Создание условий для вовлечения родителей в образовательную деятельность

1763

Необходимость вовлечения родителей в образовательную деятельность

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее — Стандарт), ориентирует ДОО на партнерство с семьей. Так, одной из задач, на решение которой направлен Стандарт, является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Семья и ДОО — два важных социальных института, при этом их воспитательные функции различны. Только в условиях грамотного сотрудничества педагогов и родителей возможно реализовать единые педагогические требования и принципы, которые помогут воспитать полноценно развитую личность. Поэтому перед педагогическими коллективами стоит сегодня важная задача создания благоприятных условий для активного вовлечения родителей в образовательную деятельность ДОО.

Выбор редакции:

Сборник лучших материалов по теме
«Взаимодействие с родителями»


Принимая во внимание актуальность данной проблемы, одной из главных целей дошкольного структурного подразделения «Колобок» ГБОУ «Школа № 2129» (экспериментальной площадки Федерального института развития образования) стало установление партнерских отношений, поиск новых форм, современных приемов и методов взаимодействия педагогов с родителями, направленных на повышение их активности как участников образовательного процесса.

Задачи коллектива ДОО по вовлечению родителей в образовательную деятельность

Перед коллективом ДОО были поставлены следующие задачи:

повышение уровня знаний родителей в области развивающей и коррекционной педагогики; разработка и апробация совместных с родителями и детьми проектов; внедрение эффективных форм сотрудничества (интегрированных занятий, игровых тренингов, спортивно-познавательных игр и др.);создание функциональной системы взаимодействия детского сада и семьи, способствующей формированию основ физической культуры и здоровья детей 3–7 лет.

Для успешного решения поставленных задач необходимо было выявить особенности семей воспитанников, уровень их педагогических знаний. С этой целью проводилось анкетирование родителей, индивидуальные беседы, консультирование. Анализ полученных результатов дал представление о том, что им интересно, как они представляют совместный (с педагогами) процесс воспитания и развития ребенка.

Трудности вовлечения родителей в образовательную деятельность

Современных родителей, как выяснилось в ходе исследования, интересуют многие вопросы, связанные с жизнью их малышей в детском саду, в том числе музыкально-развивающие игры с детьми. Однако зачастую они затрудняются в выборе содержания той или иной (особенно игровой) деятельности с дошкольниками и не всегда готовы к взаимодействию с коллективом ДОО в плане выполнения каких-либо поручений, заданий, ссылаясь на большую занятость.

Поэтому в процессе работы была разработана поэтапная система психолого-педагогического взаимодействия ДОО и семьи. Первый этап был направлен на сближение педагогов и родителей, установление между ними доверительных отношений. Основной задачей этого этапа являлось формирование положительного отношения родителей к ДОО. Взаимодействие проходило на основе диалога. За основу был взят принцип партнерства — родители не ученики, а партнеры по общению. В соответствии с этим принципом проводились круглые столы, мастер-классы, семинары, конкурсы семейного творчества совместно с детьми, которые вызывали живой отклик и интерес со стороны родителей. Совместные мероприятия превращались в настоящий праздник.

Основные правила вовлечения родителей в образовательную деятельность

На втором этапе осуществлялось сокращение детско-родительской дистанции общения. Педагоги пытались обратить внимание родителей на степень активности их детей во время различных видов деятельности, тем самым вызвать у них желание принять заинтересованное участие в жизни дошкольников.

Третий этап был посвящен не только вовлечению родителей в образовательную деятельность, но и совместному решению проблем развития и воспитания ребенка в семье и социуме. Важной задачей здесь стало формирование стиля общения, основанного на взаимоуважении, взаимоответственности и взаимопонимании.

Например, во время проведения встречи на тему «Путешествие в подводный мир» решались такие задачи:

Педагоги проводили вместе с детьми тематические родительские встречи и родительские собрания в нетрадиционной форме, а также музыкально-спортивные представления. Это стало и способом педагогического информирования родителей, и продуктивным, творческим, коррекционно-развивающим взаимодействием. В них принимали участие разные специалисты ДОО: учитель-логопед, музыкальный руководитель, педагог-психолог, воспитатели. Тематика таких встреч была разнообразна. Например, в группах младшего возраста проводились мероприятия на темы: «Прогулка в осенний (весенний) лес», «Встреча весны», «Путешествие на лесную полянку»; в группах старшего возраста: «Путешествие в подводный мир», «Морская прогулка», «По зимней тропе», «Правильно дыши, с музыкой дружи». Задачи, реализуемые в ходе этих мероприятий, имели широкий спектр.

Например, во время проведения встречи на тему «Путешествие в подводный мир» решались такие задачи:

развитие речи, фонематического слуха;расширение словарного запаса;развитие произвольного внимания, слуховой памяти;снятие психомышечного напряжения;развитие мелкой моторики и координации движений.

Сюжет встречи заключался в следующем: учитель-логопед в образе Золотой рыбки приглашает детей и родителей в путешествие по морскому дну и для актуализации их внимания задает вопрос: «Кто обитает на дне морском?» Чтобы узнать это, воспитанники выполняют определенные задания (отгадывают загадки, делят слово на слоги и называют в нем первый звук и т. д.). Затем вместе с родителями строят из конструктора подводную лодку, в которой «опускаются» на морское дно. Там их встречает педагог-психолог в образе Морской звезды, который проводит с детьми и родителями психогимнастику и предлагает выполнить задания музыкально-развивающей игры: преодолеть препятствия, поэкспериментировать с разными предметами, закрепляя понятия «холодный — горячий», «тяжелый — легкий», «мокрый — сухой», «тихий — громкий». Общим итогом встречи становится коллективная творческая деятельность и приятные впечатления и воспоминания о ней.

Особенности проведения встреч и музыкально-развивающих игр для детей

Родители во время таких тематических встреч, как правило, доброжелательны и активны. Они общаются не только со своими детьми, но и с другими дошкольниками, знакомятся с их родителями и педагогами в неформальной обстановке.

В разработке и апробации совместных с родителями интегрированных и развивающих занятий, игровых тренингов также участвовали и педагоги, и специалисты ДОО. Эти занятия были интересны, содержательны и эмоционально окрашены. Они строились на основе принципа интеграции и тематического планирования. Во время занятий решались как образовательные, так и воспитательные задачи.

Так, во время тренинга «Мяч и речь» с детьми и родителями средней группы решались следующие задачи:

развитие фантазии и творческих способностей у детей и взрослых;формирование у дошкольников двигательных умений и навыков, развитие координации движений;развитие коммуникативной функции (общения, взаимопонимания, умения поддерживать друг друга).

Музыкально-развивающие игры с детьми проводились в физкультурном зале. По заданию учителя-логопеда родители вырезали из бумаги круги разной величины, а дошкольники раскрашивали их, проявляя свою фантазию. Так получились разноцветные «мячи». Затем дети и взрослые играли с ними: учились катать, ловить, играли в «футбол», загоняя импровизированные «мячи» в условные ворота, развивая таким образом моторику рук и тренируя дыхательные навыки. Новые «мячи» использовались также для проведения таких игр, как: «Назови правильно», «Большой - маленький», «Кто больше?». Далее с помощью привычных массажных мячей дети выполняли самомассаж рук, а родители делали им массаж спины. Тренинг прошел интересно, весело и занимательно.

Игровые тренинги оказались очень эффективной формой детско-родительского взаимодействия: дети расширяли свои лексико-грамматические знания, закрепляли навыки правильного дыхания, двигательные умения, развивали координацию, ловкость и быстроту движений. Родители, в свою очередь, познавали своего ребенка, а также получали определенные знания, как с помощью игр и игровых упражнений с мячом развивать у дошкольников речь. Тренинги, как и совместные со взрослыми игровые занятия, переключали дошкольников с одного вида деятельности на другой, тем самым предоставляя родителям возможность увидеть своего ребенка в разных ситуациях: в общении, игре, при выполнении творческой работы.

В ходе тренингов для вовлечения родителей в образовательную деятельность были установлены также доверительные партнерские отношения педагогов с родителями, которые делились своим семейным опытом: какие игры с мячом они организуют с детьми дома.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»

    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      Школа Менеджера образования

      Рассылка




      © МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
      Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
      • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
      • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль