Формирование графических навыков у дошкольников: владение карандашом

95

Сегодня многие педагоги сталкиваются с родителями, считающими, что главным при подготовке к школе выступает обучение детей чтению, счету, письму, и зачастую это мнение оказывается ошибочным. Между тем более важно развивать графические навыки у дошкольников в качестве основной части работы по подготовке детской руки к письму.

Под графическими навыками понимается уровень владение карандашом, а также умение рисовать, заштриховывать, обводить, соединять линии по точкам и т. д. Графические навыки у дошкольников выполняют одну из ключевых функций при выполнении заданий почти во всех областях знаний. Практика показывает, что обучение графическим навыкам в группе дошкольников происходит неравномерно. Так, одни дети быстро учатся держать в руках карандаш, другие — с трудом, а потому им тяжело даются даже простые задания.

И надо сказать, данный факт практически не зависит от возрастного критерия. Сегодня можно встретить дошкольников трех и шести лет, которые будут работать с карандашом практически на одном уровне. Причина тому - сложные, многокомпонентные нейрофизиологические механизмы, которые лежат в основе графических навыков у дошкольников. 

Предпосылки к развитию графических навыков у дошкольников

Для того чтобы ребенок успешно осваивал рисование, штриховку и т. д., у него должны быть сформированы предпосылки графической деятельности.

В число предпосылок к развитию графических навыков у дошкольников входят:
  1. развитая мелкая моторика — способность брать мелкие предметы и оперировать с ними;
  2. развитая  зрительно-моторная координация — способность согласовывать движение руки и взгляда;
  3. сформированное чувство ритма — ритмичное движение под музыку, счет, способность подражать чужому ритму и поддерживать свой собственный ритм;
  4. общая моторная зрелость — необходима для формирования усидчивости, способности поддерживать статичную позу;
  5. развитые зрительное восприятие и зрительное внимание — умение воспринимать изображение в целом;
  6. сформированные зрительно-пространственные представления — чувство композиции, формы, умение располагать рисунок на листе.

Значительная часть предпосылок графической деятельности формируется во время занятий физкультурой, на музыкальных занятиях, а также в ходе подвижных игр и повседневной двигательной активности детей.

Особенности развития графических навыков у дошкольников

Организуя работу по развитию графических навыков, важно следовать принципу «от простого к сложному». Для этого необходимо определить начальный уровень владения ребенком карандашом, а также выявить у него умение выполнять разные виды графических заданий. С учетом полученных данных педагог может постепенно предлагать воспитаннику более сложные задания, с поэтапной отработкой каждого вида графических заданий.

Кроме того, при развитии графических навыков у дошкольников важна работа с крупными изображениями (на весь лист формата А4, А3), проработка каждого нового навыка как будто «под лупой». Важно помнить и то, что не стоит перенапрягать руку во время рисования и письма, поскольку это может иметь ряд пагубных последствий. Так, это может коснуться здоровья ребенка (это нарушение ритма дыхания, повышенная утомляемость, нарушение осанки) и  подготовки руки к письму (это некорректное распределение мышечного тонуса, мышечные «зажимы», некорректная поза).

Если взрослыми не учитываются особенности формирования графических навыков у дошкольников, то детям еще сложнее выполнять даже простые задания, у них может появиться стойкое отрицательное отношение к рисованию, письму, графической деятельности в целом.

Важной задачей при формировании графических навыков у дошкольников выступает развитие свободных, ритмичных движений кисти руки. И для того чтобы легко справляться практически с любым графическим заданием, важно, чтобы ребенок обладал серией  автоматизированных движений. А плавность и ритм при этом являются важными условиями автоматизации любого движения.

Письмо само по себе — это серия плавных ритмичных движений, сопровождаемых продвижением кисти по строке вперед и в пределах строки вверх и вниз. По этой причине освоение плавных, ритмичных линий и узоров, автоматизация движений, умение рисовать одной и другой рукой и даже с открытыми и закрытыми глазами считаются показателями высокой подготовленности ребенка к обучению письму.

Кроме всего прочего, развитие графических навыков у дошкольников зависит еще и от возраста, степени подготовленности и от психофизиологических особенностей детей. Так, в начале года стоит организовать диагностическое занятие с той целью, чтобы воспитанники выполнили задания, являющиеся целью обучения на данном возрастном этапе. В случае, если ребенок не справился с ними, нужно предусмотреть для него индивидуальную программу, которая будет основана на заданиях для более младшего возраста. Если справится, но не исключительно качественно и при помощи взрослого, для этого ребенка адекватны задачи для данного возраста. Ну а если ученик справляется с легкостью, ему нужно предоставить задания повышенной сложности либо задания для следующего возрастного этапа.

Для эффективного формирования графических навыков, как правило, используются разные формы образовательной деятельности. Однако применять графические задания важно, прежде всего, в интересной для ребенка деятельности. Скажем, для детей раннего и младшего дошкольного возраста оптимальным будет графическое задание при изготовлении поделки либо в контексте сказочной истории, которую рассказывает или разыгрывает педагог.

В старшем возрасте используются те же приемы, но в более сложных вариантах, а также включение познавательного контекста (например, учимся рисовать иероглифы, как настоящие китайцы, или знаки брайлевской азбуки как секретный алфавит).

Таким образом, следует уделять особое внимание формированию графических навыков у дошкольников. Использование описанных рекомендаций при организации данной работы позволит детям сделать значительные успехи в овладении навыком письма в школе, даже если изначально уровень их графических навыков был низким.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 15 сентября 2017 г.
      • Типичные нарушения в кадровом документообороте ДОО
      • Вавилова А. А.
        старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее


      Школа Менеджера образования




      © МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
      Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;
      • подарок за регистрацию: видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль