Создание условий для вовлечения родителей в образовательную деятельность

1712

Необходимость вовлечения родителей в образовательную деятельность

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее — Стандарт), ориентирует ДОО на партнерство с семьей. Так, одной из задач, на решение которой направлен Стандарт, является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Семья и ДОО — два важных социальных института, при этом их воспитательные функции различны. Только в условиях грамотного сотрудничества педагогов и родителей возможно реализовать единые педагогические требования и принципы, которые помогут воспитать полноценно развитую личность. Поэтому перед педагогическими коллективами стоит сегодня важная задача создания благоприятных условий для активного вовлечения родителей в образовательную деятельность ДОО.

Выбор редакции:

Сборник лучших материалов по теме
«Взаимодействие с родителями»


Принимая во внимание актуальность данной проблемы, одной из главных целей дошкольного структурного подразделения «Колобок» ГБОУ «Школа № 2129» (экспериментальной площадки Федерального института развития образования) стало установление партнерских отношений, поиск новых форм, современных приемов и методов взаимодействия педагогов с родителями, направленных на повышение их активности как участников образовательного процесса.

Задачи коллектива ДОО по вовлечению родителей в образовательную деятельность

Перед коллективом ДОО были поставлены следующие задачи:

повышение уровня знаний родителей в области развивающей и коррекционной педагогики; разработка и апробация совместных с родителями и детьми проектов; внедрение эффективных форм сотрудничества (интегрированных занятий, игровых тренингов, спортивно-познавательных игр и др.);создание функциональной системы взаимодействия детского сада и семьи, способствующей формированию основ физической культуры и здоровья детей 3–7 лет.

Для успешного решения поставленных задач необходимо было выявить особенности семей воспитанников, уровень их педагогических знаний. С этой целью проводилось анкетирование родителей, индивидуальные беседы, консультирование. Анализ полученных результатов дал представление о том, что им интересно, как они представляют совместный (с педагогами) процесс воспитания и развития ребенка.

Трудности вовлечения родителей в образовательную деятельность

Современных родителей, как выяснилось в ходе исследования, интересуют многие вопросы, связанные с жизнью их малышей в детском саду, в том числе музыкально-развивающие игры с детьми. Однако зачастую они затрудняются в выборе содержания той или иной (особенно игровой) деятельности с дошкольниками и не всегда готовы к взаимодействию с коллективом ДОО в плане выполнения каких-либо поручений, заданий, ссылаясь на большую занятость.

Поэтому в процессе работы была разработана поэтапная система психолого-педагогического взаимодействия ДОО и семьи. Первый этап был направлен на сближение педагогов и родителей, установление между ними доверительных отношений. Основной задачей этого этапа являлось формирование положительного отношения родителей к ДОО. Взаимодействие проходило на основе диалога. За основу был взят принцип партнерства — родители не ученики, а партнеры по общению. В соответствии с этим принципом проводились круглые столы, мастер-классы, семинары, конкурсы семейного творчества совместно с детьми, которые вызывали живой отклик и интерес со стороны родителей. Совместные мероприятия превращались в настоящий праздник.

Основные правила вовлечения родителей в образовательную деятельность

На втором этапе осуществлялось сокращение детско-родительской дистанции общения. Педагоги пытались обратить внимание родителей на степень активности их детей во время различных видов деятельности, тем самым вызвать у них желание принять заинтересованное участие в жизни дошкольников.

Третий этап был посвящен не только вовлечению родителей в образовательную деятельность, но и совместному решению проблем развития и воспитания ребенка в семье и социуме. Важной задачей здесь стало формирование стиля общения, основанного на взаимоуважении, взаимоответственности и взаимопонимании.

Например, во время проведения встречи на тему «Путешествие в подводный мир» решались такие задачи:

Педагоги проводили вместе с детьми тематические родительские встречи и родительские собрания в нетрадиционной форме, а также музыкально-спортивные представления. Это стало и способом педагогического информирования родителей, и продуктивным, творческим, коррекционно-развивающим взаимодействием. В них принимали участие разные специалисты ДОО: учитель-логопед, музыкальный руководитель, педагог-психолог, воспитатели. Тематика таких встреч была разнообразна. Например, в группах младшего возраста проводились мероприятия на темы: «Прогулка в осенний (весенний) лес», «Встреча весны», «Путешествие на лесную полянку»; в группах старшего возраста: «Путешествие в подводный мир», «Морская прогулка», «По зимней тропе», «Правильно дыши, с музыкой дружи». Задачи, реализуемые в ходе этих мероприятий, имели широкий спектр.

Например, во время проведения встречи на тему «Путешествие в подводный мир» решались такие задачи:

развитие речи, фонематического слуха;расширение словарного запаса;развитие произвольного внимания, слуховой памяти;снятие психомышечного напряжения;развитие мелкой моторики и координации движений.

Сюжет встречи заключался в следующем: учитель-логопед в образе Золотой рыбки приглашает детей и родителей в путешествие по морскому дну и для актуализации их внимания задает вопрос: «Кто обитает на дне морском?» Чтобы узнать это, воспитанники выполняют определенные задания (отгадывают загадки, делят слово на слоги и называют в нем первый звук и т. д.). Затем вместе с родителями строят из конструктора подводную лодку, в которой «опускаются» на морское дно. Там их встречает педагог-психолог в образе Морской звезды, который проводит с детьми и родителями психогимнастику и предлагает выполнить задания музыкально-развивающей игры: преодолеть препятствия, поэкспериментировать с разными предметами, закрепляя понятия «холодный — горячий», «тяжелый — легкий», «мокрый — сухой», «тихий — громкий». Общим итогом встречи становится коллективная творческая деятельность и приятные впечатления и воспоминания о ней.

Особенности проведения встреч и музыкально-развивающих игр для детей

Родители во время таких тематических встреч, как правило, доброжелательны и активны. Они общаются не только со своими детьми, но и с другими дошкольниками, знакомятся с их родителями и педагогами в неформальной обстановке.

В разработке и апробации совместных с родителями интегрированных и развивающих занятий, игровых тренингов также участвовали и педагоги, и специалисты ДОО. Эти занятия были интересны, содержательны и эмоционально окрашены. Они строились на основе принципа интеграции и тематического планирования. Во время занятий решались как образовательные, так и воспитательные задачи.

Так, во время тренинга «Мяч и речь» с детьми и родителями средней группы решались следующие задачи:

развитие фантазии и творческих способностей у детей и взрослых;формирование у дошкольников двигательных умений и навыков, развитие координации движений;развитие коммуникативной функции (общения, взаимопонимания, умения поддерживать друг друга).

Музыкально-развивающие игры с детьми проводились в физкультурном зале. По заданию учителя-логопеда родители вырезали из бумаги круги разной величины, а дошкольники раскрашивали их, проявляя свою фантазию. Так получились разноцветные «мячи». Затем дети и взрослые играли с ними: учились катать, ловить, играли в «футбол», загоняя импровизированные «мячи» в условные ворота, развивая таким образом моторику рук и тренируя дыхательные навыки. Новые «мячи» использовались также для проведения таких игр, как: «Назови правильно», «Большой - маленький», «Кто больше?». Далее с помощью привычных массажных мячей дети выполняли самомассаж рук, а родители делали им массаж спины. Тренинг прошел интересно, весело и занимательно.

Игровые тренинги оказались очень эффективной формой детско-родительского взаимодействия: дети расширяли свои лексико-грамматические знания, закрепляли навыки правильного дыхания, двигательные умения, развивали координацию, ловкость и быстроту движений. Родители, в свою очередь, познавали своего ребенка, а также получали определенные знания, как с помощью игр и игровых упражнений с мячом развивать у дошкольников речь. Тренинги, как и совместные со взрослыми игровые занятия, переключали дошкольников с одного вида деятельности на другой, тем самым предоставляя родителям возможность увидеть своего ребенка в разных ситуациях: в общении, игре, при выполнении творческой работы.

В ходе тренингов для вовлечения родителей в образовательную деятельность были установлены также доверительные партнерские отношения педагогов с родителями, которые делились своим семейным опытом: какие игры с мячом они организуют с детьми дома.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль