-15% при подписке в феврале Получить скидку>>>
Справочник руководителя дошкольного учреждения

Примерная основная образовательная программа дошкольного образования: изучаем, анализируем, используем

  • 3 октября 2015
  • 0

Еще в 2007 году, в «старом», как мы сейчас его называем, Законе РФ от  10.07.1992 № 3266–1 «Об образовании»1, впервые появились положения об основных общеобразовательных программах, в т. ч. дошкольного образования, которые должны были самостоятельно разрабатываться, утверждаться и реализовываться образовательными учреждениями на основе федеральных государственных требований к структуре и условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее — ФГТ), а также на основе примерных основных образовательных программ дошкольного образования.

Текст примерной основной образовательной программы дошкольного образования, одобренной федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от  20.05.2015 № 2/15), смотрите на сайте fgosreestr.ru.

Начиная примерно с  2009—2010 гг., авторские коллективы существующих в тот период времени вариативных программ дошкольного образования («Детство», «Радуга», «От рождения до школы» и др.) приступили к их переработке в соответствии с ФГТ, после чего программы были переизданы с указанием нового статуса «примерная основная образовательная программа дошкольного образования».

Появились и совершенно новые авторские продукты (например, программа «Успех»), которые также позиционировали себя в качестве примерных основных образовательных программ дошкольного образования.


Не анализируя качество каждого из программных продуктов, стоит отметить, что все без исключения авторские коллективы, увы, выдавали желаемое за действительное. Вплоть до принятия нового Федерального закона от  29.12.2012 №  273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон №  273-ФЗ) и утверждения первого в истории российского дошкольного образования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее — ФГОС ДО, Стандарт)2, ни одна из вариативных программ не прошла экспертизу и соответственно не  получила-де-юре статус примерной основной образовательной программы дошкольного образования. Но не потому что эти программы были плохи или несовершенны. Напротив, по факту они выполняли роль примерных программ для дошкольных образовательных учреждений. Просто на федеральном уровне так и не был запущен механизм их экспертирования, авторским коллективам не предоставилась возможность узаконить свои программы в качестве примерных.

Планирование

СОСТАВЛЯЙТЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ПРАВИЛЬНО

В журнале «Справочник руководителя дошкольного учреждения» вы узнаете, как не допустить распространенные ошибки

Скачайте план программы

 

В настоящее время в соответствии с Законом №  273-ФЗ образовательные организации по-прежнему обязаны самостоятельно разрабатывать и реализовывать основные образовательные программы, только уже на основе ФГОС ДО и с учетом примерных программ. Какова разница в этих значениях?

«На основе» — указание на то, что какое-то обстоятельство (в данном случае ФГОС ДО) должно лежать в основании действий (в данном случае по разработке основной образовательной программы дошкольной образовательной организации).

«С учетом» — указание на то, что какое-то обстоятельство (в данном случае примерная программа) принимается во внимание при совершении действий (в данном случае по разработке основной образовательной программы).

Что делать образовательным организациям?

Согласитесь, если в федеральном реестре основных общеобразовательных программ появляется примерная основная образовательная программа дошкольного образования, первое, что должны сделать образовательные организации, — ознакомиться с ней. Это вопрос компетентности педагогических коллективов в целом и каждого педагога в отдельности. Нельзя решать, принимать эту примерную программу во внимание или нет для разработки основной образовательной программы дошкольного образования, если ты ее не изучил и не проанализировал.

Заседания методических советов, объединений, рабочие совещания или какие-либо другие формы методической работы в системе дошкольного образования должны быть посвящены «погружению» в примерную основную образовательную программу дошкольного образования. И только после подобной работы каждая образовательная организация вправе уже вполне осознанно ответить на вопрос: в какой степени ей необходимо учитывать данную примерную основную образовательную программу дошкольного образования?

Что представляет собой примерная основная образовательная программа дошкольного образования?

Во-первых, это достаточно небольшая по объему программа (76 с., включая список литературы), что называется, рамочного характера. Она строго соответствует требованиям ФГОС ДО, выдерживая заданную Стандартом структуру, без детализации части положений. Так, например, образовательные организации не найдут в ней не только самих режимов дня, но даже и рекомендаций по их составлению для детей разного возраста. Программа лаконично отдает решение этого вопроса «на откуп» самих образовательных организаций.

Так, согласно п. 3.6 «Планирование образовательной деятельности» «Программа не предусматривает жесткого регламентирования образовательного процесса и календарного планирования образовательной деятельности, оставляя педагогам Организации пространство для гибкого планирования их деятельности исходя из особенностей реализуемой основной образовательной программы, условий образовательной деятельности, потребностей, возможностей и готовностей, интересов и инициатив воспитанников и их семей, педагогов и других сотрудников Организации.

Недопустимо требовать от Организаций, реализующих Программу, календарных учебных графиков (жестко привязанных к годовому и другому типу планирования) и привязанных к календарю рабочих программ по реализации содержательных компонентов Программы.

Планирование деятельности педагогов опирается на результаты педагогической оценки индивидуального развития детей и должно быть направлено в первую очередь на создание психолого-педагогических условий для развития каждого ребенка, в т. ч. на формирование развивающей предметно-пространственной среды. Планирование деятельности Организации должно быть направлено на совершенствование ее деятельности и учитывать результаты как внутренней, так и внешней оценки качества реализации программы Организации».

В п. 3.7 «Режим дня и распорядок» указано, что «Программа оставляет за Организацией право на самостоятельное определение режима и распорядка дня, устанавливаемых с учетом условий реализации программы Организации, потребностей участников образовательных отношений, особенностей реализуемых авторских вариативных образовательных программ, в т. ч. программ дополнительного образования дошкольников и других особенностей образовательной деятельности, а также санитарно-эпидемиологических требований».

Во-вторых, данная примерная программа, как многие могли заметить, безымянна. Следует отметить, что также «безымянны» и другие примерные основные образовательные программы в системе общего образования. Потому что в отличие от авторских программ, имеющих ярко выраженное «лица необщее выраженье», примерная программа - это лишь модель (образец) реализации положений ФГОС ДО.

Подлинная реализация положений ФГОС ДО должна воплощаться в основных образовательных программах дошкольного образования, т. е. с учетом специфики всего комплекса условий, в которых протекает живая образовательная деятельность конкретной образовательной организации.

Структура примерной основной образовательной программы
дошкольного образования
  1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка:
1.1.1. Цели и задачи Программы.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы.
1.2. Планируемые результаты:
• Целевые ориентиры в младенческом возрасте.
• Целевые ориентиры в раннем возрасте.
• Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы.
1.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе.
2. Содержательный раздел
2.1. Общие положения.
2.2. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях:
2.2.1. Младенческий и ранний возраст:
• Младенческий возраст (2–12 месяцев).
• Ранний возраст (1–3 года).
2.2.2. Дошкольный возраст:
• Социально-коммуникативное развитие.
• Познавательное развитие.
• Речевое развитие.
• Художественно-эстетическое развитие.
• Физическое развитие.
2.3. Взаимодействие взрослых с детьми.
2.4. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников.
2.5. Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
3. Организационный раздел
3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка.
3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды.
3.3. Кадровые условия реализации Программы.
3.4. Материально-техническое обеспечение Программы.
3.5. Финансовые условия реализации Программы.
3.6. Планирование образовательной деятельности.
3.7. Режим дня и распорядок.
3.8. Перспективы работы по совершенствованию и развитию содержания Программы и обеспечивающих ее реализацию нормативно-правовых, финансовых, научно-методических, кадровых, информационных и  материально-технических ресурсов.
3.9. Перечень нормативных и  нормативно-методических документов.
3.10. Перечень литературных источников.

Как быть с авторскими программами?

Лучше всего ответить на этот вопрос, перефразируя слова знаменитого педагога, психолога, писателя Дейла Карнеги — «Перестаньте беспокоиться и продолжайте жить!».

ФГОС ДО позволяет образовательным организациям использовать весь спектр существующих программно-методических документов (авторские комплексные и парциальные программы, учебные пособия и т. п.).

Не исключает такой возможности и примерная основная образовательная программа дошкольного образования: «модульный характер представления содержания Программы позволяет конструировать основную образовательную программу дошкольной образовательной организации на материалах широкого спектра имеющихся образовательных программ дошкольного образования».

Главное требование — чтобы конечный продукт, т. е. основная образовательная программа дошкольного образования, соответствовал ФГОС ДО.

Сегодня фактически все наиболее востребованные авторские программы переработаны в соответствии со Стандартом. Ко многим из них прилагается достаточно полный комплект учебно-методических пособий, помогающих педагогу в реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

У каждой образовательной организации в соответствии со спецификой образовательной деятельности есть определенные образовательные предпочтения. Поэтому нет никаких оснований для того, чтобы отказываться от опоры на те  программно-методические продукты, которые наиболее полно отвечают потребностям образовательного процесса именно в вашей образовательной организации.

 

Навигатор образовательных программ дошкольного образования3:

• Примерная основная образовательная программа дошкольного образования.
• Образовательная программа дошкольного образования «Березка» / Авторы С.А. Трубицына, В.К. Загвоздкин, О.Ю. Вылегжанина, Т.В. Фишер, Т.А. Иконникова, К.И. Бабич.
• Образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» / Под ред. И.Е. Федосовой.
• Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет / Автор Н.В. Нищева.
• Образовательная программа дошкольного образования «Детский сад — дом радости» / Автор  Н.М. Крылова.
• Образовательная программа дошкольного образования «Детский сад по системе Монтессори» / Под ред. Е.А. Хилтунен.
• Образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Под ред. Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой.
• Образовательная программа дошкольного образования «Диалог» / Под ред. О.Л. Соболевой, О.Г. Приходько.
• Образовательная программа дошкольного образования «Дошколка.ру» / Автор С.П. Циновская.
• Образовательная программы дошкольного образования для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Л.В. Лопатиной.
• Образовательная программа дошкольного образования «Золотой ключик» / Под ред. Г.Г. Кравцова.
• Образовательная программа дошкольного образования «Истоки» / Под ред. Л.А. Парамоновой.
• Образовательная программа дошкольного образования «Миры детства: конструирование возможностей» / Под ред. Т.Н. Доронова.
• Образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» / Под ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой.
• Образовательная программа дошкольного образования «Мозаика» / Авторы В.Ю. Белькович, Н.В. Гребенкина, И.А. Кильдышева.
• Образовательная программа дошкольного образования «На крыльях детства» / Под ред. Н.В. Микляевой.
• Образовательная программа дошкольного образования «Открытия» / Под ред. Е.Г. Юдиной.
• Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
• Образовательная программа дошкольного образования «Первоцветы» / Под ред. Н.В. Микляевой.
• Образовательная программа дошкольного образования для детей раннего возраста (1–3 года) «Первые шаги» / Авторы Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова.
• Образовательная программа дошкольного образования «Радуга» / Под ред. Е.В. Соловьевой.
• Образовательная программа дошкольного образования «Разноцветная планета», часть 1 / Под ред. Е.А. Хамраевой, Д.Б. Юматовой.
• Образовательная программа дошкольного образования «Разноцветная планета», часть 2 / Под ред. Е.А. Хамраевой, Д.Б. Юматовой.
• Образовательная программа дошкольного образования «Тропинки» / Под ред. В.Т. Кудрявцева.
• Образовательная программа дошкольного образования «Успех» / Под ред. Н.В. Фединой.


1 Утратил силу с 1 сентября 2013 года в связи с принятием Федерального закона от  29.12.2012 №  273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». — Примеч. авт. >>вернуться в текст2Приказ Минобрнауки России от  17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». — Примеч. авт. >>вернуться в текст3Ознакомиться с образовательными программами дошкольного образования можно на сайте ФГАУ «ФИРО». — Примеч. ред. >>вернуться в текст

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования  
Дистанционное обучение 24/7

Выгодная подписка

Самое выгодное предложение на подписку

Получите скидку 15% на журналы до конца февраля

Забрать журналы

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (скачать в pdf).

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.