Организация работы учителя-логопеда в ДОО и лицее: фактор преемственности

49

Организация работы учителя-логопеда в ДОО и лицее: фактор преемственности
Мастер-класс для родителей по обучению детей грамоте
 

Вопросы преемственности дошкольного и начального образования всегда были и будут актуальными и по сей день. Подтверждение этому можно увидеть  в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Одной из задач Стандарта выступает обеспечение преемственности целей и содержания образования, которые должны быть реализованы в рамках образовательных программ различных уровней. Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования, они формируют у детей дошкольного возраста предпосылки к учебной деятельности.

Кроме того, на обеспечение преемственности направлен федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, согласно которому психолого-педагогические условия начального общего образования должны обеспечивать преемственность содержания и форм организации образовательного процесса.

Преемственность - это последовательный переход с одного уровня образования на другой, который проявляется в сохранении и изменении содержания, форм и методов обучения и воспитания, что учитывается при организации работы учителя-логопеда и других педагогов.

Как показывает опыт, для обеспечения постепенного вхождения дошкольников в школьную жизнь педагогам ДОО, учителям школы и родителям нужно:

  • реализовать общие взгляды на ребенка и организацию его подготовки к школе еще в детском саду;
  • синтезировать усилия для подготовки ребенка к школе и профилактики школьной дезадаптации;
  • способствовать взаимодействию всех участников образовательных отношений.

Начиная с 2000 г., МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 53» и МБОУ «Лицей № 10» г. Белгорода осуществляют работу по преемственности, особенностью которой является организация работы учителя-логопеда в сотрудничестве с  педагогами-психологами.

Целями взаимодействия специалистов является обеспечение преемственности учебно-воспитательного процесса, единство целей, задач, методов, средств, форм обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями в ДОО и лицее, а также их адаптация к условиям новой социальной ситуации развития.

Особенности воспитанников с тяжелыми нарушениями речи и возникающие у них трудности в процессе обучения заставили специалистов по-новому взглянуть на проблему преемственности дошкольного и начального общего образования.

В приложении представлен план организации работы учителя-логопеда, который предполагает осуществление преемственности по трем направлениям: с педагогами, детьми и их родителями.

Выстроенная таким образом работа специалистов ДОО и лицея, несомненно, способствует решению проблемы преемственности. В ходе взаимодействия учитель-логопед, педагог-психолог лицея имеют возможность познакомиться с контингентом воспитанников групп ДОО компенсирующей направленности, отслеживать динамику развития каждого ребенка и при необходимости планировать маршрут их дальнейшего психолого-педагогического сопровождения в школе. Согласовывая свою работу со специалистами ДОО, они создают условия для благоприятной адаптации в школе выпускников детского сада.

Анализ успеваемости в школе и определение промежуточной динамики речевого развития выпускников группы компенсирующей направленности дает при организации работы учителя-логопеда ДОО оценить эффективность проводимой ими коррекционно-развивающей деятельности. Так, по данным ежегодного мониторинга в период с 2005 по 2015 г. среди выпускников групп ДОО компенсирующей направленности детей с низким уровнем речевой готовности выявлено не было.

И, наконец, эффективное взаимодействие специалистов ДОО и лицея с родителями воспитанников подготовительных групп компенсирующей направленности позволяет объединить им усилия с целью подготовки детей к школе и профилактики у них школьной дезадаптации.

Приложение

План организации работы учителя-логопеда ДОО и лицея по осуществлению преемственности

Срок проведения Мероприятие Ответственный
Август
(4-я неделя)
Внесение коррективов и утверждение годового плана работы по преемственности между ДОО и лицеем Старший воспитатель, учителя-логопеды ДОО, учитель-логопед лицея
Октябрь
(2-я неделя)
Общесадовское родительское собрание на тему «Школьная готовность» для родителей воспитанников подготовительных групп ДОО компенсирующей направленности. Выступление учителя-логопеда лицея на тему «Речевое развитие как показатель готовности ребенка к школе» Учитель-логопед, учитель-дефектолог лицея, педагог-психолог, учителя-логопеды ДОО
Октябрь
(4-я неделя)
Встреча учителей начальных классов с родителями будущих выпускников подготовительных групп компенсирующей направленности на базе ДОО. Презентация на тему «Готовность ребенка к школе» Учителя начальных классов лицея, воспитатели подготовительной группы компенсирующей направленности, учителя-логопеды, педагог-психолог ДОО
Ноябрь
(3-я неделя)
Круглый стол с участием учителей первых классов, педагогов-психологов ДОО и лицея по результатам адаптации выпускников детского сада с нарушениями речи и  эмоционально-волевой и познавательной сфер Учителя начальных классов, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог лицея, учителя-логопеды, педагог-психолог ДОО
Декабрь
(4-я неделя)
Анализ успеваемости в школе и определение промежуточной динамики речевого развития выпускников подготовительной группы ДОО компенсирующей направленности Учитель-логопед, учитель-дефектолог лицея, учителя-логопеды ДОО
Февраль, март Психолого-педагогическое сопровождение и консультативная работа с родителями детей. Консультации для родителей с целью определения психологической готовности и уровня речевого развития будущих первоклассников Педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог лицея, учителя-логопеды, педагог-психолог ДОО
Март
(3-я неделя)
Праздник букваря на базе лицея с участием выпускников подготовительных групп ДОО компенсирующей направленности Учителя начальных классов, учитель-логопед, учитель-дефектолог лицея, учителя-логопеды ДОО
Апрель
(2-я неделя)
Определение уровня речевого развития выпускников подготовительных групп ДОО компенсирующей направленности Учитель-логопед, учитель-дефектолог лицея, учителя-логопеды ДОО
Апрель
(4-я неделя)
Участие в работе координационного совета по  психолого-педагогическому сопровождению будущих первоклассников. Совместное обсуждение уровня психологической готовности и речевого развития выпускников ДОО Старший воспитатель, педагог-психолог, учителя-логопеды, воспитатели подготовительных групп ДОО компенсирующей направленности, завуч начальной школы, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог лицея
Май (в течение месяца) Индивидуальные консультации для родителей выпускных групп Учитель-логопед, учитель-дефектолог лицея, учителя-логопеды ДОО
Май
(3-я неделя)
Круглый стол «Итоги совместной коррекционно-развивающей работы специалистов ДОО и лицея» на базе ДОО Учитель-логопед, учитель-дефектолог лицея, учителя-логопеды, воспитатели подготовительной группы компенсирующей направленности ДОО
Май
(4-я неделя)
Составление предварительного совместного плана работы по преемственности на новый учебный год Учитель-логопед, учитель-дефектолог лицея, учителя-логопеды ДОО



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль