Формирование взаимодействия дошкольников

204
Встреча двух личностей подобна контакту двух химических веществ: если есть хоть малейшая реакция, изменяются оба элемента. К. Г. Юнг


Формирование взаимодействия дошкольников

Воробышки готовы

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №  1155 (далее — ФГОС ДО), образовательная программа ДОО должна быть направлена на позитивную социализацию ребенка на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Общение ребенка на протяжении всего дошкольного детства рассматривается как один из ведущих видов деятельности, обеспечивающих его развитие и социализацию.

Среди целевых ориентиров образования на этапе завершения дошкольного образования ребенок характеризуется как активно взаимодействующий со сверстниками и взрослыми, способный договариваться, учитывать интересы и чувства других людей.

Учитывая это, формирование взаимодействия дошкольников друг с другом в паре и в группе должно стать одной из центральных задач деятельности педагога, постоянно находящейся в поле его внимания. Вспомним слова А. Камю: «Великий вопрос жизни — как жить среди людей?». На этот вопрос ребенок должен получать ответы уже в дошкольном детстве. Эти ответы должны быть понятны ему, естественны и благоприятны для него в текущей жизненной ситуации, закладывать основы его успешного и эффективного вхождения в мир людей.

Формирование взаимодействия дошкольников в разных возрастных группах

Формирование взаимодействия дошкольников в паре сверстников осуществляется поэтапно в каждой возрастной группе. Так, в старшей группе работа должна быть направлена на получение детьми опыта договора в паре о выборе предмета и/или способа деятельности под руководством взрослого, развитие самостоятельности и творчества пары в совместной деятельности.

Если педагог предлагает паре детей задание для совместного выполнения, то ему следует создать для этого условия, необходимые для позитивной социализации ребенка, которые можно разделить на следующие направления:

мотивация пары на совместную деятельность; обеспечение развития самостоятельности и творчества детей в совместной деятельности; побуждение воспитанников к договору о том, что именно и (или) каким способом они будут делать; побуждение детей по завершении совместной деятельности к осознанию того, что им удалось сделать задание быстро и красиво благодаря тому, что каждая пара договорилась о том, каким образом они будут действовать.

Раскроем подробнее содержание этих направлений. Мотивирование пары сверстников на совместную деятельность или попарную работу всей группы дошкольников может быть легко осуществлено (понято и принято воспитанниками). Для этого нужно сказать детям, что задание должно быть выполнено быстро, а достичь этого можно, если работать парами, совместно выполняя одно задание для общей групповой работы.

Позитивная социализация ребенка в старшем дошкольном возрасте путем работы в паре

Необходимость поддержки детской инициативы, самостоятельности и творчества акцентируется во ФГОС ДО. Особенно актуально это требование в старшем дошкольном возраста, когда у ребенка складываются и развиваются подлинно личностные механизмы регуляции поведения, оно становится все менее ситуационно зависимым, приобретает волевой характер, т. е. дошкольник начинает хотеть действовать по собственному желанию, реализовывать собственные устремления. Развивается произвольность поведения, для которой характерно не только стремление действовать по собственному желанию, но готовность и стремление соответствовать правилам, выполнять социальные нормы, вести себя «правильно». Другими словами, развитие самостоятельности, инициативы и творчества ребенка (как проявление индивидуализации развития) интегрируется, взаимодействует с социализацией как освоением социального опыта, усвоением социальных норм, правил поведения и деятельности. Такое взаимодействие обогащает ребенка и позволяет ему одновременно стать и неповторимой индивидуальностью, и интегрированной частью социума.

Формирование взаимодействия дошкольников в паре, а также самостоятельности и инициативности, с одной стороны, и позитивной социализации ребенка с другой, на уровне методики обеспечивается тем, что педагог вначале знакомит и обучает детей тем или иным видам действий с предметами и материалами, знакомит с инструментами, приспособлениями, правилами действий с ними, а затем предлагает им воплотить свой собственный замысел, выбирая самостоятельно материалы для поделки, инструменты, способы работы и т. п. Например, специально организованной образовательной деятельности по изготовлению макета «Птицы на кормушке», в ходе которой дети получают возможность проявить самостоятельность и творчество в изготовлении птичек, предшествуют занятия, на которых они учатся лепить, работать с бумагой, перышками, зернышками и т. п.

Формирование взаимодействия дошкольников

Снегири в паре будут похожи

В рамках данной специально организованной образовательной деятельности, перед тем как начать изготавливать поделки по собственному замыслу, педагог вспоминает вместе с воспитанниками, из чего можно сделать тело птички, лапки, глазки, крылышки (указывается на разные варианты), каким способом это можно сделать.

Обеспечение того, чтобы пары детей договорились о том, что именно и каким способом они будут делать, в этом возрасте достигается прямым указанием взрослого, это важное условие позитивной социализации ребенка в данном возрасте. В нашем случае педагог сразу говорит о том, что для того, чтобы птички в паре оказались похожими друг на друга, дети должны договориться, из чего они будут делать крылышки, лапки, глазки, какими они будут. Воспитатель предлагает также мерку для того, чтобы размер птичек подходил кормушке. По мере изготовления поделок педагог наблюдает и слушает, о чем договариваются воспитанники, задает, если необходимо, вопросы о том, договорились ли они, побуждает к этому, помогает, если необходимо.

По завершении совместной деятельности, когда на кормушке оказываются шесть птичек: два снегиря, две синицы и два воробья — педагог просит их сосчитать и задает детям вопросы о том, как им удалось так быстро и красиво сделать макет для малышей (разделились на пары, договорились о том, что и как делать).

Формирование взаимодействия дошкольников в паре: особенности совместной работы детей

Детям нравится работать в паре, особенно если они легко договариваются, уступают друг другу, «передавая» попеременно лидерскую позицию, свои придумки. В большинстве случаев дошкольники приходят к согласию ради выполнения общего задания.

Если пару образуют дети с сильными лидерскими стремлениями, неготовностью уступить, то договор тормозится. В этом случае педагог может предложить им договориться о том, что, например, крылья будут такими, как говорит один из участников пары, а глазки — как предлагает другой.

Формирование взаимодействия дошкольников

Наша кормушка готова

В целом эта специально организованная образовательная деятельность позволяет воспитанникам не только самостоятельно воплотить собственный замысел, проявить творчество, но и получить важный психологический опыт договора со сверстником, опыт такого взаимодействия, в котором можно предложить свое, но при этом нужно услышать желание другого, договориться так, чтобы достичь общую цель. Как правило, это удается (с помощью педагога), и дети действительно рады, что птички получаются очень красивыми и оригинальными.

Следует отметить, что данная совместная деятельность, организованная в старшей группе ГБДОУ «Детский сад № 55» г. Санкт-Петербурга, стимулировала речевую активность воспитанников. Один из мальчиков по собственному желанию очень подробно рассказал другу, пришедшему после медицинской процедуры, о том, с кем он делал воробьев и из чего, кто делал других птиц. Дети достаточно долго рассматривали макет и разговаривали. Таким образом, был продемонстрирован высокий уровень заинтересованности воспитанников, их эмоциональной включенности, освоения материала и, конечно, позитивной социализации каждого ребенка. 

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 16 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ДОО

      • Никитина Т. А.
        К.п.н., начальник отдела качества дошкольного образования и сопровождения деятельности экспертов ГАОУ ДПО «Московский центр качества образования» (МЦКО)

        ВЫ ПОЛУЧИТЕ:

        • ✱ Смотрите запись вебинара в любое время
        • ✱ Задайте вопрос лектору в чате в течение вебинара – и получите ответ
        • ✱ После вебинара Вы получите презентацию лектора
        • ✱ После вебинара Вы получите электронный сертификат
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль