Профессиональная подготовка воспитателей

816

Современное состояние дошкольного образования требует целенаправленных действий по улучшению качества профессиональной подготовки воспитателя1. Среди причин — демографические изменения в обществе, в частности, увеличение числа детей дошкольного возраста. В то же время отмечается старение педагогического состава ДОО, одновременно возникает необходимость серьезных мероприятий по повышению уровня профессиональной подготовки воспитателей в т. ч. в связи с утверждением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Ключевой фигурой ДОО является воспитатель, от его действий в значительной степени зависят жизнь и здоровье ребенка, эмоциональное благополучие, динамика развития всех психических процессов и личностных качеств, а в дальнейшем успешность обучения в школе.

Требования к педагогу содержатся в ряде нормативных актов. В каждом из этих документов, принятых в разное время и с разной целью, требования к педагогу рассматриваются с различных позиций. Как увязать их между собой и что является основным в профессиональной подготовке воспитателя — актуальные вопросы современных систем дошкольного образования.

 Нормативные акты, содержащие требования к должности педагога:
  • Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»), утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н;
  • федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155;
  • стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утв. приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н.

Новый подход к обучению воспитателя

Модернизационные процессы в системе дошкольного образования заставляют пересмотреть модель обучения, искать новые подходы к обучению воспитателя, который способен быстро адаптироваться в профессиональном сообществе, самостоятельно и творчески решать многие вопросы, связанные с воспитанием, обучением и развитием детей раннего и дошкольного возраста. Приоритетными в этих условиях становятся компетентностный, деятельностный, практико-ориентированный подходы.

Компетентностный подход, в отличие от знаниевого, ориентирован на формирование у будущего педагогического работника компетенций, которые определяют его готовность и способность к решению профессиональных задач на уровне современных требований.

Деятельностный подход определяет, что формирование необходимых компетенций возможно только при активном включении будущего или действующего специалиста в ту деятельность, к которой он готовится или в которой повышает свою квалификацию.

Обязательным условием в профессиональной подготовке воспитателя с помощью практико-ориентированного подхода является наработка практического опыта деятельности в процессе обучения. Таким образом, все три подхода тесно переплетаются и в конечном итоге должны привести к подготовке педагога, который не только обладает определенными знаниями и умениями, но и в достаточной степени владеет трудовыми действиями в соответствии с требованиями, определенными для должности педагога стандартом. Существенную роль при этом приобретает практическая подготовка студентов педагогического направления.

В рамках выполнения одного из проектов Федеральной целевой программы развития образования на  2011—2015 гг.2, направленных на модернизацию педагогического образования через усиление практической подготовки профессионального воспитателя для сферы дошкольного образования по направлению «Психолого-педагогическое образование»3 преподавателями факультета дошкольной педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета предложена практико-ориентированная модель обучения студентов.

Основной единицей такой программы обучения становятся не дисциплины, освоение совокупности которых в традиционной модели обеспечивает получение будущими педагогами знаний, необходимых для будущей профессии, а модуль, который представляет собой комплексную практико-теоретическую единицу, направленную на формирование набора действий, соответствующих профессиональному стандарту педагога4.

В традиционном подходе к обучению воспитателя теоретическое обучение и практическая подготовка в определенной степени отделены друг от друга:

  • по целям (изучение дисциплин нацелено на получение знаний, а практика — на формирование умений);
  • времени (дисциплина может изучаться на одном курсе, тогда как практика организована на другом);
  • месту (освоение дисциплин происходит в вузе, практика — в соответствующих базовых организациях другого типа);
  • содержанию (изучение теоретических положений наук в дисциплинах и освоение умений их применять на практике).

В новой модели модуль как структурная единица соединяет вместе теоретическую и практическую подготовку, что позволяет студенту освоить знания, умения и трудовую функцию, непосредственно включаясь в будущую деятельность.

Таким образом, должны быть тесно увязаны требования стандарта педагога и стандарта профессиональной подготовки воспитателя в системе образования. Это положение закреплено законодательно: «При формировании федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования учитываются положения соответствующих профессиональных стандартов (п. 7 ст. 11 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015)).

С 1 июля 2016 г. данная статья будет изложена в новой редакции:

Федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования, утвержденные до 1 июля 2016 года, подлежат приведению в соответствие с требованиями, установленными частью 7 статьи 11 (в редакции Федерального закона от 02.05.2015 № 122-ФЗ), в течение одного года с 1 июля 2016 года.

Следовательно, положения профессионального стандарта «Педагог», новых ФГОС профессионального образования по группе направлений подготовки 44.00.00 «Образование и педагогические науки» должны быть взаимосвязаны, требования к практической подготовке тех, кто выбрал для себя профессию педагога отражать требования к действующему воспитателю. Кроме того, эти требования должны быть соотнесены с требованиями к педагогу, содержащимися во ФГОС дошкольного образования.

Практика во время профессиональной подготовки воспитателя

Поэтому перед разработкой нового подхода к обучению воспитателя была проведена значительная работа по сравнению и анализу современных требований к педагогу, содержащихся в вышеназванных документах. Результаты проведенного анализа, сопоставленные с аналогичным анализом, осуществленным другими исполнителями проектов (РГПУ им. А. И. Герцена, УлГПУ им. И. Н. Ульянова и др.), подвели к пониманию того, что выпускник бакалавриата не может выполнять все трудовые действия, определенные стандартом педагога, некоторые из них доступны только профессионалам, имеющим стаж работы или образование на уровне магистратуры. Это помогло сформулировать и конкретизировать компетенции, которые необходимо формировать на студенческой скамье, что должно стать основой для разработки новых стандартов высшего образования.

Проекты новых стандартов высшего образования по направлениям подготовки 44.00.00 «Образование и педагогические науки» предусматривают увеличение доли практики. Если в стандартах профессиональной подготовки воспитателя доля практической подготовки по отношению к теоретической составляла примерно 13%, в первых стандартах бакалавриата — 8–10%, то стандарты в новой редакции (так называемые ФГОС ВО 3) увеличивают ее примерно до 20%, а в перспективе при разработке четвертого поколения стандартов обсуждается возможность доведения ее для прикладного бакалавриата до 40–45% и более.

Помимо собственно практики, которая составляет отдельный блок учебного плана, предусматривается психолого-педагогический практикум (распределенная практика), организованный на базе образовательных организаций. Проведение части практических занятий теоретических дисциплин также обеспечивается силами опытных преподавателей (супервизоров).

В разработанном, апробированном и доработанном в течение 2014—2015гг. практико-ориентированном подходе к обучению воспитателя по программе подготовки прикладного бакалавра, рассчитанной на четыре года, предусмотрена организация учебной, производственной и преддипломной практик.

Практика проводится в непосредственном контакте с прошедшими специальный отбор и подготовленными опытными супервизорами ДОО, являющимися сетевыми партнерами организации высшего образования.

Сетевая форма взаимодействия организаций сегодня рассматривается как один из современных способов реализации образовательной деятельности, что закреплено законодательно:

Сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в т. ч. иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой. (п. 1 ст. 15 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015).

Следовательно, положения профессионального стандарта «Педагог (воспитатель, учитель)», новых ФГОС профессионального образования по группе направлений подготовки 44.00.00 «Образование и педагогические науки» должны быть взаимосвязаны, требования к практической подготовке тех, кто выбрал для себя профессию педагога отражать требования к действующему воспитателю. Кроме того, эти требования должны быть соотнесены с требованиями к педагогу, содержащимися во ФГОС дошкольного образования.

Поэтому перед разработкой новой модели была проведена значительная работа по сравнению и анализу современных требований к воспитателю, содержащихся в вышеназванных документах. Результаты проведенного анализа, сопоставленные с аналогичным анализом, осуществленным другими исполнителями проектов (РГПУ им.  А. И. Герцена, УлГПУ им.  И. Н. Ульянова и др.), подвели к пониманию того, что выпускник бакалавриата не может выполнять все трудовые действия, определенные профессиональным стандартом педагога, некоторые из них доступны только воспитателям, имеющим стаж работы или образование на уровне магистратуры. Это помогло сформулировать и конкретизировать профессиональные компетенции, которые необходимо формировать на студенческой скамье, что должно стать основой для разработки новых стандартов высшего образования.

Проекты новых стандартов высшего образования по направлениям подготовки 44.00.00 «Образование и педагогические науки» предусматривают увеличение доли практики. Если в стандартах подготовки дипломированного специалиста доля практической подготовки по отношению к теоретической составляла примерно 13%, в первых стандартах бакалавриата — 8–10%, то стандарты в новой редакции (так называемые ФГОС ВО 3) увеличивают ее примерно до 20%, а в перспективе при разработке четвертого поколения стандартов обсуждается возможность доведения ее для прикладного бакалавриата до 40–45% и более.

Помимо собственно практики, которая составляет отдельный блок учебного плана, предусматривается психолого-педагогический практикум (распределенная практика), организованный на базе образовательных организаций. Проведение части практических занятий теоретических дисциплин также обеспечивается силами опытных воспитателей (супервизоров).

В разработанной, апробированной и доработанной в течение 2014—2015 гг.практико-ориентированной модели основной профессиональной образовательной программы подготовки прикладного бакалавра, рассчитанной на четыре года, предусмотрена организация учебной, производственной и преддипломной практик.

Практика проводится в непосредственном контакте с прошедшими специальный отбор и подготовленными опытными воспитателями (супервизорами) дошкольных образовательных организаций, являющимися сетевыми партнерами организации высшего образования.

Сетевая форма взаимодействия организаций сегодня рассматривается как один из современных способов реализации образовательной деятельности, что закреплено законодательно:

Сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в т. ч. иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.
п. 1 ст. 15 Федерального закона от  29.12.2012 №  273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с  24.07.2015)

Для профессиональной подготовки воспитателя ДОО и другие организации, реализующие образовательные программы дошкольного образования, являются самыми заинтересованными и ресурсообеспеченными партнерами.

Сетевое взаимодействие осуществляется на основе договора между университетом и ДОО, в котором оговариваются организационные, содержательные положения, права и ответственность сторон, связанных с обучением студентов, а также финансовые отношения5.

Учебные практики (каждая длительностью две недели) планируются в начале каждого семестра. Они предшествуют изучению теоретических дисциплин модулей и направлены на получение первичных умений и навыков (ознакомительная практика и профессиональная проба). Такая последовательность организации обучения соотносится с деятельностным подходом к обучению воспитателей и способствует формированию мотивации обучающихся, соответствует логике движения студента по учебной программе: от пробного выполнения трудового действия к теории, накоплению знаний и отдельных умений к их практическому воплощению в практической деятельности, отработке трудовых действий, поддержанных собственной рефлексивной и независимой экспертной оценками, определяющими готовность к профессиональной деятельности6. Задачи каждой учебной практики изменяются в зависимости от целей, задач модуля, компетенций, формируемых в процессе освоения модуля.

Для психолого-педагогического практикума (распределенной практики), также включенного в структуру модулей профессиональной подготовки воспитателей, выделяется один день в неделю. Его задачей является освоение отдельных трудовых действий, цепочки действий, формирование научно-исследовательских умений студентов, как правило, в условиях ДОО.

Задания психолого-педагогического практикума сопровождают содержание теоретических дисциплин. Изучение ряда тем дисциплин (разделов) модуля также проходит на базе ДОО, особенно в тех случаях, когда проблематика носит практико-ориентированный характер (например, при изучении методических дисциплин и др.).

Подход к обучению воспитателя во время педагогической практики

Производственная практика организуется в форме педагогической практики, планируется в конце 3-го курса обучения в течение четырех недель и направлена на получение умений и опыта профессиональной деятельности под руководством супервизора.

В процессе производственной практики студент:

  • наблюдает образцы выполнения трудовых действий;
  • формулирует вопросы, требующие разъяснения;
  • обсуждает способы выполнения действий с супервизором, выделяет педагогическую задачу, решаемую педагогом;
  • согласовывает способы выполнения трудового действия с супервизором;
  • выполняет трудовое действие под контролем супервизора, анализирует способ выполнения, полученные результаты;
  • осуществляет рефлексивную оценку качества выполнения своих действий.

Все свои действия студент фиксирует в дневнике, который ведется в письменной или электронной форме. Выявленные недоработки в знаниях, умениях сформированных компетенциях студенты имеют возможность исправить в первой половине последнего года обучения через набор курсов по выбору, которые предлагаются в этот период в соответствии с потребностями развивающейся системы дошкольного образования, профессиональной подготовкой воспитателей, нуждами работодателей и самих студентов.

В завершение обучения бакалавра организуется длительная стажировка в течение всего последнего семестра, включающая в себя преддипломную практику по подготовке выпускной квалификационной работы. Целью стажировки является получение студентами целостного опыта профессиональной деятельности непосредственно на рабочем месте, практическая отработка умений, выполнения трудовых действий педагога, приобретенных ими в процессе подготовки в период обучения в вузе.

Стажировка организуется в группах детей дошкольного возраста образовательных организаций - партнеров по сетевому взаимодействию. В соответствии с положением о порядке проведения практики студентов образовательных организаций высшего образования при наличии в организациях вакантных должностей студенты могут зачисляться на них, если работа соответствует требованиям программы практики.

Студент может быть зачислен на должность на период стажировки или на более длительный период, что предусматривает оформление трудового договора. В других случаях со стажерами рекомендуется заключить ученический договор.

Допускается организация стажировки в индивидуальной форме по месту работы студентов, а также самостоятельное устройство студентов на должность воспитателя дошкольной группы в различные типы образовательных организаций, реализующих образовательные программы профессиональной подготовки воспитателей, в т. ч. в разных регионах России. Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья выбор мест прохождения стажировки согласуется с требованием их доступности для данных обучающихся.

В стажировке выделяется 3 этапа:

  • вводный,
  • основной
  • экспертный.

Вводный этап предполагает знакомство с местом стажировки, будущими коллегами, детьми, их родителями, условиями работы, оформление соответствующих документов, составление плана стажировки, предоставление возможности принять участие в мастер-классах опытных педагогов дошкольных групп и т. д.

В течение основного этапа стажер включается в полноценную самостоятельную деятельность, выполняет трудовые функции педагога, участвует в методических мероприятиях, организует разные формы взаимодействия с родителями воспитанников, выполняет задания, связанные с подготовкой выпускной квалификационной работы. В этот период для профессиональной подготовки воспитателя организуются проектно-аналитические семинары, тренинги, практикумы, которые могут проводиться на каждой стажерской площадке или на одной из них, где собираются все студенты, проходящие стажировку, в рамках сетевого взаимодействия.

Организаторами и руководителями семинаров являются преподаватели вуза, руководители стажерских площадок, также могут быть привлечены специалисты кадровых служб.

Так, например, проектно-аналитический семинар предполагает:

  • коллективную работу, направленную на анализ существующих у студентов-стажеров проблем,
  • выработку новых идей и проектов, их коллективные обсуждения (например, лекции и доклады ведущих специалистов ДОО, научных учреждений, руководителей органов управления, о современных тенденциях и существующем в мире опыте решения подобных проблем);
  • консультации преподавателей вузов (например, по выполнению дипломных работ);
  • конференции, где происходит обсуждение докладов групп стажеров с разных стажерских площадок, презентация и защита коллективных и индивидуальных проектов, подготовленных участниками.

Тренинги и практикумы направлены на отработку умений, связанных с дальнейшим трудоустройством уже профессионально подготовленного воспитателя.

Предлагается следующая примерная тематика тренингов и практикумов:

  • «Как подготовить портфолио психолого-педагогического инструментария воспитателя»,
  • «Как составить резюме для эффективной самопрезентации работодателю»,
  • «Как успешно пройти собеседование с потенциальным работодателем»,
  • «Тренинг самоактуализации (профессионального и личностного роста)» и др.

Деятельность стажера контролируется руководителем ДОО, супервизором.

Содержание экспертного этапа связано с итоговой оценкой качества прохождения стажировки. Итоговая оценка определяется экспертной комиссией, утверждаемой приказом по вузу, в состав которой входят преподаватели вуза, сотрудники других образовательных организаций — партнеров по сетевому взаимодействию. В качестве экспертов выступают также другие студенты-стажеры. Основным методом экспертизы является наблюдение (непосредственное или по видеозаписям), оценка портфолио, содержащего накопленный студентом психолого-педагогический инструментарий с результатами его апробации в процессе стажировки, квалификационная карта, заполненная и завизированная супервизором (наставником стажера). Оценка за стажировку учитывается при государственной итоговой аттестации. Для обеспечения объективности принципиально важным является включение в комиссию независимых экспертов.

Апробация элементов разработанного подхода к обучению воспитателя, проведенная в десяти регионах России, позволяет высказать уверенность в том, что усиление практической подготовки студентов к деятельности в должности воспитателя и привлечение к этому процессу лучших педагогических работников ДОО будет способствовать формированию у них в процессе обучения необходимых современному педагогу компетенций и трудовых действий, которые помогут в дальнейшем быстро и активно влиться в любую профессиональную среду, успешно включиться в творческий учебный процесс с детьми дошкольного возраста.

1 Волобуева Л.М. Модернизация подготовки и повышения квалификации педагогов дошкольного образования // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2015. № 6. С. 5–9. — Примеч. авт. 2 Постановление Правительства РФ от  07.02.2011 № 61 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011–2015 годы». — Примеч. ред. 3 Государственный контракт №  05.043.11.0028 ( Ф-133.054). — Примеч. авт. 4 Марголис А.А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Т. 6. № 2. С. 1–18. URL: http://psyedu.ru/journal/2014/2/ Margolis.phtml (дата обращения: 23.07.2015). 5 Волобуева Л.М., Толкачева Г.Н., Изотова Е.И., Парамонова М.Ю. Подготовка воспитателя в условиях сетевого взаимодействия организаций высшего и дошкольного образования //Дошкольное воспитание. 2015. № 2. С. 102–109. — Примеч. авт.6 Толкачева Г.Н., Изотова Е.И., Волобуева Л.М., Парамонова  М.Ю. Концептуальное обоснование и этапы моделирования программы практико-ориентированной подготовки педагогических кадров (воспитателей) в условиях сетевого взаимодействия образовательных организаций ВО и ДО // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. С. 168–185. — Примеч. авт.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль