Планирование образовательной деятельности в ДОО: принципы и структура

2691

Сегодня нельзя назвать общие принципы и правила, регламентирующие применение технологий реализации образовательных проектов. Для дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) документом по реализации учебной программы является перспективный план образовательной работы. Это намеченный заранее комплекс критериев, в числе которых порядок, последовательность и сроки выполнения работ.

Необходимость оптимизации структуры планирования образовательной деятельности в ДОО определяется отказом от «учебной модели», пониманием знаний как главной цели, а занятий как базовой формы их получения, признанием обучающих и развивающих возможностей организации детских видов занятости в режимных моментах, роли и места семьи в реализации образовательной программы (таблица).

Выбор редакции:

Сборник лучших материалов по теме
«Управление персоналом»


Таблица

Примерная структура перспективного плана образовательной деятельности в ДОО

Задачи, решаемые в рамках образовательных областей Совместная деятельность педагога и детей Взаимодействие с семьями воспитанников, социальными партнерами
НОД Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Перспективный план отражает представления воспитателя о значении разных видов занятости дошкольников в том или ином возрасте, об организации совместной деятельности детей самостоятельно и совместно со взрослыми, об осуществлении выбора форм и методов работы с воспитанниками, о подходах к реализации принципов построения учебного процесса.

Технологические аспекты планирования образовательной деятельности в ДОО

Рассматривая технологические аспекты планирования образовательной деятельности в ДОО, можно предложить следующую последовательность действий:

  1. распределение учебной нагрузки в режиме дня с учетом соответствующих нормативных документов;
  2. обеспечение сбалансированности и грамотного чередования различных видов детской занятости;
  3. равнодолевое соотношение времени, отводимого на решение задач различных учебных областей;
  4. оптимизация учебной нагрузки в течение недели (создание модуля плана организации учебной занятости), планирование совместной со взрослым и самостоятельной деятельности дошкольников;
  5. реализация диагностических мероприятий и индивидуальной работы с детьми в ходе планирования образовательной деятельности в ДОО;
  6. определение объективных оснований и форм взаимодействия ДОО с семьями воспитанников и социальными партнерами, их места в перспективном плане.

Важно учитывать особенности работоспособности детей в течение дня при отборе форм работы, видов детской занятости и их количества. К примеру, утром, когда дети бодры и полны сил, стоит планировать трудоемкие формы работы: беседы, наблюдения, дидактические игры, дежурства и др., как простые формы работы, и интегрированные и комплексные занятия, детские лаборатории, практикумы и др., как составные. И уже в зависимости от уставания дошкольников педагогу стоит подключать сюжетно-ролевые, театрализованные и подвижные игры, чтение художественной литературы, пение и др.

На основании рассмотренных положений создаются технологические карты, в которых дается примерный план распределения нагрузки по образовательным областям (приложение 1).

Особенности планирования образовательной деятельности в ДОО

Изменения в работоспособности детей, которые могут происходить в течение недели, связано с содержанием планируемых форм организации детских видов занятости. Например, в середине недели стоит проводить мероприятия, которые требуют от дошкольников максимальной сосредоточенности и повышенной познавательной активности: составление описательных рассказов, дидактические игры, беседы, индивидуальная работа по формированию элементарных математических представлений, развитие речи, сенсорное развитие и др.

В дни минимальной работоспособности при планировании, учитывая особенности образовательной деятельности в ДОО, стоит обращать внимание на такие формы работы, которые не требуют от ребенка дополнительных усилий: индивидуальная работа по изодеятельности, чтение художественной литературы, слушание музыки, песенное творчество, сюжетно-ролевые игры и др.

Модуль как структурный блок в процессе планирования образовательной деятельности в ДОО и образовательные задачи

Результатом работы педагога становится создание модуля – унифицированного структурного блока плана работы по организации образовательной деятельности (приложение 2). Используя модуль как структурную основу календарного плана, педагог может равномерно распределить нагрузку по месяцам, установить очередность и сменяемость различных видов занятости, обеспечить преемственность учебных задач, решаемых разными специалистами ДОО.

Важно обращать внимание на то, что при правильном планировании образовательной деятельности в ДОО должна быть понятно отражена не только периодичность обращения к конкретным формам работы, но и процесс преемственности образовательных задач на всех этапах деятельности. Например, задачами работы в вечернее время могут быть дополнение, уточнение и повторение информации, которая была получена в процессе утренней прогулки в группе. Задача поддержки процессов развития детей требует оптимизацию доли ее самостоятельности при выполнении разных видов занятости.

Планирование должно отражать задачи по организации применения дошкольниками опыта, знаний и умений для решения разных задач, осуществления актуальной деятельности. Также нужно руководствоваться знаниями об игровой, практической, творческой, учебной задачах. А для того чтобы задачи, формулируемые педагогом, соответствовали уровню развития детей, важно правильно оценить степень сформированности навыков.

В планировании образовательной деятельности в ДОО должны также найти отражение задачи педагога по организации, поддержке и развитию разных видов самостоятельной деятельности детей. В зависимости от возраста воспитанников и роли, которую берет на себя воспитатель, задачи могут быть сформулированы по-разному.

В задачах также должна найти отражение динамика развития детей, показателем которого может стать уровень их самостоятельности. Пример отражения подобной динамики в средней группе представлен в приложении 3.

Организация диагностических мероприятий и индивидуальная работа с детьми в процессе планирования образовательной деятельности в ДОО

Мониторинг представляет собой систему мероприятий, которая позволяет организовать отслеживание изменений, касающихся образовательного процесса. Курс на решение задач индивидуализации обучения определяется принятием системой образования целевых установок, поддерживающих личностное становление. В связи с этим комплекс мероприятий диагностики должен быть органичной частью образовательного процесса, его своеобразной направляющей.

Практика свидетельствует, что внедрение мониторинга делает работу педагога в процессе планирования образовательной деятельности в ДОО более осмысленной и эффективной, позволяет постоянно быть в курсе актуальных новостей, получать обратную связь, видеть полную картину достижений группы, оценивать динамику развития каждого ребенка в течение года.

Базовыми методами мониторинга выступают педагогическое наблюдение и анализ результатов деятельности дошкольников. Так, диагностические задания должны быть составляющей детских видов деятельности (игр, трудовых поручений, игровых ситуаций, экспериментирования, занятий и др.) и помочь найти свое место в плане образовательной работы. Для дошкольников будет продолжаться игра, разворачиваться сюжет урока, выполняться привычная работа, наблюдая за которой и анализируя ее результаты, педагог сможет определить уровень развития каждого ребенка.

При планировании образовательной деятельности в ДОО нужно уделять внимание не только задачам выявления результатов освоения обязательной части основной образовательной программы ДО, но и части, которая формируется участниками образовательных отношений. С учетом содержания парциальных программ, тему инновационной деятельности, особенности контингента детей, возникает необходимость дополнительных параметров оценки эффективности образовательного процесса.

Благодаря планируемым результатам внедрения образовательной программы появляется возможность конкретизировать задачи педагогического процесса на каждом возрастном этапе, анализировать эффективность его реализации, корректировать модель по части форм и методов воспитания и развития дошкольников.

На основе результатов диагностических мероприятий также производится индивидуальное планирование образовательной деятельности в ДОО с детьми. В перспективном плане резервируется время на данное направление, а уточнение и конкретизация содержания индивидуальной работы осуществляются в календарном плане.

Одним словом, построение педагогического процесса на диагностической основе – это важное условие для его индивидуализации. Основные положения ФГОС ДО гарантируют необходимость включения форм взаимодействия с семьей и социумом в структуру планирования.

Любой вопрос, понятие, тематический блок осваивается детьми в рамках триады: совместная деятельность с педагогом – самостоятельная деятельность – совместная деятельность с родителями. В связи с этим в планировании образовательной работы в ДОО должны предусматриваться аспекты изучаемых тем, определенные формы работы, которые целесообразно реализовать в рамках одного из компонентов данной триады.

В качестве примера в приложении 4 представлен план реализации задач раздела «Формирование культуры безопасности».

Приложение 1

Примерное распределение форм работы с детьми в течение дня

Образовательная область Время в режиме дня
1-я половина 2-я половина
Физическое развитие Прием детей на воздухе в теплое время года. Утренняя гимнастика (подвижные игры, игровые сюжеты). Гигиенические процедуры (обширное умывание, полоскание рта). Закаливание в повседневной жизни (облегченная одежда в группе, одежда по сезону на прогулке, воздушные ванны). Специальные виды закаливания. Физкультминутки. Прогулки, двигательная деятельность на воздухе Гимнастика после сна. Закаливание (воздушные ванны, ходьба босиком в спальне). Физкультурные досуги, игры и развлечения. Самостоятельная двигательная деятельность. Работа студий ритмической гимнастики, хореографии, спортивных секций. Прогулка (индивидуальная работа по развитию основных видов движений)
Познавательное и речевое развитие Дидактические игры. Наблюдения. Беседы. Экскурсии. Исследовательская работа, детское экспериментирование Развивающие игры. Интеллектуальные досуги. Занятия по интересам. Индивидуальная работа. Чтение (слушание) художественной литературы. Самостоятельная познавательная деятельность детей
Социально- коммуникативное развитие Утренний прием детей, индивидуальные и подгрупповые беседы. Оценка эмоционального состояния группы с последующей коррекцией плана работы. Формирование навыков культуры еды. Этика быта, трудовые поручения. Дежурства в столовой, в уголке природы, помощь педагогам в подготовке к занятиям. Формирование культуры общения. Театрализованные, сюжетно-ролевые игры Воспитание в процессе хозяйственно-бытового труда и труда в природе. Эстетика быта. Тематические досуги в игровой форме. Работа в книжном уголке. Общение младших и старших детей (совместные игры, спектакли, дни дарения). Сюжетно-ролевые игры
Художественно-эстетическое развитие Творческие мастерские. Эстетика быта. Экскурсии в природу. Посещение музеев. Самостоятельная творческая деятельность детей Работа студий, кружков художественно-эстетической направленности. Музыкально-художественные досуги. Чтение (слушание) художественной литературы. Индивидуальная работа

Приложение 2

Модуль плана организации образовательной деятельности

День недели Место в режиме дня Формы работы
Понедельник Утро. Работа в группе Беседы. Сюжетно-ролевые игры. Развивающие игры. Наблюдения в уголке природы
Утренняя прогулка Наблюдения. Трудовые поручения. Дидактические игры. Подвижные игры. Спортивные упражнения. Сюжетно-ролевые игры
Вечерняя прогулка Наблюдения. Подвижные игры. Игровые физические упражнения. Самостоятельная двигательная деятельность
Вечер. Работа в группе Чтение и рассказывание произведений литературы и фольклора. Сюжетно-ролевые игры. Труд в уголке природы
Вторник Утро. Работа в группе Практические упражнения по формированию культурно-гигиенических навыков. Знакомство с произведениями искусства. Беседы. Сюжетно-ролевые игры. Художественный труд
Утренняя прогулка Наблюдения. Трудовые поручения. Экспериментирование. Подвижные игры. Оздоровительные пробежки. Сюжетно-ролевые игры
Вечерняя прогулка Народные игры. Наблюдения. Музыкальные игры. Игровые физические упражнения
Вечер. Работа в группе Сюжетно-ролевые игры. Дидактические игры. Самостоятельная деятельность в уголке сенсорного развития. Слушание музыкальных произведений
Среда Утро. Работа в группе Дежурство на занятиях. Беседы. Экспериментирование. Наблюдения в уголке природы. Сюжетно-ролевые игры. Рассматривание иллюстраций детских книг. Самостоятельная игровая деятельность
Утренняя прогулка Наблюдения. Трудовые поручения. Элементы спортивных игр. Сюжетно-ролевые игры. Дидактические игры. Игровые физические упражнения
Вечерняя прогулка Наблюдения. Подвижные игры. Самостоятельная двигательная деятельность. Игровые физические упражнения
Вечер. Работа в группе Беседы. Самостоятельная деятельность в уголке физического воспитания. Театрализованные игры. Чтение и рассказывание произведений литературы и фольклора
Четверг Утро. Работа в группе Детские исследовательские проекты. Конструктивные игры. Хозяйственно-бытовой труд. Дежурство в уголке природы. Самостоятельная деятельность в уголке книги. Сюжетно-ролевые игры
Утренняя прогулка Наблюдения. Трудовые поручения. Подвижные игры. Оздоровительные пробежки. Сюжетно-ролевые игры. Игровые физические упражнения
Вечерняя прогулка Наблюдения. Элементы спортивных игр. Подвижные игры. Дидактические игры
Вечер. Работа в группе Сюжетно-ролевые игры. Беседы. Самостоятельная игровая деятельность. Самостоятельная деятельность в уголке уединения
Пятница Утро. Работа в группе Сюжетно-ролевые игры. Коррекционно-оздоровительные игры. Песенное творчество. Наблюдения в уголке природы
Утренняя прогулка Эксперименты с песком, снегом, водой. Игры-забавы и развлечения. Наблюдения. Подвижные игры. Сюжетно-ролевые игры. Спортивные упражнения
Вечерняя прогулка Оздоровительные пробежки. Дидактические игры. Игровые физические упражнения. Сюжетно-ролевые игры
Вечер. Работа в группе Сюжетно-ролевые игры. Самостоятельная игровая деятельность. Самостоятельная деятельность в уголке музыкального воспитания. Вечера развлечений

Приложение 3

Усложнение образовательных задач в соответствии с динамикой развития детей в средней группе

Время проведения Задачи обучения, воспитания, развития
Образовательная область «Физическое развитие». Спортивная игра – футбол1
Сентябрь Знакомить детей с элементами игры, правилами. Учить выполнять функции игроков
Ноябрь Учить детей рассказывать знакомые правила, выступать в роли судей, контролировать соблюдение правил игроками
Февраль Учить детей выступать в роли капитанов, организовывать игру команды, действовать в рамках правил
Апрель Помогать детям самостоятельно организовывать игру, распределять роли в игре, выступать в качестве тренеров
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие». Практические упражнения по самообслуживанию
Сентябрь Продолжать учить детей самостоятельно надевать предметы одежды, приводить одежду в порядок после прогулки, аккуратно складывать ее в шкафчик
Ноябрь Учить детей самостоятельно контролировать свой внешний вид, аккуратность размещения вещей в шкафчике
Февраль Учить детей оказывать посильную помощь малышам в ходе сбора на прогулку (завязывать шарф, надевать варежки, застегивать пуговицы и т. д.)
Апрель Предоставить детям возможность выступить в качестве наставников малышей, научить их надевать различные предметы одежды, снимать их, аккуратно размещать в шкафчике

Приложение 4

Содержание взаимодействия ДОО и семьи по реализации раздела «Формирование культуры безопасности» ООП ДО в старшей группе

Совместная деятельность педагога и детей Самостоятельная деятельность детей в ДОО Совместная деятельность детей и родителей
Чтение и обсуждение русской народной сказки «Война грибов» (в обр. А. Толстого) Театрализованные игры по сказке; рисование иллюстраций; рассматривание альбома «Грибы» Придумывание продолжения сказки с новыми персонажами, выполнение иллюстраций к сказке
Трудовое поручение – кормление птиц; организация наблюдения за ними; познавательный рассказ «Почему важно подкармливать птиц» Наблюдение за птицами; рисование птиц Изготовление кормушки и вывешивание ее за окном или во дворе; организация регулярного кормления птиц
Составление сюжетных рассказов по картинкам «Береги свое здоровье»; практические упражнения по формированию культурно-гигиенических навыков Сюжетно-ролевая игра «Больница» Составление рассказа на тему «Как в нашей семье заботятся о здоровье»; рисование на данную тему; подготовка к конкурсу рецептов «Полезные блюда»
Чтение книг о домашних животных; просмотр телепередач по данной теме; рассматривание тематических альбомов Заполнение и оформление книжки-малышки на печатной основе «Домашние животные» Чтение книг о животных; составление рассказов о домашних питомцах; подготовка к участию в фотовыставке

1 С октября по май игра организуется в спортивном зале. – Примеч. авт.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль