ФГОС общего образования детей: общие и специфические требования к ООП

168

Современная система отечественного образования призвана создать условия для осуществления непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ практически с рождения и на протяжении всей жизни человека. Первыми уровнями этой системы являются дошкольное и начальное общее образование, требования к организации которых определяются федеральными нормативными актами.

ФГОС общего образования детей: сущность документа

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон № 273-ФЗ) для каждого уровня образования разработаны федеральные государственные образовательные стандарты (далее - ФГОС), призванные обеспечить единство образовательного пространства Российской Федерации, преемственность основных образовательных программ (далее — ООП), вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся, государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

Все это в полной мере относится и к ФГОС общего образования детей первых уровней образования, каждый из которых имеет свои особенности, обусловленные спецификой возраста детей. Однако специфика дошкольного возраста, необязательность дошкольного образования определяют особенности содержания и организации этого уровня образования по отношению к первому цензовому уровню начального общего образования, освоение которого удостоверяется документально.

Впервые в истории нашей страны утвержденный ФГОС дошкольного образования является обязательным документом для всех, кто занимается реализацией образовательных программ данного уровня (п. 1.1 ФГОС ДО).

Законом № 273-ФЗ определена возможность получения дошкольного образования по достижении детьми возраста двух месяцев в образовательных организациях.

ООП дошкольного образования детей могут реализовываться в различных организациях, осуществляющих обучение (ст. 33 Закона № 273-ФЗ), по сути любыми (как сказано в Законе, иными) юридическими лицами, создающими образовательные структуры, а также индивидуальными предпринимателями.

Положения ФГОС ДО могут использоваться родителями (законными представителями) при получении детьми дошкольного образования в форме семейного образования.

ФГОС ДО распространяется также на образовательную деятельность со всеми детьми раннего и дошкольного возраста, в т. ч. имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ).

Первый уровень общего образования задает старт для освоения последующих уровней, в частности, начального общего образования, которое начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет (ст. 65 Закона № 273-ФЗ).

В Законе № 273-ФЗ оговорены условия, при которых прием детей в образовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования может проводиться в более раннем или более позднем возрасте.

Что отражено в ФГОС общего образования детей?

Освоение начального общего образования является обязательным для всех детей, и требования к результатам освоения четко определены во ФГОС НОО, независимо от того, где ребенок его получает: в образовательной организации или в форме семейного образования. Без освоения уровня начального общего образования невозможно продолжение обучения на последующих уровнях образовательной системы (ст. 66 Закона № 273-ФЗ), обучение по программам начального общего образования может и должен освоить каждый российский гражданин.

ФГОС НОО определяет нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования, который составляет четыре года. Для детей с ОВЗ этот срок может быть увеличен. Помимо этого, для детей глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами (чьи правоотношения будут установлены с 1 сентября 2016 г.) утвержден специальный ФГОС общего образования детей с ОВЗФГОС общего образования детей: общие и специфические требования к ООП.

Дошкольное и начальное общее образование осуществляется через соответствующие образовательные программы, которые определяют содержание и организацию образовательной деятельности с детьми и должны быть преемственными. Тем не менее можно отметить существенные отличия в требованиях к разработке этих программ, связанные, в частности, с необязательностью уровня дошкольного образования и обязательным освоением начального общего образования как «фундамента всего дальнейшего образования» (п. 1 раздела I ФГОС НОО).

Необходимость преемственности всех уровней общего образования подчеркивается в ст. 63 Закона № 273-ФЗ: «Образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования являются преемственными».

О преемственности уровней образования говорится как во ФГОС ДО: «Стандарт направлен на решение следующих задач: …обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее — преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования)» (п. 1.6), так и ФГОС НОО: «Стандарт направлен на обеспечение: …преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования» (п. 6 раздела I).

Статьи об ООП дошкольного образования детей

Направленность дошкольного и начального общего образования определена в первых пунктах статей Закона № 273-ФЗ, посвященных данным уровням образования.

ФГОС общего образования детей: общие и специфические требования к ООП

Ст. 64. Дошкольное образование

1. Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

2. Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей,  в т. ч.  достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

ФГОС общего образования детей: общие и специфические требования к ООП

Ст. 66. Начальное общее, основное общее и среднее общее образование

Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни).

Таким образом, подчеркивается направленность программ на полноценное развитие личности, акцентируется внимание на индивидуальном подходе к детям, развитии их индивидуальных способностей. Следует отметить нацеленность ООП дошкольного образования детей не только на разностороннее развитие на протяжении дошкольного детства, но и на создание предпосылок дальнейшего обучения на следующем уровне образования.

Содержание образования на разных уровнях образования определяется образовательными программами, которые «самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное» (п. 5 ст. 12 Закона № 273-ФЗ).

При этом понятие «образовательная программа» раскрывается как «комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов» (ст. 2 Закона № 273-ФЗ).

Однако данное общее положение относится к образовательным программам всех уровней, кроме программ дошкольного образования, требования к разработке которых определены в п. 6 ст. 12 Закона № 273-ФЗ: «Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования».

Таким образом, для образовательных программ дошкольного образования определены особые требования к разработке, и соответственно понятие «образовательная программа дошкольного образования» раскрывается не через определение, представленное в ст. 2 Закона № 273-ФЗ, а через те характеристики, которые содержатся во ФГОС ДО и примерных образовательных программах дошкольного образования.

Положения ФГОС общего образования детей

Характеристика ООП дошкольного образования содержится в разделе II «Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему» ФГОС ДО. Специфика образовательной программы данного уровня образования становится еще более очевидной, если сопоставить данный раздел ФГОС ДО с аналогичным разделом ФГОС начального общего образования (раздел III ФГОС НОО).

Основные положения ФГОС ДО и ФГОС НОО, представленные в приложении, наглядно демонстрируют их общие и специфические требования к образовательным программам соответствующего уровня образования. Рассмотрим их подробнее.

При соблюдении требований к структуре стандартов, предусмотренных Законом № 273-ФЗ, обращает на себя внимание отличие в последовательности раскрытия этих требований во ФГОС ДО и ФГОС НОО.

Во ФГОС ООП дошкольного образования детей  первой группой требований являются требования к структуре образовательной программы и ее объему, условиям реализации только затем представлены требования к результатам ее освоения в виде «целевых ориентиров». «Программа направлена на: создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей» (п. 2.4 ФГОС ДО).

Неслучайно ФГОС ДО часто называют «стандартом условий». В документе подчеркивается, что общая образовательная программа дошкольного образования «формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования)» (п. 2.3 ФГОС ДО).

Во ФГОС общего образования детей на первое место поставлены требования к результатам освоения образовательной программы, которые являются предметом итоговой оценки освоения обучающимися ООП начального общего образования, необходимых для продолжения образования. Затем раскрываются требования к структуре образовательной программы и условиям ее реализации.

Общим в структуре образовательных программ является наличие двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. При этом различается объем обозначенных частей, которые во ФГОС НОО заданы точным соотношением 80 и 20%, а во ФГОС ДО рекомендуемым — не менее 60 и не более 40% соответственно.

Общим также является наличие в программах трех разделов: целевого, содержательного и организационного, однако требования к их наполнению значительно отличаются.

Отличие ООП дошкольного образования детей от общего

В целевом разделе ООП начального общего образования главной составляющей является формулирование четких требований к результатам освоения программы (личностным, метапредметным и предметным) и необходимости разработки системы оценки достижения планируемых результатов ее освоения (раздел II ФГОС НОО), которые определяют другие группы требований (к структуре программы и ее объему, условиям ее реализации).

Во ФГОС ДО в данном разделе акцент делается на характеристике особенностей детей, в т. ч. индивидуальных различий. Результаты освоения образовательной программы представляются в виде целевых ориентиров, которые характеризуются как «социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка» (п. 4.6 ФГОС ДО), «не подлежат непосредственной оценке, в т. ч. в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей» (п. 4.3 ФГОС ДО).

Содержательные разделы образовательных программ в силу специфики каждого уровня также различаются.

Обращает внимание, что содержание ООП дошкольного образования детей представляется в виде описания образовательной деятельности с детьми, особенностей ее реализации, включая и иные характеристики содержания, которые авторы могут определить самостоятельно.

Тогда как содержание ООП начального общего образования представляется в виде программ, ориентированных на достижение четко обозначенных и охарактеризованных во ФГОС НОО конкретных результатов.

Сравнение образовательных областей, обозначенных во ФГОС ДО, и предметных областей во ФГОС НОО позволяет говорить об основных линиях преемственности с учетом возрастных особенностей детей и специфики каждого уровня образования.

Требования ФГОС общего образования детей и дошкольного

Существенные различия можно отметить в требованиях к организационным разделам образовательных программ, обусловленных особенностями организации дошкольного и начального общего образования.

Согласно ФГОС НОО в организационном разделе образовательной программы требуется представить не только учебный план начального общего образования, план внеурочной деятельности, календарный учебный график. В пункте 16 раздела III ФГОС НОО полностью перечисляются все разделы ООП начального общего образования:

пояснительная записка;планируемые результаты освоения обучающимися ООП начального общего образования;учебный план начального общего образования;программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;программы отдельных учебных предметов, курсов;программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;программа коррекционной работы;система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП начального общего образования.

Во ФГОС ДО требования о наличии подобных документов отсутствуют, и главным становится описание условий материально-технического, методического обеспечения, развивающей предметно-пространственной среды.

Требования к условиям реализации ООП дошкольного образования детей включают также требования к психолого-педагогическим, кадровым, финансовым условиям реализации программы. Кроме того, в ООП дошкольного образования предусмотрен дополнительный раздел, включающий текст краткой презентации программы, ориентированный на родителей детей и доступный для ознакомления.

Требования к условиям реализации ООП начального общего образования представляют собой систему требований к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации образовательной программы и достижения планируемых результатов начального общего образования, к которым относятся требования к учебно-методическому обеспечению образовательной деятельности, включающие информационно-образовательную среду организации, психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы.

Таким образом, цели и задачи ФГОС ДОУ определяют необходимость построения образовательной программы начального общего образования от обозначенных личностных («портрета выпускника начальной школы»), предметных, метапредметных результатов ее освоения.

Разработка ООП дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО ведется от уровня развития детей с опорой на основные принципы дошкольного образования, и ключевыми при этом, важнейшими условиями становятся требования к условиям, обеспечивающим полноценное развитие ребенка, среди которых на первых план выступают требования к педагогическим работникам, наличию персонала, обеспечивающего физическое и психологическое благополучие каждого ребенка, развивающую предметно-пространственную среду, методическое обеспечение. Своеобразие определенной возрастной ступени, характеризует особенности реализации образовательной деятельности. Учет этих особенностей является залогом сохранения самобытности и самоценности каждого периода детства.

Приложение

Общие и специфические требования ФГОС ДО и ФГОС НОО к образовательным программам соответствующего уровня образования

ФГОС ДО ФГОС НОО
Последовательность раскрытия требований к ООП
Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования. Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования
Структура ООП
Обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений Обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений
Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения ООП дошкольного образования. Пояснительная записка должна раскрывать:цели и задачи реализации Программы;принципы и подходы к формированию Программы;значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в т. ч. характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста. Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в т. ч.детей-инвалидов Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации ООП начального общего образования, а также способы определения достижения этих целей и результатов. Целевой раздел включает:пояснительную записку;планируемые результаты освоения обучающимися ООП начального общего образования;систему оценки достижения планируемых результатов освоения ООП начального общего образования
Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей. Содержательный раздел Программы должен включать:описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов;описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена Программой. В содержательном разделе Программы должны быть представлены:особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;способы и направления поддержки детской инициативы;особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы Содержательный раздел определяет общее содержание начального общего образования и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов:
программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся при получении начального общего образования;программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности;программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся при получении начального общего образования;программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;программу коррекционной работы
Образовательные области:«Социально-коммуникативное развитие»;«Познавательное развитие»;«Речевое развитие»;«Художественно-эстетическое развитие»;«Физическое развитие» Предметные области:«Филология»;«Математика и информатика»;«Обществознание и естествознание» (Окружающий мир);«Основы духовно-нравственной культуры народов России»;«Искусство»;«Технология»;«Физическая культура»
Организационный раздел должен содержать описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включать распорядок и (или) режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательной деятельности, а также механизмы реализации основной образовательной программы. Организационный раздел включает: учебный план начального общего образования; план внеурочной деятельности, календарный учебный график; систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта. Учебный план начального общего образования и план внеурочной деятельности являются основными организационными механизмами реализации основной образовательной программы начального общего образования



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль