Научно-методическая работа в ДОУ

1695
Организация методической деятельности в ДОУ осуществляется ежегодно, традиционно она выстраивается в трех плоскостях:   
  • по отношению к конкретному педагогу - предусматривает организацию индивидуальной занятости по совершенствованию психолого-педагогической и авторской компетентности каждого педагога;
  • по отношению к педагогическому коллективу ДОО — формирование коллектива единомышленников;
  • по отношению к общей системе непрерывного образования — изучение нормативных правовых актов, внедрение достижений науки и передовой педагогической практики.

Большое значение имеет методическая деятельность с вновь пришедшими педагогами. От того насколько четко будет продумана и спланирована методическая поддержка начинающего воспитателя, учтены его затруднения, творческий потенциал и уровень профессиональных знаний, зависит успешность его вхождения в педагогическую среду, адаптация в коллективе. Поэтому руководитель и старший воспитатель ДОО должны создать такую систему сопровождения молодых специалистов, которая помогла бы им легко адаптироваться, позволила применять на практике знания, полученные в ходе профессионального обучения, а также сформировать педагогические навыки взаимодействия с детьми и их родителями и свободно использовать их в различных педагогических ситуациях.

Выбор редакции:

Сборник лучших материалов по теме
«Управление персоналом»


Вопрос о том, как организовать методическую практику не является острым на сегодняшний день, хотя подходы к его решению в современных условиях несколько меняются. На эту тему написано много статей и издано достаточное количество методической литературы.

Многие творчески работающие педагогические коллективы также имеют свои наработки по организации методической деятельности в ДОУ, которые могут быть интересны и полезны их  коллегам-практикам.

Наиболее актуальным для дошкольных организаций в настоящее время стал вопрос «организации научно-методической службы, в т. ч. организации и проведения научных и методических конференций, семинаров», которая согласно ст. 28 Федерального закона от  29.12.2012 №  273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (далее — Закон №  273-ФЗ) относится, кроме прочего, к компетенции образовательной организации.

В рамках данной статьи попытаемся разобраться в понятиях «методическая работа в ДОУ» и «научно-методическая работа в ДОУ» и выделим ключевые особенности этих видов деятельности.

Методическая деятельность в ДОУ 

Определяя основные цели развития своей дошкольной образовательной организации, каждый руководитель вместе с педагогическим коллективом организует образовательный процесс на основе образовательной программы дошкольного образования. Согласно Закону №  273-ФЗ образовательная программа дошкольного образования разрабатывается и утверждается организацией самостоятельно в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее — ФГОС ДО) и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.

Напомним, что ФГОС ДО устанавливает ряд требований:

  • к структуре образовательной программы и ее объему;
  • условиям реализации образовательной программы (включающие требования к  психолого-педагогическим, кадровым, финансовым, материально-техническим условиям и развивающей предметно-пространственной среде);
  • результатам освоения образовательной программы, представленным в виде целевых ориентиров дошкольного образования.

Реализация данных требований предполагает принятие руководителем ДОО и старшим воспитателем (или заместителем руководителя по воспитательной и методической деятельности в ДОУ) оперативных решений, направленных на совершенствование образовательного процесса, анализ усилий педагогов, направленных на создание условий комфортного пребывания детей в группе и развитию личности каждого ребенка, выявление несоответствий между практикой и современными требованиями, которые задаются нормативными правовыми актами. При этом важно не только выявить проблемы, которые обнаруживают себя как несоответствие между «тем, что есть» и «тем, что требуется», но и подсказать педагогическому коллективу методы и приемы эффективной организации образовательной активности, пути повышения качества образования.

Из этого вытекает основная цель методической деятельности детского сада — обеспечение качества образования посредством повышения профессиональных знаний и умений педагогов. Постоянная связь содержания методической службы с ходом и результатами педагогической практики обеспечивает непрерывный процесс совершенствования их профессионального мастерства. В то же время методическая работа в ДОУ носит опережающий характер и отвечает за развитие всего образовательного процесса в соответствии с новыми достижениями педагогики и психологии.

Как уже отмечалось выше, в современных условиях меняются подходы к организации методической деятельности в ДОУ. Старший воспитатель не просто организует повышение профессионального уровня воспитателей, а выстраивает систему в соответствии с целями, задачами, условиями организации образовательного процесса в конкретный период, включая методическое сопровождение реализуемой в ДОО образовательной программы дошкольного образования, а также педагогов и родителей воспитанников как участников образовательных отношений. Важным направлением является обобщение и распространение педагогического опыта ДОУ.

Формы методической деятельности в ДОУ соответственно направлены на повышение профессиональных знаний и умений воспитателей, обобщение и внедрение лучшего педагогического опыта.

Научно-методическая работа в ДОУ 

Приоритетная цель научно-методической работы в ДОУ — обеспечение качества образования посредством повышения профессиональной компетентности педагогов и внедрение инновационных технологий в образовательный процесс в конкретном детском саду.

Научно-методическая служба направлена на повышение профессиональной компетентности педагогов, необходимой для обеспечения качества образования, путем совершенствования программно-методического сопровождения образовательной программы ДОО, а также научно-методическое содействие инновационному развитию образовательного процесса.

Формы научно-методической работы в ДОУ направлены, прежде всего, на вовлечение воспитателей в разработку и внедрение значимых и актуальных для конкретной ДОО современных технологий взаимодействия с детьми дошкольного возраста. Для этого организуется работа творческих коллективов, авторских мастерских, проводится индивидуальное консультирование, обучение на проблемных тематических курсах и др.

Организуя методическую службу, ДОО сотрудничает с вузами и методическими центрами для повышения квалификации педагогов на курсах и семинарах.Сотрудничество осуществляется не только с целью повышения квалификации педагогов, но и для организации экспериментальной деятельности по разрешению возникающих педагогических проблем своей организации. Для этого необходимо активное, долговременное взаимодействие педагогического коллектива ДОО с научным руководителем, консультантом.

Важно отметить, что научно-методическая работа не только удовлетворяет потребности педагогов в повышении профессиональной компетентности, но и решает сугубо индивидуальные для образовательного процесса ДОО задачи посредством разработки и внедрения в практику инновационных дидактических и методических решений.

Очевидно, что эффективная организация научно-методической активности требует и адекватного управленческого сопровождения. Поэтому можно выделить различия и в организационной структуре управления. Так, организационная структура методической деятельности — линейно-функциональная, предусматривающая линейное руководство, при котором доминирует основная структура управления — педагогический совет.

То есть методическая работа в ДОУ включается в годовой план по традиционной схеме и предусматривает использование разнообразных форм деятельности с педагогами.

При научно-методической работе в ДОУ матричная организационная структура, которая имеет инновационный вид, сочетающий линейно-функциональную и проектную структуры (создание временных рабочих или творческих групп по решению конкретной проблемы, реализации коллективного проекта и др.).

Доминирующими органами в этой структуре могут быть научно-методический совет, предметные кафедры (в большом детском саду), методические объединения, научно-исследовательская лаборатория, временные творческие группы педагогов, клуб воспитателей и др.

Важно понимать, что переход к новому виду деятельности непрост и под силу не каждому педагогу и даже не каждой ДОО. Для этого необходима новая модель научно-методической работы в ДОУ и постепенное включение педагогов в самостоятельный поиск новых знаний. При этом научно-методическая активность — это научное исследование, целью которого является получение своих собственных, т. е. авторских выводов и результатов (практического характера) деятельности с детьми дошкольного возраста в рамках избранной темы. Поэтому научно-методическую работу тоже нужно планировать в начале каждого учебного года.  

Конструируя (выбирая) оптимальную систему как методической, так и  научно-методической работы в ДОУ, необходимо учитывать:

  • годовые задачи педагогического коллектива;
  • результаты изучения педагогической деятельности воспитателей в ДОУ и выявленные затруднения, которые они испытывают в работе с детьми;
  • количественный и качественный состав педагогического коллектива (очевидно, что в коллективах, где работают преимущественно молодые или пожилые педагоги, или педагогические работники разного возраста, система методической деятельности будет разной по содержанию и по организации);
  • имеющиеся в коллективе традиции, приоритетные направления деятельности;
  • сравнительную эффективность различных форм методической работы в ДОУ (разные организационные формы обладают компенсаторными возможностями и могут эффективно дополнять друг друга);
  • меру в использовании тех или иных направлений, форм, приемов методической службы;
  • наличие времени и особенности ситуации для осуществления намеченной деятельности.

Научно-методическая работа в ДОУ может быть реализована в следующих направлениях:

  • работа педагогического коллектива над общей научно-методической темой (проблемой);
  • работа научно-методических объединений;
  • исследовательская работа педагогов, публикации;
  • проведение научно-практических семинаров и конференций;
  • работа с молодыми специалистами, воспитателями;
  • система курсовой подготовки педагогов;
  • участие членов педагогического коллектива в профессиональных конкурсах, смотрах;
  • работа по совершенствованию научно-методического обеспечения образовательного процесса и развивающих сред в группах;
  • работа с официальным сайтом ДОО и др.

Оптимальность сконструированной научно-методической работы в ДОУ может быть определена (оценена) по показателям результативности его деятельности. 

Поэтому очень важно определить реальные показатели конечного результата научно-методической работы, сформулировать критерии оценки.

Их количество может быть разное и зависит от специфики деятельности конкретной ДОО. При этом всегда необходимо учитывать:

  • результаты инновационной деятельности по совершенствованию и развитию образовательного процесса в ДОО, реализации образовательной программы дошкольного образования;
  • рациональные затраты времени педагогов на  научно-методическую работу и самообразование;
  • стимулирующую роль научно-методической работы в ДОУ: в коллективе улучшается психологический климат, растет творческая активность педагогов, их удовлетворенность результатами своего труда.

Важно помнить, что истинная оценка эффективности научно-методической деятельности дается по конечному результату деятельности ДОО, а не по числу разнообразно проведенных мероприятий.

Как мы видим, отличия научно-методической деятельности от традиционной методической деятельности в ДОО можно выделить в каждом из ее компонентов. Поэтому не следует путать эти виды деятельности.

Исходя из вышесказанного, научно-методическую работу в ДОУ можно определить как синтез двух процессов: научно-исследовательского и методического, направленных на осуществление научно-методического сопровождения образовательного процесса, поддержку, координацию инновационной, научно-исследовательской и  опытно-экспериментальной деятельности педагогов, процесса развития ДОО.

Таким образом, главная цель организации методической деятельности в ДОУ имеет двойной характер, а именно:

  • повышение профессиональной компетентности и  научно-методического уровня педагогов ДОО;
  • обеспечение образовательного процесса научно обоснованными средствами обучения (программами, планами, пособиями, комплектами и др.).



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль