Организация родительских собраний в ДОУ

2376

Организация родительских собраний в ДОУ

Эффективной формой взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников является родительское собрание. Именно на собрании у воспитателя есть возможность познакомить родителей с содержанием работы конкретной группы и дошкольной образовательной организации в целом, нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность ДОО, обсудить имеющиеся проблемы и планируемые мероприятия.

Сложности при организации родительских собраний в ДОУ

Но, как показывает практика, данная форма взаимодействия связана с определенными трудностями. Педагоги, имеющие небольшой опыт работы, боятся, что им зададут вопрос, на который они не смогут ответить. Многие воспитатели не могут грамотно выстроить ход родительского собрания, подобрать эффективные методы и приемы его ведения, определить необходимое содержание.

Выбор редакции:

Сборник лучших материалов по теме
«Взаимодействие с родителями»


Между тем организация родительских собраний в ДОУ  требует творческого подхода, использования методов активизации родителей, которые будут способствовать формированию у них интереса к предлагаемой информации, смогут вызвать ассоциации с собственным опытом воспитания и, возможно, помогут им переосмыслить свои воспитательные позиции, потому что новые знания позволяют по-новому взглянуть на ту или иную проблему. Таким образом, в ходе подобных мероприятий необходимо стремиться к тому, чтобы родители были их активными участниками.

Кроме того, при организации родительского собрания и любой другой формы общения с семьями воспитанников специалисты рекомендуют опираться на следующие принципы:

отсутствие критики всех участников образовательных отношений;создание условий для высказывания собственного мнения, позиций;удовлетворение познавательного интереса участников взаимодействия.

Традиционно в начале учебного года в группах ДОО проводятся родительские собрания, основными целями которых являются установление контакта педагогов с родителями, моделирование перспектив взаимодействия, решение организационных вопросов.

В условиях обновления законодательства в сфере образования дополнить содержание данного родительского собрания могут вопросы о правах и обязанностях родителей по воспитанию детей. Однако их освещение требует тщательной подготовки и предварительной работы. Педагоги должны сами хорошо разбираться в теме, которую предлагают слушателям, заранее подготовиться к мероприятию. Диалог должен строиться по принципу «глаза в глаза». Только тогда возникнет доверие и взаимопонимание между сторонами.

При включении в содержание родительского собрания вопросов о правах и обязанностях родителей по воспитанию детей его дополнительными целями могут стать повышение правовой культуры родителей и конкретизация их знаний основных положений соответствующих нормативных документов. Достижение этого возможно посредством решения следующих задач:

формирование у родителей понимания того, что право и обязанность по воспитанию их ребенка принадлежат им;расширение знаний родителей в вопросах воспитания и образования ребенка с учетом современных требований;оказание помощи в выстраивании гармоничных отношений с ребенком и педагогическим коллективом ДОО.

В рамках данной встречи также следует уделить внимание и правам ребенка, т. к. предупреждение их нарушений в семье и дошкольной образовательной организации является важнейшим направлением взаимодействия педагогов и родителей. Эта проблема особенно актуальна в современном обществе. К сожалению, одна из причин увеличения числа нарушений прав детей в настоящее время — пробелы в правовом образовании окружающих их взрослых.

Родительские собрания в ДОУ в начале года

Многие родители и педагоги забывают о том, что ребенок — член общества, имеющий свои права. И их, как и права любого гражданина, нужно знать, уважать и не нарушать. Зачастую родители не знают, какие нормативные документы регламентируют права ребенка, но, как известно, незнание не освобождает от ответственности. Поэтому задача педагогов — осуществлять правовое просвещение родителей по этим вопросам.

При этом важно понимать, что детальному обсуждению прав и обязанностей родителей по воспитанию детей следует посвящать отдельное тематическое родительское собрание или другое мероприятие. Родительские собрания в ДОУ в начале года нацелены на то, чтобы напомнить родителям о том, что они являются непосредственными участниками образовательных отношений, имеют право знакомиться с содержанием воспитательно-образовательной работы, используемыми педагогами методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, с успехами и достижениями своих детей, а также принимать участие в организации и проведении совместных мероприятий с дошкольниками в ДОО.

Все это ставит перед педагогами задачу грамотного подхода к планированию родительского собрания, которое не должно превратиться в декламацию того, что родители обязаны или не обязаны делать. Учитывая актуальность этой проблемы, в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 86» г. Братска Иркутской области вошла в практику организация семинаров-практикумов с педагогическим коллективом, предшествующих родительским собраниям в группах. В ходе проведения данного мероприятия педагоги берут на себя роли родителей, что позволяет им лучше понять их образовательные запросы и потребность в той или иной информации, скорректировать содержание предстоящего родительского собрания и тем самым сделать его наиболее эффективным. В качестве примера в приложении представлен сценарий семинара-практикума с педагогами ДОО на тему «Родительское собрание: „Права и обязанности родителей по воспитанию детей“».

Приложение
Сценарий семинара-практикума с педагогами ДОО на тему: «Родительское собрание: „Права и обязанности родителей по воспитанию детей“»

Цели: систематизация знаний педагогов о правах и обязанностях родителей по воспитанию детей, подготовка к проведению родительского собрания в группе.

Задачи:

расширение знаний педагогов нормативных документов, регламентирующих права и обязанности родителей по воспитанию детей;создание условий для применения педагогами творческого подхода к подготовке и проведению родительского собрания;закрепление методов и приемов, используемых в ходе проведения родительского собрания.

Предварительная работа:

оформление информационного стенда с выдержками из нормативных документов (Декларации прав ребенка, Конвенции ООН о правах ребенка, Семейного кодекса Российской Федерации от  29.12.1995 №  223-ФЗ, Федерального закона от  29.12.2012 №  273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказа Минобрнауки России от  17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»);оформление наглядно-агитационного буклета «Шпаргалки для родителей»;выпуск фотогазет «Право на…» («Право на игру», «Право на образование», «Право на жизнь» и т. д.);организация выставки детских рисунков на тему «Моя семья».

Оборудование: мультимедийная аппаратура; доска для записей; маркеры; карточки зеленого и красного цветов.

Ход семинара-практикума:

Вступительное слово старшего воспитателя ДОО:
Уважаемые педагоги, сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о правах и обязанностях родителей по воспитанию детей. Эта проблема часто затрагивалась в произведениях русских классиков. Так, И. С. Тургенев утверждал, что «семья — то гнездо, где формируется человек, где определяются его взгляды, характер, во многом — судьба». Жизненный стержень, сформированный в семье, помогает выжить, выстоять, сохранить себя и свою личность в любых условиях, помогает обрести подлинное человеческое счастье.

Зачастую родители до конца не осознают, какую роль они играют в воспитании ребенка. Передавая его воспитателям детского сада, родители как бы самоустраняются от воспитательного процесса. Между тем семья является главным институтом воспитания, и родители имеют вполне определенные права и обязанности. Наша с вами задача рассказать им о них, донести в доступной форме. Одним из эффективных и знакомых нам способов сделать это является родительское собрание, которое мы сегодня попробуем провести. Функции ведущего я возьму на себя, а вам предстоит выступить в роли родителей.

Итак, тема родительского собрания — «Права и обязанности родителей по воспитанию детей». Содержание этой встречи или его фрагменты могут быть использованы в рамках родительского собрания, организуемого в начале учебного года.

Вступительное слово ведущего:
Добрый день, уважаемые родители! Я благодарна вам за то, что вы пришли на эту встречу. Рассчитываю на вашу помощь, поддержку, понимание. Я уверена, что наше сотрудничество будет успешным. Но прежде чем мы с вами начнем собрание, я предлагаю вам разделиться на подгруппы.

(Педагоги, выступающие в роли родителей, выбирают карточки красного или зеленого цветов и в соответствии с ними делятся на две подгруппы.)

Слово ведущего:
Сегодня мы с вами поговорим о наших правах и обязанностях как родителей по отношению к детям. На карточках, которые вы выбрали, написаны народные пословицы. Как мы с вами знаем, в каждой пословице заложен глубокий смысл, результат жизненных наблюдений не одного поколения людей. Давайте по очереди прочитаем их и поясним содержание.

Пословицы о семье:Детишек воспитать — не курочек пересчитать.


Детки хороши — отцу-матери венец, худы — отцу-матери конец.

И птица, высадив и выкормив птенца, его летать учит.

Каково семя, таково и племя.
(Педагоги-«родители» читают пословицы и раскрывают их содержание.)

Слово ведущего:
Говоря о роли семьи в воспитании ребенка, необходимо понимать, что такое «семья». (После ответов педагогов-«родителей» ведущий обобщает их.) Согласно Толковому словарю С. И. Ожегова и  Н. Ю. Шведовой семья — это группа живущих вместе родственников; объединение людей, сплоченных общими интересами. (Демонстрируется слайд с изображением семьи.) Ценность семьи как важнейшего института воспитания и социализации детей никогда не вызывала сомнений. Семья несет в себе то, что невозможно заменить ничем. Какие еще пословицы о семье вы знаете и какой смысл заложен в них? (Педагоги-«родители» вспоминают пословицы о семье и пытаются раскрыть их содержание.)
Международным сообществом по защите прав ребенка приняты важные документы, призванные обеспечить защиту прав детей во всем мире.

Вопрос для обсуждения:
Какие нормативные документы регламентируют права и обязанности родителей и детей?

(Педагоги-«родители» отвечают.)

Вопрос для обсуждения:
Какие именно права регламентируют данные документы?

(С целью активизации участников собрания каждой подгруппе выдается распечатка с выдержками из  какого-либо нормативного документа, регламентирующего права и обязанности родителей и детей, которые педагоги-«родители» должны просмотреть и прокомментировать.)

Слово ведущего:
Помощь в вопросах воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, развития индивидуальных особенностей и необходимой коррекции нарушений развития призвана оказывать сеть дошкольных образовательных организаций.
ДОО в своей деятельности руководствуются федеральным и региональным законодательством, решениями соответствующего органа управления образованием, а также локальными нормативными актами.

Вопрос для обсуждения:
В каких локальных нормативных актах, регламентирующих деятельность ДОО, указываются права воспитанников и их родителей (законных представителей)?

(Педагоги-«родители» предлагают варианты ответов.)

Вопрос для обсуждения в группах:
Каким бы вы хотели видеть своего ребенка в будущем?

(Педагоги-«родители» обсуждают (на обсуждение дается 2 минуты) качества, которые они хотели бы видеть в своих детях. Затем на доске по очереди записывают и зачитывают их. Повторяющиеся качества не записываются. Таким образом, создается общий список желаемых качеств.)

Слово ведущего:
А теперь давайте поговорим, что мы как родители уже сделали или делаем для того, чтобы наш ребенок обладал данными качествами.

(Педагоги-«родители» дают различные варианты ответов. Затем демонстрируется слайд — психологический портрет выпускника детского сада.)

Вопрос для обсуждения:
Какие знания и умения должны быть сформированы у ребенка на этапе завершения дошкольного образования?

(Педагоги-«родители» предлагают различные варианты ответов. Затем им выдается распечатка с выдержками из федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования — «целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования».)

Слово ведущего:
Конечно, каждый из вас мечтает о том, чтобы ваш ребенок вырос умным, самостоятельным, инициативным, думающим, многое знал и умел. И уже сейчас мы стремимся создать для этого все условия, записывая детей в различные кружки и секции, забывая о том, что ребенку нужно прежде всего внимание, доверительное общение, совместные прогулки, игры и досуг. Прислушайтесь к своему ребенку, и вы поймете, что ему нужно в данный момент. Следующее задание позволит вам понять вашу воспитательную позицию.

Тест «Какие мы родители?»

Участникам родительского собрания предлагается оценить свои родительские качества, анонимно ответив на вопросы предложенного теста.

(Звучит спокойная музыка. Ведущий раздает участникам листы с тестом. Родители заполняют их, а затем определяют результат, используя предложенный ключ.)

Заключительное слово ведущего:
По результатам пройденного теста многие из вас наверняка увидели свои недостатки в подходе к воспитанию ребенка. Справиться с имеющимися трудностями вам помогут запланированные в ДОО интересные мероприятия, которые вы сможете посещать в течение учебного года, в т. ч. вместе с ребенком.
Дорогие участники собрания, все, о чем мы сегодня с вами говорили, обобщено в памятке «Шпаргалки для родителей». В конце семинара хочу привести слова В. Г. Белинского: «На родителях, на одних родителях лежит священнейшая обязанность сделать своих детей человеками, обязанность же учебных заведений — сделать их учеными, членами государства. Так давайте же вместе будем наших детей делать человеками…».

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 15 сентября 2017 г.
      • Типичные нарушения в кадровом документообороте ДОО
      • Вавилова А. А.
        старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее


      Школа Менеджера образования




      © МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
      Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
      • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
      • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль