Патриотическое воспитание детей в ДОУ

1532
Отсюда, с горного Урала,
Ко славе страстию дыша,
Россия руки простирала
И шла на бреги Иртыша.
(В. Радкевич)


Патриотическое воспитание детей в ДОУ
Изучаем природу родного края

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года утверждена распоряжением Правительства России от  29.05.2015  №   996-р. 

Чувство патриотизма очень сложное по своему содержанию и не может быть определено несколькими словами. Воспитание патриотизма в ДОУ происходит постепенно, в процессе накопления представлений об окружающем мире, малой родине, где человек родился и живет, формирования осознанного, ответственного отношения к своей стране, планете.

Методика воспитания патриотизма — основа современной системы образования. Решая задачи патриотического воспитания подрастающего поколения, педагогические коллективы дошкольных образовательных организаций реализуют различные программы, используют разные формы организации деятельности детей, создают условия для активного включения в образовательный процесс родителей воспитанников.

Патриотическое воспитание детей в ДОУ

Патриотизм (от греч. — соотечественник, родина, отечество) — любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам.
(Философский энциклопедический словарь)

Так, с целью формирования у детей старшего дошкольного возраста чувства гордости за свою Родину, понимания своей принадлежности к родному краю в МБДОУ «Ергачинский детский сад» п. Ергач Кунгурского района Пермского края реализуется авторская программа дополнительного образования по патриотическому воспитанию «От ступеньки дома до крыши вселенной» (далее - Программа).

Содержание Программы разделено на тематические блоки, которые дошкольники усваивают последовательно, в течение двух лет: в старшей и подготовительной к школе группах. Всего Программа включает четыре тематических блока:
«Моя малая родина»; «Пермский край»; «Мы — россияне»; «Голубая планета».

Они построены таким образом, что сначала дети подробно знакомятся с поселком Ергач, улицей, где они проживают, где находится их детский сад. Вместе с родителями ходят на экскурсии по поселку, составляют альбом «Дорога от дома до детского сада», карту поселка, изготавливают макеты «Наш поселок», «Продукция нашего завода» и др. Затем воспитанники знакомятся с городами, расположенными рядом с поселком, достопримечательностями Кунгурского района, Прикамья и переходят к ознакомлению с Уралом.

Реализация первых двух блоков Программы «Моя малая родина» и «Пермский край» предусматривает пополнение предметно-развивающей среды картами Пермского края, Кунгурского района, Урала, буклетами о Кунгуре и Перми, наглядной информацией о достопримечательностях поселка Ергач, Кунгурского района, Урала, местных традициях, разнообразии природного мира. В ходе знакомства с данным материалом знания дошкольников о малой родине значительно расширяются.

Следующий блок «Мы — россияне» направлен на патриотическое воспитание патриотизма детей в ДОУ доу. На основе полученных знаний по теме данного блока дошкольники совместно с родителями изготавливают макет «Уголок нашей страны», а затем презентуют его на вечере чтецов, в процессе которого дети читают стихи о России.

В ходе организуемых занятий дошкольники знакомятся со столицей нашей Родины, ее достопримечательностями, государственной символикой, праздниками, что также является необходимым условием патриотического воспитания.

Воспитание любви к Родине базируется на формировании чувства уважения к людям, прославившим нашу страну, вставшим на ее защиту, не пожалевшим жизни ради ее свободы. Поэтому ознакомление детей со знаменитыми людьми России, праздниками «День Победы» и «День защитника Отечества», Великой Отечественной войной также предусмотрено содержанием данного блока.

Основной целью блока «Голубая планета» является ознакомление дошкольников с особенностями Земли — планетой, на которой мы живем, с ее разными климатическими зонами.

Патриотическое воспитание детей в ДОУ с помощью игр и сказок

Воспитание патриотизма в ДОУ невозможно без формирования и воспитания толерантности у дошкольников к людям разных национальностей. Наиболее эффективными формами решения этой задачи являются:

этические беседы; подвижные игры, отражающие культуру, быт, занятия разных народов, населяющих нашу планету; чтение сказок разных народов, художественных произведений разных писателей и поэтов, в т. ч. родного края (как в детском саду, так и дома), беседы по содержанию произведений.

Невозможно переоценить роль проектной деятельности в процессе воспитания патриотизма в ДОУ. Учитывая это, содержание Программы включает несколько социально значимых проектов, участниками которых являются как воспитанники, так и их родители. Участие в них позволяет родителям расширить рамки совместной деятельности со своими детьми, прислушиваться к их мнению, включиться в  воспитательно-образовательный процесс не только группы, которую посещает их ребенок, но и всей дошкольной образовательной организации.

В этом плане интересны такие проекты, как «Сказки Кунгурской ледяной пещеры», направленный на расширение у дошкольников знаний о достопримечательностях родного края, формирование желания беречь богатство нашей страны; а также проект «Моя родина - Россия», предполагающий развитие самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на поставленные вопросы и применение своих навыков в играх и практической деятельности. Последний проект особенно важен, т. к. позволяет обогатить представления воспитанников о Родине, ее культуре, традициях, узнать историю ее возникновения. В плане решения воспитательных задач он создает объективную предпосылку для формирования чувства патриотизма и толерантности у детей. Суть его заключается в поиске ответа на вопрос: «Как и когда возникла Русь?». Для этого педагоги, родители и дети обращаются за необходимыми сведениями к энциклопедическим источникам, составляют свою книгу под названием «Я живу в России». Затем на творческих вечерах изготавливают тематические макеты. Такая совместная деятельность способствует расширению знаний детей об особенностях нашей страны, ее  природно-климатических зонах.

Важную роль в формировании толерантности играет чтение доступных детям дошкольного возраста художественных произведений, сказок разных народов. С этой целью содержание Программы по воспитанию патриотизма в ДОУ предусматривает проведение литературных вечеров, викторин и сказочных путешествий по страницам книг, обыгрывание различных сюжетов, ситуаций c участием героев — представителей разных национальностей.

Проект «Жилища народов разных стран», реализуемый в ходе изучения блока «Голубая планета», ставит перед дошкольниками вопрос: «Из чего люди строят дома?». В процессе его реализации дети не только собирают нужные сведения из разных источников, но и пытаются понять целесообразность создания человеком жилища для удовлетворения собственных потребностей. Так, совместными усилиями педагогов, воспитанников и их родителей была составлена книга «Дома разные нужны, дома разные важны», а на творческих вечерах были изготовлены макеты жилищ народов разных стран.

Известно, что игры существовали у всех народов и во все времена. Они обладают уникальным национальным колоритом, отражающим характер, душу того или иного народа. В этом плане детские игры не являются исключением.

В старину существовало много игр, праздников и обрядов, зрителями которых были и дети. По мере взросления они приобщались к традиционной празднично-игровой культуре взрослых. На направленность и характер детских игр влияли не только местные традиции, но и  сезонно-климатические условия. Так, специалисты отмечают различия игр народов, проживающих в южных и северных странах.

Народные подвижные игры являются эффективной формой воспитания толерантности, любви к Родине. Поэтому в рамках реализации Программы предусматривается знакомство детей с играми разных народов, в которых отражается их культура, быт, национальные занятия, а также обогащение игрового опыта дошкольников посредством ежедневного разучивания новых игр. С целью закрепления полученных знаний проводится спортивный праздник на основе народных игр разных стран. Результатом проектной деятельности по патриотическому воспитанию старших дошкольников является картотека народных подвижных игр.

Более подробно содержание тематических блоков и пример тематического плана Программы для старшей группы ДОО представлены в приложениях 1, 2 соответственно.

Патриотическое воспитание детей в ДОУ, как и воспитание толерантности у детей дошкольного возраста, невозможно без участия в этом процессе родителей. Именно в семье закладываются основы патриотических чувств, которые способствуют становлению у ребенка гражданского самосознания.

Учитывая это, в план по реализации Программы включен раздел «Сотрудничество с родителями», согласно которому семьи воспитанников активно включаются в работу по патриотическому воспитанию дошкольников. Родители помогают педагогам в поиске необходимых материалов (справочной информации, фотографий, иллюстраций), литературы, оформлении выставок, изготовлении наглядных пособий, участвуют в проектной деятельности и разных мероприятиях в ходе изучения детьми тематических блоков, организуют с ними экскурсии по поселку Ергач.

Пример перспективного плана по реализации Программы в старшей группе ДОО, отражающий содержание взаимодействия с родителями воспитанников, представлен в приложении 3.

Реализация данной Программы предусматривает педагогическую диагностику уровня освоения детьми содержания тематических блоков. Подробнее о методике проведения диагностики читайте в следующем номере.

Пермский край — уникальная область России, расположенная на границе между Европой и Азией, в месте, где с глубокой древности скрещивались маршруты переселений народов, проходили важнейшие торговые пути, связывавшие Восток и Запад.

Пермский край называют Прикамье (по его территории протекает одна из самых древних, красивых и полноводных рек России — Кама, впадающая в Волгу), а также Предуралье, или Западный Урал. Он отличается сложным рельефом равнинной и гористой местностей. Здесь добываются основные полезные ископаемые России — нефть, газ, каменный уголь, минеральные соли, золото, алмазы  и т. д.  Это один из экономически развитых регионов, основу его составляют промышленные комплексы — нефтяные, химические, металлургические, машиностроительные, лесоперерабатывающие и другие крупные предприятия.

Знаменит Пермский край и природными богатствами: огромными лесными массивами, полноводными реками, уникальными представителями флоры и фауны. На весь мир известна Кунгурская ледяная пещера — одна из крупнейших карстовых пещер в европейской части России. Ее протяженность составляет более 5700 м, в ней находятся около 58 гротов и 70 озер.

Пермский край населяют люди разных национальностей: это русские, татары,  коми-пермяки , башкиры  и т. д.  Здесь сложилась особая культура отношений, неповторимая самобытность, глубокая связь с природой, питающей людей силой.

В Кунгурском районе Пермского края расположен поселок Ергач. Его история фактически началась в 1909 г. во время строительства на этом месте железнодорожной станции на линии Пермь — Екатеринбург. Станция открылась в 1911 г. Земля рядом с ней была богата залежами гипса, поэтому в 1907 г. в поселке основали алебастровый завод. В  1930-х  гг. в Ергаче разрабатывался гипсовый карьер, а также работала бондарская мастерская. В период Великой Отечественной войны в поселке находился эвакуационный госпиталь. В 1944 г. был основан Ергачинский гипсовый завод, а в дальнейшем на его базе Кунгурский завод нерудных стройматериалов, работающий до сих пор.

Приложение 1 Содержание тематических блоков программы
«От ступеньки дома до крыши вселенной»
 

Тема Содержание деятельности
Блок «Моя малая родина»
«Среди гор в долине Ергач лежит старинный» Знакомство детей с историей возникновения поселка Ергач, его развитием и становлением. Формирование представлений о месторасположении поселка и нахождении его на карте. Составление индивидуальных и коллективных рассказов с опорой на личный опыт и навыки логического мышления
«Достопримечательности поселка Ергач» Знакомство: с архитектурными строениями на территории Ергачинского поселения (вокзал, «столетний» дом, памятник победителям в Великой Отечественной войне, Ергачинский гипсовый завод, центр досуга, школа, больница); татарской деревней Казаево на территории Ергачинского поселения и ее инфраструктурой (мечеть, центр досуга, здание бывшей казаевской начальной школы); со знаменательными датами в истории и с современной жизнью поселка (в 2009 г. праздновалось 100-летие открытия железной дороги Пермь — Екатеринбург)
«Где работают наши родители?» Формирование представлений об объектах, находящихся на территории поселка и необходимых для жизни людей в современных условиях (железная дорога, электрические сети, Ергачинский гипсовый завод, отделение полиции, почта, банк); о том, что эти предприятия помогают благоустроить жизнь ергачинцев и являются основным местом работы большинства жителей поселка ( в т. ч. родителей воспитанников ДОО)
«Улицы нашего поселка» Формирование представлений о многообразии улиц на территории поселка, знакомство с историей их названий, расположением, протяженностью. Знакомство с достопримечательностями, расположенными на разных улицах, рассказ о знаменитых людях, проживающих на них
«Они прославили наш Ергач» Знакомство с биографиями заслуженного строителя П. И. Сивкова и почетного шофера С.И. Брагина, заслуженных учителей Л. П. Юровой и  А. Ф. Трясциной. Рассказ об известном поэте, учителе, авторе детских сказок А. Г. Вековшинине, прославившем родной край
«Водоемы Ергача» Формирование представлений о водоемах — отдельных экологических зонах, расположенных на территории Ергача. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи на примере того, как место расположения географического объекта определяет его название (Школьное озеро — находится возле школы). Наблюдение за жизнью перелетных уток на водоеме в разное время года. Определение роли водоемов в жизни ергачинцев. Беседа о реках Бабка и Юмыш, протекающих по территории поселка
«Полезные ископаемые Ергача» Формирование представлений о полезных ископаемых поселка (гипсе, ангидрите, глине, песке), их добыче в промышленном и бытовом масштабе и характере использования в народных промыслах, на предприятиях, в быту. Развитие умения устанавливать взаимосвязь между фактами на примере того, как современные машины облегчают труд людей на гипсовом заводе, улучшают его результаты
«Природа родного края» Формирование представлений о многообразии животного и растительного мира Ергача, природных достопримечательностях поселка. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи на примере происхождения названий различных природных объектов поселка (Соколка — соколиная гора — самая высокая гора на Ергаче, где гнездились соколы; пляж «Белая скала» — с пляжа открывается вид на скалу, на противоположном берегу реки Бабка и др.). Расширение знаний о животных, растениях, насекомых, занесенных в Красную книгу Пермского края (василек сибирский, кубышка малая, подосиновик белый, бабочка Аполлон, шмель плодовый и др.). Закрепление правил поведения в лесу
«Праздники в Ергаче» Формирование представлений о «местных» праздниках, их значимости (день поселка, день строителя). Расширение знаний об истории возникновения и традициях татарских «казаевских» праздников (праздник огурца). Развитие интереса к истории и праздничным традициям поселка
«Родной поселок» Проведение диагностической викторины по выявлению уровня сформированности знаний и представлений о родном поселке, умения узнавать и называть его природные и архитектурные памятники
«Они защищали Родину» Формирование представлений о ергачинцах — защитниках Родины во время Великой Отечественной войны. Расширение знаний об экспонатах Музея боевой славы. Рассказ о героях Великой Отечественной войны, которые живут на территории поселка, проведение встреч с ветеранами. Формирование чувства уважения к людям военной профессии. Организация выпуска семейных листовок, поздравлений и газеты, посвященных Дню Победы
Блок «Пермский край»
«Города, которые рядом» Формирование первоначальных представлений об истории зарождения и развития города Кунгура как части большой страны — России и как одного из городов Пермского края. Знакомство с промыслами (гончарное дело) и достопримечательностями Кунгура (машиностроительный завод, городские церкви и др.). Пополнение активного словаря (реки Сылва, Ирень, Шаква, Кунгурка)
«Сказки Кунгурской ледяной пещеры» Формирование представлений о Кунгурской ледяной пещере как о природном памятнике района, об истории ее образования. Рассказ о некоторых гротах, их истории, традициях посещения (Длинный, Бриллиантовый, Полярный, Крестовый). Толкование и конкретизация значений слов «грот», «сталактиты», «сталагмиты», «спелеолог». Воспитание бережного отношения к памятникам природы. Организация проектной деятельности
«Родной Кунгурский район» Расширение знаний о Кунгурском районе, дате его образования и юбилейных вехах. Формирование представлений о заповедных местах района (Кунгурская лесостепь, заказник Предуралье, Сылвенские рифы, Ледяная гора), лекарственных растениях, растущих на его территории, способах их использования в народной медицине; животных, рыбах, насекомых, обитающих в районе и занесенных в Красную книгу России
«История становления Кунгурского района» Формирование представлений о достопримечательностях и геральдике Кунгурского района (Камень Ермак, Белогорский монастырь). Закрепление знаний об истории его образования
«Главный город Пермского края» Знакомство с историей города Пермь, его достопримечательностями, памятниками, промыслами. Сообщение сведений о происхождении названия города. Формирование восприятия Перми как части большой страны
«Прошлое родного края» Формирование представлений о прошлом и настоящем Пермского края. Расширение знаний о жилищах, орудиях труда, быте и культуре народов родного края
«Знаменитые люди Прикамья» Сообщение сведений о знаменитых людях Пермского края, сыгравших значительную роль в его истории (основателе Перми и Екатеринбурга В. Н. Татищеве; поэтах и писателях Л.И. Кузьмине, Л. И. Давыдычеве, А. С. Зеленине, А. М. Домнине, Д. Н. Мамине-Сибиряке, П.П. Бажове и др.; изобретателе первого двухколесного велосипеда Е. М. Артамонове; первых уральских корабелах — С. Истомине, Н. Беспалове)
«Народы, населяющие наш край» Формирование представлений о людях, проживающих на территории Пермского края (русских, татарах, коми-пермяках). Развитие умения узнавать и называть предметы одежды представителей разных национальностей, живущих в крае. Формирование представлений о художественной литературе, народных промыслах, прикладном искусстве, песнях, танцах, праздниках народов края
«Природа Урала» Формирование первоначальных представлений о природе Пермского края, пользе лесов. Воспитание бережного отношения к природе родного края. Развитие умения узнавать и называть растения, птиц и животных, обитающих в краю
«Полезные ископаемые Урала» Развитие интереса к природным богатствам Урала. Формирование умения находить на географической карте с помощью условных и цветовых обозначений места залежей и добычи полезных ископаемых (соли, нефти, малахита, золота). Развитие умения узнавать и называть на практическом материале некоторые полезные ископаемые Урала и изделия из них. Формирование представлений о роли полезных ископаемых в жизни человека, труде людей, добывающих полезные ископаемые, и  машинах-помощниках
«Праздники на Урале» Формирование представлений о праздниках народов Пермского края, обычаях, традициях и культуре народов Урала. Развитие познавательного интереса к истории и традициям своего народа. Формирование национального самосознания, чувства принадлежности к национальной культуре
«Родной свой край люби и знай» Формирование представлений о родном крае как части России, его географическом расположении, достопримечательностях. Воспитание чувства гордости за свой край
«Счастливый случай» Обобщение и систематизация знаний и представлений о Пермском крае в игровой форме
Блок «Мы — россияне»
«Они защищали Родину» Формирование представлений о миротворческой функции русской армии, роли российских солдат в Великой Отечественной войне. Формирование желания использовать полученные знания в играх патриотической направленности. Чтение художественной литературы о Великой Отечественной войне, беседы по содержанию произведений
«История возникновения Руси» Формирование первоначальных представлений об истории возникновения Руси, принадлежности каждого человека к определенной национальности
«Наша древняя столица» Формирование первоначальных представлений о возникновении одного из самых красивых городов России — Москвы. Сообщение сведений об основателе столицы — ростово-суздальском князе Ю. В. Долгоруком, строительстве Кремля. Создание «Ленты времени»
«Моя Родина — Россия»1 Формирование представлений о численности населения России, географическом расположении страны, умения находить ее на карте мира. Рисование на тему «Уголок России». Путешествие по карте «Покажи границы своей страны»
«Праздники на Руси» Формирование представлений о принадлежности каждого человека к определенной культуре, русских праздниках, обычаях и традициях. Воспитание познавательного интереса к истории и традициям русского народа
«Символика страны» Формирование первоначальных знаний об истории возникновения государственных символов России, значении цвета и знаков на символах страны. Пополнение словарного запаса (герб, гимн, геральдика). Рассматривание иллюстраций с изображением флагов и гербов России и других стран. Прослушивание Гимна Российской Федерации
«Стихи о России» Воспитание чувства красоты литературного слова на примере произведений русских поэтов о России. Организация вечера чтецов «Стихи о России»
«Разные климатические зоны нашей страны» Формирование первичных представлений о  природно-климатических зонах нашей страны и зависимости от них природного мира, климата, рельефа, быта и деятельности людей. Организация вечера литературного чтения произведений разных народов, населяющих Россию. Организация «путешествия» по макетам «Разные климатические зоны России». Создание книги «Я живу в России»
«Россия-Россиюшка» Проведение диагностической викторины по выявлению уровня сформированности знаний и представлений об истории возникновения родной страны, ее геральдике и важных событиях. Закрепление знаний основных особенностей России на примере загадок (многонациональность, большая территория, многообразие рек и озер, полезных ископаемых и т. д.)
«Верования древних славян» Развитие умения анализировать собственные поступки, соотносить их с общечеловеческими ценностями и идеалами, а также способности к творческому мышлению
«Как жили люди на Руси?» Формирование представлений о наших предках, о том, как жили на Руси в старину. Развитие познавательного интереса к истории Родины и своего народа. Организация мини-музея «Игрушки прошлого века»
«Знаменитые люди России» Развитие интереса к культуре народов, населяющих Россию. Знакомство со знаменитыми людьми, которые внесли свой вклад в историю нашей страны и всего мира (казачий атаман Ермак Тимофеевич, мореплаватели И. Ф. Крузенштерн и  Ю. Ф. Лисянский и др.)
Блок «Голубая планета»
«Все мы жители планеты Земля» Расширение социальных представлений детей. Воспитание уважительного отношения к традициям и обычаям других народов. Формирование понимания того, что существуют разные точки зрения и мнения. Чтение художественной литературы и проведение игр в контексте изучения культуры разных народов
«Полезные ископаемые Земли» Формирование представлений о полезных ископаемых (песок, уголь, глина, золото и др.), их роли в жизни человека. Развитие познавательного интереса к экспериментированию с природными материалами. Формирование умения распознавать на карте некоторые условные и цветовые обозначения, узнавать и называть некоторые полезные ископаемые нашей планеты и изделия из них на практическом материале. Конкретизация представлений о труде людей, добывающих полезные ископаемые, и роли в этом процессе автоматизированной техники. Отгадывание загадок о полезных ископаемых. Сообщение сведений об использовании в промышленности полезных ископаемых и рассматривание их коллекций
«О чем рассказывает глобус» Формирование первоначальных представлений о планете Земля (океанах, морях, материках), расположении России на карте мира (располагается на материке Евразия и со всех сторон окружена другими государствами). Знакомство с глобусом
«Защитники разных народов» Расширение представлений о назначении и функциях армии, родах войск, существующих в России и других странах. Развитие эмоционально положительного отношения к русской армии, воспитание желания подражать воинам в ловкости, быстроте, смелости. Организация игровой деятельности, способствующей воспитанию патриотических чувств и уважения к защитникам своей родины. Заучивание пословиц, стихов о подвигах русских солдат в ДОО и дома
«Много праздников в году» Формирование представлений об истории возникновения праздников на Руси. Формирование национального самосознания, чувства принадлежности к национальной культуре. Сообщение сведений об официальных государственных праздниках России (1 января — Новый год, 23 февраля — День защитника Отечества, 8 марта — Международный женский день, 1 мая — Праздник Весны и Труда, 9 мая — День Победы, 12 июня — День России, 4 ноября - День народного единства), а также о некоторых религиозных и народных праздниках
«Быт русских людей» Расширение представлений о быте русских людей (избе, подворье). Закрепление полученных знаний в дидактических играх. Разучивание пословиц и поговорок в детском саду и дома
«Путешествие в прошлое жилища» Формирование представлений о разнообразии жилищ народов мира, материалах, из которых они построены. Обогащение знаний о жилищах людей в прошлом и настоящем. Воспитание уважения к труду человека
«Удивительное место на Земле» Закрепление представлений о том, что наша планета называется «Земля». Углубление знаний об истории жилищ людей. Организация игры-путешествия с использованием глобуса, продуктивной деятельности «Моя планета»
«По дорогам сказок» Воспитание уважения к народному творчеству. Знакомство со сказками разных народов (ежедневное чтение в детском саду и дома), беседы по их содержанию, продуктивная деятельность по мотивам понравившихся произведений. Проведение интеллектуальной игры. Пополнение альбома «Это мы прочитали»
«Путешествия в разные страны» Воспитание уважения к людям разной национальности, их культуре, быту, деятельности; чувства гражданственности, патриотизма, толерантного, благожелательного отношения ко всем народам Земли. Беседа по теме «Люди, живущие в разных странах»
«Дома разные нужны, дома разные важны» Расширение знаний об архитектурных особенностях домов, строящихся в разных климатических зонах, в соответствии с промыслами и бытом людей, населяющих данную местность. Создание совместными усилиями детей, родителей и педагогов книги «Дома разные нужны, дома разные важны». Подборка информации для краткого справочника по данной теме. Сочинение стихов педагогами, родителями и детьми о жилищах народов разных стран
«Народные игры разных стран» Знакомство с играми разных народов, населяющих нашу планету, в которых отражается их культура, быт, национальные занятия. Обогащение игрового опыта дошкольников посредством организации национальных игр. Ежедневное разучивание игр народов разных стран. Изготовление атрибутов к ним. Проведение спортивного праздника на основе народных игр разных стран
«Презентация жилищ народов разных стран» Развитие творческих и познавательных способностей, расширение кругозора дошкольников. Совместное изготовление детьми и родителями макетов жилищ и их презентация на творческих вечерах
«Они сражались за Родину» Закрепление элементарных сведений о Великой Отечественной войне. Расширение знаний о защитниках отечества. Воспитание чувства гордости и уважения к ветеранам Великой Отечественной войны. Чтение художественной литературы о Великой Отечественной войне, беседы по содержанию произведений. Развитие умения использовать полученные знания в играх. Встреча с ветеранами — проведение «праздника для победителей»
«Наша голубая планета» Развитие любознательности и интереса к событиям, происходящим на планете Земля. Поисково-исследовательская деятельность: определение опытным путем того, что Земля вращается вокруг своей оси. Формирование представлений о сторонах горизонта — направлениях на четыре главные его точки: север, юг, запад, восток. Расширение словарного запаса (ось Земли, экватор, полюса, горизонт)

Приложение 2

Тематический план программы
«От ступеньки дома до крыши вселенной» для старшей группы ДОО
 

Месяц 1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя
Сентябрь Педагогическая диагностика «Среди гор в долине Ергач лежит старинный» «Достопримечательности поселка Ергача»
Октябрь «Где работают наши родители?» «Улицы нашего поселка» «Они прославили наш Ергач» «Водоемы Ергача»
Ноябрь «Природные ископаемые Ергача» «Природа родного края» «Праздники в Ергаче» «Родной поселок»
Декабрь «Города, которые рядом» «Сказки Кунгурской ледяной пещеры» «Родной Кунгурский район»
Январь - - «История становления Кунгурского района» «Главный город Пермского края»
Февраль «Прошлое родного края» «Знаменитые люди Прикамья»
Март «Народы, населяющие наш край» «Природа Урала»
Апрель «Природные ископаемые Урала» «Праздники на Урале» «Родной свой край люби и знай» «Счастливый случай»
Май «Они защищали Родину» «История возникновения Руси» «Наша древняя столица»


Приложение 3 Перспективный план по реализации программы 
«От ступеньки дома до крыши вселенной» для старшей группы ДОО (извлечение)

Скачать приложение 3

1 Здесь и далее указаны темы из тематического плана программы «От ступеньки дома до крыши вселенной» для подготовительной к школе группы. — Примеч. авт. 

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 15 сентября 2017 г.
      • Типичные нарушения в кадровом документообороте ДОО
      • Вавилова А. А.
        старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее


      Школа Менеджера образования




      © МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
      Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;
      • подарок за регистрацию: видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль