспитатель или инструктор по физической культуре встает в середину круга. Он держит в руках прут длиной 1–1,2 м с привязанным на шнуре картонным комаром. Длина шнура — 50 см.

Педагог обводит прутом («кружит комара») над головами игроков. Дети стараются поймать «комара», когда он пролетает над ними. Тот, кто схватит «комара», говорит: «Я поймал!» Затем игра повторяется.

Игра «Найди свой цвет»

Детям раздают флажки 3–4 цветов, они группируются по 4–6 человек в разных углах площадки. В каждом углу воспитатель или инструктор по физической культуре ставит на подставке цветной флажок. По сигналу педагога «Идите гулять!» воспитанники расходятся по площадке. На слова «Найди свой цвет!» они собираются возле флага соответствующего цвета. Педагог отмечает, участники какой группы собрались быстрей.

Игра «Мой веселый, звонкий мяч»

Дети располагаются в разных местах площадки. Воспитатель или инструктор по физической культуре встает в центре, берет большой мяч и, отбивая его рукой о землю, читает стихотворение С. Я. Маршака «Мяч» («Мой веселый, звонкий мяч…«). Затем подзывает к себе игроков и предлагает им попрыгать как мячики. Дети прыгают в заданном темпе.

Педагог кладет мяч и повторяет стихотворение, делая движение рукой так, как будто продолжает отбивать мяч. Дети прыгают, стараясь соблюдать прежний темп. Закончив читать стихотворение, педагог говорит: «Догоню!» — и воспитанники разбегаются. Он пытается их поймать, делая обманчивые движения в разные стороны, затем отдает команду: «Построиться!»

Далее движение по маршруту терренкура продолжается.

4-я остановка — «Джунгли»

Это уголок нетронутой природы на территории ДОО с искусственной насыпной травяной горкой. Здесь есть оборудование для лазанья, объемные макеты разных животных.

Дети рассматривают, что находится на участке, выполняют задания разной степени сложности: подъем и спуск по травяной горке, хождение по бревну, спрыгивание с камней и пеньков.

Заканчивается маршрут терренкура при входе в детский сад.

 1 Маршруты разработаны старшим воспитателем Е. Б. Мельниковой и инструктором по физической культуре Н. Н. Бачеровой МБДОУ «ЦРР — детский сад № 217» г. Барнаула Алтайского края. — Примеч. авт. 2 Можно проводить другие подвижные игры, соответствующие возрасту детей. — Примеч. авт. 3 Об обучении детей дошкольного возраста упражнениям с мячом см.: Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2014. № 7. 

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 15 сентября 2017 г.
      • Типичные нарушения в кадровом документообороте ДОО
      • Вавилова А. А.
        старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее


      Школа Менеджера образования




      © МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
      Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
      • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
      • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль