Организация работы учителя-логопеда в ДОО и лицее: фактор преемственности

77

Организация работы учителя-логопеда в ДОО и лицее: фактор преемственности
Мастер-класс для родителей по обучению детей грамоте
 

Вопросы преемственности дошкольного и начального образования всегда были и будут актуальными и по сей день. Подтверждение этому можно увидеть  в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Одной из задач Стандарта выступает обеспечение преемственности целей и содержания образования, которые должны быть реализованы в рамках образовательных программ различных уровней. Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования, они формируют у детей дошкольного возраста предпосылки к учебной деятельности.

Кроме того, на обеспечение преемственности направлен федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, согласно которому психолого-педагогические условия начального общего образования должны обеспечивать преемственность содержания и форм организации образовательного процесса.

Преемственность - это последовательный переход с одного уровня образования на другой, который проявляется в сохранении и изменении содержания, форм и методов обучения и воспитания, что учитывается при организации работы учителя-логопеда и других педагогов.

Как показывает опыт, для обеспечения постепенного вхождения дошкольников в школьную жизнь педагогам ДОО, учителям школы и родителям нужно:

  • реализовать общие взгляды на ребенка и организацию его подготовки к школе еще в детском саду;
  • синтезировать усилия для подготовки ребенка к школе и профилактики школьной дезадаптации;
  • способствовать взаимодействию всех участников образовательных отношений.

Начиная с 2000 г., МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 53» и МБОУ «Лицей № 10» г. Белгорода осуществляют работу по преемственности, особенностью которой является организация работы учителя-логопеда в сотрудничестве с  педагогами-психологами.

Целями взаимодействия специалистов является обеспечение преемственности учебно-воспитательного процесса, единство целей, задач, методов, средств, форм обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями в ДОО и лицее, а также их адаптация к условиям новой социальной ситуации развития.

Особенности воспитанников с тяжелыми нарушениями речи и возникающие у них трудности в процессе обучения заставили специалистов по-новому взглянуть на проблему преемственности дошкольного и начального общего образования.

В приложении представлен план организации работы учителя-логопеда, который предполагает осуществление преемственности по трем направлениям: с педагогами, детьми и их родителями.

Выстроенная таким образом работа специалистов ДОО и лицея, несомненно, способствует решению проблемы преемственности. В ходе взаимодействия учитель-логопед, педагог-психолог лицея имеют возможность познакомиться с контингентом воспитанников групп ДОО компенсирующей направленности, отслеживать динамику развития каждого ребенка и при необходимости планировать маршрут их дальнейшего психолого-педагогического сопровождения в школе. Согласовывая свою работу со специалистами ДОО, они создают условия для благоприятной адаптации в школе выпускников детского сада.

Анализ успеваемости в школе и определение промежуточной динамики речевого развития выпускников группы компенсирующей направленности дает при организации работы учителя-логопеда ДОО оценить эффективность проводимой ими коррекционно-развивающей деятельности. Так, по данным ежегодного мониторинга в период с 2005 по 2015 г. среди выпускников групп ДОО компенсирующей направленности детей с низким уровнем речевой готовности выявлено не было.

И, наконец, эффективное взаимодействие специалистов ДОО и лицея с родителями воспитанников подготовительных групп компенсирующей направленности позволяет объединить им усилия с целью подготовки детей к школе и профилактики у них школьной дезадаптации.

Приложение

План организации работы учителя-логопеда ДОО и лицея по осуществлению преемственности

Срок проведения Мероприятие Ответственный
Август
(4-я неделя)
Внесение коррективов и утверждение годового плана работы по преемственности между ДОО и лицеем Старший воспитатель, учителя-логопеды ДОО, учитель-логопед лицея
Октябрь
(2-я неделя)
Общесадовское родительское собрание на тему «Школьная готовность» для родителей воспитанников подготовительных групп ДОО компенсирующей направленности. Выступление учителя-логопеда лицея на тему «Речевое развитие как показатель готовности ребенка к школе» Учитель-логопед, учитель-дефектолог лицея, педагог-психолог, учителя-логопеды ДОО
Октябрь
(4-я неделя)
Встреча учителей начальных классов с родителями будущих выпускников подготовительных групп компенсирующей направленности на базе ДОО. Презентация на тему «Готовность ребенка к школе» Учителя начальных классов лицея, воспитатели подготовительной группы компенсирующей направленности, учителя-логопеды, педагог-психолог ДОО
Ноябрь
(3-я неделя)
Круглый стол с участием учителей первых классов, педагогов-психологов ДОО и лицея по результатам адаптации выпускников детского сада с нарушениями речи и  эмоционально-волевой и познавательной сфер Учителя начальных классов, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог лицея, учителя-логопеды, педагог-психолог ДОО
Декабрь
(4-я неделя)
Анализ успеваемости в школе и определение промежуточной динамики речевого развития выпускников подготовительной группы ДОО компенсирующей направленности Учитель-логопед, учитель-дефектолог лицея, учителя-логопеды ДОО
Февраль, март Психолого-педагогическое сопровождение и консультативная работа с родителями детей. Консультации для родителей с целью определения психологической готовности и уровня речевого развития будущих первоклассников Педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог лицея, учителя-логопеды, педагог-психолог ДОО
Март
(3-я неделя)
Праздник букваря на базе лицея с участием выпускников подготовительных групп ДОО компенсирующей направленности Учителя начальных классов, учитель-логопед, учитель-дефектолог лицея, учителя-логопеды ДОО
Апрель
(2-я неделя)
Определение уровня речевого развития выпускников подготовительных групп ДОО компенсирующей направленности Учитель-логопед, учитель-дефектолог лицея, учителя-логопеды ДОО
Апрель
(4-я неделя)
Участие в работе координационного совета по  психолого-педагогическому сопровождению будущих первоклассников. Совместное обсуждение уровня психологической готовности и речевого развития выпускников ДОО Старший воспитатель, педагог-психолог, учителя-логопеды, воспитатели подготовительных групп ДОО компенсирующей направленности, завуч начальной школы, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог лицея
Май (в течение месяца) Индивидуальные консультации для родителей выпускных групп Учитель-логопед, учитель-дефектолог лицея, учителя-логопеды ДОО
Май
(3-я неделя)
Круглый стол «Итоги совместной коррекционно-развивающей работы специалистов ДОО и лицея» на базе ДОО Учитель-логопед, учитель-дефектолог лицея, учителя-логопеды, воспитатели подготовительной группы компенсирующей направленности ДОО
Май
(4-я неделя)
Составление предварительного совместного плана работы по преемственности на новый учебный год Учитель-логопед, учитель-дефектолог лицея, учителя-логопеды ДОО

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль